Конспект занятия для детей старшего возраста по опытно-экспериментальной деятельности: «Сахар и его свойства»
план-конспект занятия
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности
через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значимостью для человека.
2. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое.
3. Упражнять детей в элементарных экспериментах с сахаром.
4.Способствовать умению работать коллективно.
5.Развивать исследовательские навыки и любознательность детей.
6. Дать представление детям о выращивании и переработке сахарной свеклы.
7. Воспитывать познавательный интерес и стремление узнавать новое с помощью исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего возраста по опытно-экспериментальной деятельности: «Сахар и его свойства»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности
через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значимостью для человека.
2. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое.
3. Упражнять детей в элементарных экспериментах с сахаром.
4.Способствовать умению работать коллективно.
5.Развивать исследовательские навыки и любознательность детей.
6. Дать представление детям о выращивании и переработке сахарной свеклы.
7. Воспитывать познавательный интерес и стремление узнавать новое с помощью исследовательской деятельности.
Оборудование:
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша, лимон, зубочистки. Картинки с изображением свойств сахара. Мультимедийная установка, презентация. Халаты, шапочки.
Предшествующая работа: дидактические игры «Сладкое, горькое», «Вредное, полезное». Малоподвижная игра «Хлопай — топай». Рассматривание серии картинок «Полезные и вредные продукты». Заучивание загадок о сахаре.
Ход занятия:
Воспитатель:- Добрый день, дети! Я рада вас всех наблюдать сегодня в группе! Давайте возьмемся за руки и пожмём её товарищу рядом стоящему с вами. Так мы поздоровались друг с другом, а теперь давайте улыбнемся, что бы весь день сегодня было у нас с вами хорошее настроение. Ребята, с целью чего же мы здороваемся? Что мы желаем друг другу? (ответы детей)
Воспитатель: - Безусловно, здоровья – ведь это главная ценность для человека. А чтобы сохранить и приумножить здоровье, что нужно делать? (ответы детей)
Воспитатель: - Да, правильно питаться, употреблять полезные продукты. Вот сегодня мы проведем некоторые исследование с продуктами. Скажите, вы желаете стать исследователями? (ответы детей)
Воспитатель:- Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория».
- Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Воспитатель: -Правильно - это место, в котором выполняют разные опыты и исследования и эксперименты. В лаборатории на столах располагается различное оборудование, которое необходимое для проведения опытов и экспериментов.
Я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль управляющей лабораторией.
(одевает халат, шапочку).
А вы будете научными работниками лаборатории.
-Все исследователи лаборатории работают по правилам. Сейчас я их расскажу:
-Нельзя разговаривать во время опытов и отвлекать других ребят.
-Без моего указания ничего не пробовать.
-Осторожно и аккуратно пользоваться оборудованием. Всё оборудование возвращаются на свои места.
-Без разрешения ничего не трогать;
- Слушать очень внимательно и выполнять только-то, что говорю я.
- Все опыты и эксперименты нужно проводить только со взрослыми.
- Хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
Перед каждым ребенком лежат мешочки.
- Возьмите в руки мешочек, лежащий у вас на столах.
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что в них находиться? (ответы детей)
Воспитатель:- Давайте раскроем мешочек и посмотрим, что же там внутри (ответы детей)
- Верно, это всем известный сахар.
- Сегодня мы изучим некоторые свойства сахара. Для проведения опытов с сахаром и изучение его свойств, нам понадобится специальное оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к труду.
- Дети, перед вами стоят пустые тарелки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно: рассыпчатый, сыпучий.
- А сейчас рассмотрим сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Есть ли у сахара запах? Какой он на вкус? (ответы детей)
Каждое свойство сахара подкрепляется символом.
- Ребята, как вы думаете, что бы случилось с мешком сахара если бы его оставили на улице, и внезапно пошел дождь. Как вы считаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей)
- Мы сейчас с вами проведем опыт в нашей лаборатории и узнаем, что же случиться с сахаром. Перед вами стоят стаканчики, посмотрите, что в них? (ответы детей)
-Какого вода цвета? (ответы детей).
-Как вы думаете, какая она на вкус? (ответы детей)
-Возьмите мерную ложечку убедимся в правильности ваших ответов. Теперь насыпьте в воду ложку сахара и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? ( Вывешиваются соответствующие символы).
- Всем исследователям нужен отдых и мы с вами сейчас отдохнем и поиграем. (Игра на внимание. Дети стоят около своих стульев).
- Я вам буду говорить название еды, в которые кладут сахар и те, в которых сахар не нужен. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар- то 1 раз хлопните, если не кладут- то топните ногой.
-Джем, чай, торт, щи, каша, сахарная вата, мороженое, какао, борщ, компот, кисель, пюре, мармелад, шоколад, макароны, винегрет, омлет.
- Мы уже с вами сахар пересыпали, растворяли, но не пробовали его нагревать. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Высказывания детей).
-Мы сейчас это узнаем. Я возьму спиртовку, немного сахара и нагрею его. К сахару добавим немного сока лимона. Выливаем на тарелочку. Что произошло с сахаром? (Ответы детей).
Каждому ребенку выливаю на тарелки по небольшой порции жидкого сахара. Предлагаю воткнуть зубочистку в жидкий сахар, напоминаю, что нужно быть осторожными с горячей жидкостью. Оставляем застывать сахар.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы поговорим, из чего получают настоящий сахар? Кто-нибудь из вас знает (Предположения детей):
Воспитатель: - О сахаре говорят: « В поле родился, в котле варился, в воде растворился». Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Как он попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем.
Воспитатель: - Для того, чтобы получить ответ на вопрос «Как появляется сахар?», мы сейчас посмотрим презентацию и я вам отвечу на этот вопрос (Показ презентации).
Воспитатель: - Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы её получить , нужно посадить весной семена. (слайд). Из семян появятся ростки, которые нужно пропалывать от сорняков и поливать. Пока растет сахарная свекла её нужно поливать и удобрять (слайд). В середине осени, она становится особенно сладкая, и рабочие приступают к уборке. Собирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же отделяют клубни от листьев (слайд). Клубни засыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют несколько раз, режут на мелкие кусочки (слайд). Затем варят в больших котлах, с добавлением воды. Вначале получатся сладкая жидкость, которая называется патока (слайд). Эту патоку нагревают, вся вода испаряется, и остаются кристаллы сахара. Эти сахарные кристаллы отбеливают и получается тот сахар, который мы едим (слайд).
После чего сахар фасуют по мешкам пакетам, затем загружают в фуры, которые развозят по всем магазинам страны. Там продавцы выкладывают сахар на прилавки (слайд). Где мы с вами его и покупаем.
- Ребята, а для чего нам нужен сахар или что делают из сахара? (ответы детей) Воспитатель: - Дети, а сейчас мы вместе должны подумать и решить, сахар полезный продукт или нет? (ответы детей)
Воспитатель: - Всем известно, продуктов только вредных или только полезных не бывает. У сахара есть свои полезные и вредные свойства. Сейчас я вам о них расскажу:
Чем полезен сахар:
• Сахар активизирует кровообращение в головном мозге и улучшает память.
• Сахар помогает наладить работу некоторых внутренних органов.
• Сахар делает нас счастливыми.
• Сахар дает нам энергию.
Чем вреден сахар:
•Сахар в больших количествах вреден для фигуры.
• Сахар вреден для зубов, из-за большого количества сладкого появляется кариес.
• Когда много употребляешь сахара, могут появиться некоторые болезни (снижается уровень зрения, приводит к сонливости и аллергии).
Воспитатель: - Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
Правильно, ребята, употреблять сахар и сладости нужно в меру.
-А теперь давайте посмотрим, что же у нас произошло с жидким сахаром
- Обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)
- Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым.
- Что Вам напоминает твердый сахар? А для чего я добавила капельку лимонного сока? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара? (Подводим итог по схемам). На что похожи крупинки сахара? Какого цвета сахар? Имеет сахар запах? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?
-Молодцы, ребята, хорошо сегодня потрудились, а все труды должны вознаграждаться. Дома я для вас специально приготовила леденцы из сахара. Это такой же твердый сахар, как у нас в тарелочках, только в форме петушка. Спасибо всем за участие, а сейчас угощайтесь леденцами.
Список литературы
- Силин П.М. Большая советская энциклопедия / П.М.Силин – М.: Тех - я сахара, 2015 – 586 с.
2.Демчинский Ф. А. Производство сахара-рафинада / Ф.А.Демчинский. – М.: Пищ. Пром-сть, 2016. – 625 с.
3. Валер Й. Сахар - сладкое искушение / Й.Валер, Ф.Биндер. – М.: Диля паблишинг, 2015. – 256 с.
