Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bashkortostan.docx | 80.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1«Берёзка» с. Николо-Берёзовка
муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан
Проект
«Игра как средство формирования
личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном
через игровую деятельность»
Цель проекта: Развитие коммуникативных навыков через игру. Обогащение и расширение знаний детей о народной культуре и традициях на материале башкирских игр.
Задачи проекта:
- познакомить детей с башкирскими играми;
- поддерживать интерес к культуре своего народа;
- развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, устанавливать новые контакты и совместные действия;
- формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний;
- осуществлять коррекционно – развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры;
- воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- воспитывать любовь к родному краю.
Организовать детско–родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
Вид проекта: Информационно-игровой.
Срок реализации проекта: 01.10.2020г. - 15.05.2020г.
Участники проекта:
-воспитанники подготовительной группы
- учитель-логопед, воспитатель
- родители воспитанников.
«Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав,
и требование его биологически законно.
Он хочет играть, он играет всем
и познаёт окружающий его мир,
прежде всего, в игре»
А.М. Горький.
Актуальность темы:
Игра для детей – важнейшее средство самовыражения, проба сил. Именно играя дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, учатся премудростям, формируются как личности. Игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Педагогу необходимо поощрять всевозможные формы игры. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям старшего дошкольного возраста.
Игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес к знаниям);
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над проектом:
- Изучение литературы по теме.
- Поиск информации по данной теме в интернет ресурсах.
- Проведение НОД по теме.
- Создание картотеки башкирских народных игр.
- Разучивание башкирских подвижных игр.
- Изготовление атрибутов к играм.
- Изготовление башкирских настольных игр.
- Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.
-Обобщение результатов на итоговом заседании педагогического совета МАДОУ.
Начав свою работу в данном направлении для работы с детьми и родителями нами был разработан план.
Этапы работы
Подготовительный этап
Месяц | Название мероприятия | Цель | Место проведения |
Подготовительный этап | |||
октябрь | 1.Обогащение предметно - развивающей среды 2.Разработка плана проекта «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»
3. Знакомство детей с жизнью башкирского народа, рассматривание иллюстраций, предметов быта. Знакомство с национальными обычаями. 4. Сформировать представления об игре как средстве формирования навыков общения. |
Приобщение к традициям и обычаям башкирского народа Дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии и справедливости, взаимной выручки и ответственности. | группа |
Основной этап | |||
Ноябрь- декабрь | 1.Создание картотеки башкирских народных игр. 2.Разучивание башкирских подвижных игр: «Стрелок» «Липкие пеньки» «Медный пень» «Аҡ тирәк, күк тирәк» (белый тополь, синий тополь) «Энә менән еп» (Иголка и нитка) 3. Сюжетно-ролевая игра «Пчеловоды». 3.Изготовление атрибутов для игр. | Приобщение детей к культуре через народные игры.
