Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
проект (младшая группа)
Программа дополнительного образования
по развитию мелкой моторики дошкольников
«Волшебные пальчики»
(для детей 3-4 лет)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по развитию мелкой моторики дошкольников
«Волшебные пальчики»
(для детей 3-4 лет)
Составила:
Воспитатель
Абсалямова Р.Р.
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Волшебные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 3-4 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие мелкой моторики у
детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой
деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что
целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных
способностей, речевой деятельности, психического и физического развития
ребёнка. Работа кружка «Волшебные пальчики» направлена на развитие и
укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
Цель данной рабочей программы – развивать и укреплять мелкую
моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях
и разных видах продуктивной деятельности.
Актуальность данной программы
Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основной целью программы «Волшебные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- развитие точности выполнения движений,
- уровня переключаемости,
- полноты объема движений пальцев рук,
- умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
- совершенствование координации движений руки и глаза;
- совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
- формирование интереса и положительной мотивации обучения;
- формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы учащихся. Вся деятельность делится между группами учеников.
Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки.
9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- лепка
- аппликация
- графические упражнения
- игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
Особенности возрастной группы детей
Программа реализуется с группами детей от 3 до 4 лет. Младший дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Основные формы и методы работы с детьми
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 5 человек. Продолжительность занятия 20 мин.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.
Форма организации детей – групповая.
Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- блоки Дьёнеша;
- шнуровка;
- прищепки;
- скрепки;
- крышки;
- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.
- лепка из солёного теста
- рисование пальчиками
Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Учебно-тематический план.
Младшая группа(3-4 года) – 9 часов
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Пальчиковая гимнастика | 2 ч |
2 | Лепка | 2 ч |
3 | Аппликация | 2 ч |
4 | Графические упражнения | 1 ч |
5 | Игры и действия с предметами | 2 ч |
Содержание курса.
- Пальчиковая гимнастика 2 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
- Лепка 2 ч.
Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 2 ч.
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Графические упражнения 1 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
- Игры и действия с предметами 2 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.
Условия реализации программы
Программа реализуется в условиях МБ ДОУ№ 2 «Алсу» для детей средних и старших групп.
Занятия рассчитаны на детей 3 — 4 лет. Всего 36 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 минут.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- кистевых эспандеров;
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.
Описание планируемых результатов
К концу курса воспитанники должны знать:
· приемы самомассажа рук;
· названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
Уметь:
·соизмерять, подчинять движения контролю взора;
· владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
· выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
работать с трафаретами;
изготавливать детали по шаблону;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)
лепить шар, цилиндр, диск, куб;
строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;
- изготавливать поделки в технике “аппликация”,по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
- плести косички из ниток;
- выполнять шнуровку.
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
- различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
- различные виды ткани;
- картон;
- соленое тесто (соль, мука);
- пластилин;
- природные материалы;
- вторичное сырье;
- фольга;
- клей ПВА;
- нитки;
- пуговицы.
Оборудование:
- баночки для воды;
- крупа мелкая и крупная;
- счетные палочки;
- бусы;
- ленты;
- шнурки;
- строительный материал;
- шаблоны;
- салфетки;
- образцы готовых изделий;
- массажные мячи;
Инструменты:
- ножницы;
- линейка;
- стеки;
- кисточки;
- карандаши, фломастеры, краски;
- иголки;
- трафареты.
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- игрушки;
- мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
- конструктор(палочки Кьюзенера);
- набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);
- коллекции бумаги, картона, ткани;
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
- Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
- Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
- Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
- Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
- Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
- Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
- Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
- Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
- Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
- Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
- Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)
Пояснительная записка Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...
Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников. Кружок «Почемучки» для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и множество других направлений: решение интеллектуальных задач, работа со схемам...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год
Программадополнительного образованияпо нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики»для детей старшей группына 2022-2023 учебный год...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет
Общеобразовательная программа Художественно-эстетической направленности...