Проектная деятельность в раннем дошкольном возрасте
проект

Витушкина Елена Алексевна

Ранний возраст – это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_doshkolnom_vozraste.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ВИТУШКИНА Е.А. МБДОУ Д/С№ 219Г.ЧЕЛЯБИНСК

Ранний возраст – это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

    Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолога – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Воспитатель должен свободно ориентироваться в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно - образовательной;

- учебно - методической;

- социально - педагогической.

Показатели профессиональной компетенции педагога подкрепляются следующими критериями:

  1. знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; 
  2. умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  3. владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

     В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы. Всё это требует умения проектировать развитие образовательной системы или собственную образовательную деятельность педагога.

     В педагогической теории и практики большое применение нашел метод проектов. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная

деятельность по достижению поставленной цели. В современных условиях, практическое обучение рассматривается как развивающее.

     Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, в успешной адаптации, овладении коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно – эстетическое развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта.  

      В группах раннего возраста вводятся только элементы проектной деятельности. Целесообразнее всего начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В этом возрасте дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей. 

        Темами проекта могут стать, как и определённый раздел образовательной программы, так и события в жизни детского сада, города, страны и т.д.

Так, например, в нашей группе, с детьми раннего возраста, ведётся работа в данном направлении. Были реализованы проекты:

    «Осенняя фантазия» - проект познавательно-творческий, краткосрочный. Продуктом проекта была выставка совместных работ родителей и детей из природного материала.

    «Театр и дети» - литературно-творческий, игровой, краткосрочный. Цель: приобщить детей к театральному искусству, театральной деятельности, развивать у детей речь и коммуникативные навыки, воображение и фантазию, сделать проект значимым для детей и родителей.    

    «Мама – солнышко моё!»- проект ко Дню Матери. Целью проекта было воспитание чувства глубокой любви, уважения и привязанности, бережного и заботливого отношения к маме. Результатом проекта были изготовлены открытки-поздравления от детей, стенгазета для мам от воспитателей и детей, видеофильм, где дети читают стихи.  

     «Новогодний калейдоскоп» - проект художественно-творческий, познавательный, краткосрочный. Цель - приобщение детей и взрослых к народной культуре, совместное украшение группы с родителями и детьми.

       «Волшебница вода» - исследовательски- познавательный, творческий, практический. Проект направлен на формирование у детей познавательного интереса через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Продуктом проекта стали выставка поделок, изготовленных родителями, совместно с детьми.

Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность в группах раннего возраста является одним из важных условий реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и создает условия для формирования у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития своего ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей в рамках проектной деятельности укрепляет психологическое здоровье семьи.                                                                      Последний проект называется «Дружба начинается с улыбки».

Актуальность проекта:

  • Способность вхождения ребенка в социум, где проблема жестокости и равнодушия становится все более очевидной важно показать, что обязательными признаками дружбы являются доверие, терпение и взаимность.
  • Умение взаимодействовать с окружающими людьми – это основа гуманного отношения к людям, значит иметь способность к сопереживанию, к сочувствию в самых разных жизненных ситуациях.

Тип проекта: литературно-творческий

Продолжительность-краткосрочный (неделя)

Цель проекта: способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками и окружающими их взрослыми; воспитывать культуру межличностных отношений.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать дружеские отношения между детьми в различных видах образовательной деятельности;
  • Учить детей речевым средствам общения;
  • Учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
  • Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.

Развивающие:

  • Развивать внимательность к чувствам и желаниям других детей;
  • Развивать чувство сопереживания, умение распознавать положительные и отрицательные поступки в поведении человека и литературных героев;
  • Развивать чувство понимания и потребности общения со сверстниками;
  • Развивать творческие и речевые способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающим детям;
  • Воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный- составление плана работы над проектом, работа с методической и художественной литературой, подбор материала и оборудования для проведения занятий, бесед, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр. Введение информационного материала в родительском уголке, беседа с родителями о необходимости принятия участия в проекте. Создать доброжелательную, комфортную обстановку в группе.
  2.  Практический-реализация проекта
  3. Итоговый-литературно-игровая гостиная (родители с детьми представляют самодельную книгу по теме) и презентация работы над проектом.

Материально-технические ресурсы:

  •  Наглядные иллюстрации, книги, альбомы;
  • методическая и художественная литература;
  • пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр;
  • технические средства для просмотра мультфильмов и для снятия фото/видео сюжетов.