Сформировать у ребенка умение согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре. Закрепить представления детей о пасеке. Знакомство с трудом пчеловода. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность | группа |
январь | 1.Знакомство с национальным костюмом башкирского народа и народов проживающих на территории Башкортостана. Рассматривание альбома. 2. НОД «Мы разные, но мы вместе!» 3. Видео НОД «Мы разные, но мы вместе!». 4.НОД «Башкирский национальный костюм» 5.НОД «Культура и быт башкирского народа» 6. Игра «Наши соседи» 7. «Угадай, откуда я приехал» | Воспитывать гуманные отношения к людям всех народов. Закрепить названия одежды и головных уборов. Познакомить детей с башкирским, татарским, русским национальным костюмом, с названием деталей костюма. Показать детям отличительные особенности башкирского костюма; Знакомство родителей с образовательной деятельностью в детском саду. Цель: Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям. Воспитывать нравственное отношение через одежду воспитывать чувство гордости за свою родину. Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов Цель: Воспитывать симпатию к людям других национальностей. Цель: закрепить знания детей о разных народах, способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей. | группа |
февраль | 1.Изготовление башкирских настольных игр: «Нарядим куклу» (с названием деталей одежды); «Семь чудес Башкортостана». 2.Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности, этюды с содержанием проблемной ситуации. Игра «Море волнуется» Игра «Закончи предложение» ♦ Я хочу... ♦ Я умею... ♦ Я смогу... ♦ Я добьюсь... Изготовление ростовой куклы в башкирском национальном костюме | Поддерживать интерес к культуре своего народа Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях; - воспитывать стремление совершать добрые дела. - формировать представление о том, что доброта, есть проявление души. Цель: Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний. Цель: Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах. Цель: закрепить знания детей о национальном костюме башкирского народа | группа |
март | 1. Составление картотеки игр способствующих развитию коммуникативных способностей детей: «Иностранец» «Через стекло» «Зеркало» «Имя» «Волшебная комната» «Липучка» «Ладонь в ладонь» «Робот» «Знакомство» «Раз, два, три левое колено, правое колено» «Позвони другу» | Цель: обеспечить детям благоприятные условия для развития коммуникативных способностей. | группа |
апрель | Беседы: «Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость», «Ежели вы вежливы…» Игра «Клубочек» Игра «Вежливые слова» Беседы о дружбе | Формировать основные правила этикета: здороваться, прощаться, просить прощения, извиняться, благодарить; дать представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми. Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами Цель: закрепить правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. | группа |
Обобщающий этап (итог) | |||
май | 1.Выставка детских работ «Пчела» Выставка рисунков «Мой край Башкортостан» 3. Итоговое мероприятие «Дружба народов» | Создание условий для развития творческого потенциала детей | группа |
Для успешного овладения детьми знаний о родном крае, народной культуре мы использовали в непосредственной образовательной деятельности технологию интегрированного занятия.
Разнообразные средства, используемые на таких занятиях, создают естественную среду для ознакомления детей с народными традициями, укладом жизни, помогают обогащать духовный мир ребенка.
Широкое использование игры в образовательном процессе с детьми повышает уровень представлений об игре как средстве формирования навыков общения. Мы, в своей работе, стремились дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии и справедливости, взаимной выручки и ответственности.
Использование проектного метода позволило учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение нескольких видов деятельности в процессе игры, проектирование совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, определение её содержания и предполагаемый конечный продукт.
Приложение к проекту
Картотека подвижных игр
«СТРЕЛОК»
Цель: развивать умение у детей метать мяч.
Оборудование: мяч
Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
«ЛИПКИЕ ПЕНЬКИ»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Материал: маски на голову с изображением пенечка.
Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.
Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.
«МЕДНЫЙ ПЕНЬ»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
«– Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?»
Хозяин отвечает:
«– Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой»
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.
Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
«аҡ тирәк, күк тирәк»
(белый тополь, синий тополь)
Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»
Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
«Энә менән еп»
(Иголка и нитка)
Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново
Сюжетно-ролевая игра «Пчеловоды»
Цель: Расширить знания детей о жизни и хозяйственной деятельности людей, обобщить знания о пчелах, дать представление об особенностях труда пчеловода.
Задачи:
1. Познакомить детей с ульем, дать понятия о рамках, сотах.
2. Расширить представления детей о пчелах.
3.Ввести в пассивный словарь детей слова: улей, пчела, мёд, пчеловод, пасека, дымарь.
4. Развивать познавательную и двигательную активность, умение соблюдать правила игры
5. Воспитывать уважение к труду пчеловода.
Предварительная работа :чтение сказки «Медведь и пчелы», беседа про пчел, об их среде обитания, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением пчел, беседа о труде пасечника, заучивание пословиц и поговорок, стихотворения.
Оборудование: Макет улья, соты, дымарь, картинки с изображением пчел,
костюм пчеловода, костюм медведя, цветы из бумаги, мед.
Организационный момент
В. - Ребята у нас хорошее настроение, давайте друг другу улыбнемся.
Закроем глаза и представим лето. А что именно вы представили?
Ответы детей.
В. - Я представила поляну, залитую солнцем, и пчел, летающих на лугу.
Хотите очутиться на этой поляне?
