Игра как средство развития личности дошкольника
методическая разработка (младшая группа)

Базарова Анна Павловна

Актуальность темы. В наше время особенно остро стоит вопрос игровой деятельности детей дошкольного возраста, так как основной акцент сделан на учебные занятия и меньше внимания уделяется игре. Эту проблему можно решить только тогда, когда игра будет преобладать в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Стоит отметить, что игра является одним из самых интересных видов человеческой деятельности, ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания. Детская игра - это деятельность, направлена ​​на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отражает впечатление от их познания. В то же время игра является мощным воспитательным средством, в ней, по словам Ушинского, реализуется потребность человеческой природы. Все это и доказывает актуальность и практическую значимость поднятой проблемы.

Целью работы является исследование значение  игры для  развития личности  ребенка.

 Задачами работы, сформированными в соответствии с ее целью, являются:

- Изучить  теоретические и методологические основы «игры»,  как   ведущей деятельность ребенка в дошкольном возрасте;

- Проанализировать значение игры в психологическом развитии дошкольника.  

Информационной базой данного исследования послужили научные труды таких авторов как: Л.С. Выготского, В.А.  Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.Б. Дюмаева, Г.  Лаврентьева.

 

 

 

1.     ИГРА – ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  Для детей дошкольного возраста игра выступает ведущим видом деятельности. По этому поводу К. Ушинский писал: «Если говорят, что игры предсказывают будущий характер, будущую судьбу ребенка, то это правильно в двояком смысле: не только в игре проявляются наклонности ребенка и относительная сила души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а соответственно и на будущую судьбу » [1]

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Чтобы полнее понять сущность проблемы обратим внимание на содержательное наполнение понятия «игра». Так, педагогическая энциклопедия трактует игру как:

- один из видов деятельности человека;

- средство физического, умственного и нравственного воспитания[2].

Функцию игры определяет в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

По мнению ученых, на всех этапах развития личности игра воспринимается как интересное, необходимое для ее жизнедеятельности занятие. Чем старше ребенок, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. На эти специфические особенности игры большое внимание в своей практической деятельности обращали известные исследователи Л. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Усова, Ж. Пиаже, П. Лесгафт, С. Русова, К. Ушинский, В. Сухомлинский, Н. Михайленко, Н. Короткова.

Игра является целенаправленной, сознательной деятельностью, по которой ребенок проявляет активность, самостоятельность, инициативность, строит отношения с детьми и взрослыми.

Игра возникает не по принуждению, не по обязанности. Она исходит из непосредственных побуждений, потребностей и интересов ребенка. Своеобразие игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по себе интересные для ребенка. Ей интересен не сам результат игры, а процесс игровой деятельности.

Первые проявления детских игр возникают еще в раннем возрасте, имея сенсомоторное характер ("догонялки", игра-возня и т.д.). На рубеже раннего и дошкольного возраста возникает режиссерская игра (использование игрушек как предметов-заменителей, символическое выполнение определенного действия). Впоследствии ребенок становится способным организовывать образно-ролевую игру, в которой представляет себя в определенном образе (человека или предмета) и соответственно действует. Необходимым условием такой игры являются яркие, интенсивные переживания: ребенка поразила увиденная ею ситуация, и пережитые эмоции, впечатления воспроизводятся в игровых действиях.

Следующим достижением дошкольника становится его способность организовывать сюжетно-ролевую игру ("дочки-матери", "школа", "магазин" и т.д.), которая достигает своей наиболее развитой формы в среднем дошкольном возрасте. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят непосредственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом, или с куклой, как мнимым партнером, который тоже наделяется своей ролью. Одной из самых сложных для детей этого возраста является игра с правилами ("жмурки", "пятнашки"). В этих играх главным является четкое выполнение правил игры; обычно здесь фигурируют мотивы кооперации или соревнования[3].

image

 

Рис. 1. Динамика игры в дошкольном возрасте

 

Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть.

Мотивы игры заложены в самом ее содержании. Ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Вместе с тем в игре является активное стремление к определенной цели, оперирование предметами, разговоры, отношения с другими людьми и пр. Все это обуславливает результативность игры, которая отражается  прежде всего не в материальных, а в познавательных, эмоциональных и других достижениях, которые накапливаются ребенком в ходе игровой деятельности.

Игра является средством отображения окружающей действительности, способом освоить деятельность и взаимоотношения взрослых в доступной для ребенка форме[4].

2.ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

 

М. Горький: "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

 Игра является самой естественной и привлекательной деятельностью для детей. Именно в играх начинается непринужденное общение между детьми. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, развивается внимание, память, жажда знаний. Удовлетворяя свою естественную неустанный потребность в деятельности, в процессе игры ребенок "достраивает" в воображении все, что недоступно ей в окружающей действительности, в захвате не замечает, что учится - познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет ранее приобретенный опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию[5].

  В игре полно проявляется индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей. Игра относится к традиционным и признанных методов обучения и воспитания, дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функция действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.

Игра помогает удовлетворить детскую любознательность, привлечь их к активному познанию окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Часто игру называют творческой деятельностью. Это объясняется тем, что игра, во-первых, - это отражение жизни. Все происходит в искусственно созданной условной обстановке. Но действия игроков реальные, их чувства и переживания - настоящие.

