Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа дополнительного образования (первая младшая группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.dop_.obr_.docx | 74.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»
Согласовано
Ст.воспитатель МКДОУ д/с № 346
_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАШИ РУЧКИ»
( НАПРАВЛЕНИЕ: РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РУК У ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТ)
Срок реализации программы 2022-2023 гг
составитель:
Шумихина Наталья Сергеевна
2022 год
Содержание
- Целевой раздел……………………………………………………………………..…………..3
- Пояснительная записка ……………………………………………………………..………..3
- Цели и задачи программы……………………………………………………………….……4
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики………5
- Возрастные особенности детей первой младшей группы…………………………………6
- Планируемые результаты освоения Программы…………………………………………7
- Педагогическая диагностика……………………………………………………………......7
- Содержательный раздел………………………………………………….…………………...9
2.1. Содержание (или проектирование) образовательного процесса………………………..…9
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы...13
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………14
III. Организационный раздел………………………………………………………………….…..15
3.1. Материально – техническое обеспечение……………………………………………………..15
3.2. Учебно – тематический план…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………………………………32
I. Целевой раздел
«Источники способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
1.1 Пояснительная записка
Актуальность
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
1.2. цели и задачи программы
Цель: развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой.
3. Обучать приемам работы с пластилином обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук.
- Пальчиковый игротренинг
- Массаж кистей рук;
- Пальчиковая гимнастика;
- Физкультминутки.
2. Ручная умелость.
- Работа с пластилином, бумагой.
3. Развитие графических навыков.
-Рисование.
4. Игры с предметами
- Игры и действия с мелкими предметами;
- Узнавать предметы на ощупь;
- Работа с фасолью, горохом;
- Нанизывание бус, пуговиц на шнурок.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навык, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей 2 – 3 лет.
В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 8-10 минут.
Год обучения - 1 год
Количество детей – 12
Время занятия в соответствии санитарным правилам СанПиН 2. 1.3684-21 – 10 мин
1.4 Возрастные особенности детей первой младшей группы.
(от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно - деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. [1.c.139]
- Планируемые результаты освоения Программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (или в младенческом и раннем возрасте):
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности;
- Стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- Развитие умственных способностей и речи детей;
- Способность устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах;
- Проявление нравственного отношения к окружающему миру;
- Развитие гибкости и ловкости рук.
- Педагогическая диагностика
Реализация Рабочей Программы дополнительного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О.Гуревича):
Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Периодичность и сроки проведения мониторинга.
Проводится 2 раза в год (на начало и конец учебного года). Длительность проведения: 2- 3 недели.
Оценочные и методические материалы
В начале года провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
1. Упражнение «Фонарики»,
2. Сжимание и разжимание кулачков,
3. Потирание кулачков,
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич) (май месяц)
1. тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 секунд).
2.тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук (нитка – 2 метра, 15 секунд).
3.тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук (10 палочек, 20 секунд).
4.тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук.
Н – низкий уровень (1балл).
С – средней уровень (2 балла).
В – высокий уровень (3 балла).
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание (или проектирование) образовательного процесса
В содержательном разделе представлены описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно - эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Физическое развитие
Цель: гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, воспитание культурно-гигиенических навыков, полезных привычек.
Задачи:
- Предупреждать утомление детей;
- Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Физическая культура (физминутка)
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Приучать действовать сообща.
Познавательное развитие
Цель: развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности; формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, формирование элементарных естественно - научных представлений.
Сенсорное воспитание
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Учить детей называть свойства предметов.
Дидактические игры.
Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти.
Формирование элементарных математических представлений
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много — один.
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи.
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ознакомление с окружающим миром. Предметное окружение.
Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения. Учить детей называть цвет, величину предметов.
Природное окружение. Экологическое воспитание.
Создавать условия для формирования интереса детей к природе и природным явлениям; поощрять любознательность детей при ознакомлении с объектами природы.
Социальное окружение.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.
Речевое развитие
Цель: совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Развивающая речевая среда.
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые стимулируют их общение со сверстниками и взрослыми. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях.
Формирование словаря.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение.
Грамматический строй речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2—4 слов.
Связная речь.
Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (что? кто? что делает?).
Социально-коммуникативное развитие
Цель: формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению; развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности.
Развитие коммуникативных способностей
Развитие общения, готовности к сотрудничеству. Формировать у детей опыт поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему.
Формирование детско-взрослого сообщества. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности. Привлекать детей к посильному участию в играх.
Развитие регуляторных способностей
Освоение общепринятых правил и норм. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения, излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Развитие целенаправленности, саморегуляции. Формировать умение спокойно вести себя в помещении: не шуметь, выполнять просьбы взрослого. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, уметь подождать, если взрослый занят.
Формирование социальных представлений, умений, навыков
Развитие игровой деятельности. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям. Учить выполнять несколько действий с одним предметом; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий. Подводить детей к пониманию роли в игре.
Приобщение к доступной трудовой деятельности. Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекать их к выполнению простейших трудовых действий. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Формирование основ безопасности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).
Художественно-эстетическое развитие
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.
Изобразительная деятельность
Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками. Формировать представление о том, что карандашами и красками рисуют.
Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша ( ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску.
Лепка.
