Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями
консультация
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost_pedagogov_v_protsesse_obshcheniya_s_roditelyami.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ».
Как гласит восточная пословица «Чтобы хлопнуть в ладоши — нужны две ладони. Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней». Если представить процесс общения в виде метафоры «аплодисменты», то за одну ладонь в ответе родители, за другую - точно мы в ответе: за нашу, за нас самих, за мотивацию узнать себя лучше: свои сильные стороны и слабые тоже, одним словом, за профессиональную компетентность в сфере общения с родителями воспитанников ответственность каждый педагог несет сам.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.
В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Поскольку в процессе общения педагога с родителями решаются познавательные и личностно-развивающие задачи, данный процесс правильно будет называть педагогическим общением.
В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения:
групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.д.).
С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог.
Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
психолого-педагогической подготовленностью;
коммуникативной культурой педагога;
личностной психологической готовностью.
Основу коммуникативной культуры составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать.
Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
личностной психологической готовностью.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить
Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка.
Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Иными словами, в основе взаимодействия педагога с родителями лежит общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством контактов, непосредственностью, наличием «обратной связи».
В связи с этим профессиональная компетентность педагога является основой для эффективной работы по решению данной проблемы.
Как правило, в ДОУ работают педагоги с различным профессиональным уровнем.
На основе анализа данных исследований выделен ряд причин сложностей взаимодействия детского сада и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя; различие ценностных ориентации и взаимных ожиданий; стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями; отсутствие субординации в общении с родителями. Полученные данные свидетельствуют о существовании ряда трудностей между участниками педагогического процесса - родителями и педагогами.
Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, активизация разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями.
Ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ трёх компонентов:
⎫Личностный компонент (Личностные качества и установки)
⎫Содержательный компонент (знания)
⎫Деятельностный компонент (умения и навыки)
Личностные качества и установки (личностный компонент):
- готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
- сознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
- установка на доверительное и без оценочное взаимодействие с родителями;
- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Знания (содержательный компонент):
- знания о семье об особенностях семейного воспитания;
- знания о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
- знания о методах изучения семьи;
- знания о современных формах организации общения;
- знания о методах активизации родителей;
Умения и навыки (деятельностный компонент):
- умение преодолевать психологические барьеры общения;
- владение методами изучения семьи;
- умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;
- умение ориентироваться в информации;
- умение конструировать программу деятельности с родителями;
- умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;
- коммуникативные умения и навыки:
устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им;
предвидеть результаты общения; управлять своим поведением;
проявлять гибкость в общении с родителями;
владеть этикетными нормами речи и поведения
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Ошибки в общении педагога с родителями:
поличное обращение,
торопливость в оценке ребенка с акцептом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику,
игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.
Примерный кодекс общения
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Правилами эффективного общения.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
самые универсальные средства общения – это :
- Улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Говоря об общении, необходимо уделить внимание и самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
В заключении я предлагаю одну притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, как будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить толкователя снов в тюрьму и позвал другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. Ведь ты же сказал ему то же, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать». Вопрос для обсуждения: какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашей консультации? Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и как преподносит информацию. Чтобы речь положительно воздействовала на собеседника нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты.
Вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Литература:
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983.
2. Антонова Н.Е. Личностная идентичность и общение современного педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.
3. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. – М., Сфера, 2005.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб: Речь, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями
Презентации используются мной на РМО, а также при работе в воспитателями...
Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВХОДЯТ:личностные качества и установки(личностный компонент)знания(содержательный компонентзнания(содержательный компонент...
Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями детей с ОВЗ
Общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....
Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективнос...
Буклет "Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников"
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников.Примерный кодекс общения«Педагог-родитель»• Всегда стремиться быть в ...
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями
педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, чт...