Во-вторых, подражания в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, она комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В-третьих, детское творчество проявляется в замысле игры и в поисковые средств для его реализации. Однако ученики долго не выполняют свой замысел, не готовятся к выполнению ролей. Они выражают свои стремления в данный момент. Поэтому игра - всегда импровизация, как бы тщательно она не была подготовлена[6].

Игра по своей сути многофункциональная, она способствует выполнению гармонично развитой личности. Например, игры на местности воспитывают физические качества, расширяют кругозор учащихся; есть игры, которые помогают развивать любознательность детей, тренируют память, внимание, логическое мышление. Недаром их называют гимнастикой ума. Немало есть игр с техническим направлением - они помогают овладевать различными трудовыми навыками, умением пользоваться приборами и инструментами. Игры-шутки, игры-забавы не только способствуют веселому и непринужденном проведению отдыха, но и воспитывают чувство юмора, приучают к умелого общения с товарищами, тренируют коммуникабельность.

Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилия на достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее участниками. В игре воспитывается много волевых качеств: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть успеха. Ведь наличие всех этих условий составляет основу всякой плодотворной работы. Игры, которые проводятся на воздухе, способствуют укреплению здоровья детей; познавательные игры расширяют кругозор, развивают остроумие, пробуждают интерес к различным отраслям науки, техники, искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razvitie.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

М. Горький: "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

 Игра является самой естественной и привлекательной деятельностью для детей. Именно в играх начинается непринужденное общение между детьми. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, развивается внимание, память, жажда знаний. Удовлетворяя свою естественную неустанный потребность в деятельности, в процессе игры ребенок "достраивает" в воображении все, что недоступно ей в окружающей действительности, в захвате не замечает, что учится - познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет ранее приобретенный опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию[5].

  В игре полно проявляется индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей. Игра относится к традиционным и признанных методов обучения и воспитания, дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функция действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.

Игра помогает удовлетворить детскую любознательность, привлечь их к активному познанию окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Часто игру называют творческой деятельностью. Это объясняется тем, что игра, во-первых, - это отражение жизни. Все происходит в искусственно созданной условной обстановке. Но действия игроков реальные, их чувства и переживания - настоящие.

Во-вторых, подражания в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, она комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В-третьих, детское творчество проявляется в замысле игры и в поисковые средств для его реализации. Однако ученики долго не выполняют свой замысел, не готовятся к выполнению ролей. Они выражают свои стремления в данный момент. Поэтому игра - всегда импровизация, как бы тщательно она не была подготовлена[6].

Игра по своей сути многофункциональная, она способствует выполнению гармонично развитой личности. Например, игры на местности воспитывают физические качества, расширяют кругозор учащихся; есть игры, которые помогают развивать любознательность детей, тренируют память, внимание, логическое мышление. Недаром их называют гимнастикой ума. Немало есть игр с техническим направлением - они помогают овладевать различными трудовыми навыками, умением пользоваться приборами и инструментами. Игры-шутки, игры-забавы не только способствуют веселому и непринужденном проведению отдыха, но и воспитывают чувство юмора, приучают к умелого общения с товарищами, тренируют коммуникабельность.

Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилия на достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее участниками. В игре воспитывается много волевых качеств: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть успеха. Ведь наличие всех этих условий составляет основу всякой плодотворной работы. Игры, которые проводятся на воздухе, способствуют укреплению здоровья детей; познавательные игры расширяют кругозор, развивают остроумие, пробуждают интерес к различным отраслям науки, техники, искусства.

Очень большое влияние игра имеет развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценного общения друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по - настоящему общаться со сверстниками. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также в процессе самой игры. Если по какой-то серьезной причины распадается совместная игра, распадается и процесс общения[7].

Игра, как и другие виды деятельности, требуют от дошкольника проявления определенных морально - волевых качеств, установление контактов со сверстниками. Для того, чтобы игра проходила успешно, ребенок должен владеть навыками, которые были охарактеризованы А. П. Усова, как качества "общественности". К таким умениям она относила умение действовать совместно, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди игроков, проявить инициативу и убедить других. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей. В игре при решении коммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия способствует адекватному поведению ребенка в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входит в процесс общения. Двойная позиция играющего - исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии, как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей. Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. До 7 лет ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение, образы становятся более обобщенными. При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями[8].

В игре развивается мотивационно - потребовать сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отказаться от своих сиюминутных желаний. Его поведение контролируется другими людьми, он обязан придерживаться определенных правил, вытекающих из его роли, и не имеет права ни менять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то бесполезное. Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, она осваивает различные виды игр, с помощью игр дошкольник "входит в различные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер" [10].

 

3.     ПРЕДМНТНО – ИГРОВАЯ СРЕДА

 

Высокую оценку, в своих работах,  игре дал В. Сухомлинский. Он писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается питающей поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигает огонек любознательности » [9]

С целью внедрения игры в жизни, воспитательную и учебную деятельность дошкольников нами выделены условия развития детей дошкольного возраста средствами игры:

1. Использование в педагогическом процессе большого спектра игр.

2. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями по помощью игры.

3. Направление игры должно происходить осторожно и тактично.

4. Умение организовать самостоятельную деятельность и активность детей в игровой среде.

5. Создание условий для индивидуальных и коллективных игр.

6. Правильный отбор игр, игрушек и игрового оборудования[10].

Необходимым условием применения игры также баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности. Соблюдение такого баланса является одним из основных компонентов развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Задача воспитателя - вызвать интерес к определенному событию, захватившая бы ребенка, поразила, повлияла на ее воображение и чувства.

Очень часто родители (воспитатели), чтобы не расстраивать ребенка, стараются не замечать ошибок или нарушений. В таком случае исчезает главная педагогическая ценность игры: воспитание воли, умение преодолевать трудности, желание играть до победы. Во время игры необходимо следить за соблюдением правил, точностью выполнения задания. Тогда игра будет способствовать развитию малыша, помогать готовить его к школьной жизни.

Вмешательство взрослого должно способствовать повышению игровой активности дошкольников, но вместе с тем за детьми должна оставаться свобода и возможность реализовывать собственные идеи, пока игра идет в правильном направлении.

В процессе обучения и воспитания ребенка удобным является совет В. Сухомлинского: «Ребенок должен настоящее эмоциональное и интеллектуальное жизни только тогда, когда он живет в мире игр, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого она не лучше сдавленного цветка »[11]. Поэтому очевидно, что родители и воспитатели в становлении ребенка как личности должны придерживаться этого правила.

Итак, игра для детей - это их жизнь, не проходит без участия взрослых. И именно от взрослых будет зависеть правильно организованное предметно-игровую среду, в которой находятся дети во время игр.

В контексте нашего исследования достаточно интересна психолого педагогическая концепция амплификации (обогащения развития) предложена академиком А. Запорожцем. Суть ее заключается в том, что оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка создаются не форсированным обучением, а максимальным обогащением содержанием форм детской деятельности через общение малышей между собой и со взрослыми.

Понятие «форсированное обучение» означает - ускоренный процесс, который происходит, осуществляется быстрее, чем обычно, с повышенной мощностью, производительностью.

Создать такое предметно-игровую среду возможно при условии соблюдение следующих требований[12]:

1. Предметно-игровая среда должно быть адекватное возрасту и категории детей и соответствовать их функциональным возможностям с незначительным превышением степени сложности;

2. Предметно-игровая среда должно быть динамичным, вариативным, разнообразным. Оно организуется взрослыми, но должен быть полностью доступной ребенку, не ограничивать ее деятельности, обеспечивать полную свободу.

3. Игровое пространство должно способствовать ориентировочно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение новых знаний, формирования умственных действий, развитие ведущих психических процессов ребенка;

4. Нельзя забывать о значении форм и цвета, ведь именно они придают выразительность объектам и событиям и благодаря сопоставлению помогают ребенку получить достоверные знания об окружающей среде. Все игровые предметы имеют быть качественные, так что совершенная форма, то полнее реализуется ее назначения.

5. Необходимо включать в предметно-игровую среду национальные, этнокультурные особенности, чтобы малыш творчески входил в мир   духовных ценностей народа, училось любви к родной земле[13].

Поэтому, игровая среда организуется так, чтобы каждый ребенок мог заниматься любимым делом и служит для развития детских интересов, знаний и умений. Роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременной сменой игровой среды. Важно его непосредственное участие в свободной игровой деятельности ребенка.

Таким образом, игра - крайне необходимое явление в жизни ребенка, поскольку она является проявлением естественной потребности в деятельности, в которой ребенок познает и преобразует окружающую действительность, мир вещей, людей, самого себя, одновременно развивая свои способности.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в данной работе исследование о значение игры для психологического развития ребенка сделать основные выводы:

В  дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей   является игра.

Игра- явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, обусловленная развитием общества, его культуры. Это особая форма жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой дети в игровых условиях выполняют роли взрослых, воспроизводя их жизнь, труд и отношения.

Детская игра - это деятельность, которая  направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности и где ребенок отражает впечатление от их познания. Именно игра создает зону ближайшего развития ребенка. Действие в воображаемом поле, в воображаемой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и продвигает ребенка на высокий уровень ее развития. По сути, через игровую деятельность и происходит развитие ребенка.

Поэтому именно в игре развиваются не только психические процессы: мышление, речь, память, внимание, но и такие важные качества личности, как настойчивость, сосредоточенность, умение соблюдать определенные правила. Средствами игры воспитываются такие чувства, как сострадание, умение прийти на помощь, дружба.

Итак, благодаря игре окружающий мир, осознанный ребенком, значительно расширяется. В него входят не только предметы и явления ближайшего окружения, но и значительно более широкий круг предметов, с которыми действуют взрослые, и еще не доступны ребенку.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая среда как активное средство развития личности дошкольника»

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как...

Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"

Представлен план проведения  Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...

Игра, как средство формирования личности дошкольника.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Игра, как средство формирования личности дошкольника»....

План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»

Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...

Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»

Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»...

Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...

МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.

коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир,  помогут сформировать у них социальную уверенность....