Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
материал
Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а также родителям воспитанников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_muzykalno-igrovaya_deyatelnost.docx | 20.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области музыкально-игрового развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Раскрыть значение музыкально-игровой деятельности для развития детей дошкольного возраста с особенностями в развитии.
- Раскрыть особенности проведения музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
- Продемонстрировать практические приемы работы с детьми ОВЗ на занятии по музыкальному развитию.
Ход мастер-класса:
Добрый день, коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность
Музыкально-игровая деятельность представлена в форме музыкально-дидактических игр, различных подвижных, хороводных, пальчиковых, игр-драматизаций, в играх-диалогах, играх-импровизациях, а также игровых приёмов и ситуаций. Актуальность организации музыкально-игровой деятельности детей с ОВЗ заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Ценность этого вида деятельности в том, что она доступна детскому пониманию, вызывает интерес и желание участвовать в ней. Позволяет в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Методические рекомендации из опыта работы
При организации музыкально-игровой деятельности предлагаю воспользоваться методическими рекомендациями. С целью обеспечения успешности ребенка необходимо:
- создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;
- устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;
- предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;
- предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;
- сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.
Детям со сложными нарушениями в развитии необходим четкий и понятный ход деятельности, который повторяется из занятия к занятию. Важно учитывать эмоциональный фон детей. Если они вялые, то нужно предложить ряд динамичных игр. Если наоборот, перевозбужденные, то предлагаются спокойные игры с музыкальным сопровождением, которые их успокоят, приведут к эмоциональному равновесию.
Особое внимание необходимо уделить подбору музыкального материала. Дети с ОВЗ практически не воспринимают очень громкую, быструю музыку. Поэтому музыкальные произведения должны быть выразительными, простыми, с четким ритмом, небольшие по длительности (не более 2 минут). Рекомендуется больше проводить хороводных игр, т.к. они развивают не только ориентацию в пространстве, но и эмоционально уравновешивают детей через простой ритм и умеренный темп, постепенно выравнивают «неритмичность» детей.
При проведении образовательной деятельности с детьми с ОВЗ важно задействовать все части тела ребенка. Поэтому обязательно проводятся игры на развитие мелкой моторики (пальцы, руки), и крупной моторики через ноги.
Большинство детей с ОВЗ не говорящие. Задача педагога подготовить ребенка к процессу вокализации, поэтому начинаем мы с дыхательных упражнений, например «подуй на снежинку», или «мы замерзли, нужно согреться, давайте подуем на ладошки». Музыкальный материал дается на подражание «как поет кошечка, собачка и т.д.», либо повторяющиеся слоги. Например, «да, да, да» или «мыльный пузырь лопается, на этот момент петь у, а, ох, ух». Еще вариант: ветер шумит «у-у-у», ветви деревьев качаются «а-а-а». Обязательно музыкально-игровую деятельность проводить с наглядным выразительным материалом: игрушками или красочные картинки.
Детям со сложными нарушениями в развитии нужно давать короткую четкую инструкцию, а действия обязательно сопровождать показом. Материал подается от простого к сложному. Встречи с детьми лучше завершать спокойной музыкой, чтобы ребенок успокоился.
Практическая часть
Начинаем образовательную деятельность всегда с ритуала приветствия. Для детей с ОВЗ больше, чем для других детей важно присутствие ритуальности в занятиях (приветствие, прощание, музыкальное сопровождение). Это позволяет придать дополнительную уверенность, снизить тревожность при ожидании чего-то неизвестного, создать атмосферу принятия и безопасности.
Музыкально-ритмические движения:
Встаем в ряд, беремся за руки. Идем под спокойную ритмичную музыку простым шагом: змейкой, через воротики, улитка. Можно в ходе этих переходов давать дополнительные задачи: иди на носках, пяточках. В конце выстраиваемся в круг. Проговариваем приветствие: «Здравствуйте ребята». Дети могут отвечать хлопками, либо топают ногой.
Данный вид движений позволяют развивать музыкальный слух, двигательные способности и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Пальчиковая игра «Привет», (муз. «Мексиканский вальс).
Предлагаю сесть в круг на ковер, каждому участнику взять лист бумаги. Вначале предлагаю детям упражнение на развитие мелкой моторики. Для этого ходим пальцами по листу бумаги, как по дорожке, на слово «Привет» хлопаем 2 раза. На медленную часть мелодии качаемся из стороны в сторону. Затем начинаем мять лист бумаги, сминаем до «снежка».
Несомненно, вы знаете, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Поэтому особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Подвижная игра «Крута гора», (музыка народная).
Сооружаем из бумажных «снежков» гору, встаем в круг. Идем и говорим:
«Стоит крута гора, посреди нашего двора,
Напротив терема широкого,
Напротив крыльца высокого.
Стоит крута гора, посреди нашего двора
Не проехать, не пройти, а только перепрыгнуть»
После этих слов начинаем перепрыгивать.
Таким образом, мы соблюдаем режим двигательной активности в образовательной деятельности, организовываем игровое взаимодействие детей друг с другом.
Музыкальная игра «Маракасы-клавесы»
Предлагаю два вида музыкальных инструментов. Для этой игры подбирается музыкальный материал с 2-хчастной формой.
На 1 часть-играем на клавесах.
На 2 часть- играем на маракасах.
Данная игра развивает музыкальный слух и чувство ритма, а также внимание детей.
Игра подвижная «Нон-стоп»
Для данного вида игры подбирается материал с четкой остановкой. Задание: когда музыка останавливается, замереть и улыбнуться стоящему рядом.
Используя данный вид игры, мы развиваем внимание детей, учим выполнять движения по звуковому сигналу.
В качестве окончания образовательной деятельности я предлагаю следующий ритуал: стоя в кругу, под спокойную музыку качаемся с ноги на ногу, взявшись за руки. Пропеваю «До свидания», прощаюсь с каждым ребенком.
Таким образом, окончание образовательной деятельности успокаивает, расслабляет детей. Во-вторых, использование ритуала сигнализирует детям об окончании занятия.
Получение обратной связи. Рефлексия.
На полу в центре раскладываются 4 подзаголовка: «хорошо», «интересно», «мешало», «возьму с собой». Участники пишут на листах свое впечатление от мастер-класса и кладут в соответствующее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к ...
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяИгра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психич...
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Статья о работе с детьми ОВЗ при помощи мнемотехнике...
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей....
Статья «Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую ...