Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Данная статья будет полезна воспитателям, которые интересуются методами активизации речи у детей дошкольного возраста. В статье рассказывается о классификации пальчиковых игр, раскрывается их взаимосвязь с речевым развитием ребенка, излагаются рекомендации по применению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное учреждение здравоохранения

«Дом ребенка специализированный»

г. Иваново

г. Иваново, ул. Любимова, д. 11

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Автор-составитель: Костылева Юлия Михайловна,

воспитатель (группа раннего возраста)

Иваново, 2022 г.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Наблюдения последних лет показывают, что у детей дошкольного возраста снизился уровень развития речи. В числе причин ученые называют социальные факторы – повышение родительской занятости на работе, снижение уровня общения с детьми. Коммуникацию с родителями подменяет различный развлекательный контент в СМИ, в итоге ребенок больше слушает и смотрит, чем собственно говорит.

При этом постоянно увеличивающийся объем знаний в образовательных учреждениях требует от ребенка качественного усвоения, что невозможно, если его речь не развита должным образом.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом для становления речи во всех ее аспектах – фонетическом, лексическом, грамматическом. Ребенку необходимо хорошо владеть родным языком уже в дошкольном возрасте, чтобы возможно было решать умственные, эстетические, нравственные задачи в период сензитивного развития. Образовательный процесс и в саду, и в школе в дальнейшем будет проходить гораздо проще, если обучение зыку будет начато как можно раньше.

Отечественные ученые Д.Б. Эльконин,  А.Н. Гвоздев, И.Е. Исенина и др. в своих работах доказали взаимосвязь речевых функций и общей двигательной активности, а именно – связь между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика способствует формированию логического мышления, хорошей памяти. внимания.

В числе прочего установлена взаимосвязь мелкой моторики и становления связной речи. Благодаря развитию нервных импульсов пальцев формируется правильное произношение, регулируется темп речи, разнообразие интонаций, снимается психологическое напряжение. В создании современных игрушек используются все возможные технологии, чтобы в игре мелкая мускулатура была задействована максимальным образом.

Первым важным образовательным периодом в жизни ребенка является дошкольный этап. В это время формируются начальные навыки и умения, которые закладывают основу будущего успешного развития и обучения. В дошкольный период ребенок учится понимать свое место в мире, взаимодействовать с окружающими. В это время особенное внимание следует уделять развитию речи, ведь именно она непосредственно влияет на успешную адаптацию ребенка в обществе, активизацию его мышления и познавательных процессов.  

Одной из эффективных техник развития речи младших дошкольников являются пальчиковые игры. Это общепринятое обозначение занятий, на которых развивается мелкая моторика у детей с целью развития речи.

Научная литература обозначает несколько подходов в изучении  движений руки ребенка и их связи с другими элементами развития. Этапы развития руки ученые изучаются на всех этапах развития детей. Поскольку нас интересует период развития именно в младшем дошкольном возрасте, мы остановимся подробней на нем.

Ученые Л.Т. Журба, А.В. Запорожец полагают, что с трех лет (второй этап развития) движения рук усложняются, обнаруживается координация движений, осознанно совершенствуются движения пальцев и руки. На это этапе задача взрослого состоит в том, чтобы приложить все усилия для активизации подвижности и тактильных ощущений рук ребенка. Важно использовать различные способы – массаж пальцев, игры, потешки для массажа рук, повторы движений за взрослым.

М.Ю. Кистяковская и А.И. Корват отмечают, что данный этап развития руки является одним из самых важных: в это время определяется ведущая рука, непроизвольные движения переходят в произвольные, ребенок уже умеет длительно удерживать вложенный в руку предмет,  В этот период нужно  педагогически организовать движения рук ребенка, так как роль движений руки выходит за границы физиологии, начинает участвовать в формировании характера. Важно, чтобы занятия с детьми  были наполнены положительными эмоциями – это  поможет заинтересовать ребенка, сформировать настойчивость в достижении результата, сосредоточенность, развить пространственные представления, отточить координацию движений рук и т.п.

После трех лет произвольные движения руки продолжают развиваться, совершенствуется деятельность кисти и пальцев. Ребенок начинает с помощью жестов выражать эмоции, использовать при манипулировании предметами опосредованное звено, выполнять команды взрослых, играть в ладушки и другие подобные игры, а также  осуществлять инструментальную деятельность.

Особенное внимание в этом возрасте нужно уделять развитию  мелкой мускулатуры пальцев: катать и щупать бусинки, собирать и перекладывать, пуговки, карандаши, зерна, спички. Педагогами проводятся различные упражнения для мелкой мускулатуры рук, среди которых особенное место должны занимать игры для пальцев с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Учеными доказано, что устная речь детей получает существенный толчок в развитии тогда, когда движения рук становятся хорошо скоординированными и точными. Проводимые электрофизиологические исследования проиллюстрировали, что во время выполнения ребенком ритмических пальцевых движений улучшается деятельность лобных и височных отделов головного мозга. Именно в этих отделах находятся области, отвечающие за развитие речи человека. Также была установлена взаимосвязь скорости движения рук и скорости мышления.

На основе данных исследований педагогами проводится, когда это необходимо, коррекция речевого развития. Постоянные тренировки и упражнения, связанные с мелкой моторикой, повышают работоспособность головного мозга, развивают мыслительные способности, внимание и память. При выполнении ритмических движений пальцами активизируются речевые зоны в отделах мозга, что стимулирует развитие речи ребенка.

Пальчиковые игры улучшают эмоциональное общение ребенка со взрослыми и другими детьми, вырабатывают навык слушать речь других людей, повышать свою речевую активность. Необходимо сопровождать пальчиковые упражнения и игры чтением потешек, стихотворений,  приговорок, - это поможет речи ребенка стать четче, выразительней, ребенок станет лучше контролировать свои движения. Также развитие мелкой мускулатуры рук впоследствии облегчит приобретение навыков письма .

Пальчиковые упражнения условно можно разделить на 3 группы:

  1. Для кистей рук. К ним относятся: упражнения для напряжения и расслабления мышц рук, для закрепления пальцев в определенном положении на определенное время, подражательные упражнения.
  2.  Статические для пальцев. Помогают совершенствовать полученные навыки, улучшить точность движений.  
  3. Динамические для пальцев. Улучшают координацию движений, развивают точность, подвижность, быстроту пальцев.

Формы развития мелкой мускулатуры делятся на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся самомассаж рук и пальцев, пальчиковые игры с речевым сопровождением, графические упражнения различного характера, пальчиковые игры с различными предметами (бусами, бисером, песком, пластилином и пр.), игры с развивающими предметами (матрешки, мозаики, пазлы, вкладыши, кукольный театр).

К нетрадиционным относятся пальчиковые игры с использованием природного материала, самомассаж грецкими орехами, карандашами и т.п.

На наш взгляд, пальчиковые игры являются наиболее эффективным и интересным методом развития мелкой мускулатуры пальцев для развития речевой функции детей младшего дошкольного возраста.

Хотелось бы выделить несколько видов пальчиковых игр:

- собственно игры с пальчиками;

- пальчиковые игры с палочками, спичками;

- пальчиковые игры со звуковым сопровождением (скороговорки, стихи, потешки);

- пальчиковый алфавит,

- пальчиковый театр,

- театр теней.

Пальчиковые игры универсальны, поскольку не требуют особых условий и о подготовки, занимают немного времени (2-3 минуты), предполагают активное экологичное взаимодействие ребенка и взрослого, позволяют усложнять двигательные и мыслительные задачи.

Часть пальчиковых игр разработана на материале устного народного творчества, роль которого особенно важна во всестороннем развитии ребенка. С рождения ребенок слышит «Ладушки», «Сороку-белобоку» и многие другие стихи и потешки, которые становятся частью его культуры и развития. Подобные  игры содержательны, интересны, позволяют подключить различное дидактическое сопровождение – музыкальное, изобразительно-художественное и т.п.

Огромное значение пальчиковые игры приобретают, когда к их проведению подключается театрализованная деятельность. Играя в пальчиковый театр, дети тренируют память, получают множество положительных эмоций, расширяют границы своей познавательной деятельности. Существует несколько видов пальчикового театра. театр «топотушек», перчаточный театр, театр пальчиков, теневой театр и театр марионеток. Виды пальчикового театра представлены по мере усложнения постановок.

Для работы с детьми младшего возраста используются самые простой вид подобной деятельности – т.н. театр «топотушек». В этом случае пальчики «наряжают» в кукольную одежду и они «топают» по различным твердым поверхностям – столу, бумаге, игровому планшету и т.п.

Далее игра усложняется и на смену «топотушкам» приходит  перчаточный театр, он основан на использовании перчаточных кукол. С помощью перчаточных кукол дети могут разыгрывать простые сценки. На детские пальчики надеваются кукольные персонажи и с ними разыгрываются простые сценки. Для начала в игре участвуют два пальчика, постепенно постановка усложняется, количество персонажей и задействованных пальчиков увеличивается. С помощью перчаточного театра развивается координация движений пальцев, кисти руки, ребенок  совершенствует различные действия и движения.

Театр пальчиков можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, но далеко не всем детям в этом возрасте доступна подобная работа. Постановки здесь усложняются, необходимо хорошо владеть рукой, пальцами, согласовывать речь и движения, т.е. иметь развитую зрительно-моторную координацию.

К сложным для младшего дошкольного возраста относятся и театр теней, и театр марионеток. Подобные игры требуют умений, которыми обладают уже дети среднего и старшего дошкольного возраста. Но будет целесообразно приводить детей младшего дошкольного возраста на просмотр подобных небольших постановок. Подобный показ вызовет у них положительные эмоции, они будут в меру своих сил пытаться повторить увиденное или просить показать взрослых. Эту потребность, несомненно, нужно поощрять и развивать.

Хотелось бы отметить интересный педагогический материал для пальчиковых игр, представленный в пособии А.Е. Беловой «Пальчиковые игры». Автор раскрыла дидактическую значимость подобного вида деятельности, привела примеры использования игр на занятиях в дошкольных учреждениях. В книге представлены занятия с различными материалами искусственного и природного происхождения – пластилином, тестом, нитками, крупами и т.п.

На занятиях с младшими дошкольниками уместно использовать для развития мелкой мускулатуры игры с математическими палочками (выкладывать из них на плоскости различные изображения).

Необходимо включать пальчиковые игры в режимные моменты и систематически использовать, к примеру, при умывании, одевании, подготовке к обеду, прогулке и т.п.

Заключение

Таким образом, младший дошкольный возраст ребенка является важнейшим жизненным этапом, когда закладываются основы формирования связной речи. Одним из эффективных способов развития являются пальчиковые игры. Они развивают мелкую мускулатуру пальцев ребенка, что ведет к активизации речевых процессов и психических функций. Подобная деятельность интересна, не противоречит принципам педагогики, соответствует возрастному развитию ребенка. Пальчиковые игры насыщены тактильными контактами, что обогащает мир ребенка, улучшает его эмоциональный фон при общении со взрослым. Сопровождение пальчиковых  игр чтением стихами, потешками, песенками делает речь ребенка  четче, выразительней, с помощью ритма он учится контролировать движения. Игры способствуют подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчает приобретение навыков письма.

В педагогической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать различные виды пальчиковых игр,  в том числе пальчиковый театр, игры со шнуровкой, нитками, пуговицами, крупами, бытовыми предметами и т. п. Занятия лучше начинать с самомассажа  предплечья, кистей рук, ладошек, пальцев. Далее можно приступать к игровым  упражнениям, развивающим тактильные ощущения и кинестетическое восприятие. В группе лучше организовать творческий уголок, где  ребенок может взять нужные материалы для игр и заняться продуктивной деятельностью.

Каждому педагогу рекомендуется создавать и наращивать собственную дидактическую базу для введения пальчиковых игр в развивающее пространство детей, учитывая возраст детей и особенности их индивидуального развития.

Литература:

Лукьянова О.Л. ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29157 (дата обращения: 19.11.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

«Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Актуальность.Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его...

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей.младшего дошкольного возр...

Статья на тему: «Игры с песком как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходим...

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя перспективный план работы с участниками образовательного процесса, перечень пальчиковых игр бе...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развит...