Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в ДОУ.
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект«Откуда хлеб пришел» Визитная карточка проекта
Тема проекта
|
«Откуда хлеб пришёл?» |
Ф.И.О руководителя проекта должность |
Коротаева Елена Вениаминова Воспитатель
|
Место работы: | ГБДОУ №12 Выборгского района Санкт-Петербурга
|
Участники проекта: | Дети старшей группы №10, родители, воспитатель.
|
Образовательная область «Познание» | Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе
|
Вид проекта | Информационно-речевой
|
по комплектности | Полная интеграция
|
по характеру контактов | Групповой
|
по продолжительности | Краткосрочный (1 неделя)
|
Цель проекта | Уточнить представление детей о последовательности этапов получения хлеба.
|
Задачи | 1. Выяснить, откуда берётся хлеб. 2. Познакомить с профессиями людей, связанных с получением хлеба. 3. Узнать, зачем нужен хлеб, можно ли без него обойтись? 4. Сформировать осознание бережного отношения к хлебу. 5. Познакомить детей и родителей с проектным методом. 6. Развивать воображение, любознательность уверенность в своих силах. 7. Развивать творческие способности, коммуникативные качества.
|
Предмет исследования |
Этапы производства хлеба.
|
Объект исследования | Хлеб.
|
Гипотеза | Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
|
Основные направления работы | — Непосредственно-образовательная деятельность. — Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов. — Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. — Самостоятельная деятельность детей — Взаимодействие с родителями( социальными партнёрами). — Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
|
Формы работы | Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
|
Технологии, используемые в работе с детьми | Здоровьесберегающие-дыхательная гимнастика, динамические паузы в сочетании с речевым материалом, пальчиковая гимнастика. Технология развивающего обучения- ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребёнка. Технология проблемного обучения- последовательное, целенаправленное выдвижение перед ребёнком познавательных задач. Технология игрового обучения. Технология концентрированного обучения-тематическое планирование ТРИЗ. Технология интегрированного обучения.
|
Методическое сопровождение проекта |
Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.
|
ИКТ | Музыкальный центр,CD-диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера, интернет Skype для консультации родителей, интернет сайты: http://www.maaam.ru, http://ds82.ru/doshkolnik/1304-.html, http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac282.html,
|
Этапы работы над проектом | 1. Этап— Формирование проблемы(цели). Введение в игровую ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие задачи, вживание в игровую ситуацию 2. Этап— Объединение детей для решения задачи, распределение ролей. Помощь родителей в решении задач. 3. Этап— Практическая помощь( по необходимости). Направление и контроль осуществления проекта. Формирование знаний, умений у детей. Совместная творческая деятельность родителей и детей. 4. Этап— Подготовка к презентации. Представление детьми продукта деятельности, оценка продукта деятельности.
|
Реальность реализации и практическая ценность проекта |
В результате работы над проектом была создана информационная база по проектной деятельности, по расширению и углублению представлений о последовательности этапов получения хлеба, о профессиях взрослых (связанных с производством хлеба.) и их трудовыми действиями, о техническом прогрессе, что позволит в дальнейшем грамотно реализовать цели и задачи проектной деятельности.
|
Краткое описание выполненного проекта | Проект предназначен для педагогов, детей и родителей. Ориентирован на изучения лексической темы «Откуда хлеб пришёл?» по Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3 до 7 лет) Н.В.Нищевой. Материалы могут быть использованы в совместной образовательной деятельности с детьми, методической работе с родителями. Осуществление проекта научило всех участников проекта бережно относиться к хлебу, природе, закрепить представление об общественном значении труда взрослых , связанных с производством хлеба. Данный проект побудил к поиску дополнительной информации, расширил кругозор детей, воспитателя и родителей.
|
Презентация проекта | Коллаж «Этот волшебный колосок», Книга кулинарных рецептов «Блюда из черствого хлеба», организация чаепития совместно с родителями и сотрудниками детского сада. |
Рефлексия по итогам работы | |
Отклики участников проекта | Проект мне понравился, так как он помог узнать много нового и интересного мне и моему ребенку о процессе выращивании хлеба ( Кузьмина Е.В) Всей нашей семье было интересно принимать участие в проекте, мы узнали, что в нашем городе есть Музей Хлеба, мы посетили его всей семьёй, дочка была очень рада.( Пиленко М.В) Наш ребёнок, бережнее стал относиться к хлебу. (Ашмарина Е.В) Мы стали дома проращивать овёс для салата и нашему котику посадили овёс( Савина И.В). |
Перспективы развития проекта | Можно продолжить работу над проектом и предложить ребятам весной сделать посадку овса на участке детского сада, на даче. |
Мнение руководителя проекта | |
Такой проект можно проводить c детьми 4- 7 лет, дополняя его и расширяя знания детей, родителей, педагогов по данной теме. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_khleb_prishyol.docx | 38.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Информационно-исследовательский проект
тема: «Откуда хлеб пришёл?»
с детьми старшего дошкольного возраста
руководитель проекта
воспитатель Коротаева Елена Вениаминовна
2013 год
Содержание.
- Визитная карточка проекта
- Проблема. Выявление и описание проблемы
- Содержание проекта:
- Интеграция образовательных областей
- Работа с детьми.
- Работа с родителями
- Заключение
- Библиография
- Приложения
Визитная карточка проекта
Тема проекта | «Откуда хлеб пришёл?» |
Ф.И.О руководителя проекта должность | Коротаева Елена Вениаминова Воспитатель |
Место работы: | ГБДОУ №12 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Участники проекта: | Дети старшей группы №10, родители, воспитатель. |
Образовательная область «Познание» | Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе |
Вид проекта | Информационно-речевой |
по комплектности | Полная интеграция |
по характеру контактов | Групповой |
по продолжительности | Краткосрочный (1 неделя) |
Цель проекта | Уточнить представление детей о последовательности этапов получения хлеба.
|
Задачи |
|
Предмет исследования | Этапы производства хлеба. |
Объект исследования | Хлеб. |
Гипотеза | Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. |
Основные направления работы | — Непосредственно-образовательная деятельность. — Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов. — Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. — Самостоятельная деятельность детей — Взаимодействие с родителями( социальными партнёрами). — Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Формы работы | Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. |
Технологии, используемые в работе с детьми | Здоровьесберегающие-дыхательная гимнастика, динамические паузы в сочетании с речевым материалом, пальчиковая гимнастика. Технология развивающего обучения- ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребёнка. Технология проблемного обучения- последовательное, целенаправленное выдвижение перед ребёнком познавательных задач. Технология игрового обучения. Технология концентрированного обучения-тематическое планирование ТРИЗ. Технология интегрированного обучения. |
Методическое сопровождение проекта | Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры. |
ИКТ | Музыкальный центр,CD-диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера, интернет Skype для консультации родителей, интернет сайты: http://www.maaam.ru, http://ds82.ru/doshkolnik/1304-.html, http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac282.html,
|
Этапы работы над проектом |
Введение в игровую ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие задачи, вживание в игровую ситуацию
|
Реальность реализации и практическая ценность проекта | В результате работы над проектом была создана информационная база по проектной деятельности, по расширению и углублению представлений о последовательности этапов получения хлеба, о профессиях взрослых (связанных с производством хлеба.) и их трудовыми действиями, о техническом прогрессе, что позволит в дальнейшем грамотно реализовать цели и задачи проектной деятельности. |
Краткое описание выполненного проекта | Проект предназначен для педагогов, детей и родителей. Ориентирован на изучения лексической темы «Откуда хлеб пришёл?» по Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3 до 7 лет) Н.В.Нищевой. Материалы могут быть использованы в совместной образовательной деятельности с детьми, методической работе с родителями. Осуществление проекта научило всех участников проекта бережно относиться к хлебу, природе, закрепить представление об общественном значении труда взрослых , связанных с производством хлеба. Данный проект побудил к поиску дополнительной информации, расширил кругозор детей, воспитателя и родителей. |
Презентация проекта | Коллаж «Этот волшебный колосок», Книга кулинарных рецептов «Блюда из черствого хлеба», организация чаепития совместно с родителями и сотрудниками детского сада. |
Рефлексия по итогам работы | |
Отклики участников проекта | Проект мне понравился, так как он помог узнать много нового и интересного мне и моему ребенку о процессе выращивании хлеба ( Кузьмина Е.В) Всей нашей семье было интересно принимать участие в проекте, мы узнали, что в нашем городе есть Музей Хлеба, мы посетили его всей семьёй, дочка была очень рада.( Пиленко М.В) Наш ребёнок, бережнее стал относиться к хлебу. (Ашмарина Е.В) Мы стали дома проращивать овёс для салатов и нашему котику посадили овёс( Савина И.В). |
Перспективы развития проекта | Можно продолжить работу над проектом и предложить ребятам весной сделать посадку овса на участке детского сада, на даче. |
Мнение руководителя проекта | |
Такой проект можно проводить c детьми 4- 7 лет, дополняя его и расширяя знания детей, родителей, педагогов по данной теме. |
- Проблема. Выявление и описание проблемы.
Проблема:
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда!
Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь. Сегодня на прилавках наших магазинов можно найти хлеб разных сортов и наименований, купить его можно в любое время суток и без ограничений.
Может поэтому в последнее время люди перестают понимать всю ценность хлеба. Дети не имеют представление, откуда «приходит » хлеб к ним на стол, родители при детях выбрасывают чёрствый хлеб в ведро, поэтому дети перестали его ценить.
Необходимо детям помочь самим узнать весь долгий путь, который он проходит, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе. Дети
должны понимать, что в хлебе заключен нелёгкий человеческий труд, бережно относится к нему и научить своих родителей беречь хлеб, поэтому и был разработан данный проект.
Содержание проекта «Откуда хлеб пришёл?»
Интеграция образовательных областей.
№ п/п | Образовательная область | Содержание | Реализуемые задачи |
1. | «Физическая культура» | Ежедневно: утренняя гимнастика, подвижные игры с детьми на улице. Подвижная игра «Золотая рожь». Игра-эстафета «Разгрузи машину с мукой» | Содействовать гармоничному физическому развитию детей. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения в детском саду и дома |
2 | «Безопасность» | Беседа «О правильном пользовании электроприборами (электроплиты, хлебопечки), газовой плитой, спичками», просмотр мультфильма Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. | Формировать представления об основных источниках и видах опасности в быту. |
3 | «Здоровье» | Пальчиковая гимнастика «Машина каша». Пальчиковая гимнастика «Каша». Дидактическая игра «Аскорбинка и её друзья» Консультация для родителей «Полезные свойства овса» | Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. |
4. | «Социализация» | Сюжетно-ролевые игры «Хлебный магазин» Беседа о культуре поведения за столом. | Закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий Воспитывать умение работать в группе, сообща решать общие задачи |
5. | «Труд» | Приготовление солёного теста для лепки в детском саду. Предложить родителям испечь вместе с детьми любые изделия из теста и принести для чаепития в детский сад. | Закрепление представлений об общественном значении труда взрослых. Расширять представления детей о профессиях : пахарь, сеятель, комбайнер, хлебороб, агроном, тракторист, мукомол, пекарь, об орудиях труда, технике, инструментах которые они используют. |
6. | Д/И: «Что сначала, что потом» | Формировать представление о процессе производства хлеба | |
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса) Посадка семян овса. | Развивать наблюдательность, исследовательские навыки. Учить анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы | ||
Конструирование из конструктора Lego dacta «Хлебозавод» | |||
«Сделаем тесто для лепки» | Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки | ||
7. | «Коммуникация» | Д/И: «Назови действия людей, работающих на земле», « Назови, какой, какая? » Игра «Соберем семейку слов» (образование однокоренных слов). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» . Закрепление навыка употребления обиходных глаголов (пахать, сеять), приставочных глаголов (перекапывать, убирать). Закрепление навыка употребления относительных прилагательных (ржаной, пшеничный) , приставочных глаголов( поливать, перекапывать, убирать),совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6-7 слов, обучение составлять предложения с противительным союзом а. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. (Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений.) |
8. | «Чтение художественной литературы» | Чтение детской художественной и научно-познавательной литературы о хлебе. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе. Тематическая выставка в книжном уголке Чтение сказок народов мира о хлебе: «Пирожок» Норвежская сказка «Колобок» Русская народная сказка «Колосок» Украинская сказка Предложить родителям заучить с ребенком стихотворение Я.Дягутите «Каравай» | Через произведения художественной детской литературы воспитывать уважение к труду людей участвующих в выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу; Учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению читательских интересов. |
