Программа дополнительного образования кружка «Игралочка»
методическая разработка (средняя группа)
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.
Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования кружка «Игралочка» | 49.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Радуга» г. Петровска. Саратовской области
Программа дополнительного образования
кружка «Игралочка»
по развитию познавательных способностей детей 4 – 5 лет Срок реализации:1 год
Автор-составитель:
Воспитатель Артемьева Л.Е.
г.Петровск , 2022г.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.
Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности. Данная программа предусматривает использование развивающих игр доступных для детей среднего возраста: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции.
Авторские права: Настоящая программа познавательной направленности «Игралочка» разработана на основе развивающих методик Золтана Дьенеша «Блоки Дьенеша» и Дж. Кюизенера «Палочки Кюинезера».
Направленность (профиль) программы: Предлагаемая программа для детей среднего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.
Актуальность программы: заключается , прежде всего, в идее использования развивающих игр уже на первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка.
Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия по программе «Игралочка» способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.
Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.
Кроме того, программа познавательной направленности значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
- обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Отличительные особенности программы
Занятия по программе «Игралочка» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.
Адресат программы: ребята, в возрасте от 4 до 5 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение производится со всей группой. Состав группы постоянен.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Дошкольники 4-5 лет охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю:
«Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.
Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. На пятом году жизни начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.
Объем и срок усвоения программы: 1 год- 34 недели
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: групповые занятия с детьми 4-5 лет, состав воспитанников постоянный. Программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических игр-занятий.
Теоретические занятия:
-беседы;
-рассказ воспитателя;
Практические занятия:
-игры (коммуникативные, обучающие, психологические)
-наблюдения, исследования;
-опытно-экспериментальная деятельность;
-совместные работы с родителями
Основные технологии:
- игровая,
- технология проблемного обучения
- здоровьсберегающие технологии
Методы обучения:
Наглядные методы
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
- выполнение работ по схемам ;
№ п/п | Кол-во часов в год (академические) | Кол-во НОД | Количество часов НОД (астрономические) | Время проведения кружка | ||
Кружок познавательной направленности «Игралочка» | 36 | неделя | месяц | год | 20 минут | 15.15-15.35 (4-5 лет) |
Режим, продолжительность и периодичность занятий.
Организация образовательного процесса регламентируется годовым расписанием проведения занятий в порядке оказания дополнительных образовательных услуг в 2022 – 2023 учебном году.
1.2. Режим и продолжительность оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с Постановлением главного Государственного санитарного врача «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
1.2.1. Занятия проводятся во вторую половину дня, после дневного сна, продолжительностью – для группы детей 4-5 лет- 20 минут
Цель:
Повышение уровня познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через развивающие игры.
Задачи:
- Обучение пониманию и решению логических задач.
- Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
- Формирование таких умений, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
- Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
- Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
- Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
- Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
- Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
- Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
Целевые ориентиры
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- составлять алгоритм решения логических заданий.
Содержание программы
Учебный план по оказанию дополнительных образовательных услуг разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»,
- Постановлением главного Государственного санитарного врача «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
- Устав МБДОУ д/с №16 «Радуга»
Учебный план
№ п/п | Название раздела темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Дидактическая игра «Найди» | 1 | Знакомить с логическими блоками -Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий» -Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. | 0 | Наблюдение, опрос |
2 | Игра «Змейка» | 1 | 0 | Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. | Наблюдение, опрос |
3 | Дидактическая игра Чудесный мешочек» . | 1 | 0 | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. | Наблюдение, опрос |
4 | Игра «У кого больше» . | 1 | 0 | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. | Наблюдение, опрос |
5 | Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2 | 1 | 0 | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь. | Наблюдение, опрос |
6 | Игра «Разноцветные вагончики» | 1 | 0 | Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). | Наблюдение, опрос |
7 | Дидактическая игра «Что изменилось» | 1 | Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. | 0 | Наблюдение, опрос |
8 | Игра «Столбики» | 1 | 0 | Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. | Наблюдение, опрос |
9 | Дидактическая игра «Найди не такую» | 1 | Продолжать знакомить с логическими блоками. | 0 | Наблюдение, опрос |
10 | Игра «Сушим полотенца» | 1 | 0 | Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). | Наблюдение, опрос |
11 | Дидактическая игра «4-й лишний» | 1 | 0 | Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. | Наблюдение, опрос |
12 | Игра «Числа 1 и 2» | 1 | Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2, | 0 | Наблюдение, опрос |
13 | Дидактическая игра «Продолжи ряд» | 1 | 0 | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление | Наблюдение, опрос |
14 | Игра «Строительство домов» | 1 | 0 | Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Наблюдение, опрос |
15 | Дидактическая игра «Найди пару» | 1 | 0 | Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. | Наблюдение, опрос |
16 | Игра «Число 3» | 1 | 0 | Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. | Наблюдение, опрос |
17 | Дидактическая игра «Второй ряд» | 1 | 0 | Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. | Наблюдение, опрос |
18 | Игра «Треугольники» | 1 | 0 | Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»). | Наблюдение, опрос |
19 | Дидактическая игра «Найди клад» | 1 | 0 | Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление | Наблюдение, опрос |
20 | Игра «Рамка для картины» | 1 | Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию. | Наблюдение, опрос | |
21 | Дидактическая игра « Игра с одним обручем» | 1 | 0 | Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». | Наблюдение, опрос |
22 | Игра «Разноцветные флажки» | 1 | 0 | Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Наблюдение, опрос |
23 | Дидактическая игра «Чего не хватает» | 1 | 0 | Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения. | Наблюдение, опрос |
24 | Игра «Бусы» | 1 | 0 | Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). | Наблюдение, опрос |
25 | Дидактическая игра «Игра с двумя обручами» | 1 | 0 | Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». | Наблюдение, опрос |
26 | Игра «Число 4» | 1 | Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. | 0 | Наблюдение, опрос |
27 | Дидактическая игра «Найди нужный блок» | 1 | Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков -Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию | 0 | Наблюдение, опрос |
28 | Игра «Елка» | 1 | 0 | Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. | Наблюдение, опрос |
29 | Дидактическая игра «Найди нужный блок 2» | 1 | 0 | Развивать логическое мышление , умение кодировать и декодировать информацию | Наблюдение, опрос |
30 | Игра «Число 5» | 1 | Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | 0 | Наблюдение, опрос |
31 | Дидактическая игра «Угощение для медвежат » | 1 | 0 | Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков. | Наблюдение, опрос |
32 | Игра «Зайка» | 1 | 0 | Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. | Наблюдение, опрос |
33 | Дидактическая игра «Магазин» | 1 | 0 | Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор | Наблюдение, опрос |
34 | Игра «Дети нашего двора» | 1 | Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение | Наблюдение, опрос |
Планируемые результаты
В процессе реализации Программы, обучающиеся 4-5 лет будут знать и уметь:
- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
повышение степени активности в самостоятельной деятельности
Сформированы компетенции и личностные качества:
- самостоятельно решать элементарные математические задачи ;
- выполнять задания в соответствии с элементарной инструкцией и поставленной целью;
Приобретут:
Личностные результаты
- творческая активность, инициативность и самостоятельность;
- умение работать в команде;
- положительные нравственные качества: доброта, отзывчивость, желание помочь;
- самостоятельность, инициативность, ответственность;
- бережное отношение к предметам.
Предметные результаты
- познавательный интерес и познавательная активность;
- устойчивый интерес к познавательному развитию;
-закрепить навыки сравнения и обобщения.
Метапредметные результаты
-мелкая моторика
- внимание, любознательность, наглядно-действенное мышление, активность, творческое воображение,
Целью программы является познавательное развитие дошкольников, формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе, развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке . Познавательное развитие детей дошкольного возраста (4-5лет) определяется по общепринятым критериям с использованием следующих диагностических методик:
Качества | Критерии оценки | Диагностические методики |
Интеллектуальная компетентность | Способность к практическому и умственному экспериментированию, речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности: Умение группировать предметы | Наблюдение Методика нелепица Исследовательская, практическая деятельность, Рассказывание из личного опыта Игры на сериацию и классификацию предметов Наблюдения беседы Различные виды детских рассказов, сочинительство. |
Воображение | Умение создавать новые образы, фантазировать. | Придумывание сказок, историй, фантазийное художественное творчество |
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график на 2022-2023 уч.г.
