Рабочая программа "Родничок" по патриотическому воспитанию.
рабочая программа (старшая группа)
Дошкольный возраст – важный период нравственного развития детей. На данном возрастном этапе у детей формируются первые представления элементарные понятия о хорошем и плохом, навыки поведения с окружающими взрослыми и сверстниками. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни человеческого общения.
Воспитание добрых чувств и положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.
Основным методом данной работы я выбрала рассказывание сказок, проведение бесед, обыгрывание сценок с учетом поставленных задач. Сказки преподносят детям многогранный мир своих героев с разными характерами, поступками, которые легко переносятся на реальную жизнь и учат детей делать выводы, выбирать правильные решения.
Все это делает сказку незаменимым инструментом, для формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Цель: формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- Способствовать формированию нравственных качеств
- Формировать умение определять различное эмоциональное состояние.
- Формировать представление о семье и дружбе
- Развивать артистические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnizok_1_1.docx | 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период нравственного развития детей. На данном возрастном этапе у детей формируются первые представления элементарные понятия о хорошем и плохом, навыки поведения с окружающими взрослыми и сверстниками. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни человеческого общения.
Воспитание добрых чувств и положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.
Основным методом данной работы я выбрала рассказывание сказок, проведение бесед, обыгрывание сценок с учетом поставленных задач. Сказки преподносят детям многогранный мир своих героев с разными характерами, поступками, которые легко переносятся на реальную жизнь и учат детей делать выводы, выбирать правильные решения.
Все это делает сказку незаменимым инструментом, для формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Цель: формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- Способствовать формированию нравственных качеств
- Формировать умение определять различное эмоциональное состояние.
- Формировать представление о семье и дружбе
- Развивать артистические навыки.
Методическое оснащение: Телевизор, магнитофон, цветная бумага, картон белый, цветной, фломастеры, карандаши цветные., костюмы ( шапочки) для обыгрывания сценок, подборка загадок, сказок, бесед по теме.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность 25 минут. В месяц 4 занятия, 36 занятий в год
Формы организации кружка
- Анализ
- Оценка поступков
- Игровые приемы
- Поисковый метод
- Драматизация
- Аппликация
- Сочинение сказок
- Беседа
- Рассказывание
- Диалогическая, монологическая речь
Ожидаемые результаты
К концу учебного года ребенок должен:
- знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие принцыпы общественного поведения,
- любить ближних, уважать старших;
- дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
- рассматривать свое и чужое поведение с традиционной для России нравственной точки зрения;
- знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
- проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
- овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
- ребенок должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.
Используемая литература:
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник « Этические беседы с детьми 4 – 5 лет» И. П. Посашкова « Организация творческой деятельности Л. А. Лопатина, М. Скребцова « Начало мудрости» Н. Ф. Губанова « Развитие игровой деятельности» И. Ф. Мулько « Этика для детей 3 – 7 лет» Л. М. Шипицина « Азбука общения»
Перспективный план
по социально – нравственному воспитанию в старшей группе
Сентябрь | Вежливость | ||||
№ | Тема | Цель | |||
1. | Беседа«Зачем говорят «здравствуй»? | Формировать у детей основные | |||
правила этикета при встрече. | |||||
2. | Дидактическая игра «К нам | Различать эмоциональное | |||
гости пришли» | состояние не только своё, но и | ||||
детей, сопереживать. | |||||
3. | Игра «Гостеприимный теремок» | Совершенствовать знания детей о | |||
культуре поведение, вызвать | |||||
желание быть воспитанными. | |||||
4. | Игра- ситуация «У меня зазвонил телефон». Художественное творчество «Угощение для гостей» | Учить детей участвовать в диалоге; | |||
предоставлять возможность выбора | |||||
Рол | |||||
Воспитывать у детей желание | |||||
дарить подарки, испытывать чувство радости. | |||||
Октябрь | Бережливость | ||||
1. | «Берегите книгу» | Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам; учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги. | |||
2. | Игра «Как надо заботиться?» | Воспитывать у детей желание | |||
заботиться о животных; учить |
понимать, что заботиться-значит | ||
любить. | ||
3. | Беседа «Мы идём помогать растениям». | Помочь понять, что дерево – это |
живое растение, воспитывать | ||
культуру поведения в природе. | ||
4. | Дидактическая игра | Поощрять желание поддерживать |
«Книжкины помощники». | порядок в игрушках ; бережно | |
относиться к книгам. | ||
Воспитывать у детей желание | ||
оказывать помощь; развивать | ||
Художественное творчество | способность быть бережливым. | |
рисунок «Поможем игрушке». | ||
Ноябрь | Т р у д о л ю б и е | |
1. | Беседа «Как пчёлки | Способствовать у детей осознанию |
трудятся». | важности трудовой занятости; | |
воспитывать умение работать с | ||
радостью. | ||
2. | Игра «Трудимся с любовью». | Помочь детям понять, что |
трудолюбивый человек всегда | ||
добьётся результата. | ||
3. | Творческое задание | Воспитывать у детей положительное |
«Строим кормушку». | отношение к труду; формировать | |
умение заботиться о выполнении | ||
совместного задания вовремя. | ||
4. | Пословицы о труде. | Формировать у детей понятие о |
видах трудовой деятельности , как о | ||
необходимой части жизни человека; | ||
воспитывать уважение к труду. | ||
Декабрь | ||
1. | Беседа «Правила дружной игры». | Расширять представления о |
сходстве и различиях между | ||
мальчиками и девочками; | ||
воспитывать привычку дружно | ||
играть . | ||
2. | «Что такое дружба?» | Формировать у детей понятия |
«друг», «товарищи»; воспитывать | ||
желание у мальчиков защищать | ||
девочек и помогать им. | ||
3. | Дидактическая игра | Создать условия для актуализации |
«Поделись с товарищем». | нравственных норм. Учить детей | |
товарищескому взаимодействию в | ||
игре. | ||
4. | Проблемная ситуация: «Сам | Упражнять детей в выполнении |
игрушкой поиграй и товарищу | знакомых действий | |
отдай». | Чтение рассказа Н. | |
Калининой«Разве так играют» | ||
- Специально созданные ситуации: | ||
• Игрушка одна, а играть с ней хочется всем. • Узнай, почему он сидит один, | ||
не играет? | ||
Январь | Вредные привычки | |
1. | Беседа: «Какие бывают | Формировать у детей |
вредные привычки?» | представления о плохих привычках, | |
воспитывать желание следить за | ||
своим внешним видом. | ||
2. | Беседа: « Важно ни кто ты, а | Учить следить за своим внешним |
какой ты». Просмотр | видом, поведением, помочь | |
мультфильма «Чуня» | понять, что воспитанный человек | |
всегда ведет себя правильно | ||
3. | Сюжетно- ролевая игра «Мы в | Закреплять у детей представление |
животных поиграем» | об инстинктах животных, привычках | |
людей. | ||
4. | Наши поступки. | Воспитывать положительные |
Беседы по итогам просмотра | нравственные чувства; вызвать | |
мультфильмов : Подарок для | эмоциональный отклик на поступки | |
самого слабого, Нехочуха. | мульт. героев | |
Февраль | М ы такие р а з н ы е | |
1. | Беседа «Как вас зовут? | Настроить внимание детей на |
восприятие своего имени и имени | ||
другого ребёнка; учить выражать и | ||
проявлять чувства, дружеские | ||
симпатии. | ||
2. | Игра- беседа «Кто мы?» | Воспитывать интерес к собственной |
личности; развивать восприятие | ||
образа ровесника по внешности и | ||
индивидуальным особенностям. | ||
3. | - Игра – занятие «Так – не так» | (картинки с изображением |
поступков) | ||
- Специально созданные ситуации: | ||
• Сервировка стола • Неубранные игрушки ит. д. | ||
- Чтение рассказа Н. Калининой | ||
«Помощница» | ||
4. | Сюжетно- ролевая игра «Наши | Формировать у детей понятие о |
причёски». Соревнование «Петушки» | такой детали внешнего вида, как | |
причёска. Л.М. Шипицына | ||
«Азбука общения»,с.368. | ||
Воспитывать у мальчиков | ||
такие мужские качества, как сила, | ||
ловкость. | ||
Март | Семья | |
1. | Беседа: «Быть хочу, как папа!» | Вызвать у детей радость и гордость |
за то, что у них есть семья; | ||
формировать понимание того, что в | ||
семье все заботятся друг о друге; | ||
вызвать желание быть похожим на | ||
своих родителей. | ||
2. | «Моя мама». | Воспитывать внимание и уважение к |
своим родным; рассказать, что | ||
любовь мамы-это её забота. | ||
3. | Художественное творчество | Воспитывать в детях желание делать |
«Солнышко для мамы» | приятное близким людям, | |
передавать в рисунке свои | ||
впечатления. | ||
4. | Сюжетно- ролевая игра | Воспитывать в детях чувства |
«День рождения» | семейной сплочённости; любви и | |
чуткого отношения к самым | ||
близким людям. | ||
Апрель | Что такое хорошо и что такое плохо | |
1. | Чтение произведений о | Формировать представление о |
хороших и плохих поступках. | добре и зле (добро всегда | |
побеждает зло); о хороших и плохих | ||
поступках. | ||
2. | Этюд «Капризуля» | Способствовать формированию у |
« Жадина» | детей представления о нормах и | |
правилах поведения и общения друг | ||
с другом. | ||
. | ||
3. | Проблемные ситуации. Ищем | Учить детей находить выход из |
выход | сложившихся ситуаций. Помогать | |
решать проблемы другим детям. | ||
4. | Игра- драматизация «Репка». | Воспитывать у детей чувство |
взаимопомощи; качества личности , | ||
как умение сопереживать и | ||
сочувствовать другим людям | ||
Май | Ч у в с т в а и н а с т р о е н и я | |
1. | Беседа «Как побороть страх?» | Учить детей принимать правильные |
решения в разных жизненных | ||
ситуациях. | ||
2. | Практическаядеятельность | Учить детей договариваться, |
«Коврик мира». | обучать способам контроля своих | |
эмоций. | ||
3. | Игра «Умный кот». | Знакомить детей с чувством совести; |
объяснить, что именно она не даёт | ||
человеку сделать плохие поступки. | ||
4. | Дидактическая игра | Дать детям представление об их |
«Настроение». | собственных эмоциях и эмоциях | |
других людей. | ||
Формировать представление детей |
Диагностическое исследованиие эмоционально- нравственной сферы
Старших дошкольников
Диагностика изучения представлений о нравственных качествах
Метод «Беседа» (Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 5-6 лет
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?
-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной системе.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.
- Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
- Если кто-то надо мной смеется, то я…
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
- Когда меня постоянно перебивают, то я…
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
- Когда в моем присутствии обижают человека, то…
Обработка результатов по 3-х бальной системе
Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика «Сюжетные картинки»
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....
Рабочая программа «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
пушки». Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!...
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ
Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ за 2021-2022 уч.год...
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...
Задачи по патриотическому воспитанию в рабочей программе воспитания
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и...
Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...