План по самообразованию педагога
материал
Повысить свой теоретический уровнь знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Медвежонок»
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
на 2022-2025 учебный год.
Выполнила: воспитатель, О.У.Салиева
Введение: «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».
Актуальность выбранной темы:
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования “Речевое развитие” выделена как основная образовательная область. Речь является основой для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.
Таким образом мы понимаем острую необходимость постоянного совершенствования профессиональных навыков и умений педагога в области речевого развития дошкольников путем освоения новых методик, технологий, приобретения практического опыта.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
- способствовать активизации словаря детей младшего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.; учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи;
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 3 года.
Средняя группа (2022-2023 уч.г.), старшая группа (2023-2024 уч.г.), подготовительная к школе группа (2024-2025 уч.г.).
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- опрос родителей
- консультации для родителей
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации на стенде.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
Средняя группа: к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
Старшая группа: увеличится словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка; дети будут активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова – антонимы; дети начнут активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Подготовительная к школе группа: дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы.
Ожидаемый результат для педагога и родителей (законных представителей) ребенка:
- Повысить свой профессиональный уровень, достичь успехов в профессиональной деятельности
- Повысить общий балл мониторинга развития воспитанников в области Речевого развития
- Разработать сценарии мероприятий, утренников, конспекты НОД с применением ИКТ;
План саморазвития воспитателя
на период работы по теме самообразования
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно- теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Поиск и выбор диагностик. | Совершенствовать уровень аналитических навыков. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
Этапы | Сроки | Мероприятия | |
Средняя группа (2022-2023 уч.год) | |||
1.Изучение методической литературы
| В течение года
|
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. 7. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 c. 8. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2013. – 48 c. 10. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. – СПб.: Речь, 2012. – 144 c. | |
2. Работа педагога | В течении года |
Посещение ООД у воспитателей своего ДОУ
| |
3. Работа с детьми | Сентябрь
| 1. | Дидактическое упражнение «Мишка», дыхательное упражнение «Мишки». Обучающие задачи: учить описывать игрушку, учить называть свойства материала, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать связную речь, речевое дыхание, активный словарь. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность. |
2. | Дидактическая игра «Лошадка», пальчиковая игра «Лошадка» Обучающие задачи: учить описывать игрушку, сравнивать её с другими игрушками, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать связную речь, активный словарь. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность. | ||
| Октябрь | 1. | Магазин фруктов и овощей. Дидактическая игра «Что в лукошке лежит» Обучающие задачи: упражнять в назывании овощей фруктов, учить дифференцировать овощи и фрукты по основным признакам: цвету, форме, назначению, вкусовым качествам. Развивающие задачи: развивать активную речь, зрительное восприятие, наблюдательность. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, помощь во время совместной игры. |
2. | Дидактическая игра «Отгадай и назови» Обучающие задачи: учить классифицировать овощи и фрукты по основным признакам и свойствам. Упражнять детей в четком произношении фруктов. Развивающие задачи: развивать активную речь, память, внимание. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. | ||
| Ноябрь | 1. | Дидактическая упражнение. «В гости к детям на обед» Обучающие задачи: упражнять детей в назывании предметов посуды, учить проводить классификацию предметов посуды, по их назначению использованию, форме, величине, цвету. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения за столом. 2. Дидактическая игра «Подбери что нужно» Обучающие задачи: упражнять детей в подборе соответствующей мебели, по размеру, цвету, упражнять детей называть предметы обобщающим словам «мебель». Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
Декабрь | 1. | Дидактическое упражнение «Мой папа и моя мама», пальчиковая игра «Моя семья» Обучающие задачи: учить называть членов семьи, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь и мелкую моторику. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к своей семье. 2. Дидактическое упражнение «Узнай по фотографии» Обучающие задачи: упражнять детей в назывании людей в ближнем окружении, учить называть взрослых людей по имени отчеству. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность. | |
Январь | 1. Дидактическая игра «Что мы носим, назови одним словом» Обучающие задачи: упражнять в назывании предметов одежды, учить описывать свойства материалов, сравнивать одежду, называть детали одежды. Развивающие задачи: развивать активный словарь, внимание, память, мелкую моторику. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику. 2. Дидактическая игра «Обувь», упражнение «Один, много» Обучающие задачи: учить узнавать и называть разные виды обуви, учить описывать назначение разных видов обувь, учить сравнивать , отвечать на вопросы предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание память. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. | ||