4. Лохман Г.Е. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе / Г.Е. Лохман. –2015 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/galina-evgenevna-lohman/.. (Дата обращения: 16.04.2020)
5. Мальцева Е.Н Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе / Е.Н.Мальцева – 2016 // [Электронный ресурс] / Режим
доступа: https://pedportal.net/attachments/000/978/852/978852.doc?1428193246=. (Дата обращения: 14.04.2020)
Конспект организации коммуникативной детской деятельности на тему: «Дружба» в старшей группе
Цель: способствовать формированию у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.
Задачи:
- развитие у ребенка осознанного эмоционально-позитивного отношения к себе, другим людям, окружающему его миру;
- оказать содействие в умении справляться с эмоциональными состояниями, прислушиваться к мнению окружающих, оценивать чувства и поступки других;
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участия в совместной игре, а также знания пословиц и стихов о дружбе
- развивать желание прийти друг к другу на помощь в трудной ситуации, развивать социальные чувства;
- обобщить знания детей на тему дружба;
- совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;
- сформировать опыт рисования разных настроений людей.
Оборудование и материалы: Магнитофон, аудио-песни: «От улыбки»
И. Шаинского, Дружба крепкая не сломается» Михаил Пляцковский, «Дружба» Автор: Любаша. Исполняет группа "Барбарики", разрезные картинки, конверт с письмом, чистый лист А4, марке.
Ход занятия:
Вводная часть: звучит аудиозапись «Дружба» - Автор: Любаша. Исполняет группа «Барбарики» (Воспитатель предлагает детям подойти к ней на ковер и стать кругом).
Воспитатель: - Ребята, я не случайно включила эту песню. Вы догадались, чему будет посвящена наша беседа сегодня? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, ребята, о дружбе.
Воспитатель: - Я дарю вам свою улыбку и поделюсь с вами хорошим настроением.
-Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую искреннюю и приветливую улыбку и сразу у нас в группе станет светлее от ваших улыбок.
(в группу входит младший воспитатель и сообщает о том, что около группы лежало письмо)
Воспитатель: -Дети, давайте прочитаем, что же там написано в письме (воспитатель зачитывает письмо): «Здравствуйте, дети! У меня случилась неприятность. Я поругался со своими лучшими друзьями: Кузей и Милой и Пчелёнком. Я бы очень хотел с ними помириться, но не знаю, как это сделать. Вы бы могли мне помочь?»
Воспитатель: - Ребят, поможем Лунтику? (ответ детей)
Основная часть:
Беседа с детьми на тему «Что такое дружба?»
- Давайте выясним, что такое дружба, а кто такой друг? (ответы детей)
- Вы - дружные ребята? (ответы детей)
- Почему вы так думаете? (ответы детей)
- Как вы думаете, с чем можно сравнить крепкую дружбу? (ответы детей)
- Почему мы не всех называем другом, а только некоторых людей? (ответы детей)
-Нужна ли дружба вообще? (ответы детей)
-Когда мы можем дружбу назвать настоящей?
- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?
- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). В какой ситуации ваш товарищ проявлял себя как настоящий друг? (Рассказы детей).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, как вы много знаете о дружбе! Предлагаю вам послушать ещё одну песенку о дружбе («Дружба крепкая не сломается» Михаил Пляцковский).
- А знаете ли вы секреты дружбы? Давайте их разгадаем и напишем их в письме Лунтику, чтоб он смог помириться со своими друзьями. (Дети разгадывают секреты, а педагог тем временем фиксирует их в письмо для Лунтика).
1-й секрет дружбы.
- Хотите узнать первый секрет дружбы? (ответы детей)
- Тогда слушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского
- С чего же начинается дружба? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, с улыбки. Посмотрите, как быстро, легко и вы разгадали первый секрет. С каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой либо с тем, который улыбается? (ответы детей)
Воспитатель: - Верно, поэтому давайте улыбнемся друг другу.
- Вот мы и разгадали первый секрет.
2-й секрет дружбы.
(Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому).
Воспитатель: -Ребята, как вы считаете, те, кто представлен на данных иллюстрациях, можно ли их считать друзьями? (ответы детей)
Воспитатель: - Почему вы так решили? (ответы детей)
Воспитатель: - Верно, ребята, друзья должны оказывать помощь друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан.
3-й секрет дружбы.
