Картотека по развитию речи с дошкольниками. По Духовно- нравственному обучению . По Истокам.
картотека (подготовительная группа)
Картотека по развитию речи с дошкольниками
По Духовно- нравственному обучению
По Истокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevye.doc | 49 КБ |
kartoteka_nravstvennoe.docx | 21.82 КБ |
istoki_.docx | 80.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Звуковая дорожка»
Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.
Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.
Ход: Дети передают кубик, произнося считалку.
«Раз, два, три, четыре, пять
Будешь ты вращать».
Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.
«Насос» - звук [с]
«Жук» - звук [ж]
«Комар» - звук [з]
«Машина» - звук мотора [р]
«Камыши» - звук ветра [ш]
«Коза» - звук [к]
Дидактическая игра «Назови слова»
Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.
Дидактическая игра «Чижик»
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [ч'].
Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу.
Дети:
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко в клетке пел;
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
Появляется кошка. С криком «Мяу! » она ловит «чижиков», а те разбегаются.
Дидактическая игра «Зоопарк»
Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)
Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.
Дидактическая игра «Веселый язычок»
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.
Ход:
В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).
В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .
Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)
А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».
Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.
Дидактическая игра «Какое слово потерялось? »
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Воспитатель читает стихотворение.
«Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко. »
В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку (гладко)
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на (бочок) ит. д.
По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.
Дидактическая игра «Зоопарк»
Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)
Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.
Дид. игра «В кругу с мячом»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.
Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
Дидактическая игра «Сердитый ворон»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.
Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .
В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.
Дидактическая игра «Назови слова со звуком [с'] и [с].»
Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с].
Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с'], цвета.
Дидактическая игра «Самолет»
Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.
Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].
Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.
Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].
«Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами
И опять вернемся к маме. » А. Барто
Дидактическая игра «Слова – загадки»
Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.
Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое.
Дидактическая игра «Маятник»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: В: У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ) .
Дети выполняют упражнение 5-6 раз; после короткого отдыха повторяют его.
Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В: У меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой их будете называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми» (показ на помидор, а вы скажете «дор», получится «помидор».
Слова для работы: па-роход, та-релка. Вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, е-жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком) .
Дидактическая игра «Заводные игрушки»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: (показывая картинки на фланелеграфе)
В: Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово) .
Дидактическая игра «Большие и маленькие комары»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики.
Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д.
В игре используются атрибуты – шапочки, изображающие большого и маленького комара.
Дидактическая игра «Чей домик»
Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Развивать фонематический слух детей.
Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з'], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.
Дидактическая игра с мячом «Назови слова со звуком [з]»
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з'] в словах.
Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [з] или [з'].
Дидактическая игра «Выдели слово»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.
«Хозяйка» - [з]
Не привык трудиться зайка,
Барсуку трудиться лень,
Только белочка-хозяйка
За работой целый день.
Где же зайка? Где же зайка?
Ты поди-ка, разузнай-ка.
Видно зайка стал зазнайка,
Раз забыл тебя, хозяйка. А. Стародубова
«Мыши на крыше» - [ш]
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшины,
Запевают гимн мышиный.
Тише, тише, тише, тише,
Шаг ровней держите, мыши! И. Токмакова
Предварительный просмотр:
Картотека бесед по нравственному воспитанию
Тема №1: Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
Тема №2: «Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Тема №3: «Что такое доброта?»
Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
Тема №4: «Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Тема №5: «Если добрый ты…»
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
Тема №6: «Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Тема №7: «Нечаянно и нарочно»
Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.
Тема №8: «Учимся прощать своих друзей»
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".
Тема №9: « Почему бывают драки?»
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
Тема №10: «Фантазеры и лгунишки»
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
Тема №11: «Давай помиримся»
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №12: « Хороший друг познается в беде»
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
Тема №13: «Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
Тема №14: «Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.
Тема №15: «Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
Тема №16: «Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №17: «Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
Тема №18: «Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
Тема №19: «Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).
Тема №20: «Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего..
Тема №21: «Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
Тема №22: «Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
Тема №23: «Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
Тема №24: «Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №25: «Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
Тема №26: «Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
Тема №27: «Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
Тема №28: «Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Тема №29: «Как одеваться в прохладную погоду?»
Цель: Обобщать и закреплять навыки правильного, последовательного одевания, переодевания. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.
Тема №30: «Мы едем в транспорте»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д. Развивать внимательность, наблюдательность. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, едущих в транспорте.
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание. (Истоки)
1.1 Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей!
Самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание детей
1.3. Методы и приемы работы.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод :
• показа сказок (педагогами, детьми);
• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
• наблюдений;
• экскурсий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр;
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
• организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (изготовление поздравительных открыток.)
• проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
• игровой сеанс.
Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса.
Содержание
1.Пояснительная записка | 4 стр. |
| 5 стр. |
1.2.Ожидаемые результаты. | 6 стр. |
| 7 стр. |
2.1. Перспективное планирование для детей четвертого года жизни. | 9 стр. |
2.2. Перспективное планирование для детей пятого года жизни. | 12 стр. |
2.3.Перспективное планирование для детей шестого года жизни. | 15 стр. |
2.4.Перспективное планирование для детей седьмого года жизни. | 18 стр. |
3.Работа с родителями. | 21 стр. |
4. Работа с педагогами. | 26 стр. |
Заключение. | 27 стр. |
Список использованной литературы. |
|
1. Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
- в младшей подгруппе (3-4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
в средней подгруппе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- в старшей подгруппе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;
- в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации.
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.
Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).
1.2. Цель и задачи
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
1.4. Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы являются:
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
- Календарно - тематическое планирование.
Возраст | Темы разделов | Кол-во занятий | Планируемая дата проведения | Примечания | ||||
Четвертый год жизни. | «Любимое имя» | 1 | Сентябрь | Первая пятница месяца | ||||
«Доброе слово» | 1 | Октябрь | ||||||
«Ласковая песня» | 1 | Ноябрь | ||||||
«Праздничная песня» | 1 | Декабрь | ||||||
«Любимый образ» | 1 | Январь | ||||||
«Образ света» | 1 | Февраль | ||||||
«Добрый мир» | 1 | Март | ||||||
«Добрая книга» | 1 | Апрель | ||||||
«Любимая книга» | 1 | Май | ||||||
Всего: | 9 | |||||||
Пятый год жизни | «Дружная семья» | 1 | Сентябрь | Вторая пятница месяца | ||||
«Домашнее тепло» | 1 | Октябрь | ||||||
«Дорога добра» | 1 | Ноябрь | ||||||
«Сказочный лес» | 1 | Декабрь | ||||||
«Добрая забота» | 1 | Январь | ||||||
«Труд земной» | 1 | Февраль | ||||||
«Любимая сказка» | 1 | Март | ||||||
«Благодарное слово» | 1 | Апрель | ||||||
«Светлый праздник» | 1 | Май | ||||||
Всего: | 9 | |||||||
Шестой год жизни | «Верность родной земле» | 1 | Сентябрь | Третья пятница месяца | ||||
«Светлая вера» | 1 | Октябрь | ||||||
«Радость послушания» | 1 | Ноябрь | ||||||
«Светлая надежда» | 1 | Декабрь | ||||||
«Доброе согласие» | 1 | Январь | ||||||
«Добрые друзья» | 1 | Февраль | ||||||
«Добрые дела» | 1 | Март | ||||||
«Мудрое слово» | 1 | Апрель | ||||||
«Мудрые люди» | 1 | Май | ||||||
Всего: | 9 | |||||||
Седьмой год жизни | «Сказочное слово» | 1 | Сентябрь | Четвертая пятница месяца | ||||
«Напутственное слово» | 1 | Октябрь | ||||||
«Жизненный путь» | 1 | Ноябрь | ||||||
«Светлый образ» | 1 | Декабрь | ||||||
«Великий чудотворный образ» | 1 | Январь | ||||||
«Мастера и рукодельницы» | 1 | Февраль | ||||||
«Старание и терпение» | 1 | Март | ||||||
«Семейные традиции» | 1 | Апрель | ||||||
«Книга - праздник души» | 1 | Май | ||||||
Всего: | 9 | |||||||
Всего занятий во всех подгруппах | 36 |
2.1 Перспективное планирование для детей четвертого года жизни
Месяц | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Любимое имя» | 1.«Зайка, зайка попляши, свое имя назови» Игровое упражнение «Назови свое имя». Беседа на тему «Мое имя» 2.«Ласковое имя» Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?» Игра «Это мое имя» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». 2.Мотивация на совместную деятельность ребенка и воспитателя. 3.Развитие чувства само--ценности у ребенка. |
Октябрь | «Доброе слово» | 1.«Чудесный сундучок» Работа в круге. Беседа о добром отношении друг с другом. Чтение рассказа «Как кактус свое получил» 2 «Здравствуй, Катя!» Сюжетно- дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя». Ресурсный круг «Доброе слово». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Слово». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. |
Ноябрь | «Ласковая песня» | 1.«Спи моя радость усни» Разговор с детьми в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать». 2. «Ласковая песенка» Ресурсный круг «Колыбельная песня». Разучивание песни «Спи моя радость усни» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Песня». 2.Развитие умения слушать друг друга |
Декабрь | «Праздничная песня» | 1.«В лесу родилась елочка» Оформление страницы альбома: аппликация «Мы любим нашу елочку» (продуктивная деятельность детей.)
Ресурсный круг «Новогодняя елочка». Рисование новогодней елки | 1.Дальнейшее наполнение категории «Песня». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей друг с другом. 3.Развитие функции произвольности и умения управлять своими действиями у детей. |
Январь | «Любимый образ» | 1.«Моя мама». Ресурсный круг «Мамочка моя». Чтение рассказа «Сон о мамах» 2.«Любимый образ» Оформление страницы альбома: рисунок «Солнышко для мамы». 4.Игра «Поможем маме» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Образ». 2.Формирование способности понимать чувства других людей. 3.Развитие умения проявлять доброе отношение к людям. |
Февраль | «Образ света» | 1.«Чтобы солнышко светило, радость детям приносило» Разговор в круге о солнышке. Чтение рассказа «Для чего солнцу равновесие», «Как солнце за полдня плохим стало» 2 «Озорное солнышко» Игра «Солнышко и дождик». Ресурсный круг «Позови солнышко» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Март | «Добрый мир» | 1 «Пришла весна, открывай ворота» Разговор в круге на тему: «Добрый мир». чтение «Почему все люди братьями зовутся» 2 «Нет милей дружка, чем родная матушка» Ресурсный круг «Добрый мир» 3.Игра «Наседка и цыплята» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие мотивации на общение друг с другом. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Апрель | «Добрая книга» | 1.«Репка» Работа в круге: рассматривание детьми книги «Репка». Ресурсный круг «Добрая книга». 2.«Дедушкины помощники» Оформление страницы альбома «Добрая книга»: раскрашивание иллюстрации к сказке «Репка». Игра –драматизация «Репка» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Книга». 2.Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. 3.Развитие умения слышать друг друга. |
Май | «Любимая книга» | 1. «Книга- лучший друг» Совместное чтение книг. Ресурсный круг «Моя любимая книга».
Игра-викторина «Угадай название» | 1.Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга». 2.Развитие взаимодействия детей и воспитателя. 3.Создание позитивного настроя на общение в группе. |
2.2 Перспективное планирование для детей пятого года жизни.
Месяц | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Дружная семья» | 1. «Домашнее тепло» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Дружная семья». 2. «Мама, папа, я- дружная семья» Работа в паре «Дружная семья». 3.Настольно-печатнаная игра «Семейная прогулка» (с участием взрослых). | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Семья». 2.Формирование у детей отношения к семье. 3.Формирование у детей способности договари-ваться, приходить к единому мнению. |
Октябрь | «Домашнее тепло» | 1. «Семеро по лавкам» Чтение рассказа Л. Нечаева Игра –драматизация по рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам».
Ресурсный круг «Домашнее тепло». Оформление страницы альбома: раскрашивание иллюстрации к рассказу «Семеро по лавкам». | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3. Развитие умения слушать друг друга. |
Ноябрь | «Дорога добра» | 1.«По дороге с облаками» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги». 2. «Вместе весело шагать…» Игра-лабиринт «Дороги добра». Работа в паре «Дороги добра». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Родные просторы». 2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Сказочный лес» | 1. «Снегурушка и лиса». Работа в круге, рассказывание сказки 2. «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный лес». Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и лиса». | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Январь | «Добрая забота» | 1. «Плачет киска в коридоре, у нее большое горе…» Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных?» Работа в паре «Добрая забота». 2.«Вышла курочка гулять Оформление страницы альбома: рисунок «Накорми цыплят». Игровое инсценирование песни «Вышла курочка гулять» | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. |
Февраль | «Труд земной» | 1. «Труд землян» Работа в круге: чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе?». Воспитатель читает рассказ, дети находят иллюстрации. 2. «Чему доброму научили вас взрослые?» Ресурсный круг. | 1.Дальнейше наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду. 3. Развитие мотивации детей на трудовую деятельность. |
Март | «Любимая сказка» | 1.Викторина «Угадай сказку». 2. «Моя любимая сказка» Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из сказки». Ресурсный круг «Моя любимая сказка». Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2.Воспитание у детей интереса и любви к сказке. 3.Развитие умения работать в паре. |
Апрель | «Благодарное слово» | «Волшебное слово» Разговор в круге о любимой игрушке. Ресурсный круг «Благодарное слово». «Когда говорят спасибо? » Оформление страницы альбома: рисунок на тему «Сегодня мне подарили…». Игры с подаренными игрушками. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. |
Май | «Светлый праздник» | 1.«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей. Ресурсный круг «Доброе слово березке». 2.Белая береза. Оформление страницы альбома «Украсим березку» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
2.3 Перспективное планирование для детей шестого года жизни.
Месяц | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Верность родной земле» | 1.«Русские богатыри» Работа в круге: разговор с детьми по прочитанным произведениям, рассматривание картин и иллюстраций. Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам земли Русской?» 2. «Друг за дружку держаться ничего не боятся» Оформление страницы альбома: задание «Раскрась богатыря». Режиссерская игра «Мы- защитники». | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3.Развитие мотивации на общение в группе. 4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Октябрь | «Светлая вера» | 1. «Вера маленького мальчика». Беседа с детьми по содержанию рассказа 2.«Святая вера». Работа в паре Чтение рассказа «Верный» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Ноябрь | «Радость послушания» | 1. «Не послушный братец» Работа в круге: беседа с детьми по содержанию сказки «Гуси-лебеди». Ресурсный круг «Радость послушания» 2. «Мы послушные ребята…» Работа в микро группах: совместное обсуждение и принятие детьми правил жизни в группе детского сада. Оформление страницы альбома «Правила жизни в нашей группе» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Надежда». 2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3.Развитие адекватной самооценки. |
Декабрь | «Светлая надежда» | 1. «Рождество» Рассказ о празднике Рождества. Чтение «Предания о первой Рождественской елке», авт. Е. Ивановская. Игровое упражнение «Рождественская елочка». 2. «Рождественское чудо» Ресурсный круг. Оформление страницы альбома: рисунок «Рождественское чудо». | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Надежда». 2.Развитие умения слушать друг друга. 3.Развитие целостного восприятия. |
Январь | «Доброе согласие» | 1. «что такое согласие?» Работа в круге: разговор детьми о согласии (беседа по сказкам). 2.«Построим дом». Работа в паре Строительная игра «Наш дом» (в паре) с переходом в сюжетно-ролевую или режиссерскую игру. | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Надежда» 2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3.Развитие мотивации к сотрудничеству. |
Февраль | «Добрые друзья» | 1. «Крепкая дружба» Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях. Чтение рассказа «История о короткой дружбе» 2. «Настоящий друг» Работа в паре «Кто настоящий друг?» Сюжетно-ролевая игра «День рождения друга» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. |
Март | «Добрые дела» | 1. «Добрые дела». Работа в круге: разговор о том, почему важно совершать добрые дела. 2. «Всегда найдется дело для умелых рук». Игра-инсценировка | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь». 2.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 3.Формирование мотивации на совершение добрых поступков. |
Апрель | «Мудрое слово» | 1. «А за ним такая гладь –ни морщинки не видать» Работа в круге: разговор о мудрости и мудрых людях (на основе прочитанных сказок, знакомых пословиц и поговорок). 2. «Кого можно назвать мудрым?» Ресурсный круг Речевая игра «Доскажи словечко». Оформление страницы альбома «Мудрое слово»: воспитатель записывает пословицу или поговорку. | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Мудрость». 2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3.Формирование потребности в социальном соответствии. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Май | «Мудрые люди» | 1. «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» Работа в круге (беседа) 2. «Мудрость рядом с нами». Ресурсный круг Оформление страницы альбома «Мудрый наказ» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость». 2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к бабушкам и дедушкам. 3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких). |
2.4 Перспективное планирование для детей седьмого года жизни.
Месяц | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Сказочное слово» | 1. «Путешествие по сказкам». Викторина. 2. «Сказка - правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова». 2.Развитие самоутверждения в ходе общения в паре. 3.Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. |
Октябрь | «Напутственное слово» | 1. «Путешествие». Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие» Сюжетно - ролевая игра «Путешествие». 2. «Напутственное слово». Работа в паре | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие умения общаться в паре. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Ноябрь | «Жизненный путь» | 1. «Моя бабушка была…» Работа в микро группах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь». Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. 2. « Кем я хочу стать» Оформление страницы альбома. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Светлый образ» | 1. Сергий Радонежский Работа в круге: разговор воспитателя с детьми о преподобном . Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского». 2.«Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского. Оформление страницы альбома: рисунок | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции образа». 2.Создание позитивного настроя на общение в группе. 3.Формирование ресурса успеха. |
Январь | «Великий чудотворный образ» | 1- 2 «Великий чудотворный Образ» Работа в круге: продолжение разговора с детьми о преподобном Сергии Радонежском, рассматривание детских рисунков. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа». 2.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Февраль | «Мастера и рукодельницы» | 1. «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Игровая деятельность детей. Работа в круге: беседа с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами. 4. «Русские узоры» Оформление страницы альбома (на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье) | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Воспитатние уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3.Развитие умения договариваться, приходить к согласию. |
Март | «Старание и терпение» | 1. «Терпение и труд - все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении. Работа в паре: «Старание и терпение». 2. Мастерская «Самоделкина»: продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3.Развитие единого контекста в группе. |
Апрель | «Семейные традиции» | 1. «Традиции нашей семьи» Работа в круге: разговор о семейных традициях. 2. «Семейные традиции» Оформление страницы альбома. | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3.Развитие единого контекста в группе. |
Май | «Книга - праздник души» | 1. «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги). 2. «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки. | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Подготовка детей к созданию «Моей первой книги». |
3.Работа с родителями.
Возраст 3-4 года
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Любимое имя | Занятие №1 План 1. 1. Информация о целях и содержании воспитательной программы. 2. 2. Отечественные традиции имя наречения. Выступление воспитателя. 2. 3. Ресурсный круг «Имя моего ребенка» Литература:
3. Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4 касса общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 (с. 37-40). |
2 | Доброе слово | Занятие №2 План 1. Слово – главный инструмент воспитания в дошкольном возрасте. Выступление воспитателя. 2. Чтение текста «Семья и слово» 3. Работа в паре «Родительское слово» Литература: 1. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996 г.
|
3 | Ласковая песня | Родительское собрание на тему «Педагогическая мастерская Тема: Воспитание милосердия» |
4 | Праздничная песня | Консультация «Роль песни в воспитании ребенка» |
5 | Любимый образ | Занятие №3 План
3. Ресурсный круг «За что я благодарен маме?» Литература:
|
6 | Образ света | Консультация «Значение духовно-нравственного воспитания» |
7 | Святой образ | Анкета для родителей «Воспитание милосердия» |
8 | Добрая книга | Письменное размышление родителей на тему «Помогают ли испытания страдания быть милосердным к другим»(изготовление книги из изложений) |
9 | Любимая книга | Игровой сеанс «Любимая книга» |
Возраст 4-5 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Дружная семья | Занятие №1 План
3. Ресурсный круг «Дружная семья» Литература: Белов В.И. «Лад», ч. 1, Мир семьи. Подворье (любое издание). |
2 | Домашнее тепло | Семейный конкурс «Моя семья» |
3 | Дорога добра | Анкета «Основы нравственности» |
4 | Сказочный лес | Занятие №2 План 1. Об авторитете. Выступление воспитателя. 2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском авторитете» 3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный» Литература: Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. - М.: Педагогика, 1984 г. – т.4., с. 65-72 |
5 | Добрая забота | Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны» |
6 | Праведный труд | Занятие №3 План 1. О значении труда в жизни человека. Выступление воспитателя. 2.Чтение родителями ст. К.Д. Ушинского 3. Ресурсный круг «Почему важно приучать ребенка к труду?» Литература: Ушинский К.Д. Труд в его воспитательном значении. Педагогические сочинения в 6 т.: Педагогика, 1988.- т ., с. |
7 | Любимая сказка | Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку |
8 | Благодарное слово | Рекомендации для родителей «Развитие положительных эмоций детей по средствам благодарного слова» |
9 | Светлый праздник | Занятие № 4. План 1. Работа в группе «Стратегии развития семьи» 2. Ресурсный круг для родителей по итогам года «Что было наиболее значимым для вас в ходе реализации воспитательной программы?» |
Возраст 5-6 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Верность родной земле | Занятие №1. План 1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя. 2.Чтение текста «Верность» 3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?» Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18. |
2 | Святая вера | Рисунок родителей и детей «Храм» |
3 | Радость послушания | Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» Впечатления о послушании. |
4 | Светлая надежда | Занятие №2 План 1. Надежда. Выступление воспитателя.
Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41. |
5 | Доброе согласие | Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?» |
6 | Добрые друзья | Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе» |
7 | Добрые дела | Занятие №3 План
Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84 |
8 | Мудрое слово | Консультация «Во что играли наши бабушки» |
9 | Мудрые люди | Занятие №4 План 1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя. 2..Работа в четверке «Истоки победителя» 3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год» |
Возраст 6-7 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Сказочное слово | Занятие №1 План 1. Информация для родителей о целях и содержании воспитательной программы на предстоящий год 2. Работа в четверке «Жизненный круг» (по В. Белову) |
2 | Путь-дорога | Беседа «Дорога в детский сад» |
3 | Жизненный путь | Занятие № 2 План 1 Вступительное слово воспитателя. 2. Чтение текста «Честь» 3.Работа в четверке «Честь» Литература Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. |
4 | Светлый образ | Совместный рисунок «Икона» |
5 | Великий чудотворный образ | Оформление воспитателя и родителей папки «Великий чудотворный образ» |
6 | Старание и терпение | Занятие №3 План 1.Традиции праздника. Выступление воспитателя. Литература: 1.Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. 2. Работа по методу номинальной группы «Как провести праздник, посвященный выпуску детей из ДОУ?» |
7 | Мастера и рукодельницы | Консультация «Особенности русского национального характера» |
8 | Семейные традиции | Занятие №4 План
Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 г., с. 53-70 |
9 | Книга – праздник души | Ресурсный круг «Я знаю много добрых книг…» |
4. Работа с педагогами
Для повышения компетентности педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и внедрения в работу нетрадиционных форм взаимодействия с родителями был составлен план работы по духовно-нравственному воспитанию детей с педагогами МБОУ « Ватинская ОСШ».
Работа с педагогами проводиться 1 раз в квартал.
№ | Работа | Задачи |
1 | Слайд -презентация «Духовно нравственное воспитание в детском саду» | Заложить основы по духовно-нравственному воспитанию с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с детьми и родителями. |
2 | Показательное занятие «Доброе слово» | Познакомить воспитателей с методами работы по духовно нравственному воспитанию Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. |
3 | Мастер- класс «Рождественская игрушка» | Познакомить воспитателей с традициями праздника Рождество. Приобщение к нетрадиционной техники выполнения праздничного подарка- игрушки. |
4 | Тестирование «Значение духовно- нравственного воспитания в детском саду» | Выявление усвоения духовно нравственных основ при воспитании детей в детском саду. |
Заключение
Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.
Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
ЛИТЕРАТУРА
- Бандяк О.А., Синицина В.Н., Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы. – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ, 2001.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
- Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., - М.: Просвещение, 1979.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
- Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1999.
- Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. - Т. 2. – М.: ТШБ, 2002
- Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 классы) – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ. 2001.
- Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. - Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Просвещение, 1983.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
- Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 - № 3.
- Михайленко Н.Я., Поддъячева М.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.: Просвещение, 1987.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. – М.: Просвещение, 1987.
- Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М., 1977.
- Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
- Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание - 2003 - № 10 (начало).
- Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание - 2004 - № 3 (окончание).
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического воспитания детей. – М.: Педагогика, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Духовно нравственное обучение дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы, одним из основополагающих ...
Консультация по теме: «Роль художественной литературы в развитии речи детей и воспитания духовно – нравственных ценностей»
Художественная литература играет ключевую роль в становлении речи ребёнка и наполнения его словарного запаса. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаи...
Управленческий проект по развитию профессионального мастерства педагогов в ДОУ. "Мир добра" Развитие личностного потенциала дошкольников через духовно-нравственное воспитание.
Управленческий проект по развитию профессионального мастерства педагогов в ДОУ. "Мир добра" Развитие личностного потенциала дошкольников через духовно-нравственное воспитание....
Картотека по развитию речи с дошкольниками
Картотека по развитию речи с дошкольникамиПо Духовно- нравственному обучениюПо Истокам...
Карта НОД. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" реализация программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в младшей группе (3 – 4 года) Тема: «Путешествие в сказку" с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Цель:закрепление знаний детей о русской народной сказке, приобщение к художественной литературе и произведениям русского народа. Задачи:Образовательные: Учить, правильно, называть произведен...
Картотека для развития речи старших дошкольников
Цели: расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.Оборудование: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается наб...