Ожидаемый результат:

Сплочение коллектива;

 формирование желания помогать окружающим;

 проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи;

пополнения словарного запаса у детей;

активизация речи детей.

Организационные формы работы над проектом:

Беседа, наблюдения, решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, пальчиковая гимнастика, чтение художественных произведений, артикуляционная гимнастика, игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, рисование, лепка, конструирование, слушание и исполнение песен.

Содержание деятельности:

Рассматривание альбомов и иллюстраций по теме;

беседа «Что такое дружба?»;

Ситуативные разговоры по теме

С/р игры: «Семья», «Детский сад»;

Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?», «Да-нет», «Хорошо-плохо»;

Пальчиковые игры: «Дружные пальчики», «Семья», «У оленя дом большой».

Ситуативный разговор: друг не хочет делиться игрушкой.

Наведём порядок в группе-«У нас порядок»

Чтение художественной литературы: р. н. с. «Теремок», «Репка»;

Просмотр мультфильма по сказке Сутеева В. «Под грибом»

Рисование - «Шарики воздушные на ниточке для друзей»

Лепка - «Орешки для белочки»

Слушание музыкальных произведений Шаинского В. и исполнение песни «От улыбки станет всем светлей»; слушание песни из мультфильма «Димка и Тимка» -«Настоящий друг» на слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева

Подвижные игры: «Теремок», «Пузырь», «Котята и щенята», «Найди себе пару»

Проект «Азбука безопасности»

Актуальность проекта:                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире. Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного поведения отводится воспитывающим взрослым – родителям и педагогам. Рисование

Цель: создать условия для формирования представлений у воспитанников дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту и в общении с незнакомыми людьми.

Задачи: 1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми.

 2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях в быту и в общении с незнакомыми людьми.

3. Сформировать навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях в быту, при общении с незнакомыми людьми в условиях специально организованной (игровой) и самостоятельной деятельности детей.

4. Выработать у дошкольников привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасных ситуаций в быту и при общении с незнакомыми людьми.

 5. Развивать коммуникативные навыки детей.

6. Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении правил безопасного поведения.

7. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в проектную деятельность ДОУ.

1 этап

Погружение в проект

• Обозначить и ввести проблемную ситуацию.

• Вызвать интерес детей к обозначенной проблемной ситуации.

• Принять проблемную ситуацию. Содержание проектной деятельности

• Введение игровой проблемной ситуации.

• Изучение осведомлённости воспитанников по проблеме.

• Проблемно-игровая ситуация “Что мы знаем об опасных предметах?”.

• Анкетирование родителей.

2 этап

Организация деятельности:

• Определить направления деятельности по решению проблемы.

• Разработать план реализации проекта.

Содержание проектной деятельности:

• Дидактическая игра “Раз, два, три, что может быть опасно – найди”.

• Проблемно-игровая ситуация “Электроприборы дома”.

• Проблемно-игровая ситуация “Помоги Незнайке”.

Рассматривание плакатов о правилах безопасности, изготовление родителями и воспитателями атрибутов и игр. Познакомить с загадками и советами.

3 этап

Осуществление деятельности

• Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми.

 • Привить навыки работы в группе.

• Способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников.

• Участие в акции «Новый год по правилам»

• Участие в акции «Скорость не главное!»

4 этап

Презентация результатов

• Способствовать сплочению детского коллектива, оптимизации детскородительских отношений.

• Закрепить навыки выполнения основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми

• Привлечь родителей воспитанников к участию в проектной деятельности.

Содержание деятельности

Содержание деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивае...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Тема: Молоко и молочные продукты

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Тема: Молоко и молочные продукты...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в ДОУ.

Проект«Откуда хлеб пришел» Визитная карточка проекта  Тема проекта  «Откуда хлеб пришёл?» Ф.И.О руководителя проекта  должность...

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Проектная деятельность в раннем дошкольном возрасте

        На современном этапе развития образования использование проектной деятельности в образовательном процессе получило значительное распространение. В дошкольном об...

Муниципальный семинар "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как метод осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования", 2023г.

08.11.2023г. на базе МАДОУ ЦРР - д/с № 21 "Надежда" г.о. Ступино Московской области прошел муниципальный семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций по теме: "Проектная...