Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Богатыри земли русской»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Программное содержание: дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России.
Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич», «Садко» и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», иллюстрации с изображением богатырей, картинки с изображением оружия, элементов одежды, фишки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
«Богатыри земли русской»
Программное содержание: дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России.
Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич», «Садко» и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», иллюстрации с изображением богатырей, картинки с изображением оружия, элементов одежды, фишки.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга, за тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуют Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов. Но, живя на русской земле, считая её своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали те поля деревянной сохой, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам и давали им свои имена, по которым сейчас плавают корабли и современные яхты. Днепр, Волга, Москва-река – всё это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины. А что такое былина?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Действительно, былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
Кто является героями былин? (Богатыри).
А кто такие богатыри?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Да, герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким – либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть. А какие пословицы и поговорки вы знаете про богатырей?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок. Но вернемся к богатырям русским. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. (выставить картину Васнецова «Три богатыря» - рассказ по картине) «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – мощная эпичная песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.
В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильным телом, он, не смотря на грозный вид – в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, а в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».
Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу у него прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич – а в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
Художник не поскупился на подобности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе и поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся по ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Воспитатель: кто из богатырей вам понравился больше всего? Какие впечатления у вас вызвала картина «Три богатыря»?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический. (Д/И «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).
Воспитатель: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, и еще, через левое плечо.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(дети садятся на места, занятие продолжается).
Воспитатель: А теперь проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали. (Показ картинок с изображением колодца и печки, за каждый правильный ответ – ребенок получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек – определяется победитель викторины).
- Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы? (былина «Илья Муромец»).
- Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).
- Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).
- Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие).
- Расскажите о самом первом подвиге Илье Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).
- Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича вы знаете? (Волга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).
- Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Тугарин Змееевич, Змей Огненный).
- Чем былина отличается от других художественных произведений? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Хорошо , знаете былины и главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?( Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарники, врачи, космонавты, пограничники).
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, Матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".
Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"
В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"
В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....
Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».
Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о бо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...
Тема: «Международный день Земли». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе....
«День Земли» Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
формирование к интересу к окружающему миру и экологическое сознание, рассказать детям о влиянии человека на Землю, познакомить детей с праздником День Земли...