Семинар для воспитателей ДОУ «Праздничные мероприятия военно – патриотической направленности для досуга и образования дошкольников»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование патриотического сознания, а также привлечение и использование воспитательного потенциала семьи и других социальных институтов для развития у детей дошкольного возраста качеств гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_vospitateley_dou.docx | 23.71 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru.pdf | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей ДОУ
«Праздничные мероприятия военно – патриотической направленности для досуга и образования дошкольников».
Цель: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование патриотического сознания, а также привлечение и использование воспитательного потенциала семьи и других социальных институтов для развития у детей дошкольного возраста качеств гражданина и патриота.
План семинара.
1. Вступительное слово старшего воспитателя Гавриловой С.В.
2. Доклад на тему «Внедрение эффективных форм и методов работы военно – патриотической направленности через активную практическую разнонаправленную деятельность в ДОУ» (воспитатель Толснева М.Д.)
3. Доклад «Проектные технологии в музыкальной деятельности ДОУ» (Музыкальный руководитель Буркова Н.А.)
4. Сообщение на тему «Взаимодействие с семьями воспитанников на праздничных мероприятиях военно – патриотической направленности (воспитатель Францкевич Ю.А.)
5. Демонстрация видео фильма «Поклонимся великим тем годам».
6. Подведение итогов. Наполнение «Чаши души» пожеланиями.
7. Решение семинара.
Ход семинара.
1. Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на семинаре по теме «Праздничные мероприятия военно – патриотической направленности для досуга и образования дошкольников».
Патриотическое воспитание дошкольников - это неотъемлемая часть обшей культуры государства. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; неоднородная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России, семье. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема патриотического воспитания детей.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека».
Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром. Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой, поддерживали его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывали патриотизм и любовь к своей Родине.
Важную роль для развития сферы ребенка играют культурно – досуговые мероприятия. Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль праздников в нашем детском саду сводится не только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. В процессе занятий у детей формируется чувство патриотизма через приобщение к песням периода Великой Отечественной войны, танцам, играм, стихотворениям.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание. Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Праздники – это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и всей жизни. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному художественному творчеству. Мы чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду хороший повод для воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости. Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Таким образом, воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий. Музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроение ребенка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств. Дети учатся сопереживать, сами не замечая этого.
Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.
Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о её смысле.
Тренинг на создание образа «Родина».
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…». Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
2. Доклад на тему «Внедрение эффективных форм и методов работы военно – патриотической направленности через активную практическую разнонаправленную деятельность в ДОУ» (воспитатель Толснева М.Д.)
3. Доклад «Проектные технологии в музыкальной деятельности ДОУ» (Музыкальный руководитель Буркова Н.А.)
4. Сообщение на тему «Взаимодействие с семьями воспитанников на праздничных мероприятиях военно – патриотической направленности (воспитатель Францкевич Ю.А.)
5. Демонстрация видео фильма «Поклонимся великим тем годам».
Звучит песня. «С чего начинается Родина»
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
«ЧАША ПОЖЕЛАНИЙ» для маленького патриота
Стать сильными, добрыми, смелыми, бесстрашными, любить свою Родину и защищать её и гордиться ей.
6. Подведение итогов.
7. Решение семинара.
ИТОГ семинара:
Патриотическое воспитание детей – это важнейшая задача в дошкольной педагогике на данном этапе развития нашего общества. Немаловажное место занимает вопрос о любви к своей Родине. Для дошкольников любовь к своей стране начинается с изучения жизни своего края, то есть своей малой родины. Человек вырастает патриотом своей страны, когда он любит и знает традиции и особенности жизни своего народа, любит и знает город и край в котором он родился. Для формирования у ребенка гражданских качеств необходимо знакомить его с обычаями, историей и культурой региона, в котором он проживает. Мы в Бурятии и важно дать детям представление о культуре и обычаях людей, живущих здесь В дошкольном возрасте важно рассказывать детям о родном городе, его достопримечательностях и достижениях. Знакомить с деятелями культуры и искусства, посещать музей и памятники. Это позволит ребенку вырасти истинным патриотом своей страны и полюбить всей душой свой родной край и город, в котором он живет.
Решение: Подводя итоги можно сделать вывод, что культурно - досуговая деятельность является эффективной формой в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
Необходимо:
- Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
- Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
- Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
- Продолжать работу с родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и города. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий военно-патриотической работы в рамках месячника к Дню Защитника Отечества
Данный материал может быть полезен старшим воспитателям ДОУ,воспитателям при планировании мероприятий к Дню Защитника Отечества....
" Праздничные мероприятия военно- патриотической направленности для проведении досугов"
Промблема патриотического воспитания одна из самых острых и актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, ...
Картотека подвижных игр по основным видам движений военно - патриотической направленности для детей старшего возраста
В картотеки представлены игры по основным видам движений. Некоторые из игр педагогам будут знакомы. В них может быть изменено название, придана иная окраска, введены изменения и усложнения, неко...
Праздничные мероприятия военно-патриотической направленности для досуга и образования дошкольников
Патриотизм является стержнем всего воспитания.. Он призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за с...
Семинар: «Праздничные мероприятия военно - патриотической направленности для досуга и образования дошкольников».
«Только тот, к...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К Семинару: «Праздничные мероприятия военно- патриотической направленности для досуга и образования дошкольников».
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.Раб...