«Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада»
консультация

Николаенко Надежда Викторовна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Сказка»

«Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада»

                      Подготовила Воспитатель: Байкина Л.В.

2022 год

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - закрепление и расширение знаний правил дорожного движения, посредством дидактических, сюжетно-ролевых и других игр.

В образовательной области «Познавательное развитие»:
- расширение представлений о различных детей к составлению планов, схем участка, дороги;
- формирование интереса к созданию зданий и сооружений и строительного материала;
- обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, до

В образовательной области «Речевое развитие» можно использовать:
- составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- развитие монологической речи при описании картин и иллюстраций («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.);
- наблюдения на экскурсиях;
- беседы;
- разучивание стихотворений, чтение рассказов.

 В образовательной области «Художественно эстетическое развитие»:

- использование детских работ для оформления выставок, конкурсов, интерьера детского сада;
- побуждение к активному участию в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.

В образовательной области «Физическое развитие» - развитие координации движений и ориентировка в пространстве.
 Подвижные игры

По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД классифицируются на:
- игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика;
- игры, формирующие представления о знаках дорожного движения;
- игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах поведения.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.  
  •   Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.            
  •   Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  •   Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  •  Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  •  Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города

Ребенок-пешеход.

Главная задача–воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети).

Ребенок пассажир городского транспорта - научить

Правилам пользования маршрутным транспортом; познакомить с обязанностями

пассажиров; научить анализировать действия водителя и пассажиров.

 Ребенок водитель детских транспортных средств

(велосипед, снегокат, самокат, ролики и т.д.)

Обучение детей правилам ПДД рекомендовано проводить на занятиях познавательного цикла один раз в месяц, начиная со второй младшей группы.

Нужно разработать перспективный план, определяя цели и задачи, подобрать литературу,

Формы работы с детьми по ПДД

Методы активизации родителей:

  • Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма
  • Решение проблемных задач  в воспитании  и формировании навыков безопасного поведения
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Тренинговые игровые упражнения и задания.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице
  • Обращение к опыту родителей
  • Привлечение к активной деятельности

По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД классифицируются на:
- игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика;
- игры, формирующие представления о знаках дорожного движения;
- игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах поведения.

Содержание центра ПДД в группе

Наполнение уголка ПДД зависит от возраста воспитанников (ведь каждый из них имеет свои задачи изучения дорожной грамоты).

Ясельная группа

  1. Комплект грузовых и легковых машинок, игрушечный общественный транспорт (например, автобус).
  2. Картинки, изображающие виды транспорта.
  3. Красные и зелёные круги, обоначающие сигналы светофора.
  4. Простейший макет светофора для пешеходов.
  5. Атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры «Шофёры»: это разноцветные рули, шапочки и жилеты с эмблемами различных автомобилей, нагрудные значки.
  6. Дидактические игры: «Помести каждый автомобиль в свой гараж», «Светофор» (на соответствие размера или цвета машины и гаража), пазлы из четырёх элементов с изображением транспорта, деревянные пазлы-вкладыши.

Вторая младшая группа

Вышеуказанные пособия пополняются новыми.

  1. Более полный набор игрушечных машин и картинок, помогающих классифицировать виды транспорта.
  2. Элементарный макет улицы с чётким разграничением тротуара и проезжей части (хорошо, если он будет крупным).
  3. Макет светофора для водителей (плоскостной).
  4. Художественная литература.
  • Стихотворения С. Михалкова «Светофор»;
  • «Велосипедист»;
  • «Моя улица».

Средняя группа

  1. Макет светофора, где переключаются сигналы (работает на батарейках).
  2. На макете улицы добавляется пешеходный переход.
  3. Дидактическая игра «Построй светофор» (задача ребёнка — выложить кружки на модели в нужной последовательности).
  4. Художественная литература:
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • А. Дорохов «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум;
  • Б. Житков «Светофор».

Старшая группа

  1. Более усложнённый макет перекрёстка, имеющего съёмные детали: ребята могут самостоятельно моделировать улицу.
  2. Кмоплект дорожных знаков.
  3. Карточки-схемы, изображающие жесты регулировщика.
  4. Основные элементы одежды инспектора ДПС и атрибуты (его фуражка, жилет, жезл).
  5. Дидактические игры, касающиеся дорожных знаков.
  6. Художественная литература:
  • Н. Носов «Кирюша попадает в переплёт»;
  • Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
  • Г. Демыкина «Песенка дорожных знаков»;
  • Н. Кончаловская «Самокат».

Подготовительная группа

  1. Картинки с изображением опасных ситуаций, которые могут произойти на проезжей части. Для их демонстрации педагог может изготовить импровизированный монитор компьютера либо экран телевизора.
  2. Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Экзамен в автошколе»: окошечко выдачи прав, водительские удостоверения, одежда инспектора, который принимает экзамен.
  3. Макет дороги с переключаемыми сигналами светофора (работают на батарейках).
  4. Более расширенный комплект дорожных знаков.
  5. Художественная литература: В. Иришин «Прогулка по городу», энциклопедии на тему транспорта.

Важные требования к оформлению уголка ПДД согласно ФГОС

При создании любой развивающей зоны в группе, включая центр ПДД, воспитатель должен руководствоваться требованиями ФГОС.

  1. Оборудование уголка должно соответствовать потребностям данного дошкольного возраста. К примеру, внимание малышей очень заинтересует яркое оформление, детали в этом возрасте не должны быть слишком мелкими. При работе с малышами 2–4 лет особое внимание необходимо уделять сенсорному развитию (например, это рули с кнопочками, пазлы-вкладыши и пр.). Для будущих же школьников обязательно наличие пособий, способствующих коммуникативному и логическому развитию — это разноплановые дидактические игры, карточки с проблемными ситуациями и пр.
  2. Материал в центре ПДД следует располагать в свободном доступе детей, ведь эта зона создана для их самостоятельной деятельности. В любой момент ребёнок может взять понравившуюся ему машинку или игру.
  3. Высокая эстетичность оформления уголка. Любая развивающая зона в группе должна способствовать формированию у дошкольников художественного вкуса. В дизайне центра ПДД должны присутствовать подходящие игровые персонажи, творческие работы воспитанников на данную тему.
  4. Многофункциональность зоны. Игровая среда должна легко видоизменяться в зависимости от обучающей ситуации. Уголок ПДД по ходу детской деятельности можно объединять с другими зонами, например, совместить сюжетно-ролевую игру «Скорая помощь» и «Работа инспектора ПДД»: случилась авария и пострадали люди, которым оказывают помощь врачи. Другой вариант — водитель заехал на заправку, там платит за бензин и покупает себе еду или пьёт кофе за столиком (совмещение с игрой «Магазин» или «Кафе»).
  5. Вариативность уголка. Воспитатель обязательно регулярно обновляет оборудование в центре ПДД (к примеру, предлагает новые игрушечные автомобили, дидактические игры, художественную литературу), а также меняет элементы оформления (вывешивает новый детский рисунок на тему дорожного движения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Данная статья содержит описание задач по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге....

Методическая рекомендация по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада

Методическая рекомендация помощь для воспитателей при организации системы работы в детском саду по подготовки правилом дорожного движения. Здесь даётся формы работы, педагогическая диагностика, инстру...

"Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"

laquo;Консультация для педагогов по методике проведения занятий и мероприятий с воспитанниками ПДД»Сегодня я хочу познакомить вас, с Методическими рекомендациями по проведению занятий и ме...

Консультация для педагогов Тема: "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"

Изучение ПДД является составной частью общей воспитательной работы детских садов и школ. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПД...

«Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада»

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...

Выступление на Педагогическом совете "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...