Программа дополнительного образования кружка «Игралочка»
методическая разработка (средняя группа)

Артемьева Лариса  Евгеньевна

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.

Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Радуга» г. Петровска. Саратовской области

Программа дополнительного образования

кружка «Игралочка»

по развитию познавательных способностей детей 4 – 5 лет Срок реализации:1 год

              Автор-составитель:

Воспитатель Артемьева Л.Е.

г.Петровск , 2022г.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.

Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности. Данная программа предусматривает использование развивающих игр доступных для детей среднего возраста: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Эти развивающие игры позволяют детям овладеть  предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети начинают  использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции.

Авторские права: Настоящая  программа познавательной направленности  «Игралочка» разработана на основе развивающих методик Золтана Дьенеша «Блоки Дьенеша» и Дж. Кюизенера «Палочки Кюинезера».

Направленность (профиль) программы: Предлагаемая программа для детей  среднего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.

Актуальность программы: заключается , прежде всего, в идее использования развивающих игр уже на первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка.

Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия по программе «Игралочка» способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.

Кроме того,  программа познавательной  направленности значима в свете внедрения   ФГОС ДО, так как:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
  • обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Отличительные особенности программы

Занятия по программе «Игралочка» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.

Адресат программы: ребята, в возрасте от 4 до 5 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение производится со всей  группой. Состав группы постоянен.

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Дошкольники 4-5 лет охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю:

«Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.

Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. На пятом году жизни начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.

Объем и срок усвоения программы: 1 год- 34 недели

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса: групповые занятия с детьми 4-5 лет, состав воспитанников  постоянный. Программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических игр-занятий.

Теоретические занятия:

-беседы;

-рассказ воспитателя;

Практические занятия:

-игры (коммуникативные, обучающие, психологические)

-наблюдения, исследования;

-опытно-экспериментальная деятельность;

-совместные работы с родителями

Основные технологии:

  • игровая,
  • технология проблемного обучения
  • здоровьсберегающие технологии

Методы обучения:

Наглядные методы

  • наблюдения;
  • показ сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.
  • выполнение работ по схемам ;

п/п

Кол-во часов в год

(академические)

Кол-во НОД

Количество часов НОД

(астрономические)

Время

проведения

кружка

Кружок познавательной направленности                                                                                             «Игралочка»

36

неделя

месяц

год

20 минут

15.15-15.35 (4-5 лет)

Режим, продолжительность и периодичность занятий.        

 Организация образовательного процесса регламентируется годовым расписанием проведения занятий в порядке оказания дополнительных образовательных услуг в 2022 – 2023 учебном году.

1.2. Режим и продолжительность оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с Постановлением главного Государственного  санитарного врача «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические  нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

1.2.1. Занятия проводятся во вторую половину дня, после дневного сна, продолжительностью – для группы детей 4-5 лет- 20 минут

Цель:

Повышение уровня познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через развивающие игры.

Задачи:

  • Обучение  пониманию и  решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.

Целевые ориентиры

  • выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
  • разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • составлять алгоритм решения логических заданий.

Содержание программы

Учебный план по оказанию дополнительных образовательных услуг разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»,
  • Постановлением главного Государственного  санитарного врача «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические  нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
  • Устав МБДОУ д/с №16 «Радуга» 

Учебный план

п/п

Название раздела

темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Дидактическая игра «Найди»

1

Знакомить с логическими блоками -Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий» -Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.  

0

Наблюдение,  

опрос

2

Игра «Змейка»

1

0

Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Наблюдение,  

опрос

3

Дидактическая игра Чудесный мешочек»

.

1

0

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы  угадать на ощупь.

Наблюдение,  

опрос

4

Игра «У кого больше»

.

1

0

Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

Наблюдение,  

опрос

5

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2

1

0

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,  умение предметы  угадать на ощупь.

Наблюдение,  

опрос

6

Игра «Разноцветные вагончики»

1

0

Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).

Наблюдение,  

опрос

7

Дидактическая игра  «Что изменилось»

1

Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

0

Наблюдение,  

опрос

8

Игра «Столбики»

1

0

Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

Наблюдение,  

опрос

9

Дидактическая  игра «Найди не такую»

1

Продолжать знакомить с логическими блоками.

