Статья: "Проектирование экологической развивающей среды в дошкольной образовательной организации"
статья (старшая группа)

Бороздюхина Вероника Сергеевна

 

Шаповалова Анастасия Игоревна

 воспитатель

Бороздюхина Вероника Сергеевна

воспитатель

 МБДОУ «Д/С №60»

г. Белгород, Белгородская область

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 Аннотация: в статье обоснована актуальность проблемы проектирования экологической развивающей среды в дошкольной образовательной организации. Авторами определены принципы, факторы и требования к проектированию экологической развивающей среды.

 

Ключевые слова: проектирование, экологическая развивающая среда, принципы, факторы, требования.

 

    В настоящее время, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нового поколения, качественно изменяет реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и выдвигает новые требования к предметно – развивающей среде. На первый план выходит необходимость переосмысления подходов к организации предметно – развивающей среды дошкольного образовательного учреждения вообще и экологической развивающей среды – в частности.

    Экологическая развивающая среда – это система определенных экологических зон на территории и в помещении, которые способствуют эко- логическому развитию детей [1]. Так же, мы считаем, что правомерно опираться на принципы организации развивающей среды вообще. К таким принципам относят:

– принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

– принцип активности;

– принцип стабильности – динамичности;

– принцип эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;

– принцип сочетания привычных и неординарных элементов; – принцип открытости – закрытости [2].

      Экологическая развивающая среда в ДОО должна побуждать детей к:

– познавательному развитию (стимулировать познавательную деятельность, создать условия для экспериментирования, систематических наблюдений; активизировать интерес к явлениям природы);

– эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

– оздоровлению дошкольников (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

– формированию нравственных качеств (каждодневный уход за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

– формированию экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования, ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

 – экологизации различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. д.) [3].

      Таким образом, экологическая развивающая среда, построенная в соответствии с принципами и требованиями, создает условия для экологического развития детей на каждом возрастном этапе.

       В настоящее время, ученые уделяют недостаточно внимания проблеме проектирования экологической развивающей среды в дошкольном учреждении.

       Под «проектированием экологической развивающей среды» мы понимаем один из видов деятельности педагога по созданию проекта экологической среды дошкольного учреждения, который направлен на решение задач экологического образования детей.

      Для успешного осуществления проектирования экологической развивающей среды необходимы четко проработанные экологические зоны.

      Теоретической основой проектирования экологической развивающей среды является осмысление ее социального и культурного компонента, определяемого социальными институтами, общественным и природным окружением. Необходимость создания экологической развивающей среды в дошкольном учреждении для разностороннего развития личности основывается на результатах научных исследований отечественных ученых (Л.М. Кларина, Ю.С. Мануйлов, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.), концепции дошкольного воспитания и требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

      В дошкольной образовательной организации проектирование экологической развивающей среды должно способствовать соблюдению следующих требований:

– соотнесение возраста ребенка с зоной его ближайшего развития;

– объекты экологической развивающей среды должны быть включены в вариативную деятельность детей;

– содействие развитию всех психических процессов ребенка;

– сформированность экологической среды на основе принципов, разработанных Т.А. Серебряковой:

– принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы;

– принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы;

– принцип эколого-эмоционально-эстетического развития;

– принципформирования экологически грамотного природопользования;

– принцип учета морфофункциональных особенностей живого организма (экологический подход) [4].

        Проектирование экологической развивающей среды в дошкольной организации позволит применить новые формы взаимодействия всех участников образовательного процесса и углубить партнерские отношения с семьями воспитанников.

       Мы выделили факторы, которые будут способствовать проектированию экологической развивающей среды в ДОО:

      1. Готовность коллектива ДОО к совместной деятельности по созданию «культурных ландшафтов» и экологических пространств, способствующих формированию у детей созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает.

      2. Активное участие администрации ДОО, родителей, эколога, дизайнера, садовника в организации и поддержке проектирования экологической развивающей среды.

      3. Привлечение семей воспитанников, ориентированных на партнерские отношения с дошкольным учреждением, оказание помощи в приобретении пространства их жизнедеятельности, которые помогают ребенку воспринимать природу сквозь призму человеческой культуры, от уровня которой зависит отношение к ней как к эстетической и нравственной ценности.

       4. Учет особенностей экосистемы края, богатства видов флоры и фауны, что вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и способствует формированию эмоциональных и духовных чувств.

       Итак, проектирование экологической развивающей среды дошкольного учреждения невозможно без особых элементов этой развивающей среды. Каждый ее элемент должен быть функционален и комфортен на уровне функциональной надежности и безопасности.

       Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что грамотное проектирование экологической развивающей среды в дошкольном учреждении, в том числе и с экологической точки зрения, позволит проявить каждому ребенку интерес и потребность в общении, взаимодействии с объектами природы, обеспечит сформированность познавательного отношения и поможет становлению ценностного отношения к окружающему миру. Правильно спроектированная экологическая развивающая среда, как функциональное и пространственное соединение субъектов воспитания, объединяет в одно целое ее содержательные элементы, выступает в качестве посредника в развивающем взаимодействии и единстве взаимоотношений дошкольников с окружающим миром природы.

 

Список литературы

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.

2. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993. – 102 с.

3. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошк. воспитание. – 1999. – №3.

4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / учеб. пособие для студ. вузов / Т.А. Серебрякова. – М.: AcademiA, 2006. – 206 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаповалова Анастасия Игоревна

 воспитатель

Бороздюхина Вероника Сергеевна

воспитатель

 МБДОУ «Д/С №60»

г. Белгород, Белгородская область

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 Аннотация: в статье обоснована актуальность проблемы проектирования экологической развивающей среды в дошкольной образовательной организации. Авторами определены принципы, факторы и требования к проектированию экологической развивающей среды.

Ключевые слова: проектирование, экологическая развивающая среда, принципы, факторы, требования.

    В настоящее время, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нового поколения, качественно изменяет реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и выдвигает новые требования к предметно – развивающей среде. На первый план выходит необходимость переосмысления подходов к организации предметно – развивающей среды дошкольного образовательного учреждения вообще и экологической развивающей среды – в частности.

    Экологическая развивающая среда – это система определенных экологических зон на территории и в помещении, которые способствуют эко- логическому развитию детей [1]. Так же, мы считаем, что правомерно опираться на принципы организации развивающей среды вообще. К таким принципам относят:

– принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

– принцип активности;

– принцип стабильности – динамичности;

– принцип эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;

– принцип сочетания привычных и неординарных элементов; – принцип открытости – закрытости [2].

      Экологическая развивающая среда в ДОО должна побуждать детей к:

– познавательному развитию (стимулировать познавательную деятельность, создать условия для экспериментирования, систематических наблюдений; активизировать интерес к явлениям природы);

– эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

– оздоровлению дошкольников (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

– формированию нравственных качеств (каждодневный уход за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

– формированию экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования, ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

 – экологизации различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. д.) [3].

      Таким образом, экологическая развивающая среда, построенная в соответствии с принципами и требованиями, создает условия для экологического развития детей на каждом возрастном этапе.

       В настоящее время, ученые уделяют недостаточно внимания проблеме проектирования экологической развивающей среды в дошкольном учреждении.

       Под «проектированием экологической развивающей среды» мы понимаем один из видов деятельности педагога по созданию проекта экологической среды дошкольного учреждения, который направлен на решение задач экологического образования детей.

      Для успешного осуществления проектирования экологической развивающей среды необходимы четко проработанные экологические зоны.

      Теоретической основой проектирования экологической развивающей среды является осмысление ее социального и культурного компонента, определяемого социальными институтами, общественным и природным окружением. Необходимость создания экологической развивающей среды в дошкольном учреждении для разностороннего развития личности основывается на результатах научных исследований отечественных ученых (Л.М. Кларина, Ю.С. Мануйлов, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.), концепции дошкольного воспитания и требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

      В дошкольной образовательной организации проектирование экологической развивающей среды должно способствовать соблюдению следующих требований:

– соотнесение возраста ребенка с зоной его ближайшего развития;

– объекты экологической развивающей среды должны быть включены в вариативную деятельность детей;

– содействие развитию всех психических процессов ребенка;

– сформированность экологической среды на основе принципов, разработанных Т.А. Серебряковой:

– принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы;

– принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы;

– принцип эколого-эмоционально-эстетического развития;

– принципформирования экологически грамотного природопользования;

– принцип учета морфофункциональных особенностей живого организма (экологический подход) [4].

        Проектирование экологической развивающей среды в дошкольной организации позволит применить новые формы взаимодействия всех участников образовательного процесса и углубить партнерские отношения с семьями воспитанников.

       Мы выделили факторы, которые будут способствовать проектированию экологической развивающей среды в ДОО:

      1. Готовность коллектива ДОО к совместной деятельности по созданию «культурных ландшафтов» и экологических пространств, способствующих формированию у детей созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает.

      2. Активное участие администрации ДОО, родителей, эколога, дизайнера, садовника в организации и поддержке проектирования экологической развивающей среды.

      3. Привлечение семей воспитанников, ориентированных на партнерские отношения с дошкольным учреждением, оказание помощи в приобретении пространства их жизнедеятельности, которые помогают ребенку воспринимать природу сквозь призму человеческой культуры, от уровня которой зависит отношение к ней как к эстетической и нравственной ценности.

       4. Учет особенностей экосистемы края, богатства видов флоры и фауны, что вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и способствует формированию эмоциональных и духовных чувств.

       Итак, проектирование экологической развивающей среды дошкольного учреждения невозможно без особых элементов этой развивающей среды. Каждый ее элемент должен быть функционален и комфортен на уровне функциональной надежности и безопасности.

       Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что грамотное проектирование экологической развивающей среды в дошкольном учреждении, в том числе и с экологической точки зрения, позволит проявить каждому ребенку интерес и потребность в общении, взаимодействии с объектами природы, обеспечит сформированность познавательного отношения и поможет становлению ценностного отношения к окружающему миру. Правильно спроектированная экологическая развивающая среда, как функциональное и пространственное соединение субъектов воспитания, объединяет в одно целое ее содержательные элементы, выступает в качестве посредника в развивающем взаимодействии и единстве взаимоотношений дошкольников с окружающим миром природы.

Список литературы

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.

2. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993. – 102 с.

3. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошк. воспитание. – 1999. – №3.

4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / учеб. пособие для студ. вузов / Т.А. Серебрякова. – М.: AcademiA, 2006. – 206 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пространственно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации

- Материал содержит основной понятийный словарь заявленной области.- Поможет аттестующимся и студентам педагогических вузов.- Заинтересует тех, кто работает над самообразованием.- Расширит кругозор.Ку...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в ДОО - развивающая предметно-пространственная среда (РППС).Проблема экологического образования - одна и...

Организация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО

Статья об организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, опубликованная в журнале "Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения"...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации

В статье отражены организация и принципы построения предметно-пространственной развивающей среды. Вследствие постоянного поиска инновационных подходов к созданию пространственной среды в ДОУ созданы р...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:Содержательно-насыщенной, развивающей;Трансформируемой;Полифункциональной;Вариативной;Доступной;Безопасной;Здоровьесбере...