Проект группы общеразвивающей направленности для детей от 2-3 лет «Ягодки» по теме: «Чудеса на фартуке».
методическая разработка (младшая группа)
Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.
Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Взаимосвязь образовательных областей позволяет углубить и расширить представления детей к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру, повысить речевую активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Буратино»
Проект
группы общеразвивающей направленности
для детей от 2-3 лет «Ягодки»
по теме: «Чудеса на фартуке».
Составили воспитатели:
Васильева В.А., Козлова Л.Л.
г. Мегион
Тема: «Чудеса на фартуке».
Тип проекта: ролево-игровой Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели.
Проблема: недостаточно развитая речь детей младшей группы.
Продолжительность: Средней продолжительности
Творческий продукт: дидактический фартук, дидактические игры
Срок реализации: 2 месяца
Введение.
В дошкольном учреждении малые фольклорные жанры являются важной задачей всей воспитательной работы как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.
Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Взаимосвязь образовательных областей позволяет углубить и расширить представления детей к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру, повысить речевую активность детей.
Приобретаемые в этих условиях знания, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.
Актуальность проекта.
Младший возраст – это самый благоприятный период для психического и физического развития ребенка. Именно он отмечен ненасытным любопытством детей, что позволяет приобрести большую часть информации об окружающем, формировать интеллект, его безграничные потенциальные способности.
В этом возрасте при соответствующих условиях развиваются различные способности: совершенствуются движения, речь, происходят значительные изменения в мышлении, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.
Так как игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника, то она является лучшим средством для обогащения словаря. Игра также незаменима как средство воспитания памяти,
наблюдательности, сообразительности. Через игру малыш легко усваивает даже сложные действия и понятия. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.
Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
Для этого наряду с традиционными играми, мы стали использовать дидактический фартук, суть которого заключается в том, что у воспитателя, одетого в фартук всегда при себе имеется какая – либо дидактическая игра, игрушка или герой сказки.
Пособие «Чудеса на фартуке» — это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов.
Одним из средств формирования связной речи, как составной речевой деятельности, является использование различных плоскостных изображений: иллюстраций, дидактических картин. Широко используются плоскостные изображения и в пособие «Чудеса на фартуке».
В процессе «фартуковой» деятельности педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре.
Использование наглядных средств: изображений, игрушек, картинок сопровождается словами, репликами, позволяет детям обогащать речь. Ребенок, слушая образную речь, воспринимает движения в полном соответствии с озвучиваемым текстом, воспроизводит небольшие отрывки из услышанной сказки или стихотворения.
Почему именно речь выступила на первый план?
Проанализировав речевое состояние группы в целом, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем: речь односложная состоящая лишь из отдельных слов, многие неспособны построить простых предложений. Бедная диалогическая речь, а зачастую ее отсутствие, неспособность сформулировать вопрос, построить и дать ответ затрудняет общение между ребенком и «чужим» взрослым, сверстниками. В связи с этим развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Проект представляет собой цикл речевых игр, проводимых с детьми два раза в неделю. Игры повторяются и чередуются исходя из целей и задач, стоящих перед педагогом на данный период.
Цель: формировать и совершенствовать речь детей через вовлечение их в дидактическое пособие «Чудеса на фартуке».
Задачи:
- Образовательные:
- Обогащать и активизировать словарный запас, формировать умение общаться с окружающими людьми;
- Развивать артикуляционный аппарат, умение усваивать разнообразные интонации, произносить звуки и звукоподражания разной силой голоса (громко – тихо);
- Знакомить с родной речью на материале разных жанров фольклора и произведений детской художественной литературы с помощью атрибутов, прилагаемых к дидактическому пособию «Чудеса на фартуке».
- Развивающие:
- Развивать связную речь;
- Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение);
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь и интерес к литературным произведениям.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
- будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
- воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
для педагогов:
- повышение теоретического уровня по теме проекта;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
- самореализация;
- обобщение и распространение опыта.
для родителей:
- сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей;
- повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей;
- сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
Методы работы:
Наглядный:
- просмотр театрализованной деятельности; демонстрация на фартуке плоскостных изображений;
- показ воспитателем способов действий.
Словесный:
- слушание стихов, сказок, потешек;
-прослушивание музыкальных произведений.
Практический:
- разыгрывание сказок и инсценировок;
- дидактические игры;
-обследование предметов:
-пальчиковая гимнастика;
-артикуляционная гимнастика.
В результате реализации проекта:
Педагоги: происходит овладение опытом организации образовательно – игровой деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;
Дети:
- развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.
- инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);
- развитие мимики, жестов, движения;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Родители:
- Ознакомить родителей со способами использования многофункционального пособия «Сказки из фартука» для детей 2-3 лет.
- Привлечь родителей к организации развивающей среды в группе.
- Активно участвовать во всех мероприятиях ДОУ.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Сбор и анализ литературы по данной проблеме. Разработка содержания проекта «Чудеса на фартуке».
Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий.
Основной этап:
Изготовление дидактических игр, активное использование в совместной деятельности педагога и детей дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил.
Заключительный этап:
Подведение итогов реализации проекта.
Участие родителей в показе малых фольклорных жанров чудеса на фартуке.
Взаимодействие с детьми в рамках проекта
№ | Название игры | Цель игры | Краткое описание | |
1 | Дидактические игра «Громко- тихо» | Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Знакомить с понятиями «громко-тихо» и «большой-маленький» | Взрослый показывает детям 2 собаки и говорит: «Когда идет большая собака, лает громко: «Гав-гав». Как лает большая собака?» Дети громко произносят: «гав-гав». Педагог продолжает: «А как лает маленькая собака? «гав-гав» Воспитатель уточняет, что маленькая собака лает тише. Педагог убирает собак говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только побежит собака, вы должны лаять. Если большая собака, то громко, а если маленькая, то тихо. Аналогично обыгрываются остальные игрушки. | |
2 | «Медвежата мёд едят! | Развивать артикуляционный аппарат детей. | В гости к детям приходит медведь и показывает, как он ест мед, предлагает детям попробовать также. | |
3 | « Назови свою маму» | Продолжать учить правильному произношению звуков. Развивать интонационную выразительность. | Детям раздаются фигурки. Воспитатель закрепляет на фартуке фигуру животного, ребёнок, у которого находится детеныш, произносит соответствующий звук. | |
4 | «Эхо» | Учить правильно и чётко произносить гласные звуки. | Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д. | |
5 | «Чего не стало?» | Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на картинках. | Ребенок соотносит фигуры. | |
6 | «Чей голос?» | Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. | В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали. | |
7 | «Помоги показать сказку» | Развивать мимику и жесты, звукоподражание, внимание и связную речь. | Воспитатель с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и предлагает детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания. | |
8 | Расскажи сказку «Репка» | Развивать связную речь, память. | Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки. Постепенно задание усложняется | |
9 | «Найди лишнее» | Развивать связную речь, внимание. | Воспитатель прикрепляет на лесной полянке(фартуке) двух одинаковых героев и одного другого. Предлагает детям назвать гостей, которые пришли | |
10 | Пальчиковая гимнастика «Зайка» | Развивать мелкую моторику рук, формировать чувство ритма, следить за действиями взрослого, развивать связную речь | В гости к детям приходит зайчик и предлагает детям поиграть. | |
11 | «Расскажи сказку «Теремок» | Развитие связной речи у детей. | Дети вместе с воспитателем рассказывают и прикрепляют на фартук изображения с героями сказки. |
Заключение
По окончанию проекта дети стали чаще играть в дидактические игры, с большим интересом и успехом. Речь их стала более насыщенной, словарный запас обогатился новыми словами. Артикуляционный аппарат, умение усваивать разнообразные интонации, произносить звуки и звукоподражания разной силой голоса используйте игру как возможность обучать.
Налажена совместная работа родителей и воспитателей по воспитанию и
развитию фольклорных жанров.
Играйте с детьми! И тогда наши дети будут счастливыми!
Так как проект «Чудеса на фартуке» показал свою эффективность, в будущем планируется: дальнейшая его реализация в работе с воспитанниками; пополнение проекта новыми разработками, мини-проектами; обобщение полученного опыта в форме публикаций.
Список использованной литературы
1.А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
3.И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г.
4.Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.:Мозаика-Синтез, 152 с
5.Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитанников группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет. Образовательная область «Познание». Тема: «Транспорт»
Программное содержание:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Упражнять в умении клас...
Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познание», раздела: «Ознакомление с окружающим миром». В группе общеразвивающей направленности для детей с 5 до 6 лет на тему «Овощи»
Программные задачи: Образовательные: 1. Закреплять знания детей о временах года...
НОД по образовательной области «Физическое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет на тему: «Прогулка в леc»
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с детьми второй младшей группы по образовательной области "Физическое развитие" в игровой ...
Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет по теме: «Сияние Севера»
Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет по теме: «Сияние Севера»...
Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет (диагностическая квест-игра) тема: «В поисках слова»
Занятие проводилось в виде квест игры, как итоговое....
Конспект совместной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет на тему «Воспитание любви к Родине» (Экскурсия по родному городу Кузнецку).
Цель: создание условий для проявления чувства любви к своей Малой Родине через ознакомление с достопримечательностями города Кузнецка.Задачи:Познавательное развитие:- продолжать знакомить детей с дост...
Конспект о.о.д. по развитию речи тема: «Чьи пёрышки?» группы общеразвивающей направленности для детей от 2-3 лет «Ягодки»
При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности, дети отвечали на вопросы воспитателя, п...