Февраль
| Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» Обучающие задачи: учить называть время года зима, основные приметы зимнего периода, учить называть предметы зимней одежды. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, доброжелательность. Дидактическая игра «Когда это бывает» Обучающие задачи: упражнять детей о представлении времени года зима, упражнять в назывании основных примет зимнего периода, учить устанавливать связи между временами года и погодой. Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, активную речь. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе. | ||
Март | 1. | Дидактическая игра «Узнай свою маму» Обучающие задачи: учить внимательно, слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь, зрительное слуховое внимание, нравственный и эстетический вкус. Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к мамам бабушкам желание заботится о них. 2. Дидактическая игра «Мама и детки» Обучающие задачи: упражнять в умении образовывать название детенышей домашних животных с помощью суффиксов «-онок» «-енок». Развивающие задачи: развивать активную речь, фонематический слух. Воспитательные задачи: оситывать любовь к животным. | |
Апрель | 1. | Дидактическая игра «На чем поедем» Обучающие задачи: учить узнавать и называть различные виды транспорта, учить различать основные части транспорта. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание. Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к людям труда. 2. Дидактическая игра «Транспорт, покажи и назови» Обучающие задачи: учить сравнивать разные виды транспорта, учить составлять описательный рассказ, учить отвечать на вопросы предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к окружающему миру. |
Этапы | Сроки | Мероприятия |
Старшая группа (2023-2024 уч.год) | ||
1.Изучение методической литературы | В течении года | 1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. – 160 с.
9. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 c. 10. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 144 c. 11. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 304 c. 12. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ, 2012. – 256 c. 13. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – М.: Форум, 2017. – 24 c. пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. – 255 с. 14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. |
2.Работа педагога | В течении года |
|
3. Работа с детьми | ||
Сентябрь «Я и мой детский сад» | ||
1 неделя «Я и мой детский сад» | «Воздушные шары» цель: ознакомить детей с семью цветами спектра, способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов. | «Что предмет может рассказать о себе?» Задачи. Учить детей составлять по плану описание предмета, выделять характерные признаки
|
2 неделя «Наш детский сад» | «Игрушки» цель: обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет имеют различные предметы. | «Буратино-путешественник» цель: Ориентироваться в значении глаголов. |
3 неделя «Какие мы» | «Парные картинки» цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки. | «Игра с микрофоном» цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга
|
4 неделя «Правила нашей жизни» | «Маша-растеряша» цель: учить детей находить предметы по описанию, выделять значимые признаки, выбирать предметы, для которых характерны все названные признаки
| «Прятки» цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) |
Октябрь «Осень» | ||
1 неделя «За овощами в огород» | «Подбери пару» цель: учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых овощей, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
| «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
2 неделя «За фруктами в сад» | «Подбери пару» цель: учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
| «Где что лежит?» цель: учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные. |
3 неделя «В лес за грибами и ягодами» | «Что растет в лесу» цель: закреплять знания детей о грибах и ягодах | «Какой цветок?» цель: учить детей описывать предложенное растение, развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. |
4 неделя «Осень» | «Когда это бывает» цель: закрепить осенние признаки | «Назови одним словом» цель: закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы». |
1 неделя «Улицы моего города» | « Подбери груз к машине» цель: учить различать автомобили по их назначению – легковые, грузовые. | «Назови улицу» цель: учить образованию новых слов (гора –горная, солнце – солнечная, вишня – вишевая) |
2 неделя «Как вести себя на улице» | «О чем говорит светофор» цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице. | «Веселый мяч» цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат |
3 неделя «Мы идем в магазин» | «Где что можно купить» цель: закреплять знания детей о различных профилях магазинов | «Магазин» цель: учить детей находить нужную вещь по описанию, самостоятельно составлять простейшие описания |
4 неделя «Досуг в выходные» | «Угадай мультфильм» цель: помочь детям с помощью картинки вспомнить название мультфильма | «Почтальон принёс открытку» Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.) |
Декабрь «Я и моя семья» | ||
1 неделя «Я и моя семья» | «Моя семья» цель: закрепить понятие «семья»; расширять кругозор | «Ласковые слова» цель: учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, выбирать рисунки, подходящие для исходных и образованных детьми слов |
2 неделя «Наш дом» | «Что мы знаем о вещах» цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества | «Где что лежит?» цель: учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные. |
3 неделя «Зима» | «Когда это бывает» цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
| «Вьюга» цель: Развивать силу голоса детей.