№ | Месяц | Число | Время Проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Найди» | Группа | Наблюдение опрос | |
2 | 09 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Змейка» | Группа | Наблюдение опрос | |
3 | 10 | 15.15-15.35 | Исследовательская деятельность | 1 | Дидактическая игра Чудесный мешочек» . | Группа | Наблюдение опрос | |
4 | 10 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Игра «У кого больше» . | Группа | Наблюдение опрос | |
5 | 10 | 15.15-15.35 | Исследовательская деятельность | 1 | Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2 | Группа | Наблюдение опрос | |
6 | 10 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Разноцветные вагончики» | Группа | Наблюдение опрос | |
7 | 11 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Что изменилось» | Группа | Наблюдение опрос | |
8 | 11 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Игра «Столбики» | Группа | Наблюдение опрос | |
9 | 11 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Найди не такую» | Группа | Наблюдение опрос | |
10 | 11 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Сушим полотенца» | Группа | Наблюдение опрос | |
11 | 12 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «4-й лишний» | Группа | Наблюдение опрос | |
12 | 12 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Игра «Числа 1 и 2» | Группа | Наблюдение опрос | |
13 | 12 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Продолжи ряд» | Группа | Наблюдение опрос | |
14 | 12 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Строительство домов» | Группа | Наблюдение опрос | |
15 | 01 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Найди пару» | Группа | Наблюдение опрос | |
16 | 01 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Игра «Число 3» | Группа | Наблюдение опрос | |
17 | 01 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Второй ряд» | Группа | Наблюдение опрос | |
18 | 01 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Игра «Треугольники» | Группа | Наблюдение опрос | |
19 | 02 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Найди клад» | Группа | Наблюдение опрос | |
20 | 02 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Рамка для картины» | Группа | Наблюдение опрос | |
21 | 02 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра « Игра с одним обручем» | Группа | Наблюдение опрос | |
22 | 02 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Разноцветные флажки» | Группа | Наблюдение опрос | |
23 | 03 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Чего не хватает» | Группа | Наблюдение опрос | |
24 | 03 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Бусы» | Группа | Наблюдение опрос | |
25 | 03 | 15.15-15.35 | Исследовательская деятельность | 1 | Дидактическая игра «Игра с двумя обручами» | Группа | Наблюдение опрос | |
26 | 03 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Игра «Число 4» | Группа | Наблюдение опрос | |
27 | 04 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Найди нужный блок» | Группа | Наблюдение опрос | |
28 | 04 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Елка» | Группа | Наблюдение опрос | |
29 | 04 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Дидактическая игра «Найди нужный блок 2» | Группа | Наблюдение опрос | |
30 | 04 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Игра «Число 5» | Группа | Наблюдение опрос | |
31 | 05 | 15.15-15.35 | Исследовательская деятельность | 1 | Дидактическая игра «Угощение для медвежат » | Группа | Наблюдение опрос | |
32 | 05 | 15.15-15.35 | Творческая работа | 1 | Игра «Зайка» | Группа | Наблюдение опрос | |
33 | 05 | 15.15-15.35 | Исследовательская деятельность | 1 | Дидактическая игра «Магазин» | Группа | Наблюдение опрос | |
34 | 05 | 15.15-15.35 | Беседа игры | 1 | Игра «Дети нашего двора» | Группа | Наблюдение опрос |
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы в группе имеется базовые наборы «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюинезера», есть место для конструирования и выкладывания изображений, обыгрывания и придумывания сказок.
Перечь оборудования для реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы | |
Групповая комната | комната |
Занятия по программе дополнительного образования «Игралочка» |
|
Информационное обеспечение | |
Интернет – ресурсы: |
Материально-технические условия соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализацию программы осуществляет воспитатели, имеющая высшее образование.
Кадровое обеспечение | |
Воспитатель | Артемьева Лариса Евгеньевна |
Стаж педагогической работы 23 лет | |
Воспитатель | Лушникова Елена Николаевна |
Высшая категория Стаж педагогической работы 25 лет |
- Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
- Комарова Л.Д «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.
- Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
- В.П.Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера»
- Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»
Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы, обучающиеся проходят итоговую аттестацию. Форму аттестации выбирает педагог и разрабатывает критерии оценивания аттестации обучающихся.
Выставки творческих работ отражают уровень практических навыков, достижение целевых ориентиров направленных на выявление таких качеств как: самостоятельность; инициативность и творчество; осознание значимой деятельности; соблюдение культуры поведения; самооценка; стремление к совершенствованию.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. По итогам мониторинга педагогом создается аналитическая справка, результаты заносятся в таблицу, по окончании прохождения дополнительной общеразвивающей программы «Игралочка» курса 34 часа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. В ходе освоения программы «Игралочка» обучающиеся участвуют в конкурсах различного уровня. Обучающиеся применяют свои знания на практике и в жизни.
Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования «Игралочка»
- проведение мониторинга на начало и конец освоения дополнительной программы , включающего в себя исследование познавательного развития воспитанников;
- заинтересованность дошкольников в исследовательской и конструктивной деятельности, степень активности ребенка в ней;
- степень заинтересованности и участия родителей воспитанников в совместной познавательной деятельности;
- оснащенность «Математического» центра позволит определить качество достигнутых результатов в конструктивной деятельности, определить эффективность и результативность работы.
Критерии оценивания результатов освоения Программы
ФИ ребенка | Развитие внимания | Развитие памяти | Развитие восприятия | Развитие мышления | Итоговый результат | ||||||
09 | 05 | 09 | 05 | 09 | 05 | 09 | 05 | 09 | 05 |
Оценка уровня развития:
1 балл – отсутствует
2 балла – частично
3 балла присутствует в течении всего времени
От 21 до 15-высокий уровень
От15 до 7-средний уровень
От7 до 0-низкий уровень
Методические материалы
. Программа рассчитан на один год обучения. Объем программы –34 учебных часа. Согласно нормам САНПИН продолжительность занятий для детей 4-5 лет 20 минут 1 раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма организации деятельности дошкольников групповая ,обучение проходит в режим очного обучения,
Занятия в кружке строятся в форме бесед, игр, конструкторской деятельности, игровых упражнений, творческой работы по конструированию .
Руководитель кружка использует в своей работе с обучающимися следующие технологии: проектную технологию, игровую, технологию проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Приемы и методы организации занятий.
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические,
словесные);
- творческие задания, предполагающие организацию конструкторской деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с
предметами и материалами);
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-
иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова,
развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной
литературы;
- трудовую деятельность ( хозяйственно-бытовой труд).
Алгоритм учебного занятия
- Познавательное направление ставит целью знакомство детей в игровой занимательной форме.
- Практическое направление – выполнение заданий по схемам, картам.
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Дидактические материалы
Дидактические игры, плакаты, схемы, демонстрационный материал математической направленности.
Литература для педагогов
Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
Финкельштейн Б.Б «Лепим нелепицы» Конспект игр и упражнений с блоками Дьенеша- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
Литература для обучающихся и родителей
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
Комарова Л.Д «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ https://vk.com/doc125284251_134736065?hash=52a113cc5dae77e41b&dl=896716adedd9243283
https://yadi.sk/d/nTRov_O2YY9zs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования кружка соременного танца "Радуга" возраст (5-7 лет)
Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность- природу. мир человеческих чувств, историю,будущее человечества. ...
Программа дополнительного образования кружка "Школа мяча"
Программа дополнительного образования создана с целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом. Программа состоит из тематического...
Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя»
Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме.Программа рассчитана на старший дошкольный возраст....
Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»
ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок» Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...
Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.
Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Крепыш" ЛФК для детей от 4 до 6 лет
Прграмма по доп. образованию расчитана на 2 года для детей среднего и старшего дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники"
Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники" по курсу художественно - декоративного творчества. Рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год....