Конспект познавательно-игрового практикума для родителей и детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка

Елена Евгеньевна Шмидт

Познавательно-игровой практикум для родителей и детей компенсирующей группы. Создан творческой группой педагогов: учителем-дефектологом, музыкальным руководителем и воспитателем группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-игрового практикума для родителей дошкольников, группы компенсирующей направленности

для детей с ОВЗ МБДОУ д/с № 32, г. Зеленогорска Красноярского края учитель-дефектолог: Ходырева Е.А.

музыкальный руководитель: Деденко Н.А.

воспитатель: Шмидт Е.Е.

Тема: «Познаем мир всей семьей».

Цель: Повышение педагогической, образовательной компетентности родителей в рамках взаимодействия со специалистами ДОО.

Задачи:  

  1. Показать родителям игровые, коррекционные приемы, направленные на развитие внимания, сенсорного и образного восприятия, ритмического слуха, артикуляции и речи, мелкой и крупной моторики.
  2. Формировать у родителей навыки непринужденного, свободного общения с детьми через практическую игровую деятельность.

Оборудование:

  1. Ноутбук, проектор.
  2. Мольберты з шт., листы Ф4 с нарисованными фигурами, фломастеры.
  3. Предметные картинки 6 штук (бабочка, божья коровка, заяц, медведь, подснежник, одуванчик) формата А5 и белые листы бумаги формата А-4 с круглым отверстием посередине.
  4. Пластиковые стаканчики с напечатанными цифрами, мелкие игрушки.
  5. Настольная дидактическая игра «Цвет» (в форме пазл).
  6. Аудиозаписи
  7. Шляпа.
  8. Костюмы для ведущих героев из мультфильма про Лунтика и его друзей.

9. Чай, конфеты, скатерти.

Помещение музыкального зала оформлено в виде кафе. Столы накрыты скатертями, на столах посуда и угощения для чаепития. Родители проходят в зал вместе с детьми.

1.  Вход по пригласительным билетам с  использованием игровой ситуации «Найди свое место» на основе дидактической настольно-печатной игры «Цвета».   Гостей встречает билетёр - учитель-дефектолог в роли пчелы Бабы Капы. Родителю и ребенку выдается пазл с изображением 3х цветных карандашей, а на столах лежит второй пазл с предметной картинкой. На входе билетёр дает инстукцию: «Назовите цвет карандашей на вашем билетике, пройдите в зал и найдите вторую половинку билетика - картинку такого же цвета. Прикрепите к ней свой билетик и займите места за этим столиком».

Данное упражнение направленно на организацию совместной деятельности детей и родителей и формированию мотивации; способствует повышению концентрации и распределению внимания, актуализации знаний о цвете.

2.Вдруг слышится шум, гам. Баба Капа  удивляется:

 - Кто там шумит?

- Выходи, не бойся нас, познакомимся сейчас!

Входят музыкальный руководитель  в роли  Лунтика и воспитатель в роли Бабочки с половинками своих билетиков.

Лунтик:

-Здравствуйте, а вот и я, нашей встрече рад, друзья!

Лунтиком, меня зовут, я космический ваш друг.

Бабочка:

- Ой, как много тут ребят, даже взрослые сидят! Для чего и почему, очень я узнать хочу!  

- Баба Капа, спасибо за приглашение и просим извинение за небольшое опоздание, наш навигатор нарисовал нам ошибочный маршрут, поэтому мы повернули не в ту сторону.

Затем Лунтик и Бабочка, оглядываются, подходят к ребятам с половинками своих билетиков и  создают провокационную ситуацию с местами, которые уже заняты

- Лунтик, я нашла наши места! Но, почему-то они заняты?

Ребенок и родитель объясняют героям, что цвета предметов не совпадают с цветом их карандашей и предлагают найти свое место.

Баба Капа помогает героям разобраться и предлагает всем поздороваться необычным способом, песенкой.  «Хей, привет» (рус. текст Т. Боровик)

Хей, хей - привет тебе!
Хей, хей - привет тебе! (взрослый и ребенок подают друг другу руку)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп...
Ушкам твоим привет,
И твоим привет, привет, (дотрагиваются до ушей)

Топ, топ, топ, топ...
Щечкам твоим привет, привет,
И твоим привет, привет.
Кач, кач, качи, кач... (стучат кулачком по кулачку)
Носику твоему привет.
И твоему привет, привет.

