Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.
статья по коррекционной педагогике
В статье "Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии" рассматривается использование технологии проблемного обучения в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.
Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Метод проблемного обучения строится на основе того, что дети сами находят знания, а не получают их в готовом виде от педагога.
К сожалению, в практике работы с дошкольниками часто наблюдается такая тенденция: давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта?
Считаю, что обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому и усваиваются легче и быстрее. К тому же проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.
Для большинства детей, посещающих наше отделение, характерны помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Характерными недостатками когнитивного развития являются низкая познавательная активность.
В связи с этим, одним из основных направлений коррекционной работы учителя-дефектолога является развитие познавательной деятельности дошкольников. В первую очередь это касается тех детей, которые по тем или иным причинам не говорят, а значит, их актуальный уровень речевого и интеллектуального развития соответствует младшему дошкольному возрасту. Именно таких «безречевых» детей нужно учить мыслить для того, чтобы ребенок мог лучше ориентироваться в окружающем мире, мог организовать свою жизнь и стать более самостоятельным.
Актуальность данной работы основывается на том, что дети с особенностями психофизического развития с огромным трудом усваивают предлагаемый специалистом учебный материал. Данный коррекционный проект опирается на развитие процесса мышления через ознакомление с предметами окружающего ребенка мира.
Цель работы: познание свойств и отношений, окружающих ребенка предметов в процессе их восприятия в ходе опыта собственных действий с предметами и в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности.
Задачи:
1) формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение; (примеры заданий)
2) формирование представлений об использовании вспомогательных средств в решении проблемной практической ситуации; (примеры заданий)
З) формирование метода целенаправленных проб как основного способа решения наглядно-действенных задач; (примеры заданий)
4) определение причинно-следственных зависимостей (примеры заданий).
Таким образом, для достижения данной цели разработана программа, которая состоит из 17 занятий, и в зависимости от индивидуальной обучаемости ребенка может быть увеличена на большее их количество. Все комплексы занятий начинаются с предельно простых игр. Цель такого облегчения задания — создание ситуации успеха, повышение уверенности ребенка в своих силах, обеспечение контакта со специалистом. Целесообразно знакомить детей с окружающим миром и его предметами через конкретную тематику. Выделяем следующие разделы:
1. «Игрушки”.
2. «Человек и части тела.
З. «Семья и знакомые». 4. «Предметы обиходного характера”.
5. «Ориентировка в помещении и пространстве”. Другие предметы окружающего мира.
Данные особенности построения объясняются определенными причинами. Начинать коррекцию целесообразно на материале игрушек, т. к. прежде всего предметы игрушек позволяют специалисту наладить контакт с ребенком. Далее разделы работы строятся по усложнению, исходя из особенностей освоения ребенком окружающего мира. Так, ребенок чаще всего общается с людьми—с членами семьи и знакомыми, поэтому второй раздел работы посвящен темам «Семья и знакомые, «Человек. Части тела». С предметами обиходного характера ребенок сталкивается ежедневно, в процессе игры и изучения окружающего. Поэтому в следующем разделе работы раскрываются темы: «Пища», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель». И наиболее сложный для усвоения ребенком является раздел «Ориентировка в помещении и пространстве» и ознакомление с другими предметами окружающего мира.
В этом году данная программа была опробована в работе с детьми нашего отделения. У большинства детей отмечается положительная динамика в развитии познавательной сферы.
27.05.2014г.
Учитель-дефектолог Крепких М.В.
Приведу примеры использования проблемно-поисковой ситуации в своей работе.
На занятии по формированию элементарных математических представлений ставлю цель: познакомить со способом сравнения двух предметов с помощью третьего (мерки). Рассказываю детям сказочную историю про то, как гномы нашли карту сокровищ. Демонстрирую рисунок с двумя ёлками: одна маленькая расположена в левом верхнем углу листа, другая большая – в правом нижнем углу. Говорю по секрету, что клад зарыт под той ёлкой, которая выше. Как вы думаете, где копать? Каждый ребёнок высказывает своё мнение. Один считает, что ёлочки одинаковые по высоте, другой утверждает, что одна из них выше. При этом, одни указывают на верхнее изображение, другие – на нижнее. Перед детьми стоит проблема: чтобы помочь гномам выкопать клад, надо определить, какая из ёлок выше. Знакомые им способы определения высоты (наложение, приложение) в данном случае не могут быть использованы (ёлочки нарисованы).
Начинаем поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставленной задачи. Вначале дети предлагают знакомые способы сравнения. Разрешаю попробовать, чтобы сами убедились в их невозможности. Методом проб и ошибок, приходим к выводу: необходим новый способ сравнения. Предлагаю использовать полоску бумаги как мерку, показываю, как правильно её использовать. Дети довольны: помогли гномам. Делаем выводы.
Таким образом, изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.
Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.
Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:
- Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями)
- Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению)
- Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование)
- Находим решение (радость, восторг)
- Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа)
Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью педагога – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
Приведу примеры использования проблемных ситуаций:
Знакомство с окружающим миром. Экология.
С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?
Как хлеб на стол «пришёл»?
Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т. п.
Математика.
Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?
Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?
Как определить равенство сторон квадратов? (линейкой или изготовить мерку).
Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?
Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.
Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?
Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?
Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?
Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.
Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.
При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.
Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.
Художественная литература, развитие речи.
После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.
Предложить придумать свой конец сказки.
Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами.
Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.
Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно.
Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.
Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например:
Ситуации в транспорте.
Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
Ситуации с огнём.
В квартире пожар. Что ты будешь делать?
Дым в квартире. Твои действия.
Ситуации с водой
Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
Традиционное обучение | Проблемное обучение | |
Содержание обучения | ||
Обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления. | Обучение предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления». | |
Деятельность педагога | ||
Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребёнку. | Педагог учит мыслить путём создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового при решении проблем. | |
Деятельность ребёнка | ||
Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции. | Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством обучения английскому языку"
Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...
Обобщение опытом "Дидактическая игра- как средство развития познавательной деятельности дошкольников
Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности дошкольников...
Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности дошкольников
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельно...
"Занимательное конструирование, как средство развития познавательной деятельности дошкольников"
Конструирование можно рассматривать как универсальный способ активного взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания и преобразования. Конструирование — дело увлекательное...
Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения
Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...
«Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»
laquo;Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»...
Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)
Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...