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: пластилином, пластической массой. Учить аккуратно, пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая, их друг к другу. Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п. Приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
В описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов входит:
Методы и приемы:
- Наглядные (наблюдения, показ предметов, картин, иллюстраций, дидактические пособия);
- Словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение, пояснение);
- Практические (детское экспериментирование, моделирование, решение проблемных ситуаций);
- Игровые (дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и др.)).
Формы:
- развлечение;
- игра (сюжетно – ролевая, подвижная, дидактическая и др.)
Средства:
- предметно – развивающая среда;
- дидактические пособия.
Программой предусмотрено организация разнообразных культурных практик, ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
В группе раннего возраста используются следующие культурные практики:
1. Совместная игра воспитателя и детей направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной деятельности.
2. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно - бытовой труд и труд в природе.
3. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов неживой природы и представлена опытами и экспериментами, в том числе экологической направленности, а также наблюдениями, которые способствуют приобретению детьми эмоционально - чувственного опыта, эстетических впечатлений, радости от взаимодействия с природой и от возможности активной деятельности на воздухе.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик происходит преимущественно во второй половине дня, носит в основном подгрупповой характер и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.
Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.
Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети - дети».
III. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение:
- Картотека массажа и самомассажа
- Картотека пальчиковых игр
- Ребристые карандаши
- Крупные предметы различной формы
- Листы бумаги
- Карандаши
- Цветная бумага
- Пластилин
- Тесто
- Различные кусочки поролона
- Крупа (фасоль, горох, манка)
- Толстая веревка
- Гуашь
- Крупный настольный конструктор
- Волчки
- Шарики с крупой
- Пуговицы и бусины разного размера
- Разные по текстуре ткани
- Дидактические игры
- Иллюстрации с запутанными дорожками ведущие к домику
3.2. Учебно – тематический план
№ | Содержание | Примечания | Цель |
ОКТЯБРЬ | |||
1 |
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса.
|
| Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. |
2 |
Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди, догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)
|
| Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд |
3 |
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я!
|
| Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. |
4 |
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
|
| Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений, широко и спокойно открывать и закрывать рот. Обогащение словарного запаса. Развивать сенсомоторную координацию. |
НОЯБРЬ | |||
1 |
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.) Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
|
| Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Продолжать знакомить с цветом. Выработка подвижности и точности языка |
2 |
Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.
4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко» | 1. Катание грецкого ореха между ладоней. 2. Пальчиковая гимнастка «Осень» 3. нанизывание бусин на шнурок 4. Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром. |
3 |
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг). Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я!
|
| Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие, соотнесения действий с текстом |
4 |
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.) Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.) Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.) Нас прокормит целый год.
|
| Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 |
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.) Курточку и шапку. И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.) Натяну перчатку. (Смена рук.)
|
| Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию. |
2 |
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.) А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».) Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.) Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! (Гладят животы.)
|
| Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности. Развивать моторику обеих рук. |
3 |
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.) И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.) В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.) А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
|
| Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. |
4 |
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца) У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.) Все красивы, хороши.
|
| Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки |
ЯНВАРЬ | |||
1 |
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) Улицы и крыши. (Руки «домиком».) Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
|
| Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом |
2 |
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.) В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.
|
фасоль.
| Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. |
3 |
Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.) Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.) - Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.) Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
|
| Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром |
4 |
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
|
| Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 |
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.) Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.) Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.
|
| Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами. |
2 |
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) Улицы и крыши. (Руки «домиком».) Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
|
| Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом. |
3 |
Илья Муромец – Приосаниться. Добрый молодец. Показать бицепсы. Зорко в даль глядит Рука козырьком. Да врагов разит. «Бросить копьё»
|
| Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение сматывать нитки в клубок |
4 |
Этот дом – одноэтажный. Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный.
|
| Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. |
МАРТ | |||
1 |
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.) Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».) Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.) И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
|
| Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию рук, умение действовать согласно тексту. |
2 |
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.) Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.) Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.) Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
|
| Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию |
3 |
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.) Капают капели. Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.) И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
|
| Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки |
4 |
Кот, убрав царапки, («Моем руки».) Кошка моет лапки. Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.) На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
|
| Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. |
АПРЕЛЬ | |||
1 |
Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё.) Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит (Смена рук.) Стук-стук-стук.
|
| Развивать умение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. |
2 |
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.) И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.) Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.) Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.) Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
|
| Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность. |
3 |
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.) Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».) Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.) И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
|
| Активизировать движение пальцев рук методом штриховки |
4 |
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.) По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу) По дороге не беги, (Погрозили пальцем.) Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
|
| Развивать мелкую моторику рук (застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок). |
МАЙ | |||
1 |
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.) Капают капели. Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.) И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
|
4. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь, творческое мышление |
2 |
Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.) А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)
|
| Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно. |
3 |
Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.) Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)
|
| Развивать мелкую моторику рук, навык сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом. |
4 |
Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».) Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.) Считать ромашки лепестки.
|
| Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев. |
Литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
- Пальчиковые игры для детей от года до трех лет/ Светлана Олеговна Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 2007. – 256 с.: ил. – (СУПЕРразвивающие игры для детей).
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).18ВН 5-89144-649-9
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 96.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста(1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 56с.
Воспитательная работа
Я изучила научно-методическую литературу по данной теме
- оформила картотеку пальчиковых игр;
- провела консультации для родителей;
- создала предметно развивающую среду, включающую:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики», массажеры «Су-Джоку»
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-бусины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...