9. | «Художественное творчество» | Рассматривание картины И.И.Шишкина «РОЖЬ» и беседа по ней. Лепка из соленого теста – атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Магазин» Изготовление книги рецептов «Блюда из черствого хлеба» | Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней |
10 | «Музыка» | Прослушивание музыки П. И.Чайковского из альбома «Времена года» («Песня косаря», «Жатва»). Русский народный хоровод «Каравай» | Обогащения двигательного опыта детей под музыку. Развитие координации движений. |
Работа с детьми.
Основные направления работы.
— Непосредственно-образовательная деятельность.
— Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных
моментов.
— Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей осуществляемая в
процессе организации различных видов детской деятельности.
Формы работы.
Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки,
чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная
художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, экскурсии,
конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Технологии, используемые в работе с детьми.
- Здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика, динамические паузы в сочетании с речевым материалом, пальчиковая гимнастика).
- Технология развивающего обучения— ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребёнка.
- Технология проблемного обучения—последовательное, целенаправленное выдвижение перед ребёнком познавательных задач.
- Технология игрового обучения.
- Технология концентрированного обучения—тематическое планирование.
- ТРИЗ.
- Технология интегрированного обучения.
Работа с родителями.
- Совместный поиск информации родителей и детей о хлебе: пословиц, поговорок.
- Подготовка дидактического и демонстрационного материала: колосья пшеницы.
- Консультация для родителей по теме: «Инновационные педагогические технологии в детском саду».
- Создание книги кулинарных рецептов «Блюда из чёрствого хлеба»
- Совместное чаепитие.
- Создание коллажа «Этот волшебный колосок»
Заключение.
За время проекта педагоги, дети и родители накопили богатый материал и знания о хлебе, что позволило обобщить представления о последовательности этапов получения хлеба. В результате проделанной исследовательской работы можно сказать, что производство хлеба – это трудоемкий процесс, в котором задействованы люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.
Выводы:
- Получение хлеба – это процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.
- В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий.
Результатом работы по теме проекта стало создание коллажа «Этот волшебный колосок»
Библиография
- Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3 до 7 лет) Н.В.Нищевой. Издательство: Детство-Пресс 2012г.
- Н.В. Нищева: Все работы хороши. Серия демонстрационных картин: Учебно-наглядное пособие. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
- Н.В. Нищева: Развивающие сказки. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
- Э. Емельянова: Как наши предки выращивали хлеб. Наглядно-дидактическое . Издательство: Мозаика-Синтез, 2012 г.
- Э. Емельянова: Откуда что берется. Хлеб. Наглядно-дидактическое пособие 2012 г. Издательство: Мозаика-Синтез, 2012 г.
Мозаика-Синтез, 2012 г. Издательство: Гном, 2011 г.
- Хлеб в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей.
- Е.А. Сыпченко: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. Издательство: Детство-Пресс 2012г.
- Т.А. Шорыгина: Беседы о хлебе. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2012 г.
Интернет сайты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Тема: Молоко и молочные продукты
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Тема: Молоко и молочные продукты...
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста
Проект "Свойства воздуха". Краткосрочный ....
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...
Консультация для педагогов "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Консультация для педагогов дошкольного образования...