В. - Покружились, покружились, на поляне очутились, где весело кружатся пчелы
1. Музыкальная инсценировка «Пчел детей учила мать».
В. - Ребята, что делают пчелы?
Д. - Пчелы летают с цветка на цветок и собирают нектар, потом переносят их в соты, которые находятся в ульях
В. - Хотите поиграть в игру «Так или не так».
2. Дидактическое упражнение «Так или не так»
- У пчел сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочем.
- Пчелы живут одной большой семьей.
- Одна пчела может жалить много раз.
- Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.
- Люди делают для пчел специальные домики – ульи.
- Зимой пчелы летают, но цветов не находят.
- У пчел четыре лапки.
- Мед не только вкусный, но еще и очень полезный.
В. - Молодцы ребята, вы много знаете о пчелах. А знаете, где живут пчелы?
Д. - Пчелы живут в ульях.
В. - А где находятся ульи?
Д. - Ульи находятся на пасеке.
В. - Ребята, я вам предлагаю отправиться на пасеку.
А поедем мы на автобусе (ставьте стулья для автобуса, Кто хочет быть кондуктором? (Карина) А медсестрой? (Оля). Костя будет шофером
3. Сюжетная игра «Пчеловод».
Беседа с пасечником.
Дети и воспитатель приезжают на пасеку. (Мальчик в костюме пасечника, макет улья, соты).
Выходит пасечник.
Здравствуйте, дорогие ребята, вы узнали меня? Кто я?
Пасечник.
Пасечник: Я занимаюсь разведением пчел. Я одет в защитный костюм, чтобы пчелы меня не искусали. Хочу научить вас правилам безопасности. При общении с пчелами нельзя размахивать руками и убегать. Пчелы могут укусить. Что у меня в руках? Правильно, дымарь. Он отпугивает пчел при дымлении, чтобы пчеловод смог взять рамку с медом.
Вдруг Катя вскрикнула от укуса пчелы.
Пасечник: Я же говорил, что нельзя близко подходить к пчелам.
Оля- медсестра: Я помогу Кате, обработаю ей ранку.
Оля достает из сумки йод и обрабатывает Кате руку.
В. - Ребята, почему нельзя к пчелам близко приближаться?
Ответы детей. (Они могут покусать).
Ребята, пчелы кусаются, но они приносят большую пользу. Какую пользу они приносят? (Ответы детей).
Пословицы и поговорки про мед
Пчела хоть и жалит, да мед дает.
Не вспоминай яд пчелы, вспоминай мед.
Пословица в разгаре, как сладкий мед в горшке
Где цветок, там и медок
Мужик с медом и лапоть сьел.
С медом и калина –малина.
В. - Кто из диких животных любит мед?
Дети. - Медведь.
Слышен шум, идет медведь. (Мальчик в костюме медведя)
4. Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Дети выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.
Вышел мишка из берлоги, (Медведь выходит вперевалочку.)
Вперевалочку спешит,
Вдруг увидел, у дороги
Дуб развесистый стоит.
Заглянул в дупло несмело, (Заглядывает в дупло, берет мед.)
Зачерпнул душистый мед,
Рассердились в улье пчелы, (Пчелы недовольно летают возле медведя.)
Что у них украли мед.
– Зум-зум-зум – летят, гудят, (Летят за медведем, медведь убегает.)
– Зум-зум-зум – догнать хотят.
Мишка убегает к себе в берлогу.
Выходит пасечник. - Ребята, я рад был видеть вас у себя в гостях, на память хочу подарить вам мед.
НОД «Мы разные, но мы вместе!»
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с башкирской национальной одеждой.
Задачи.
Обучающие:
познакомить детей с новыми терминами;
показать детям отличительные особенности башкирского костюма;
Развивающие:
развивать эстетический и художественный вкус;
развивать творческую активность;
Воспитательные:
воспитывать патриотические чувства;
воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию и традициям национальной культуры Республики Башкортостан.
Оборудование:
- компьютер, музыкальный центр;
- альбом с иллюстрациями башкирской национальной одежды;
- кукла в башкирском национальном костюме;
- женский национальный башкирский костюм:
- аудиозапись башкирской музыки.