0

Наблюдение,  

опрос

10

Игра «Сушим полотенца»

1

0

Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).

Наблюдение,  

опрос

11

Дидактическая игра «4-й лишний»

1

0

Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Наблюдение,  

опрос

12

Игра «Числа 1 и 2»

1

Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2,

0

Наблюдение,  

опрос

13

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

1

0

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине.

Развивать мышление

Наблюдение,  

опрос

14

Игра «Строительство домов»

1

0

Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Наблюдение,  

опрос

15

Дидактическая игра «Найди пару»

1

0

Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине.

Развивать мышление.

Наблюдение,  

опрос

16

Игра «Число 3»

1

0

Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.

Наблюдение,  

опрос

17

Дидактическая игра «Второй ряд»

1

0

Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Наблюдение,  

опрос

18

Игра

«Треугольники»

1

0

Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

Наблюдение,  

опрос

19

Дидактическая игра «Найди клад»

1

0

Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление

Наблюдение,  

опрос

20

Игра «Рамка для картины»

1

Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.

Наблюдение,  

опрос

21

Дидактическая игра  « Игра с одним обручем»

1

0

Развивать  умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Наблюдение,  

опрос

22

Игра «Разноцветные флажки»

1

0

Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Наблюдение,  

опрос

23

Дидактическая игра  «Чего не хватает»

1

0

Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения.

Наблюдение,  

опрос

24

Игра «Бусы»

1

0

Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).

Наблюдение,  

опрос

25

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

1

0

Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Наблюдение,  

опрос

26

Игра «Число 4»

1

Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.

0

Наблюдение,  

опрос

27

Дидактическая игра «Найди нужный блок»

1

Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков

-Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

0

Наблюдение,  

опрос

28

Игра «Елка»

1

0

Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

Наблюдение,  

опрос

29

Дидактическая игра «Найди нужный блок 2»

1

0

Развивать  логическое мышление , умение  кодировать и декодировать информацию

Наблюдение,  

опрос

30

Игра «Число 5»

1

Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

0

Наблюдение,  

опрос

31

Дидактическая игра «Угощение для медвежат  »

1

0

Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.

Наблюдение,  

опрос

32

Игра «Зайка»

1

0

Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.

Наблюдение,  

опрос

33

Дидактическая игра  «Магазин»


1

0

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Наблюдение,  

опрос

34

Игра «Дети нашего двора»

1

Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение

Наблюдение,  

опрос

 Планируемые результаты

В процессе реализации Программы, обучающиеся   4-5 лет будут знать и уметь:

  • различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать  закономерность;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

повышение степени активности в самостоятельной деятельности

Сформированы компетенции и личностные качества:

- самостоятельно решать элементарные математические задачи ;

- выполнять задания в соответствии с элементарной инструкцией и поставленной целью;

Приобретут:

Личностные результаты

- творческая активность, инициативность и самостоятельность;

-  умение работать в команде;

-  положительные нравственные качества: доброта, отзывчивость, желание помочь;

-  самостоятельность, инициативность, ответственность;

-  бережное отношение к предметам.

Предметные результаты

- познавательный интерес и познавательная активность;

- устойчивый интерес к познавательному развитию;

-закрепить навыки сравнения и обобщения.

Метапредметные результаты

-мелкая моторика

- внимание, любознательность, наглядно-действенное мышление, активность, творческое воображение,

Целью программы является познавательное   развитие дошкольников, формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе, развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке . Познавательное  развитие детей дошкольного возраста (4-5лет) определяется по общепринятым критериям с использованием следующих диагностических методик:

Качества

Критерии оценки

Диагностические методики

Интеллектуальная компетентность

Способность к практическому и умственному экспериментированию, речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности:

Умение группировать предметы

Наблюдение

Методика нелепица

Исследовательская, практическая деятельность,

Рассказывание из личного опыта

Игры на сериацию и классификацию предметов

Наблюдения беседы

Различные виды детских рассказов, сочинительство.

Воображение

Умение создавать новые образы, фантазировать.

Придумывание сказок, историй, фантазийное художественное творчество

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график на 2022-2023 уч.г.

