Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»
рабочая программа
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале.
Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных.
Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.
Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма.
Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе.
Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕГИОНАЛЬНАЯ БАЗОВАЯ ПЛОЩАДКА
ПО АПРОБАЦИИ И ВНЕДРЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ ДО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Методический семинар
«Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»
Представил:
Старший воспитатель Борщ Е.В.
МАДОУ «Детский сад «Родничок»
п. Тюльган, 26.01.2023 год
«Любование природой есть следствие любви к ней,
а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране…»
К.Г. Паустовский
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале.
Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.
Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.
Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: социально-коммуникативное, познавательно-исследовательское, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Кроме того, природоведческие знания интегрируются:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий)
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
Многие экологические проблемы: экологические связи, полезные и «вредные» животные, пищевые цепочки решаются на муниципальном и региональном уровне. Наши места Тюльганского района богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. Основной фон растительности хребта Малый Накас (Тюльган) составляют широколиственные леса: дуб, липа, осина, клен, вяз и береза. Встречаются в этих лесах и ивы, и ясени, и тополя, и сосны, и лиственницы. В травостое можно найти такие редкие виды, как овсяница лесная, герань Роберта, ясменник душистый, горноколосник колючий, льнянка алтайская, очиток гибридный. В лесах и горах Тюльгана- 46 видов млекопитающих: барсуки, рыси, кабаны, косули, лоси, медведи. . . По приблизительным подсчетам, в массиве гнездится 51 вид птиц и 48 видов встречается на пролете и во время кочевок. В числе прочих обитают здесь краснокнижные беркут, форель, хариус, елец, щиповка, гольян, вьюн.
Построение образовательного процесса по теме «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания» позволяет осуществить решение следующих задач:
- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
- обогатить знания детей о природе малой родины поселка Тюльган Оренбургской области;
- формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе экологического образования предполагает создание системы работы в детском саду. Система работы по данному направлению включает следующие компоненты:
- Профессиональная подготовка педагогов.
- Построение экологически - развивающей среды в детском саду.
- Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).
- Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
- Активное участие родителей как в экологическом так и патриотическом образовании дошкольников.
- Поддержание тесных связей с социумом: школа, лицей, центральная районная библиотека.
В процессе работы по воспитанию позитивного отношения детей к природе родного края разработаны познавательные занятий. Содержание занятий включает различные виды деятельности:
Темы занятия Содержание занятия
«Шумит зеленая листва»
- Рассматривание гербария лиственных и хвойных деревьев, рассматривание шишек.
- Рассказ воспитателя о ценности хвойных деревьев.
- Игра «Угадай дерево» (разрезанные картинки)
- Круги Эйлера на классификацию «Деревья».
- Игра «Откуда упала шишка?»
- Игра «Круги Эйлера» (классификация деревьев на лиственные и хвойные)
- Рассказ о кедре, его пользе. Легенда.
- Чтение стихотворений С Есенина «Береза»;Ф.Тютчева; А.Барто.
- Игра «Польза-вред» ТРИЗ (о деятельности человека)
- Игра «Кто больше» (красивые слова о березе).
«Животный мир Тюльганского района»
- Беседа о животных.
- Игра «Узнай по описанию».
- Игра «Ты покажи, а мы угадаем».
- Легенды о животных.
- Рассказ «Интересное из жизни животных»
- Игра «Чья тень?».
«Лесная аптека»
- Беседа «Лекарственные растения Тюльганского района»
- Рассматривание иллюстраций растений.
- «Хорошо-плохо» ТРИЗ.
- Рассказ о пользе лекарственных растений.
- Чаепитие (чай с малиной, черникой, клубникой).
- Легенды о растениях.
- «Цветет наша малая Родина» (о первоцветах)
- Рассматривание иллюстраций, картинок цветов.
- «Лесная аптека». Целебные свойства первоцветов.
- Рисование «Цветут красивые цветы».
Для формирования позитивного отношения к так называемым «вредным» животным Тюльганского района организуется воспитательно-образовательная деятельность. В результате этой деятельности дети усваивают основное правило экологии: в природе все взаимосвязано, нет «вредных» и полезных животных, каждый из них выполняет свою функцию.
Темы деятельности: «Волк – ты какой на самом деле?», «На что нужны мыши», «Кому страшна лисица», «Даже царевна была лягушкой», «Кто это долбит деревья в лесу?».
В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся познавательные беседы
«Мой край родной – заповедные места». В ходе бесед дети знакомятся с произведениями известных писателей (стихи, рассказы, сказки), легендами и иллюстрациями к легендам художников; с Красной книгой
Произведения известных писателей и поэтов дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и рассказы о животных и птицах доступны и легко запоминаются, отражают характерные признаки поведения животных Тюльганского района Оренбургской области. Большое внимание уделяется ознакомлению дошкольников с русскими народными сказками, особенно сказкам о животных.
Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «Беседы о доброте», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы таких бесед доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т.д.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. Это игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.).
В ходе развлечений в старшем возрасте используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.
Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; родительский всеобуч «Педагогический калейдоскоп»; экскурсии в парк к памятнику воинов - интернационалистов, Обелиску Славы - совместные посещения парка поселка Тюльган и ЦРБиблиотеки.
Совместно с родителями проведены праздники, где учитываются и традиции народов: «Осенние посиделки», «День птиц», «Сохраним лес от пожара», «Гуляют ребятки в Рождественские святки», и др. А также выставки: «Осенние фантазии»; «Зимняя волшебная сказка» «Новогодняя игрушка» (изготовление поделок из бросового материала).
Родители - постоянные активные участники природоохранных акций: «Каждой птице свой дом», «Покормите птиц зимой!», «Наш чистый детский сад», «Цветами улыбается Земля», «Аллея выпускников»; принимают участие вместе с воспитанниками и педагогами в различных конкурсах: муниципальный «Снежный городок Эколят»; «Огород на окне»; «Хранители пернатых»; региональный этап Всероссийского конкурса семейных фотографий «Питомцы в моем городе» в рамках реализации программы «Мы – твои друзья!»; в международном конкурсе-игре по окружающему миру «Светлячок», Сайт: Центр дополнительного образования «Снейл»
Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости и патриотизма за свою малую Родину, воспитанию любви к родным местам, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, формированию патриотических чувств.
Литература.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». – СПб, Детство-пресс», 2004.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг». – М., «Просвещение», 2013.
- Журнал «Дошкольное воспитание»: 1294, 195, 798.
- Корзун А.В., Кишко С.В. «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ-педагогики». – Мозырь, 2003.
- Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей» — Минск, 2012.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., «Просвещение», 2001.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу». – М., «Просвещение», 2003.
- Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?» — М., 2002.
- Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?». – М., 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.
Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность , многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
Наши места Тюльганского района богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. Основной фон растительности хребта Малый Накас (Тюльган) составляют широколиственные леса: дуб, липа, осина, клен, вяз и береза.
Построение образовательного процесса по теме «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания» позволяет осуществить решение следующих задач: *воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине. *обогатить знания детей о природе малой родины поселка Тюльган Оренбургской области. *формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей *формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях *воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Темы занятия «Шумит зеленая листва» Рассматривание гербария лиственных и хвойных деревьев, рассматривание шишек. Рассказ воспитателя о ценности хвойных деревьев. Игра «Угадай дерево» (разрезанные картинки) Круги Эйлера на классификацию «Деревья». Игра «Откуда упала шишка?» Игра «Круги Эйлера» (классификация деревьев на лиственные и хвойные) Рассказ о кедре, его пользе. Легенда. Чтение стихотворений С Есенина «Береза»; Ф.Тютчева; А.Барто . Игра «Польза-вред» ТРИЗ (о деятельности человека). Игра «Кто больше» (красивые слова о березе).
« Животный мир Тюльганского района» Беседа о животных. Игра «Узнай по описанию». Игра «Ты покажи, а мы угадаем». Легенды о животных. Рассказ «Интересное из жизни животных» Игра «Чья тень?». «Лесная аптека» Беседа «Лекарственные растения Тюльганского района» Рассматривание иллюстраций растений. «Хорошо-плохо» ТРИЗ. Рассказ о пользе лекарственных растений. Чаепитие (чай с малиной, черникой, клубникой). Легенды о растениях. «Цветет наша малая Родина» (о первоцветах) Рассматривание иллюстраций, картинок цветов. «Лесная аптека». Целебные свойства первоцветов. Рисование «Цветут красивые цветы»
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель».
« Осенние посиделки», «День птиц», «Сохраним лес от пожара», «Гуляют ребятки в Рождественские святки».
«Каждой птице свой дом», «Покормите птиц зимой!», «Наш чистый детский сад», «Цветами улыбается Земля», «Аллея выпускников»
«Снежный городок Эколят »; «Огород на окне»; «Хранители пернатых»
«Питомцы в моем городе»
Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины. В. А. Сухомлинский
Методический семинар «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Задачи:1. Исследоват...
Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-766761-1485851414.jpg)
План самообразования воспитателя по теме: "Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1284763-1604318618.jpg)
Организация осенней прогулки для детей младшего дошкольного возраста как средство воспитания бережного отношения к природе.
В данной статье рассматривается метод наблюдения в живой и не живой природе, как один из важных направлений в познавательном развитии детей дошкольного возраста....
Воспитание бережного отношения к природе, как образовательный ресурс патриотического воспитания
Воспитание бережного отношения к природе, как образовательный ресурс патриотического воспитания...
Разработка РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ дошкольного образования МКДОУ №8г.Сим и перспективного планирования
представлена Рабочая программа воспитания и перспективное планирование по программе. Программа реализуется в рамках образовательной программы дошкольного образования и адаптированных программах ...
Рабочая программа воспитания дошкольного образования.
Рабочая программа воспитания дошкольного образования....
- Мне нравится (1)