Игра, как средство формирования личности дошкольника.
план-конспект занятия по физкультуре на тему

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Игра, как средство формирования личности дошкольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_formirovaniya_lichnosti_doshkolnika.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Игра, как средство формирования личности дошкольника».

Инструктор по физической культуре Елфимова Н. В.

ГБОУ школа №1542.

              «Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». М.Монтель . Дошкольным возрастом, согласно наиболее распространённой в отечественной психологии периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, считается возраст ребенка от 3 до 7 лет. Игра для ребенка дошкольного возраста – это не только любимое и главное, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Понятие "ведущая деятельность" было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики человека. Таким образом, игра является ведущим видом деятельности ребенка - дошкольника и нередко гармоничность психомоторного развития детей дошкольного возраста определяется нормальным развитием его игровой деятельности. А.В. Луначарский отмечал особое значение игры в развитии детей: "Неправда, будто игра не серьезна. Для ребенка серьезна любая игра. Ибо, играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется, только тогда растит душу и тело, когда играет"                                                                                                                      

            Роль игры в развитии ребенка огромна: усвоение знания об окружающей среде и о самом себе, развитие высших психических функций, овладение нормами поведения, приобретение умении, навыков, привычек - все связано с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает. Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.                                                                                                                                  Традиционная классификация игр:                                                                                                                               • Творческие игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно -конструктивные, театрально-художественные,                                                                                                                                                                           • Игры с правилами: дидактические, подвижные.                                                                                          Сюжетно-ролевые игры: На протяжении детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно – ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определят линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.д. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Темы сюжетно-ролевых игр различны, направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д.                                                                                                                                          Режиссерские игры: В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает               на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д. Особенностью режиссерской игры является то, что «партнеры – игрушки» - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.                                                                        Театрализованные игры: Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями). В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно – ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр.                                                                             Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно- ролевой (игра в театр), дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, творчество. Дидактические игры: Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.                                                                                                      1.Обучающая (дидактическая) задача. Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д.                                                                         2. Игровые действия. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д. Детей в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия.                                                                                                  3.Правила. Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу. Дидактические игры используются на занятиях, как эффективное средство обучения и в самостоятельной деятельности детей.                                                                                           Подвижные игры: классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем) Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

При всем многообразии игр, можно выделить несколько типов:

· Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Например: погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга, стремление влезть в лужу, изваляться в грязи.

· Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильма и т.п. Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город из песка - примеры таких игр. Быстрее сего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.

· Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли, позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют. Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью, роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п. Именно эти игры наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6 лет.

· Игры с правилами представляют собой искусственные ситуации, зачастую не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается состязанием. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

· игра-экспериментирование;

· самостоятельные сюжетные игры;

- сюжетно-отобразительные;

-сюжетно-ролевые;

- режиссерские;

- театрализованные;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

· игры обучающие:

- дидактические;

- сюжетно-дидактические;

- подвижные;

· досуговые игры:

- игры-забавы;

- игры-развлечения;

- интеллектуальные;

- празднично-карнавальные;

- театрально-постановочные;

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные), которые могут возникнуть по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

- традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).                                                                          К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в игре разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.                                                                                    Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей - это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.                                        Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде вил. Как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной придется покинуть круг играющих. Таким образом в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команду («чьё звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).

Проанализировав научную литературу, мы пришли к следующим выводам:

1. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

2. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, содержание которой воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

3. Результат игры - это продукт психологический. Субъективно играющий ребенок получает радость, испытывает интерес и увлеченность этим действием, объективно получает новый опыт, стимулы к развитию. Ролевая игра - естественная деятельность дошкольника и важнейший «двигатель» его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Народная игра - как средство формирования личности"

В выступлении говорится о том, что  передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр. Во – первых, народная игра представляет собой образец высоко педагогического мастерства...

Средства формирования личности дошкольника

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентной страной в 21-м веке, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.В условиях решения этих...

Опыт работы "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования личности ребёнка

Основная цель работы: формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога....

Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»

Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»...

«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенны...