Статья на тему: «Применение технологии сотрудничества, как доступного и эффективного метода, в образовательном процессе ДОУ»
статья

Даниелян Анаит Вачагановна

Пути повышения эффективности обучения ищут все педагоги. На протяжении многих лет мы пыталась создавать такую межличностную атмосферу, которая устраняет преграды на пути подлинно творческого продуктивного учения.

В нашей работе, мы используем технологию сотрудничества, которую считаем наиболее успешной альтернативой традиционным методам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_publikatsiyu_v_alsi_.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

            Даниелян А. В.,

воспитатель высшей квалификационной категории,

МБДОУ №7 ст. Ладожская,

МО Усть-Лабинский район

     

 «Применение технологии сотрудничества,

как доступного и эффективного метода,  в образовательном процессе ДОУ»

«Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе,

если вдуматься, все высокие нравственные качества.

Только в сотрудничестве можно воспитать

 человека для человека…»

С. Л. Соловейчик.  

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий [3].

Пути повышения эффективности обучения ищут все педагоги. На протяжении многих лет мы пыталась создавать такую межличностную атмосферу, которая устраняет преграды на пути подлинно творческого продуктивного учения.

В нашей работе, мы используем технологию сотрудничества, которую считаем наиболее успешной альтернативой традиционным методам.

В Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро". Этому изречению уже много-много лет, но оно особо актуально в настоящее время.

В современном обществе в связи с развитием информационных технологий детям становится труднее общаться и взаимодействовать между собой. Многие из них увлечены электронными устройствами и не интересуются друг другом.

Эта ситуация имеет двойственный характер: с одной стороны информатизация общества – это большой технологический прорыв, с другой – это большой урон в сфере коммуникации. Именно поэтому наша задача – с дошкольного возраста обучить детей взаимодействовать друг с другом.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) современный дошкольник должен уметь планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, уметь работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, а также активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, уметь разрешать конфликты [4].

 Важную роль в этом процессе играет «технология сотрудничества», основанная на совместной развивающей деятельности взрослых и детей, сущность которой заключается в создании условий для творческого саморазвития личности, развития социальной и коммуникативной компетентности дошкольников. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности [1,3].

В дошкольный период под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, постигает мир человеческих отношений.

 Согласно концепции Майи Ивановны Лисиной [5], на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся этапов. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности.

1 этап (младший дошкольный возраст): обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

 2 этап (средний дошкольный возраст): обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности, развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Задача воспитателя создать творческие ситуации в игровой, коммуникативной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде; поддерживать творческие инициативы детей, атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам; создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю и настойчивость в получении результата [1,2].

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок».

Доброта, отзывчивость, дружеские взаимоотношения - основа технологии сотрудничества. Важно найти новое разнообразное содержание деятельности и общения для дошкольников, которое увлечет их радостью объединения усилий для достижения интересного совместного результата.

 Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в основной образовательной деятельности развивающего цикла. 

 Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач: формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе; развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий; развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

 Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Дети с удовольствием откликаются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа, благодаря усилиям каждого. По примеру взрослых они начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, который необходим им для создания коллективных работ.

 Методами нашей работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество педагога и воспитанников.

В нашей работе мы используем различные игры на развитие сотрудничества. Это игры на развития интереса к партнеру по общению; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие навыков взаимодействия в группе; игры на сплочение детского коллектива. Например, игра «Доброе слово», в которой дети сидят в кругу, каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Цель этой игры: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам. 

Важной составляющей совместной деятельности на основе технологии сотрудничества является рефлексия, через которую у детей идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. С помощью вопросов, адресованных детям, необходимо фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания. Грамотно организованная работа по развитию рефлексии значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребенка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. Мы, педагоги детского сада находимся в постоянном взаимодействии с родителями.

В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.

Основной целью взаимодействия является создание единого пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. В своей работе мы применяем как традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи, так и нетрадиционные.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Для этого нами была разработана  система мероприятий по ознакомлению детей с объектами социального окружения, разработаны перспективные планы взаимодействия с учреждениями-партнерами. Развитие социальных связей детского сада с общественными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка.

Очень приятно видеть, что в результате взаимодействия с социумом, наши дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, любознательными,  внимательными, дружелюбными, почти готовыми выйти в большой взрослый мир,  имея за плечами небольшой, но позитивный практический опыт общения с окружающим миром.

Постоянное обогащение практического опыта общения и сотрудничества дошкольников со взрослыми и сверстниками создает важные предпосылки для полноценного развития и последующего успешного школьного обучения.  Как показывает практический опыт, в результате применения «технологии сотрудничества» воспитанники лучше усваивают нравственные нормы и соотносят с ними свои поступки, учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, совместно планировать деятельность, договариваться в процессе совместной деятельности, нести коллективную ответственность за результат [2,3].

Применяя технологию сотрудничества в нашей работе, мы говорим, что наши воспитанники: слушают и слышат друг друга, приходят к согласию; у них сформировалось позитивное отношение к самому себе, сверстникам, взрослым; умеют отстаивать свою позицию. Помимо всего этого, у дошкольников развивается речевое взаимодействие и отсутствует чувство страха за ошибку.

Таким образом, благодаря технологии сотрудничества, у ребёнка формируются навыки:

  • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
  • умение принимать участие в коллективных делах и играх;
  • умение уважительно относиться к окружающим людям;· умение принимать и оказывать помощь.

А также применение технологии сотрудничества помогает готовить дошкольника к жизни в современном обществе, они овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой, со взрослыми, с окружающим миром, навыками само и взаимного контроля результатов деятельности, формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их.  

Список использованных  источников:

  1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. - СПб.: ООО Изд-во «Детство-пресс», 2012 - 224 с.
  2. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно- методическое пособие / Балашов. филиал. Саратовского  государственного университета им. Н. Г. Чернышевского; [Г. В. Фадина и др.]. - Балашов: Николаев, 2004. - 63 с.
  3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
  5. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Академия педагогических  и соц. наук, Моск. психол.- соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.
  6. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании"

ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер...

Научная статья на тему: "Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии"

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Многие педагоги и родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об ...

Статья «Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы в образовательном процессе».

Статья "Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы в образовательном процессе "...

Статья на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В статье представлена информация  по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...