Музыкальное приветствие (звукоподражательная гимнастика)  проводится в начале занятия и способствует концентрации внимания детей, развитию координации движений, речи и артикуляции, развивает ритмический слух и умение действовать согласованно, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.

  1. Вступительное слово  пчелы Бабы Капы:

- Добрый вечер, друзья. Сегодня мы собрались все вместе в уютном Кафе у бабы Капы и ее помощников, чтобы интересно и   полезно провести время, получить новую информацию, поиграть в умные игры с детьми,  попить ароматного чайку с сахарным печеньем и получить заряд прекрасного  настроения потому что…   Лунтик и Бабочка читают стихотворение.

Лунтик: Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Бабочка: Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

          Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!(М. Пляцковский)

Баба Капа:   - И наше кафе называется «Весна»! На большом экране появляется название Кафе «Весна».

Баба Капа:  - Предлагаю нарисовать наше весеннее настроение, давайте подберем краски и полюбуемся яркими  картинками! Д/и «Весенние краски» проводит Бабочка. На столах для каждой пары участников приготовлены наборы разноцветных полосок: желтого, зеленого, синего, белого, голубого, красного, коричневого и оранжевого цветов. В каждый индивидуальный набор, включен цвет полоски, обозначающий цвет названного ведущим предмета.

Бабочка: - Ах, как я люблю яркие краски весны, Лунтик, поиграй с нами!

Объяснение игры:

- На столах цветные полоски. Найди и подними только ту полоску, которая соответствует цвету названного предмета. Например: - Трава!  (трава зеленая, значит, находим и поднимаем зеленую полоску).

Бабочка называет по очереди следующие слова: солнце, сосулька, проталинка, травка, подснежник, небо, скворечник и т.п.

После каждого соотносительного действия на большом экране появляются цветные предметные  картинки и ведущий сообщает, что с помощью разных красок получились – символы весны.  Лунтик путается в красках, а ребята его поправляют.

Данное упражнение направленно на соотношение предметов по цвету и развитие образного восприятия, связанного с весенними признаками.

  1. Упражнение «Художники» проводит Лунтик.

Лунтик: - А я бы  очень хотел показать своим лунным друзьям весенние картинки и рассказать,  какая она бывает  весна на земной планете? Но я умею рисовать только фигуры.

Баба Капа:  - Не расстраивайся, Лунтик,  ребята ведь  умеют рисовать и  помогут тебе превратить фигуры в рисунки!

Лунтик предлагает детям стать художниками и представить, в какие весенние признаки можно  превратить геометрические фигуры, если к ним дорисовать детали. Дети вытягивают любую карточку с нарисованной фигурой и превращают ее в любой предмет - символ весны, на большом листе бумаги на мольберте.

(н-р: сосулька, солнышко, серый заяц, кораблик, цветок, дерево с почками)

Эта игра развивает образное зрительно-предметное восприятие, способствует творческому воображению. Закреплению признаков весны.

  1. Игра «Закончи предложение». По картинкам фотовыставки составляются предложения, и получается рассказ о весне.

Ведущий начинает, ребенок заканчивает предложение.

Весной ярко светит … солнце.

Появляется первая зеленая … травка и расцветают первые … цветы – подснежники.

Дети в ручейках пускают … кораблики.

Весело чирикают … птицы.

Прилетели …скворцы.

Зажужжали … насекомые.

Медведь вышел из … берлоги.

Заяц был белым, а стал …серым

Все рады … весне!

  1. Упражнение «Нелепица». На экране появляетсяцелостная  картина «Весна», но с некоторыми признаками зимы и осени.

Бабочка: - Лунтик, смотри! Мальчик снежный ком весной катает, разве так бывает?!

Лунтик: - Давай у ребят спросим, что перепутал художник? Дети находят несоответствие на картине и отвечают, чего не бывает весной.

  1. Упражнение «Узнай звуки»  www.hotplayer.ru – сайт звуки весны (аудиозапись различных звуков: звук ручья, капели, птиц, жужжания насекомых)

Лунтик: - Ой, бабочка, а ты слышишь какие-то звуки раздаются?  Послушайте, что вокруг происходит?

Бабочка: - Лунтик, так  весна наполнена не только яркими красками, но и  разными звуками! Предлагаю всем внимательно послушать и узнать, что звучит!  После прослушивания дети  высказывают свои предположения о том, что они услышали, а затем на экране появляется видео (бежит ручей, капает вода, поют птицы, летят и жужжат пчелы).

Упражнение направлено на развитие слухового внимания, восприятия, формирования образа предмета и явления.

  1. Логоритмическое упражнение:  Bodi percussia (движение + речь). Бабочка и Лунтик приглашают всех размяться и подвигаться.

На большом экране изображаются картинки-модели - алгоритм движений (хлопаем в ладоши, топаем ногами, хлопаем по плечу и т.п.). Играет музыка, дети следят за экраном меняющихся движений и повторяют их.

Эти упражнения способствуют развитию переключения внимания, развитию чувства ритма,  восприятия, что очень важно при обучении грамоте.

  1. Упражнение «Фотограф».   Предметные картинки по весенней тематике (насекомые, птицы и звери в лесу весной)

Раз, два, три, четыре… Развивающие игры и упражнения для детей 4х лет. (Н.В.Колоскова. Новосибирск: Сиб. Унив, изд-во 2008. – 252с.- (Умница).

Баба Капа обращается к родителям. Предлагаем организовать весеннюю фотовыставку. А чем обычно вы фотографируете?  Хороший фотограф должен быть очень внимательным и подмечать все мелочи и тонкости.  Сейчас мы потренируемся и возьмем в руки необычный фотоаппарат, который нам подарил Лунтик.  Он и  покажет, как надо  фотографировать.

Участникам (родителям и детям в парах) раздаются белые листы бумаги формата А-3 с круглым Упражнение «Найди сюрприз»  Как научить ребенка считать (А. Николаев, - М.: РИПОЛ классик, 2012.-96с.:ил.- (Играем и учимся). Аналогичная игра называется «Разрезные картинки» и тоже способствует развитию зрительного восприятия. В процессе таких игр ребенок получает представление о целом и части, у него формируется логическое мышление и умение анализировать. После отгадывания предметов картинки размещаются на мольберте.

  1.  Д/и «Прятки». Дети любят играть в «Прятки». Предлагаем поиграть, и найти сюрприз (мелкая игрушка), который  спрятался под одним из 9 пластиковых стаканчиков, пронумерованных цифрами. Чтобы найти её нужно назвать номер стаканчика, а если не угадал, то ведущий с помощью математических инструкций координирует поиск до тех пор, пока не найдут верный ответ.  Аналогично можно спрятать конфету и т.п. (н-р, «Эта цифра больше 3 на 1» или «соседи этой цифры 7 и 9»  и т.п.).

    С помощью этой игры развиваем внимание, пространственное восприятие и закрепляем элементарные математические представления.

  1.  Танец - игра – «Музыкальная шляпа» (нарезка Елены Иоффе)

Все гости кафе приглашаются в круг. Звучит песенка, ребенок или родитель, передают шляпу, музыка останавливается, у кого шляпа, тот и показывает танцевальные движения под определенный танец (ламбада, русская народная, цыганочка, танец маленьких утят и т.п.).

  1. Рефлексия. Все остаются в кругу. Ведущие просят родителей

закончить предложения своими словами и поделиться ощущениями от мероприятия: «Мне понравилось …», «Чтобы познавать мир нужно …»

Баба Капа:  - Чтобы восприятие мира было полноценным и целостным на помощь приходит…. (сенсорное развитие ребенка). Правильное представление об окружающем мире обеспечивает…. (накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой обстановке, уверенность в себе, способствует любознательности и повышению познавательной активности, развитию психических процессов).

Используйте аналогичные упражнения для игр с детьми дома! И результат не заставит себя ждать! А сейчас я приглашаю вас на чаепитие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)

Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяцельзадачи содержание...

«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста.  ...