Месяц

Число

Время

Проведения

 занятия

Форма

 занятия

Количество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра «Найди»

Группа

Наблюдение опрос

2

09

15.15-15.35

Творческая работа

 1

Игра «Змейка»

Группа

Наблюдение опрос

3

10

15.15-15.35

Исследовательская деятельность

1

Дидактическая игра Чудесный мешочек»

.

Группа

Наблюдение опрос

4

10

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Игра «У кого больше»

.

Группа

Наблюдение опрос

5

10

15.15-15.35

Исследовательская деятельность

1

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2

Группа

Наблюдение опрос

6

10

15.15-15.35

Творческая работа

1

Игра «Разноцветные вагончики»

Группа

Наблюдение опрос

7

11

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра  «Что изменилось»

Группа

Наблюдение

опрос

8

11

15.15-15.35

Беседа

 игры

1

Игра «Столбики»

Группа

Наблюдение

опрос

9

11

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая  игра «Найди не такую»

Группа

Наблюдение

опрос

10

11

15.15-15.35

Творческая работа

1

Игра «Сушим полотенца»

Группа

Наблюдение опрос

11

12

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра «4-й лишний»

Группа

Наблюдение опрос

12

12

15.15-15.35

Беседа

           игры

1

Игра «Числа 1 и 2»

Группа

Наблюдение опрос

13

12

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Группа

Наблюдение опрос

14

12

15.15-15.35

Творческая работа

1

Игра «Строительство домов»

Группа

Наблюдение опрос

15

01

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра «Найди пару»

Группа

Наблюдение опрос

16

01

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Игра «Число 3»

Группа

Наблюдение опрос

17

01

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра «Второй ряд»

Группа

Наблюдение опрос

18

01

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Игра

«Треугольники»

Группа

Наблюдение опрос

19

02

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра «Найди клад»

Группа

Наблюдение опрос

20

02

15.15-15.35

Творческая работа

1

Игра «Рамка для картины»

Группа

Наблюдение опрос

21

02

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра  « Игра с одним обручем»

Группа

Наблюдение опрос

22

02

15.15-15.35

Творческая работа

1

Игра «Разноцветные флажки»

Группа

Наблюдение

опрос

23

03

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра  «Чего не хватает»

Группа

Наблюдение

опрос

24

03

15.15-15.35

Творческая работа

1

Игра «Бусы»

Группа

Наблюдение

опрос

25

03

15.15-15.35

Исследовательская деятельность

1

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Группа

Наблюдение опрос

26

03

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Игра «Число 4»

Группа

Наблюдение опрос

27

04

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра «Найди нужный блок»

Группа

Наблюдение опрос

28

04

15.15-15.35

Творческая работа

1

Игра «Елка»

Группа

Наблюдение опрос

29

04

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Дидактическая игра «Найди нужный блок 2»

Группа

Наблюдение опрос

30

04

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Игра «Число 5»

Группа

Наблюдение опрос

31

05

15.15-15.35

Исследовательская деятельность

1

Дидактическая игра «Угощение для медвежат  »

Группа

Наблюдение опрос

32

05

15.15-15.35

Творческая работа

1

Игра «Зайка»

Группа

Наблюдение опрос

33

05

15.15-15.35

Исследовательская деятельность

1

Дидактическая игра  «Магазин»


Группа

Наблюдение опрос

34

05

15.15-15.35

Беседа

игры

1

Игра «Дети нашего двора»

Группа

Наблюдение опрос

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации программы в группе имеется базовые  наборы  «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюинезера», есть место для конструирования и выкладывания изображений, обыгрывания и придумывания сказок.

Перечь оборудования для реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Групповая комната

комната

Занятия по программе дополнительного

 образования  «Игралочка»

  • Стол и стул для педагога
  • Столы и стулья для обучающихся по количеству
  • Программное обеспечение
  • Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюинезера»
  • Альбом «На златом крыльце»
  • Альбом «Лепим нелепицы»
  • Альбом «Давайте вместе поиграем»
  • Схемы
  • Набор геометрических фигур
  • Счетные палочки
  • Цветные карандаши

Информационное обеспечение

Интернет – ресурсы:  

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/276006-avtorskaja-programma-zanimatelnye-bloki-denes

Материально-технические условия соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности.

Кадровое обеспечение реализации программы

Реализацию программы осуществляет воспитатели, имеющая высшее образование.

Кадровое обеспечение

Воспитатель

Артемьева Лариса Евгеньевна

Стаж педагогической работы 23 лет

Воспитатель

Лушникова Елена Николаевна

Высшая категория

Стаж педагогической работы 25 лет

  1. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
  2. Комарова Л.Д  «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.
  3. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
  4. В.П.Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера»
  5. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»

Формы аттестации

Для определения результативности освоения программы, обучающиеся проходят итоговую аттестацию. Форму аттестации выбирает педагог и разрабатывает критерии оценивания аттестации обучающихся.

Выставки творческих работ отражают уровень практических навыков, достижение целевых ориентиров направленных на выявление таких качеств как: самостоятельность; инициативность и творчество; осознание значимой деятельности; соблюдение культуры поведения; самооценка; стремление к совершенствованию.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. По итогам мониторинга педагогом создается аналитическая справка, результаты заносятся в таблицу, по окончании прохождения дополнительной общеразвивающей программы «Игралочка» курса 34 часа.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. В ходе освоения программы «Игралочка» обучающиеся участвуют в конкурсах различного уровня. Обучающиеся применяют свои знания на практике и в жизни.

Оценочные материалы

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования «Игралочка»

- проведение мониторинга на начало и конец освоения дополнительной программы , включающего в себя исследование познавательного  развития  воспитанников;

- заинтересованность дошкольников в исследовательской и конструктивной деятельности, степень активности ребенка в ней;

- степень заинтересованности и участия родителей воспитанников в совместной познавательной деятельности;

- оснащенность «Математического»  центра позволит определить качество достигнутых результатов в конструктивной деятельности, определить эффективность и результативность работы.

Критерии оценивания результатов освоения Программы

ФИ ребенка

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие восприятия

Развитие мышления

Итоговый результат

09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

Оценка уровня развития:
1 балл – отсутствует  
2 балла –  частично
3 балла присутствует в течении всего времени

От 21 до 15-высокий уровень

От15 до 7-средний уровень

От7 до 0-низкий уровень

 

        Методические материалы

.  Программа рассчитан на один год обучения. Объем программы –34 учебных часа.  Согласно нормам САНПИН продолжительность занятий для детей 4-5 лет 20 минут 1 раз в неделю.  

Особенности организации образовательного процесса:

Форма организации деятельности дошкольников групповая ,обучение проходит в режим очного обучения,

Занятия в кружке строятся в форме бесед, игр, конструкторской деятельности, игровых упражнений,  творческой работы по конструированию .

Руководитель кружка использует в своей работе с обучающимися следующие технологии: проектную технологию, игровую, технологию проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Приемы и методы организации занятий.

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические,

словесные);

- творческие задания, предполагающие организацию конструкторской деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с

предметами и материалами);

- проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-

иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова,

развивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной

литературы;

- трудовую деятельность ( хозяйственно-бытовой труд).

Алгоритм учебного занятия

  • Познавательное  направление ставит целью знакомство детей   в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление – выполнение заданий по схемам, картам.
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

Дидактические материалы

Дидактические игры, плакаты, схемы, демонстрационный материал математической направленности.

Литература для педагогов

 Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.

Финкельштейн Б.Б «Лепим нелепицы» Конспект игр и упражнений с блоками Дьенеша- ООО «Корвет»: СПб, 2003.

Литература для обучающихся и родителей

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

Комарова Л.Д  «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ https://vk.com/doc125284251_134736065?hash=52a113cc5dae77e41b&dl=896716adedd9243283 
https://yadi.sk/d/nTRov_O2YY9zs 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка соременного танца "Радуга" возраст (5-7 лет)

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность- природу. мир человеческих чувств, историю,будущее  человечества.              ...

Программа дополнительного образования кружка "Школа мяча"

Программа  дополнительного образования создана с целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом. Программа состоит из тематического...

Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя»

Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме.Программа рассчитана на старший дошкольный возраст....

Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»    Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Крепыш" ЛФК для детей от 4 до 6 лет

Прграмма по доп. образованию расчитана на 2 года для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники"

Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники" по курсу художественно - декоративного творчества. Рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год....