Башкортостан – многонациональная республика. Её населяет множество народов. Наша республика сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры, удмурты, украинцы, чеченцы, узбеки и еще очень много национальностей. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.
Мы уже знаем некоторые национальности, проживающие на территории нашей республики, узнать их нам помогает национальный костюм. У каждого народа свои особые национальные костюмы. Это не просто нарядная одежда, которая одевается по праздникам. Это отражение культуры народа, её отличие от другой.
-А где мы с вами можем увидеть народные костюмы? (В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках).
(воспитатель приглашает ребенка в национальном костюме)
- Посмотрите на этот национальный костюм, кто догадался, какая это национальность? (Русские)
Посмотрите какой красивый русский национальный костюм.
- Рубашка которая украшается вышивкой. Поверх рубахи надевают сарафан, который украшен спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом и узорными пуговицами.
– Зимой женщины надевают душегрею или шубу.
-Женским головной убор это кокошник и платки. (Рассматривание костюма и иллюстрации).
Главной частью мужской одежды является рубаха и штаны (порты). Рубаха длинная. Характерная особенность русской рубахи – покрой ворота. Его разрез не посередине груди, а сбоку, отсюда и название русской рубахи – косоворотка. (Рассматривание иллюстрации). Непременная деталь пояс. Поверх рубахи и портов надевается верхняя одежда — кафтан. У кафтана длинные рукава. Мужской головной убор— колпак. Ещё носят фуражку с козырьком- картуз.
-Кто догадался, а это какая национальность? (Башкиры)
Женская одежда: платье кулдек, на платье надевают приталенную безрукавку камзул или елян он с длинными рукавами. Женские платья украшены бисером и стеклянными пуговицами, монетами.
Мужская одежда состоит из просторной и длинной рубахи. Поверх рубахи надевают безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевают халат из темной ткани елян.
-А этот костюм вы узнали? (Татарский)
Мужской костюм: удлинённая рубаха – кулмэк, штаны – шаровары -ыштан, длинная безрукавка (камзол).
В женском татарском костюме преобладает цветочно-растительный орнамент. Элементы татарского национального костюма: платье - кулмэк, широкие штаны-шаравары, жилет – жикит, длинная жилетка – камзул, а что на голове? - Калфак!
К нам пришел Айбулат и принес нам волшебную коробку, давайте заглянем в нее и посмотрим, что там.(раскраски национальные костюмы)
Ребята, предлагаю вам стать мастерами и самим украсить одежду.
Выберите какой национальный костюм вы бы хотели украсить. (Раскраски).
- Молодцы ребята, справились с заданием, очень красивые костюмы у вас получились!
НОД «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.
Задачи: образовательные - продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента.
Развивающие - развивать творчество, эстетическое восприятие, самостоятельность.
Воспитывающие - воспитывать аккуратность, желание рассказывать о своей работе.
Материал и оборудование: макет юрты, иллюстрации….., кукла - джигит в башкирском костюме; музыкальный инструмент - кубыз, курай; предметы быта - пиала, медовница; вырезанные силуэты предметов: комзол, юрта, пиала, сапожок, фартук, медовница; вырезанные с детьми треугольники, квадраты, ромбы, полоски и другие элементы башкирского орнамента; клей, салфетка.
Виды деятельности: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций ,игровая, индивидуальная помощь, запись башкирских мелодий.
Ожидаемые результаты: умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи; эмоционально реагирует на музыкальные произведения.
Ход занятия:
Дети удобно располагаются на ковре. Воспитатель предлагает послушать запись мелодии.
- На каком музыкальном инструменте исполнялась эта мелодия? (ответы детей).
- Правильно, на кубызе. Показываю детям кубыз (рассматривание музыкального инструмента).
Затем предлагаю рассмотреть макет юрты.
- Как называется жилье башкир? (юрта).
- Для чего нужна юрта? (жить в нем)
- Из чего делали юрту? (из войлока….)
- Чем удобна юрта для башкир? (переносное жилище….)
- Чем украшали башкиры свои юрты? ( разными узорами)
- Какие элементы использовали в узорах? ( полоски, ромбы, треугольники, квадраты, завитки).
- Расскажите, пожалуйста что находиться внутри юрты? ( посуда, одежда, ковры и т.д).
- Правильно, были посуда, одежда, ковры, сундук с разными вещами.
- Башкиры - очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом.
- На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша - для кумыса называется пиала, это ковш - для кумыса называется ижоу, а это медовница - для меда.
Появляется джигит - кукла в башкирском национальном костюме. Дети придумывают ему имя, рассматривают его, описывают одежду.
Салават одет в красивую рубашку, брюки черные, бархатный зеленый камзол, красные сапожки. На голове у него шапка.
Воспитатель хвалит детей за активное участие и обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы башкирской одежды и посуды: камзол, платок, фартук, пиала, ковшик, медовница, ложка для меда, юрта, сапоги. Предлагаю выбрать понравившийся предмет, обращаю внимание на образцы на стенде, отмечаю их красоту, расположение узора, симметричность.
Предлагаю украсить выбранный силуэт предмета элементами башкирского орнамента соответственно его форме и назначению. Напоминаю последовательность выполнения, оказываю индивидуальную помощь. Во время самостоятельной работы детей звучит спокойная башкирская мелодия.
По окончании работы дети рассказывают джигиту Салавату, что и какими элементами они украсили, рассматривают и оценивают свои работы и работы сверстников, выбираем наиболее интересные узоры.
Игра «Юрта».
Игра «Липкие пеньки».
Рефлексия:
· Что интересного вы узнали?
· Какие игры играли?
НОД «Башкирский национальный костюм»
Задачи: 1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями.
2. Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов.
3. Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям. Воспитывать нравственное отношение через одежду воспитывать чувство гордости за свою родину.
Дидактический материал и оборудование: картинки башкирских национальных костюмов, куклы в башкирских национальных костюмах; раскраска с башкирскими национальными элементами одежды; видеоролик с башкирским танцем; аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска, посылка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм».
Словарная работа: камзул, елян, бишмет, салбар, тюбетейка, башмак, кулдек, камзул.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Сегодня мы поговорим и рассмотрим башкирский национальный костюм. Но для начала я задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:
1. Что такое Родина?
Дети: Родина - это место, где мы родились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ.
2. В какой республике мы живем?
Дети: В Республике Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
3. Какая у нас республика?
Дети: Красивая, богатая, щедрая…
Воспитатель: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.
Башкортостан - богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. А теперь перейдем на основную тему нашего занятия «Национальный костюм башкир». Традиционный костюм - яркий определитель национальной принадлежности человека.
Состав одежды, ее покрой, характер декора складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием. (Просмотр видеоролика танца в башкирских национальных костюмах «Семь девушек»; вывешивается картинка женского и мужского национального костюма).
Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские штаны - салбар, на голове - тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку - бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь - это башкирские сапоги - итэк .
Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) - прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались - ыштан. Были также суконные халаты - сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия(кашмау). Есть околоушные подвески - сулпы. Вот это головной убор - кумьяулын - платок- покрывало.
Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную одежду).
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?
Дети: Да.
Воспитатель: сейчас мы с вами нарисуем мужской и женский национальный костюм. Основными цветами национальных башкирских костюмов являются: красный, белый, синий и желтый.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!
Картотека игр способствующих развитию коммуникативных способностей детей
Иностранец
❀ Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать (с помощью жестов).
Через стекло
❀ Предложите своему малышу (или детям) представить, что вы (они) отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Вам (им) необходимо объясниться жестами. Можно предложить следующие темы для разговора: «Я забыл надеть шапку, а на улице очень холодно»; «Принесите мне, пожалуйста, стакан воды, я хочу пить», «Что купить в магазине игрушек на день рождения друга?». Эта игра направлена на умение передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных жестов.
Зеркало
❀ В эту игру можно играть вдвоем с ребенком и в группе. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть взрослый или кто-либо из игроков.
♦ Ты нарисовал(а) красивый рисунок, но твоему знакомому он не понравился.
♦ Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят на площадке. Попроси его.
Имя
❀ Предложите ребенку сравнить свое имя с цветком (с каким? почему?), с птицей (с какой? почему?), с природным явлением (например, «Мое имя похоже на радугу»), с каким-либо цветом. Попросите нарисовать картинку (эмблему) своего имени.
Волшебная комната
❀ Попросите представить и нарисовать всех членов семьи в виде разных персонажей. Пусть ребенок представит, что вся семья зашла в волшебную комнату, где каждый может превратиться во что-то другое, например, мама — в цветок, бабушка — в птичку и т. д. Но когда выходишь из этой комнаты, то снова превращаешься в того, кем был: в маму, папу, сына, дочь и т. д. Обсудите рисунок и выполнение этого задания. Кстати, эту игру можно провести со всеми членами семьи. Результаты будут удивительными!
Закончи предложение
❀ Предложите ребенку закончить каждое из предложений и обсудите их.
♦ Я хочу...
♦ Я умею...
♦ Я смогу...
♦ Я добьюсь...
Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.
Море волнуется
❀ Эту игру можно использовать для обучения произвольному выражению различных эмоциональных состояний. Пригласите несколько человек. Выберите ведущего. Все встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три: фигура радости (страха, печали, удивления, восторга и т. д.) на месте замри». Затем ведущий выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние. Можно предложить изобразить любую эмоцию, а ведущий будет отгадывать, что это за эмоция.
Клубочек
❀ Эта игра полезна в группе малознакомых детей. Посадите детей в круг. Сядьте рядом с ними. Возьмите в руки клубочек и обмотайте конец нитки вокруг пальца. Задайте вопрос сидящему рядом участнику игры: «Как тебя зовут? И что ты любишь?» и передайте ему клубок. Ребенок должен взять клубок и обмотать нитку вокруг пальца, ответив на вопрос. Затем он задает свой вопрос следующему игроку и передает ему клубок. Так клубочек должен перейти по кругу от одного участника к другому и вернуться к ведущему. Таким образом, все увидят, как клубочек связывает всех участников игры в одно целое.
Липучка
❀ Игра направлена на развитие навыков взаимодействия и предполагает участие нескольких пар. Каждая пара детей должна взять друг друга за руку так, чтобы две руки пары были «слипшимися», а две свободны. Парам дается задание вырезать по контуру какую-либо фигурку ножницами. Дети работают свободными руками сообща. Один может держать свободной рукой лист, а другой — вырезать фигурку по контуру. Можно дать новые задания, которые надо выполнить сообща, но только свободными руками:
♦ собрать веником на совок оторванные клочки бумаги, разбросанные на полу;
♦ раскрасить картинку из раскраски разноцветными карандашами (сложнее будет выполнить это задание тому участнику, у которого свободна левая рука).
♦ налить в чашку сок или сделать бутерброд из приготовленных ингредиентов.
Ладонь в ладонь
❀ Эта игра также проводится в парах. Разделите детей на пары и предложите прижать свои ладошки к ладошкам другого. Таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, предстоит пройти по комнате, преодолевая различные препятствия: перешагивая коробки, обходя игрушки, пролезая на корточках под столом и в завершение исполнив танец под веселую музыку.
Робот
❀ Распределите роли. Один из вас должен быть роботом, другой — изобретателем. Изобретатель создал робота. Он должен проверить, как работает его робот. В комнате он прячет какую-либо игрушку. Робот может двигаться только по указанию изобретателя, который говорит: «Прямо, стоп!», «Влево, стоп!», «Вправо, стоп!». Согласно этим указаниям робот должен добраться до того места, где спрятана игрушка, и найти ее.
Игры на развитие социально - коммуникативных навыков.
«Знакомство»
Оснащение:
картинки с изображением сказочных персонажей.
Описание игры:
С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов: « Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»
Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Описание игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия(здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи свами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила телефонного разговора.
Описание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
«Позвони мне позвони..
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.»