|
4 неделя «Зимние праздники» | « Вот пришла зима» цель: учить детей находить положительные и отрицательные признаки зимы, систематизировать представление о зиме | «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
2 неделя «Мебель» | « Новоселье куклы» цель: закрепить знания о мебели, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле | « Прятки» цель: активизировать в речи предлоги и наречия с пространственным значением ( в, на, под, между ) |
3 неделя Еда и посуда» | «Из чего сделана посуда?» цель: основываясь на представлениях | « Найди по описанию» цель: упражнять в умении составлять |
детей о разных видах посуды (чайная, столовая, кухонная), уточнить, какие предметы входят в эти наборы | небольшие описательные рассказы о предметах
| ||
4 неделя «Одежда, головные уборы, обувь» | «Парные картинки» цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки. | «Одежда» цель: учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность). | |
Февраль «Профессии людей моего города» | |||
1 неделя «Профессии» | «Что кому» цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей
| «Что делает?» - описание работы дворника. Цель: развитие речи детей, обогащение словаря, обучение выбору глаголов обозначающих действия дворника | |
2 неделя «Творческие профессии» | «Парные картинки» цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.
| «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. | |
3 неделя «Папин праздник» | «Одежда для папы» цель: учить разделять одежду на женскую и мужскую | « Кто, что делает» цель: активизировать в речи детей глаголы – действия. | |
4 неделя «Мамин праздник» | «Одежда для мамы» цель: учить разделять одежду на женскую и мужскую | " Кто, что делает " цель: активизировать в речи детей глаголы – действия. | |
Март «Живые обитатели Земли» | |||
1 неделя «Дикие звери в зоопарке» | «Дрессировщик и его звери» цель: закрепить знания о внешнем виде животных | «Кто у кого» цель: закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа | |
2 неделя «Домашние животные» | « Чей малыш?» цель: упражнять в умении определять домашних животных, их детёнышей
| «Как «говорит»…?» Задачи. Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного. | |
3 неделя «Птицы» | «Зимует – не зимует» цель: закрепить знания о зимующих птицах | «Птица с птенцами» цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки | |
4 неделя «Рыбы, морские и речные обитатели» | «Кто где живет» цель: закрепить знания детей о речных и морских обитателях | « В реке водились» цель: учить правильно употреблять сущ. Мн. Ч. В Р. П. закрепить знание рыб
| |
Апрель «Весна» |
1 неделя «Весеннее пробуждение природы» | « Когда это бывает?» Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
| «Назови ласково» цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
2 неделя «Насекомые» | " Четвёртый лишний " цель: упражнять в классификации, развивать сообразительность | «Комары и жуки» Цель: Учить детей дифференцировать звуки [з] и [ж]. |
3 неделя «Сажаем растения» | «Садовник и цветы» Цель: закрепить знания детей о цветах | «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
4 неделя «Откуда хлеб пришел» | «Кто назовет больше хлебобулочных изделий» цель: расширять кругозор и словарный запас | «Назови ласково» цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
1 неделя «Транспорт» | " На воде, в воздухе, на земле " цель: закрепить представление о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения. | " Чего не стало " цель: учить употреблять сущ, Р. п. ед. ч. развивать зрительную память.
|
2 неделя «Мой календарь» | « Что сначала что потом» Цель: закрепить времена года и их последовательность
| « Что сначала, что потом ?» цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь |
3 неделя «Времена года» | « Когда это бывает?» Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
| « Скажи по другому» цель: учить подбирать слова сходные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный) |
4 неделя «Что мы знаем и умеем» | «Радуга» цель: познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре, упражнять ребят в сопоставлении предметов по цвету. Познакомить со стихотворением, которое поможет детям запомнить последовательность цветов радуги («Каждый охотник желает знать, где досидит фазан»), обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности, как в стихотворении, так и на х картинке. | « Закончи фразу» цель: учить подбирать слова подходящие по смыслу |
Этапы | Сроки | Мероприятия | ||||
Подготовительная к школе группа (2024-2025 уч.год) | ||||||
1.Изучение методической литературы | Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
М.,Просвещение, 1981
| |||||
Месяц | Игры по звуковой культуре речи | Игры на развитие словаря | Игры на формирование грамматического строя речи | Игры на развитие связной речи | ||
сентябрь | Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. «Какого звука не хватает?» Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. | «Кто где живет?» Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых. «Чье это жилище» Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных. «Как назвать того, кто...?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. «Подбери действия к предметам» Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. | «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. «Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом. «Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом. «Назови ласково» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным , образование уменьшительных форм прилагательных. «Найди ошибку». Цель: Развивать слуховое внимание, мышление. «Составь предложение» Цель: Учить использовать в речи предлоги: в,над, из, на. | «Найди картинке место» Цель: Учить соблюдать последовательност ь хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. «Хорошо - плохо» Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
| ||
Октябрь | «Измени слово» Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. «Третий лишний» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
| «Четыре слова» Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей. «Подскажи словечко» Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. «Кто может совершать эти движения?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.
| «Чьё, чьё? – Моё» Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений. «Скажи ласково» Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. «Два брата ИК и ИЩ». Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. «Что из чего сделано?» Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. «Что делает, что делают?» Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе «Почему так называется?» Цель: Обогатить глагольный словарь детей. | «Где начало рассказа?» Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательност ь рассказа с помощью серийных картинок. «Какая картинка не нужна?» Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали. | ||
Ноябрь | «Чудесный художник» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
«Кто больше?» Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
| «Рыбы, звери, птицы» Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы». «Что растет в лесу?» Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные «Что бывает круглым?» Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.
| «Кто это?» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи. «Назови профессии» Цель: Развивать анализ и синтез. «Животные и их детеныши» Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. «Где мы были, что мы видели?» Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа «Найди противоположное слово» Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. «Подбери подходящее слово» Цель: Учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными. | «Составь два рассказа» Цель: Учить различать сюжеты разных рассказов. «Что изменилось?» Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет. «Почемучкины вопросы» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.
| ||
Декабрь | «Услышишь — хлопни» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
| «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)» Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. «Рыбки» Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы». «Что происходит в природе?» Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
| «Кто кем был?» Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания.
«Кто кем будет?» Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. «Что без чего?» Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда. «Закончи предложение» Цель: Учить правильно, строить предложения с причинноследственной связью. Развивать логическое мышление. «Одно слово вместо двух» Цель: Обогатить глагольный словарь детей. «Слова – неприятели» Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. «Составь предложение» Цель: Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. | «Потому что…» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. «Распространи предложение» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словамипредметами, словамипризнаками, словамидействиями. «Составь рассказ» Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
| ||
Январь | «Нужное слово» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. «Назови картинку и найди первый звук» Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. «Назови картинку и найди первый звук» Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
| «Кто как разговаривает?» Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй» Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. «Кто как передвигается?» Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.
| «Один - много» Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе. «Веселый счет» Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. «Кому что дадим?» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные». «Чья голова?» Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным. «Слова — «родственники» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. «Подбери слова — «родственники» (тема «Зима») Цель:Упражнять в образовании однокоренных слов. «Составь предложение» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. «Составь предложение по теме «Зима» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | «Пойми меня» Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. «Если бы...» Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирован ие. «А я бы…» Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.
| ||
Февраль | «Ловушка» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. «Цепочка слов» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
| «Кто подберет больше слов?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. «Семья» Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. «Месяцы и их последовательность» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
| «Один – много» Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных. «Угадай, кому нужны эти вещи» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных. «Кто чем работает?» Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа. «Кто чем управляет?» Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт». «У кого какое?» Цель: Закреплять образование прилагательные от существительных . «Скажи подругому» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (словприятелей). | «Закончи сам» Цель: Развивать у детей воображение, связную речь. «Нарисуй сказку» Цель: Учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. «Пословицы, поговорки» Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.
| ||
Март | «Эхо» Вариант 1 Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память. Вариант 2 Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память. Вариант 3 Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).
| «Что общего» Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. «Запоминай-ка» Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти. «Игра в неделю» Цель:Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. «Что за чем?» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. | «Составь предложение по теме «Весна» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. «Чем можно?» Цель: Закреплять формы творительного падежа. «Кто чем питается?» Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже. «Кто чем защищается?» Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже. «Магазин» Цель: Учить подбирать однородные определения. «Отгадай предмет по признакам» Цель: Упражнять детей в понимании смысла слов и предложений. Развивать их слуховую память. Закрепить понятие о признаке предмета. Учить подбирать подходящий предмет к признакам. «Договори предложение» Цель: Упражнять в подборе слов со сходным значением. «Птичка в клетке» Цель: Учить образовывать глаголы с помощью приставок. «Составь предложение по теме «Транспорт»» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. «Продавец и покупатель» Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словамипризнаками. «Опиши-угадай» Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.
| ||
«Загадки «поющих» звуков Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку. «Громко-шепотом» Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
| «Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. «Угадай предмет» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. «Бывает — не бывает» Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. «Найди картинку» Цель: Развивать анализ и синтез. «Говори наоборот» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или словантонимов. | «Кто где живет?» Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа. «Что в чем?» Цель: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда». «Про кота» Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительным и. «Сравни предметы» Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. «Расскажи про зайчика» Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительном у. «Выбери правильное слово» Цель: Развивать мышление, речевое внимание.
«Однородные сказуемые» Цель: Учить подбирать однородные сказуемые. | «Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словамипредметами, словамипризнаками, словамидействиями. «Волшебный мешочек» («Черный ящик») Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. «Объясни, что такое» Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы. | |||
Май | «Лодочка и пароход» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
| «Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. «Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. «Скажи наоборот» Цель: Расширить словарь антонимов у детей «Похожие слова» Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова «Скажи похоже» Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
| «Сравни по теме «Весна» Цель: Учить образованию сравнительной степени прилагательных. «Какой сок?» Цель:Учить согласованию в речи существительного с прилагательным. «Какой? Какая?» Цель:Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус. «Подбери прилагательное» Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительном у. «Я начну, а ты закончи» Цель: Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположны м значением. Развивать умение быстро находить точное слово. «Измени слова» Цель: Учить правильно употреблять глаголы в форме будущего времени с частицей «ся»и без неё. «Составь предложение по теме «Времена года» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | «Отгадай-ка» Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Как ты узнал?» Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. «Верно ли это?» Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
|
Список литературы
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: МозаикаСинтез, 2010 г.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.
- Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издво ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
- Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003
- Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,Просвещение, 1981
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.
- Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.1998.-№9
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999
- Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.,Просвещение, 1981
- https://psv4.userapi.com/c237231/u347263849/docs/d33/bb2fef3c9590/PLAN_PO_SAMOOBRAZOVANIYu_Razvitie_rechi_i_aktivizatsia_slovarya_detey.pdf?extra=BupwsyJloJH6ciVT2C3g3eLE0lRAwSDnLjJZ1Z_IKxyr5YzKIJ739OGhuboh5e1fh9seY4QZwBPKrJVehZwointNbAe2CY_kR9rCzWlKqMWBk1Ab98fNh4dsuYAWIvtyio8QViW9LR6shCA&dl=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»
Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

Индивидуальный план по самообразованию педагога дополнительного образования
Тема: Танцы народов мира....
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Как оформить план по самообразованию педагога»
Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога» В начале учебного года каждый педагог разра...

Консультация для педагогов «План по самообразованию педагога»
Работа педагога по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организации профессиональной д...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»...

Консультация для педагогов "Как оформить план по самообразованию педагога"
Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный ...