Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями детей с ОВЗ.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива учреждения не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «педагог-родитель», требует усилий от педагогического коллектива центра.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги социальных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только педагог ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

У  педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Наше  учреждение  много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между учреждением и семьей.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность и каждый будет прав, но по-своему.

Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребёнка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) её ребёнку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребёнка, такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и, тогда, позиция педагога дошкольного учреждения «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребёнку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги.

Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией сопровождается сообщение и др.)

Как же нам воспитателям, педагогам взаимодействовать с законными представителями (родителями):

Выделяют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями.

К традиционным формам работы относят:

-педагогическое просвещение родителей: индивидуальные беседы, консультации;

-наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, ширмы, фотовыставки.

К нетрадиционным формам работы относятся:

  1. Информационно-аналитические формы – они направлены на выявление интересов, запросов родителей, на установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся: опрос, тесты, анкетирование.
  2. Досуговые формы – совместные досуги, развлечения, праздники, выставки, экскурсии, предназначенные для установления теплых, неформальных, доверительных отношений между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
  3. Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Это – собрания в нетрадиционной форме, групповые консультации.
  4. Наглядно-информационные формы позволяют родителям получить правильную информацию и оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Это – Дни открытых дверей, просмотр видеороликов различных видов деятельности (режимных моментов, занятий), фотографии, выставки детских и совместных работ, буклеты, памятки для родителей, переписка с родителями по интернету, открытые просмотры детской деятельности.

Все представленные формы работы с родителями как традиционные, так и не традиционные осуществляются в нашем центре:

  • Консультации для родителей: «Развитие познавательной деятельности через знакомство с окружающим миром», «Привитие интереса к художественной литературе», «Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания», «Развитие связной речи» и т.д.
  • Выставки совместных работ: «Герб семьи», «Космос», «Новогодняя  ёлка», «Я – патриот»

Взаимодействие с родителями можно разделить на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность учреждения.

Педагогическое просвещение родителей служит для повышения педагогической грамотности родителей.

Включение родителей в деятельность центра служит для создания условий включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью учреждения.

Общение само по себе – деятельность. В ДО №2 общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и комплексной реабилитации детей.

В содержание профессиональной компетентности педагогов в области общения с семьей входят:

  1. Личностные качества и установки (личностный компонент):

Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями; Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность…

  1. Знания (содержательный компонент):

О семье; Об особенностях семейного воспитания; О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания; О методах изучения семьи; О современных формах организации общения; О методах активизации родителей.

  1. Умения и навыки (деятельностный компонент):

Умение преодолевать психологические барьеры общения; Владение методами изучения семьи; Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье; Умение ориентироваться в информации; Умение конструировать программу деятельности с родителями; Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями.

  1. Коммуникативные умения и навыки:

Устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Примерный портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога, как их «помощника»;
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
  • Проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи;

Существуют основные правила установления позитивного личностного контакта, построение эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. необходимо искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Именно поэтому на столе в каждой группе должна быть шпаргалка с именами и отчествами родителей на текущий заезд.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» («Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»). Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».

Примерный кодекс общения:

  • Всегда стремится быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе;
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями;
  • Подавать пример воспитанности и такта;
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится не только ощущение ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образовательным профессионалом, берущим на себя ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества услуг учреждения. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и готовности педагогов к новому или обновленному содержанию, что появляется в ДО №2, а также помогает в быстром усвоении новых видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями

Презентации используются мной на РМО, а также при работе  в воспитателями...

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВХОДЯТ:личностные качества и установки(личностный компонент)знания(содержательный компонентзнания(содержательный компонент...

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективнос...

Буклет "Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников"

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников.Примерный кодекс общения«Педагог-родитель»•      Всегда стремиться быть в ...

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями

педагог с высоким уровнем  профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, чт...

Выступление на педсовете по теме: «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями».

   В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....