На кого покажет рука водящего, тот ему должен позвонить и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Сценарий развлечения в подготовительной группе
«Дружба народов»
Цель: Закрепить знания детей о народах проживающих на территории Башкортостана. Приобщение детей к обычаям, играм разных народов. Воспитывать патриотизм, уважение и миролюбивое отношение к другим нациям.
Дети в национальных костюмах. Вход в зал, взявшись за руки.
СЛАЙД №1
Звучит фонограмма «Я, ты, он, она вместе целая семья!»
Айгуль: Здравствуйте ребята. Вы узнали меня? Я Айгуль.
Ребята, все мы живем с вами на огромной планете. Кто знает, как она называется?
Айгуль: Эта планета называется «Земля». Самое большое богатство нашей планеты – это люди, которые любят свою землю, прославляют ее своими делами.
- Как вы думаете, все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи?
Ответы детей.
Все люди разные.Чем они отличаются?
Варианты ответов детей.
-Люди отличаются цветом кожи, ростом, говорят на разных языках, у них разные традиции и культуры. Но мы с вами должны ко всем относится одинаково с теплом, заботой и вниманием. Соединяет людей дружба. (Дети стоят в кругу в национальных костюмах. Ребенок в татарском костюме выходит в круг и здоровается на татарском языке, затем выходит ребенок в русском костюме и здоровается, затем в башкирском, марийском костюме).
СЛАЙД №2
- Я татарин (здоровается на татарском языке)
СЛАЙД №3
- Я русский (здоровается на русском языке)
СЛАЙД №4
- Я башкир (здоровается на башкирском языке)
СЛАЙД №5
- Я мари_(здоровается на марийском языке)
Айгуль: Ребята, а как называется наша республика? Ответы детей
СЛАЙД №6
Наша республика Башкортостан.
Айгуль: А как называется район, в котором мы живем? А наше село? (Ответы детей)
СЛАЙД №7, 8
СЛАЙД №9
Айгуль: Ребята я пришла к вам с моей подругой из солнечного Узбекистана, ее зовут Зухра. Поздоровайтесь с ней.
Давайте расскажем Зухре о нашем родном Башкортостане (чтение стихов)
СЛАЙД № 10,11,12,13 СТИХИ
Зухра: Спасибо вам, я узнала много интересного про ваш край.
Теперь я хочу Вас познакомить с моей республикой Узбекистан.
СЛАЙД 14,15,16 СТИХИ про Узбекистан
Айгуль: Я знаю вы очень любите играть. Я хочу предложить вам поиграть в башкирскую народную игру «Курай»
СЛАЙД №17
Зухра: Вы очень дружно играете, мне тоже захотелось поиграть с вами и познакомить вас с узбекской игрой «Кто быстрее соберет хлопок»
СЛАЙД №18
Айгуль: Зухра, мы знаем много песен о нашем родном Башкортостане, но есть одна песня, которая нам нравится больше всего. Сейчас мы исполним ее для тебя.
СЛАЙД №19 ПЕСНЯ
Зухра: Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу показать вам узбекскую народную сказку «Хитрый петух».
СЛАЙД №20 СКАЗКА
Айгуль: Очень важно, чтобы люди всех народов дружили и уважали друг друга, так как мы живем на одной большой планете Земля. СЛАЙД №21
ПЕСНЯ «Я, ты, он, она вместе целая семья!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Подвижнгая игра как средство развития дошкольников"
Проект расскрывает не только планомерную работу с детьми по теме проекта, но и раскрывает работу с родителями....
Проект по развитию речи детей подготовительной группы «Колобок» в игровой деятельности «Вместе весело играть»
Проект по развитию речи детей подготовительной группы «Колобок» в игровой деятельности «Вместе весело играть» ...
Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»
Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...
Консультация для педагогов: "«Игра-ведущий вид деятельности у дошкольников. Планирование и организация игровой деятельности»
Игровая активность — это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи.Согласно Федерально...
Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа
Каждый год в нашем детском саду проводится месчник игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...
Опыт работы "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми"
Опыт работы по теме «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми» формировался...
Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся» (подготовительная группа).
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности....