Конспект познавательно-игрового практикума для родителей и детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 2024г.
методическая разработка
Познавательно-игровой практикум для родителей и детей компенсирующей группы. Создан творческой группой педагогов: учителем-дефектологом, музыкальным руководителем и воспитателем группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_praktikuma_dlya_roditeley_i_detey_poznaem_mir_vsey_semey.docx | 439.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-игрового практикума для родителей дошкольников, группы компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ МБДОУ д/с № 32, г. Зеленогорска Красноярского края учитель-дефектолог: Ходырева Е.А.
музыкальный руководитель: Деденко Н.А.
воспитатель: Шмидт Е.Е.
Тема: «Познаем мир всей семьей».
Цель: Повышение педагогической, образовательной компетентности родителей в рамках взаимодействия со специалистами ДОО.
Задачи:
- Показать родителям игровые, коррекционные приемы, направленные на развитие внимания, сенсорного и образного восприятия, ритмического слуха, артикуляции и речи, мелкой и крупной моторики.
- Формировать у родителей навыки непринужденного, свободного общения с детьми через практическую игровую деятельность.
Оборудование:
- Ноутбук, проектор.
- Мольберты з шт., листы Ф4 с нарисованными фигурами, фломастеры.
- Предметные картинки 6 штук (бабочка, божья коровка, заяц, медведь, подснежник, одуванчик) формата А5 и белые листы бумаги формата А-4 с круглым отверстием посередине.
- Пластиковые стаканчики с напечатанными цифрами, мелкие игрушки.
- Настольная дидактическая игра «Цвет» (в форме пазл).
- Аудиозаписи
- Шляпа.
- Костюмы для ведущих героев из мультфильма про Лунтика и его друзей.
9. Чай, конфеты, скатерти.
Помещение музыкального зала оформлено в виде кафе. Столы накрыты скатертями, на столах посуда и угощения для чаепития. Родители проходят в зал вместе с детьми.
1. Вход по пригласительным билетам с использованием игровой ситуации «Найди свое место» на основе дидактической настольно-печатной игры «Цвета». Гостей встречает билетёр - учитель-дефектолог в роли пчелы Бабы Капы. Родителю и ребенку выдается пазл с изображением 3х цветных карандашей, а на столах лежит второй пазл с предметной картинкой. На входе билетёр дает инстукцию: «Назовите цвет карандашей на вашем билетике, пройдите в зал и найдите вторую половинку билетика - картинку такого же цвета. Прикрепите к ней свой билетик и займите места за этим столиком».
Данное упражнение направленно на организацию совместной деятельности детей и родителей и формированию мотивации; способствует повышению концентрации и распределению внимания, актуализации знаний о цвете.
2.Вдруг слышится шум, гам. Баба Капа удивляется:
- Кто там шумит?
- Выходи, не бойся нас, познакомимся сейчас!
Входят музыкальный руководитель в роли Лунтика и воспитатель в роли Бабочки с половинками своих билетиков.
Лунтик:
-Здравствуйте, а вот и я, нашей встрече рад, друзья!
Лунтиком, меня зовут, я космический ваш друг.
Бабочка:
- Ой, как много тут ребят, даже взрослые сидят! Для чего и почему, очень я узнать хочу!
- Баба Капа, спасибо за приглашение и просим извинение за небольшое опоздание, наш навигатор нарисовал нам ошибочный маршрут, поэтому мы повернули не в ту сторону.
Затем Лунтик и Бабочка, оглядываются, подходят к ребятам с половинками своих билетиков и создают провокационную ситуацию с местами, которые уже заняты
- Лунтик, я нашла наши места! Но, почему-то они заняты?
Ребенок и родитель объясняют героям, что цвета предметов не совпадают с цветом их карандашей и предлагают найти свое место.
Баба Капа помогает героям разобраться и предлагает всем поздороваться необычным способом, песенкой. «Хей, привет» (рус. текст Т. Боровик)
Хей, хей - привет тебе! | Топ, топ, топ, топ... |
Музыкальное приветствие (звукоподражательная гимнастика) проводится в начале занятия и способствует концентрации внимания детей, развитию координации движений, речи и артикуляции, развивает ритмический слух и умение действовать согласованно, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.
