Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего возраста»
консультация (младшая группа)
- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас .
Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья?
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на консультацию вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух консультации нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Упражнение - тренинг «Волшебные комочки»
Цель: - снять напряжение,
- развивать мелкую моторику рук.
-А сейчас, я хочу попросить вас взять лист бумаги со стола обеими руками. Мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
(Читается стихотворение):
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок)
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
(Убираем смятую бумагу на край стола)
- А сейчас вы все вместе должны выложить из смятых комочков, картинку, рисунок, животное и т.д., которая выразит ваши положительные эмоции (солнце, цветок, речку, улыбку и др.).
-Спасибо большое
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны.
Пальчиковая гимнастика- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – лучший способ развить моторику у малышей дошкольного возраста. Главное в этих играх следить за правильность выполнения заданий, характером движения – пальчики должны напрягаться и расслабляться, натягиваться. Руки ребенка должны получать максимальную нагрузку – только в этом случае тренировки дадут желаемый результат. Продолжительность пальчиковых игр напрямую зависит от возраста ребенка. Если малышу еще не исполнилось трех лет – примерно 5 минут.
Для ребенка 3-5 лет – около 10 минут, а до 7 лет – же 15 минут. Но главное, на что следует ориентироваться – это на состояние ребенка. Если он играет с удовольствием – все в порядке.
А вот в том случае, если ребенок откровенно скучает или тем более капризничает, лучше провести несколько коротких занятий, чем одно продолжительное. Помните – игра должна оставаться только игрой, но ни в коем случае нельзя превращать ее в занятия. Ребенка дошкольного возраста можно только увлекать, чтобы не отбить желание заниматься на всю оставшуюся жизнь.
2.Игры-шнуровки
Игры-шнуровки давно уже пользуются особой любовью у детских психологов и воспитателей детей дошкольного возраста. Суть игры заключается в следующем – ребенок должен просовывать шнурочек в различные дырочки. Эти игры бывают самыми различными как по сюжету, так и по уровню сложности. Подобные игры развивают мелкую моторику не только за счет того, что ребенку приходится шнуровать, но и за счет тактильных ощущений – в большинстве игр используются различные материалы, с разной фактурой. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть игра-шнуровка.
3. Пальчиковые краски
Пальчиковые краски обожают все дети без исключения, как годовалые карапузы, так и те дети, которые уже готовятся к школе. Пальчиковые краски прекрасно развивают мелкую моторику. Кроме того, с их помощью не так уж сложно научить ребенка дошкольного возраста разбираться в цветах, располагать предметы по всему пространству листа.
4. Конструктор “Лего”
Детский конструктор по праву считается самой лучшей развивающей игрушкой для детей любого возраста. Игра с конструктором Лего помогает ребенку развить моторику рук, работу с цветом, воображение и научится логически мыслить, создавая тот или иной архитектурный шедевр.
5. Мелкие предметы
Использование ванночек с горохом, фасолью, макаронами, для тактильного ощущения и для развития мелкой моторики рук в игровой форме.
6. Игры с мозаикой
Мозаика является уникальным средством по развитию мелкой моторики рук и развитию речи, позволяет создавать ребятам сюжеты и обыгрывать их, развивает воображение, способствует усвоению сенсорных эталонов.
7.Игры с нетрадиционным материалом (прищепки, пуговички, бигуди)
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
8.Самомассаж.
Направления работы:
-работа с детьми
-работа с педагогами
-работа с родителями
Работа с детьми:
- Разучивание пальчиковых игр с проговариванием народных потешек;
- Применение пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности, при чтении
художественной литературы;
- Пальчиковые краски, лепка;
- Игры с мелкими предметами.
- Самомассаж
Работа с педагогами:
- Консультирование;
- Беседы;
Семинары – практикумы;
Мастер – классы
Работа с родителями:
Достижение высоких результатов развития мелкой моторики рук будет эффективным, только если воздействие будет всесторонним, поэтому очень важно проводить информационно - практическую работу с родителями:
- Проведение практикумов – семинаров по данному вопросу
- Раздача буклетов
- Проведение индивидуальных бесед
- Консультирование
Результативность опыта:
В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, речь детей стала более связной, последовательной, логичной, ребята стали быстро ориентироваться в речевой ситуации , научились ясно выражать свои мысли и желания; кисти и пальцы воспитанников приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность в движениях. Пальчиковые игры ребята охотно используют в свободной игровой деятельности.
Вывод
Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, аппликации, играм с мелкими предметами, пальчиковому рисованию. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_2024.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Тридцать первая школа»
Консультация для воспитателей
«Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей
младшего возраста»
Воспитатель: Семенова С.В
Химки, 2024
- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас .
Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья?
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на консультацию вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух консультации нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Упражнение - тренинг «Волшебные комочки»
Цель: - снять напряжение,
- развивать мелкую моторику рук.
-А сейчас, я хочу попросить вас взять лист бумаги со стола обеими руками. Мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
(Читается стихотворение):
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок)
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
(Убираем смятую бумагу на край стола)
- А сейчас вы все вместе должны выложить из смятых комочков, картинку, рисунок, животное и т.д., которая выразит ваши положительные эмоции (солнце, цветок, речку, улыбку и др.).
-Спасибо большое
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны.
Пальчиковая гимнастика- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – лучший способ развить моторику у малышей дошкольного возраста. Главное в этих играх следить за правильность выполнения заданий, характером движения – пальчики должны напрягаться и расслабляться, натягиваться. Руки ребенка должны получать максимальную нагрузку – только в этом случае тренировки дадут желаемый результат. Продолжительность пальчиковых игр напрямую зависит от возраста ребенка. Если малышу еще не исполнилось трех лет – примерно 5 минут.
Для ребенка 3-5 лет – около 10 минут, а до 7 лет – же 15 минут. Но главное, на что следует ориентироваться – это на состояние ребенка. Если он играет с удовольствием – все в порядке.
А вот в том случае, если ребенок откровенно скучает или тем более капризничает, лучше провести несколько коротких занятий, чем одно продолжительное. Помните – игра должна оставаться только игрой, но ни в коем случае нельзя превращать ее в занятия. Ребенка дошкольного возраста можно только увлекать, чтобы не отбить желание заниматься на всю оставшуюся жизнь.
2.Игры-шнуровки
Игры-шнуровки давно уже пользуются особой любовью у детских психологов и воспитателей детей дошкольного возраста. Суть игры заключается в следующем – ребенок должен просовывать шнурочек в различные дырочки. Эти игры бывают самыми различными как по сюжету, так и по уровню сложности. Подобные игры развивают мелкую моторику не только за счет того, что ребенку приходится шнуровать, но и за счет тактильных ощущений – в большинстве игр используются различные материалы, с разной фактурой. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть игра-шнуровка.
3. Пальчиковые краски
Пальчиковые краски обожают все дети без исключения, как годовалые карапузы, так и те дети, которые уже готовятся к школе. Пальчиковые краски прекрасно развивают мелкую моторику. Кроме того, с их помощью не так уж сложно научить ребенка дошкольного возраста разбираться в цветах, располагать предметы по всему пространству листа.
4. Конструктор “Лего”
Детский конструктор по праву считается самой лучшей развивающей игрушкой для детей любого возраста. Игра с конструктором Лего помогает ребенку развить моторику рук, работу с цветом, воображение и научится логически мыслить, создавая тот или иной архитектурный шедевр.
5. Мелкие предметы
Использование ванночек с горохом, фасолью, макаронами, для тактильного ощущения и для развития мелкой моторики рук в игровой форме.
6. Игры с мозаикой
Мозаика является уникальным средством по развитию мелкой моторики рук и развитию речи, позволяет создавать ребятам сюжеты и обыгрывать их, развивает воображение, способствует усвоению сенсорных эталонов.
7.Игры с нетрадиционным материалом (прищепки, пуговички, бигуди)
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
8.Самомассаж.
Направления работы:
-работа с детьми
-работа с педагогами
-работа с родителями
Работа с детьми:
- Разучивание пальчиковых игр с проговариванием народных потешек;
- Применение пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности, при чтении
художественной литературы;
- Пальчиковые краски, лепка;
- Игры с мелкими предметами.
- Самомассаж
Работа с педагогами:
- Консультирование;
- Беседы;
Семинары – практикумы;
Мастер – классы
Работа с родителями:
Достижение высоких результатов развития мелкой моторики рук будет эффективным, только если воздействие будет всесторонним, поэтому очень важно проводить информационно - практическую работу с родителями:
- Проведение практикумов – семинаров по данному вопросу
- Раздача буклетов
- Проведение индивидуальных бесед
- Консультирование
Результативность опыта:
В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, речь детей стала более связной, последовательной, логичной, ребята стали быстро ориентироваться в речевой ситуации , научились ясно выражать свои мысли и желания; кисти и пальцы воспитанников приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность в движениях. Пальчиковые игры ребята охотно используют в свободной игровой деятельности.
Вывод
Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, аппликации, играм с мелкими предметами, пальчиковому рисованию. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"
Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современ...
Консультация для родителей на тему "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста"
Консультация для родителей детей младшего возраста детского сада...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их польза в развитии речи детей раннего возраста"
Пальчиковые игры -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаютс...
Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Данная статья будет полезна воспитателям, которые интересуются методами активизации речи у детей дошкольного возраста. В статье рассказывается о классификации пальчиковых игр, раскрывается их взаимосв...
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста».
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Хорошим средством для стимулирования речи являются игр...