Пути эффективного развития познавательной деятельности дошкольников.
материал

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников.

 

 Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Чтобы эффективно развивать познавательную активность дошкольников, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.           Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами.

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

В своей работе использую современные технологии в развитии познавательной активности.

Используя проблемно – игровую технологию, которая развивает интеллектуально – творческий потенциал ребенка и позволяет сделать процесс обучения доступным и привлекательным.  Для формирования у детей интереса к природным явлениям я использую художественную литературу: стихи, потешки, загадки о явлениях природы.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Применяя информационно-коммуникативные технологии, как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации: «Насекомые», «Зимующие птицы», «Краски осени» и др. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые,  театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В своей работе использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:

- игровой,  повышающий качество усвоения познавательного материала;

- сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.) ;

Опыт работы убеждает в необходимости применения в ОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире. Коммуникативная деятельность в старшем дошкольном возрасте становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему замёрзла вода на улице? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми.

В рамках двигательной деятельности, я знакомлю детей с различными видами спорта,  формирую представления о здоровом образе жизни. Здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.

Осуществляется она в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.

На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности дошкольников. Работа с родителями.

Многие современные родители на сегодняшний день, к сожалению, считают, что детский сад - это то место, куда ребенка можно привести утром и в него, как в копилочку, будут складывать необходимые знания ...

Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей

Возрастной период от пяти до шести лет – значимый этап в развитии познавательной деятельности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в ...

Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.

Статья об особенностях познвательной деятельности дошкольников....

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)

Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...

«Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников»

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш у...

Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.).

Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.)....

Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.

В статье "Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии" рассматривается использование технологии проблемного обучения в работ...