- Вступительное слово пчелы Бабы Капы:
- Добрый вечер, друзья. Сегодня мы собрались все вместе в уютном Кафе у бабы Капы и ее помощников, чтобы интересно и полезно провести время, получить новую информацию, поиграть в умные игры с детьми, попить ароматного чайку с сахарным печеньем и получить заряд прекрасного настроения потому что… Лунтик и Бабочка читают стихотворение.
Лунтик: Деньки стоят погожие, На праздники похожие, А в небе - солнце теплое, Веселое и доброе. Ушла зима со стужами, Сугробы стали лужами. | Бабочка: Покинув страны южные, Вернулись птицы дружные. Пришла пора весенняя, Пришла пора цветения. И, значит, настроение У всех людей - весеннее!(М. Пляцковский) |
Баба Капа: - И наше кафе называется «Весна»! На большом экране появляется название Кафе «Весна».
Баба Капа: - Предлагаю нарисовать наше весеннее настроение, давайте подберем краски и полюбуемся яркими картинками! Д/и «Весенние краски» проводит Бабочка. На столах для каждой пары участников приготовлены наборы разноцветных полосок: желтого, зеленого, синего, белого, голубого, красного, коричневого и оранжевого цветов. В каждый индивидуальный набор, включен цвет полоски, обозначающий цвет названного ведущим предмета.
Бабочка: - Ах, как я люблю яркие краски весны, Лунтик, поиграй с нами!
Объяснение игры:
- На столах цветные полоски. Найди и подними только ту полоску, которая соответствует цвету названного предмета. Например: - Трава! (трава зеленая, значит, находим и поднимаем зеленую полоску).
Бабочка называет по очереди следующие слова: солнце, сосулька, проталинка, травка, подснежник, небо, скворечник и т.п.
После каждого соотносительного действия на большом экране появляются цветные предметные картинки и ведущий сообщает, что с помощью разных красок получились – символы весны. Лунтик путается в красках, а ребята его поправляют.
Данное упражнение направленно на соотношение предметов по цвету и развитие образного восприятия, связанного с весенними признаками.
- Упражнение «Художники» проводит Лунтик.
Лунтик: - А я бы очень хотел показать своим лунным друзьям весенние картинки и рассказать, какая она бывает весна на земной планете? Но я умею рисовать только фигуры.
Баба Капа: - Не расстраивайся, Лунтик, ребята ведь умеют рисовать и помогут тебе превратить фигуры в рисунки!
Лунтик предлагает детям стать художниками и представить, в какие весенние признаки можно превратить геометрические фигуры, если к ним дорисовать детали. Дети вытягивают любую карточку с нарисованной фигурой и превращают ее в любой предмет - символ весны, на большом листе бумаги на мольберте.
(н-р: сосулька, солнышко, серый заяц, кораблик, цветок, дерево с почками)
Эта игра развивает образное зрительно-предметное восприятие, способствует творческому воображению. Закреплению признаков весны.
- Игра «Закончи предложение». По картинкам фотовыставки составляются предложения, и получается рассказ о весне.
Ведущий начинает, ребенок заканчивает предложение.
Весной ярко светит … солнце.
Появляется первая зеленая … травка и расцветают первые … цветы – подснежники.
Дети в ручейках пускают … кораблики.
Весело чирикают … птицы.
Прилетели …скворцы.
Зажужжали … насекомые.
Медведь вышел из … берлоги.
Заяц был белым, а стал …серым
Все рады … весне!
- Упражнение «Нелепица». На экране появляетсяцелостная картина «Весна», но с некоторыми признаками зимы и осени.
Бабочка: - Лунтик, смотри! Мальчик снежный ком весной катает, разве так бывает?!
Лунтик: - Давай у ребят спросим, что перепутал художник? Дети находят несоответствие на картине и отвечают, чего не бывает весной.
- Упражнение «Узнай звуки» www.hotplayer.ru – сайт звуки весны (аудиозапись различных звуков: звук ручья, капели, птиц, жужжания насекомых)
Лунтик: - Ой, бабочка, а ты слышишь какие-то звуки раздаются? Послушайте, что вокруг происходит?
Бабочка: - Лунтик, так весна наполнена не только яркими красками, но и разными звуками! Предлагаю всем внимательно послушать и узнать, что звучит! После прослушивания дети высказывают свои предположения о том, что они услышали, а затем на экране появляется видео (бежит ручей, капает вода, поют птицы, летят и жужжат пчелы).
Упражнение направлено на развитие слухового внимания, восприятия, формирования образа предмета и явления.
- Логоритмическое упражнение: Bodi percussia (движение + речь). Бабочка и Лунтик приглашают всех размяться и подвигаться.
На большом экране изображаются картинки-модели - алгоритм движений (хлопаем в ладоши, топаем ногами, хлопаем по плечу и т.п.). Играет музыка, дети следят за экраном меняющихся движений и повторяют их.
Эти упражнения способствуют развитию переключения внимания, развитию чувства ритма, восприятия, что очень важно при обучении грамоте.
- Упражнение «Фотограф». Предметные картинки по весенней тематике (насекомые, птицы и звери в лесу весной)
Раз, два, три, четыре… Развивающие игры и упражнения для детей 4х лет. (Н.В.Колоскова. Новосибирск: Сиб. Унив, изд-во 2008. – 252с.- (Умница).
Баба Капа обращается к родителям. Предлагаем организовать весеннюю фотовыставку. А чем обычно вы фотографируете? Хороший фотограф должен быть очень внимательным и подмечать все мелочи и тонкости. Сейчас мы потренируемся и возьмем в руки необычный фотоаппарат, который нам подарил Лунтик. Он и покажет, как надо фотографировать.
Участникам (родителям и детям в парах) раздаются белые листы бумаги формата А-3 с круглым Упражнение «Найди сюрприз» Как научить ребенка считать (А. Николаев, - М.: РИПОЛ классик, 2012.-96с.:ил.- (Играем и учимся). Аналогичная игра называется «Разрезные картинки» и тоже способствует развитию зрительного восприятия. В процессе таких игр ребенок получает представление о целом и части, у него формируется логическое мышление и умение анализировать. После отгадывания предметов картинки размещаются на мольберте.
- Д/и «Прятки». Дети любят играть в «Прятки». Предлагаем поиграть, и найти сюрприз (мелкая игрушка), который спрятался под одним из 9 пластиковых стаканчиков, пронумерованных цифрами. Чтобы найти её нужно назвать номер стаканчика, а если не угадал, то ведущий с помощью математических инструкций координирует поиск до тех пор, пока не найдут верный ответ. Аналогично можно спрятать конфету и т.п. (н-р, «Эта цифра больше 3 на 1» или «соседи этой цифры 7 и 9» и т.п.).
С помощью этой игры развиваем внимание, пространственное восприятие и закрепляем элементарные математические представления.
- Танец - игра – «Музыкальная шляпа» (нарезка Елены Иоффе)
Все гости кафе приглашаются в круг. Звучит песенка, ребенок или родитель, передают шляпу, музыка останавливается, у кого шляпа, тот и показывает танцевальные движения под определенный танец (ламбада, русская народная, цыганочка, танец маленьких утят и т.п.).
- Рефлексия. Все остаются в кругу. Ведущие просят родителей
закончить предложения своими словами и поделиться ощущениями от мероприятия: «Мне понравилось …», «Чтобы познавать мир нужно …»
Баба Капа: - Чтобы восприятие мира было полноценным и целостным на помощь приходит…. (сенсорное развитие ребенка). Правильное представление об окружающем мире обеспечивает…. (накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой обстановке, уверенность в себе, способствует любознательности и повышению познавательной активности, развитию психических процессов).
Используйте аналогичные упражнения для игр с детьми дома! И результат не заставит себя ждать! А сейчас я приглашаю вас на чаепитие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)
Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.
Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Конспект занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Конспект занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяцельзадачи содержание...
«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста. ...
Проект «Возможности нетрадиционных техник изображения в коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
СодержаниеВведение (пояснительная записка)………………………………………………3Основная част...
Конспект занятия по ПДД для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
Конспект занятия по правилам дорожного движения разработан Зацариной Е.И. для детей средней группы ДОУ с учётом интеграции всех образовательных областей. Вид занятия - сюжетно-игровое....