Воспитатель: - Теперь я хочу посмотреть, как вы умеете все вместе справляться с трудностями, как настоящие друзья. Взгляните, у меня есть две иллюстрации, которые я разрезала и сейчас вам необходимо будет их собрать. Но сначала я разделю вас на команды для того, чтобы вы дружно смогли собрать каждая команда свою картинку (педагог делит детей на команды, после этого дети собирают иллюстрации).
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы, справились с задачей, но это еще не весь секрет дружбы. Давайте мы с вами решим задачки (детям предлагается послушать проблемные ситуации и проанализировать их):
Воспитатель: - «Серёжа принес с собой в детский сад новую игрушку - трактор. Bceм ребятам хотелось поиграть с новой игрушкой Серёжи. Внезапно к Серёже подошел Ваня и выхватил из рук Серёжи трактор и стал с ним играть. После чего Серёжа…...»
Воспитатель: - Ваши предположения, что сделал Серёжа? (ответы детей)
- Давайте подумаем все вместе, как выйти из такой ситуации? (ответы детей)
-Дети, а вы мирно живете в нашей группе? (ответы детей)
-А если вы вдруг поругаетесь с товарищем- то как вы будете мириться, давайте с вами вспомним (детям предлагается вспомнить «Мирилки»).
«Мирилка»:
- Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
- Давайте все мириться,
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!
- Не дерись, не дерись,
Ну-ка, быстро помирись!
Воспитатель: - Ребята, правда, хорошие слова? Не забывайте их!
- Вот теперь мы с вами раскрыли третий секрет.
4-й секрет дружбы:
Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение: «Уроки доброты»
В доме рядом во дворе
Жили два зверька,
И на радость детворе
Милых два щенка!
Приносили им еду,
Кто и чем богат,
И у деток на виду
Ели всё подряд!
И улыбки у людей,
Стал добрей весь дом,
Было важно для детей
Поиграть с щенком!
Детский возраст и мечты,
Золотые дни,
Но уроки доброты
Помнили они!
Воспитатель: - Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей).
Воспитатель: - Верно, ребята, - это доброта. Нужно быть добрым по отношению друг к другу.
- Есть такая пословица: – «Доброе слово лечит, а злое убивает».
5- й секрет дружбы:
– Я расскажу вам историю. Вы внимательно послушайте, а потом мы с вами порассуждаем!
«В одном детском саду две девочки Лена и Маша были хорошими подругами. Они были очень дружелюбны и всегда говорили друг другу только правду. Но однажды Маша случайно сломала куклу своей подруги Лены.
-Кто сломал мою куклу? - вскликнула Лена.
– «Не знаю», – сказала Маша. – Наверное, это Кирилл.
– «Почему ты сломал мою куклу?»– Лена спросила Кирилла
– «Лена, я не ломал твою куклу. Это сделала Маша, я видел» - Сказал Максим.
– «Этого не может быть!» – воскликнула Лена – «Маша моя лучшая подруга, а ведь друзья никогда не обманывают друг друга».
Лена подошла к Маше и спросила: – «Почему ты обманула меня, Маша?»
– «Я боялся, что ты перестанешь дружить со мной, если узнаешь, что это я сломала твою куклу»- ответила Маша.
– «Не делай так больше, Маша!» – сказала Лена – «Ведь друзья должны быть честными друг с другом!»
Воспитатель: - 5-й секрет - не врать друзьям.
-Помните, ребята, что обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья всегда должны быть честными друг с другом.
– Вот мы с вами еще один секрет дружбы узнали.
–На сегодня мы раскрыли все секреты дружбы, надеюсь, когда наше письмо дойдет до Лунтика - то он обязательно воспользуется нашими секретами и непременно помириться со своими друзьями.
(Педагог запечатывает письмо в конверт)
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Лунтик вам будет благодарен за вашу доброту и за то, что вы откликнулись на его просьбу.
-Вы сегодня хорошо поработали. Давайте же будем всегда дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).
Список использованной литературы
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80 с.
- Корепанова М.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста / М.В.Корепанова, Е.В. Харлампова. – М.: Баласс, 2017. – 160 с.
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим миром
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста "Водная стихия и её обитатели". Цели: расширить представления детей о водных обитателях; разъяснить необходимость охраны...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...
Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Валенки для Домовенка Кузи"
Конспект занятия «Валенки для Домовенка Кузи» Программное содержание:В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью...
Конспект занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Здоровья»
Цели: формировать представление детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Закрепить основные понятия: распорядок дня, личная гигиена, витамины, полезные продукты, здор...
Конспект занятия для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности «Репка»
всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов...