Духовно нравственное обучение дошкольников
консультация на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы, одним из основополагающих принципов которой является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
ФГОС направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности ребенка. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей.
Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, именно тогда закладываются основы готовности и способности к духовному развитию, к формированию морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях.
Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Организация работы по духовно-нравственному образованию воспитанников ДОО охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) и направлена на достижение следующих задач:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- овладение подвижными играми с правилами;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Для обеспечения духовно-нравственного и патриотического развития детей в ДОО созданы следующие условия:
а) организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды:
- мини библиотека которая оснащена литературой для детей (рассказы стихотворения, сказки, басни), а также портретами поэтов и писателей, иллюстрациями к произведениям. В мини – библиотеке выставлен кукольный театр со сказочными героями.
- Литературная полянка – центр, где представлена литература для родителей («8 июля», «Космос», «Пасха», «Осень», «Театр», «Зимняя красавица», «Кукольный театр»).
- Медиатека, в которой собраны аудио и видеоматериалы: сказки, детские песни, музыка, а также авторские мультимедийные разработки на разные тематики («Дорога добра», «Города герои», «Наши мамы», «Наши папы», «Русские народные сказки», «Народные песни»).
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД и самостоятельной деятельности воспитанников (картины, иллюстрации, альбомы, плакаты, открытки, карточки).
- настольно – печатные игры («Мой дом», «Российская геральдика», «Животные нашего края», «Профессии», «Птицы»).
-мини – музей, в котором экспозиции меняются в зависимости от тематических недель и праздников.
б) использование наиболее интересных и результативных форм и методов работы с детьми:
- Экскурсия по детскому саду «Дом нашего детства» с целью формирования у воспитанников интереса к детскому саду, его истории и обычаях.
- Тематические недели «Варламово – моя малая Родина», «Славный город Сызрань», «Россия моя Страна».
- Утренники и развлечения с использованием народных песен, сказок потешек, игр. «Осенины», «Новогодние приключение», «Зимние забавы» «Масленица».
- Творческие мастерские «Народные умельцы», «Мастера – художники»
- Мини проекты «Моя малая Родина», «День победы», «День любви семьи и верности».
в) Работа с родителями воспитанников.
Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьей. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями воспитанников строится с использованием разнообразных, нетрадиционных форм работы:
- Круглый стол - «Нравственно – патриотическое воспитание детей» на котором обсуждалась роль нравственно-патриотического и духовно - нравственного воспитания дошкольников.
-Педагогическая гостинная «Духовное воспитание - это прививка против зла», «Азбука мудрости», «Воспитание гуманных чувств детей» для формирования у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата духовного воспитания у детей.
-Тематические вечера «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», «Уроки доброты», помогли объединить усилия семьи, детского сада в духовно- нравственном воспитании дошкольников.
-Организация «уголков для родителей» где размещен практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
-Оформление витрин (фотомонтажей, мини-музеев); в свободном доступе для родителей цифровая фоторамка, на которой родители видят фотографии своих детей во время свободной и образовательной деятельности.
В качестве средства формирования духовно-нравственных ценностей воспитанников было решено использовать культурные практики. Под культурными практиками понимаются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды его самостоятельной и совместной деятельности, поведения и опыта. Это обычные для ребенка способы и формы самоопределения и самореализации. В качестве основной единицы воспитательной работы мы использовали культурные события, организованные и проведённые в совместной деятельности детей и взрослых. Результатом такого сотрудничества взрослых и детей стали мини-проекты:
- «Моя малая Родина», участвуя в котором дети проявляли интерес об историческом прошлом и настоящем своего поселка на материале легенд, приданий, экспонатов музеев, литературе. Познакомились с трудом жителей поселка. Для реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
- Фотовыставка «Самое красивое место нашего поселка»;
- Экскурсия по детскому саду: «Наш сад»
- Составление рассказов: «Природа нашего поселка», «Город бедующего».
- Игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека».
- Загадки на тему: «О природе родного края», «Родной город», «Детский сад».
- Образовательная деятельность «Любимый край».
Мною разработан и проведен комплекс мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне:
- праздничное мероприятие «День Победы», на котором прозвучали стихи и песни, разученные с детьми, проведены «Минута молчания» и «Возложение цветов к Вечному огню»;
- мультимедийная презентация о Городах-Героях, памятниках и обелисках;
- мини-музей «Эхо войны», состоящий из предметов солдатского быта (фотографии и письма с фронта, ордена, медали, солдатская форма, саперная лопатка, фляжка, полевая сумка и др.);
- стенгазета «Родина-Мать зовет!» с фотографиями и документальными материалами военной хроники;
- выставка творческих работ воспитанников «Дети рисуют мир»;
- фотосессия в празднично-украшенном зале с музейными экспонатами.
Так, в рамках проекта «Наша дружная семья», посвященного всероссийскому Дню семьи, любви и верности, с целью формирования у воспитанников старшей группы представлений о семье, ее роли в жизни человека, закрепления у детей представлений о родственных связях, мною был проведен цикл мероприятий:
- с удовольствием воспитанники приняли участие в конкурсе детских рисунков «Моя мама»;
- на игровой площадке «Давайте поиграем!» весело и живо прошли игры «Я люблю», «Как моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся»;
- в «Читальном зале» воспитанники с интересом слушали сказки о семье («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»), рассматривали иллюстрации к ним, беседовали о персонажах и событиях в сказках.
- совместно с родителями воспитанников была оформлена красочная фотовыставка «Моя семья», с помощью которой дети и их родители смогли в творческой форме рассказать о своей семье, семейных праздниках и традициях.
Показателем эффективности работы по духовно нравственному образованию воспитанников ДОО является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustina.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы, одним из основополагающих принципов которой является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
ФГОС направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности ребенка. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей.
Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, именно тогда закладываются основы готовности и способности к духовному развитию, к формированию морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях.
Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Организация работы по духовно-нравственному образованию воспитанников ДОО охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) и направлена на достижение следующих задач:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- овладение подвижными играми с правилами;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Для обеспечения духовно-нравственного и патриотического развития детей в ДОО созданы следующие условия:
а) организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды:
- мини библиотека которая оснащена литературой для детей (рассказы стихотворения, сказки, басни), а также портретами поэтов и писателей, иллюстрациями к произведениям. В мини – библиотеке выставлен кукольный театр со сказочными героями.
- Литературная полянка – центр, где представлена литература для родителей («8 июля», «Космос», «Пасха», «Осень», «Театр», «Зимняя красавица», «Кукольный театр»).
- Медиатека, в которой собраны аудио и видеоматериалы: сказки, детские песни, музыка, а также авторские мультимедийные разработки на разные тематики («Дорога добра», «Города герои», «Наши мамы», «Наши папы», «Русские народные сказки», «Народные песни»).
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД и самостоятельной деятельности воспитанников (картины, иллюстрации, альбомы, плакаты, открытки, карточки).
- настольно – печатные игры («Мой дом», «Российская геральдика», «Животные нашего края», «Профессии», «Птицы»).
-мини – музей, в котором экспозиции меняются в зависимости от тематических недель и праздников.
б) использование наиболее интересных и результативных форм и методов работы с детьми:
- Экскурсия по детскому саду «Дом нашего детства» с целью формирования у воспитанников интереса к детскому саду, его истории и обычаях.
- Тематические недели «Варламово – моя малая Родина», «Славный город Сызрань», «Россия моя Страна».
- Утренники и развлечения с использованием народных песен, сказок потешек, игр. «Осенины», «Новогодние приключение», «Зимние забавы» «Масленица».
- Творческие мастерские «Народные умельцы», «Мастера – художники»
- Мини проекты «Моя малая Родина», «День победы», «День любви семьи и верности».
в) Работа с родителями воспитанников.
Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьей. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями воспитанников строится с использованием разнообразных, нетрадиционных форм работы:
- Круглый стол - «Нравственно – патриотическое воспитание детей» на котором обсуждалась роль нравственно-патриотического и духовно - нравственного воспитания дошкольников.
-Педагогическая гостинная «Духовное воспитание - это прививка против зла», «Азбука мудрости», «Воспитание гуманных чувств детей» для формирования у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата духовного воспитания у детей.
-Тематические вечера «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», «Уроки доброты», помогли объединить усилия семьи, детского сада в духовно- нравственном воспитании дошкольников.
-Организация «уголков для родителей» где размещен практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
-Оформление витрин (фотомонтажей, мини-музеев); в свободном доступе для родителей цифровая фоторамка, на которой родители видят фотографии своих детей во время свободной и образовательной деятельности.
В качестве средства формирования духовно-нравственных ценностей воспитанников было решено использовать культурные практики. Под культурными практиками понимаются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды его самостоятельной и совместной деятельности, поведения и опыта. Это обычные для ребенка способы и формы самоопределения и самореализации. В качестве основной единицы воспитательной работы мы использовали культурные события, организованные и проведённые в совместной деятельности детей и взрослых. Результатом такого сотрудничества взрослых и детей стали мини-проекты:
- «Моя малая Родина», участвуя в котором дети проявляли интерес об историческом прошлом и настоящем своего поселка на материале легенд, приданий, экспонатов музеев, литературе. Познакомились с трудом жителей поселка. Для реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
- Фотовыставка «Самое красивое место нашего поселка»;
- Экскурсия по детскому саду: «Наш сад»
- Составление рассказов: «Природа нашего поселка», «Город бедующего».
- Игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека».
- Загадки на тему: «О природе родного края», «Родной город», «Детский сад».
- Образовательная деятельность «Любимый край».
Мною разработан и проведен комплекс мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне:
- праздничное мероприятие «День Победы», на котором прозвучали стихи и песни, разученные с детьми, проведены «Минута молчания» и «Возложение цветов к Вечному огню»;
- мультимедийная презентация о Городах-Героях, памятниках и обелисках;
- мини-музей «Эхо войны», состоящий из предметов солдатского быта (фотографии и письма с фронта, ордена, медали, солдатская форма, саперная лопатка, фляжка, полевая сумка и др.);
- стенгазета «Родина-Мать зовет!» с фотографиями и документальными материалами военной хроники;
- выставка творческих работ воспитанников «Дети рисуют мир»;
- фотосессия в празднично-украшенном зале с музейными экспонатами.
Так, в рамках проекта «Наша дружная семья», посвященного всероссийскому Дню семьи, любви и верности, с целью формирования у воспитанников старшей группы представлений о семье, ее роли в жизни человека, закрепления у детей представлений о родственных связях, мною был проведен цикл мероприятий:
- с удовольствием воспитанники приняли участие в конкурсе детских рисунков «Моя мама»;
- на игровой площадке «Давайте поиграем!» весело и живо прошли игры «Я люблю», «Как моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся»;
- в «Читальном зале» воспитанники с интересом слушали сказки о семье («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»), рассматривали иллюстрации к ним, беседовали о персонажах и событиях в сказках.
- совместно с родителями воспитанников была оформлена красочная фотовыставка «Моя семья», с помощью которой дети и их родители смогли в творческой форме рассказать о своей семье, семейных праздниках и традициях.
Показателем эффективности работы по духовно нравственному образованию воспитанников ДОО является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по дистанционному обучению педагогов на тему: "Духовно – нравственное воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное воспитание – представляет собой процесс организованного, целенаправленного воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка. Его показателями могут быть: сфо...
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Материал по дистанционному обучению педагогов на тему: "Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
Пример того, как с пользой можно прочесть сказку....
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Картотека по развитию речи с дошкольниками. По Духовно- нравственному обучению . По Истокам.
Картотека по развитию речи с дошкольникамиПо Духовно- нравственному обучениюПо Истокам...