Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего возраста»
консультация (младшая группа)

Семенова Светлана Васильевна

 

- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас .

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья?

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на консультацию  вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух консультации нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

 

Упражнение - тренинг «Волшебные комочки»

Цель: - снять напряжение,

- развивать мелкую моторику рук.

-А сейчас, я хочу попросить вас взять лист бумаги со стола обеими руками. Мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

(Читается стихотворение):

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок)

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола)

- А сейчас вы все вместе должны выложить из смятых комочков, картинку, рисунок, животное и т.д., которая выразит ваши положительные эмоции (солнце, цветок, речку, улыбку и др.).

-Спасибо большое

 

 

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

     Эти выводы не случайны.

Пальчиковая гимнастика- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

 

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – лучший способ развить моторику у малышей дошкольного возраста. Главное в этих играх следить за правильность выполнения заданий, характером движения – пальчики должны напрягаться и расслабляться, натягиваться. Руки ребенка должны получать максимальную нагрузку – только в этом случае тренировки дадут желаемый результат. Продолжительность пальчиковых игр напрямую зависит от возраста ребенка. Если малышу еще не исполнилось трех лет – примерно 5 минут.

Для ребенка 3-5 лет – около 10 минут, а до 7 лет – же 15 минут. Но главное, на что следует ориентироваться – это на состояние ребенка. Если он играет с удовольствием – все в порядке.

  А вот в том случае, если ребенок откровенно скучает или тем более капризничает, лучше провести несколько коротких занятий, чем одно продолжительное. Помните – игра должна оставаться только игрой, но ни в коем случае нельзя превращать ее в занятия. Ребенка дошкольного возраста можно только увлекать, чтобы не отбить желание заниматься на всю оставшуюся жизнь.

2.Игры-шнуровки

Игры-шнуровки давно уже пользуются особой любовью у детских психологов и воспитателей детей дошкольного возраста. Суть игры заключается в следующем – ребенок должен просовывать шнурочек в различные дырочки. Эти игры бывают самыми различными как по сюжету, так и по уровню сложности. Подобные игры развивают мелкую моторику не только за счет того, что ребенку приходится шнуровать, но и за счет тактильных ощущений – в большинстве игр используются различные материалы, с разной фактурой. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть игра-шнуровка.

3. Пальчиковые краски

Пальчиковые краски обожают все дети без исключения, как годовалые карапузы, так и те дети, которые уже готовятся к школе. Пальчиковые краски прекрасно развивают мелкую моторику. Кроме того, с их помощью не так уж сложно научить ребенка дошкольного возраста разбираться в цветах, располагать предметы по всему пространству листа.

4. Конструктор “Лего”

Детский конструктор по праву считается самой лучшей развивающей игрушкой для детей любого возраста. Игра с конструктором Лего помогает ребенку развить моторику рук, работу с цветом, воображение и научится логически мыслить, создавая тот или иной архитектурный шедевр.

5. Мелкие предметы

Использование ванночек с горохом, фасолью, макаронами, для тактильного ощущения и для развития мелкой моторики рук в игровой форме.

6. Игры с мозаикой

Мозаика является уникальным средством по развитию мелкой моторики рук и развитию речи, позволяет создавать ребятам сюжеты и обыгрывать их, развивает воображение, способствует усвоению сенсорных эталонов.

7.Игры с нетрадиционным материалом (прищепки, пуговички, бигуди)

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

 - формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

 - развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

 - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

 - развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

 Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

8.Самомассаж.

Направления работы:

-работа с детьми

-работа с педагогами

-работа с родителями

Работа с детьми:

-         Разучивание пальчиковых игр с проговариванием народных потешек;

-         Применение пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности, при чтении

художественной литературы;

-         Пальчиковые краски, лепка;

-         Игры с мелкими предметами.

-         Самомассаж

Работа с педагогами:

-         Консультирование;

-         Беседы;

 Семинары – практикумы;

 Мастер – классы

Работа с родителями:

Достижение высоких результатов развития мелкой моторики рук будет эффективным, только если воздействие будет всесторонним, поэтому очень важно проводить информационно - практическую работу с родителями:

- Проведение практикумов – семинаров по данному вопросу

- Раздача буклетов

- Проведение индивидуальных бесед

- Консультирование

Результативность опыта:

В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, речь детей стала более связной, последовательной, логичной, ребята стали быстро ориентироваться в речевой ситуации , научились ясно выражать свои мысли и желания; кисти и пальцы воспитанников приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность в движениях. Пальчиковые игры ребята охотно используют в свободной игровой деятельности.

Вывод

Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, аппликации, играм с мелкими предметами, пальчиковому рисованию. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_2024.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

                         

                         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Тридцать первая школа»

                        Консультация для воспитателей

   «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей

                                  младшего возраста»

                                                           

                                                             Воспитатель: Семенова С.В

                                                                                     

                                                 Химки, 2024

- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас .

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья?

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на консультацию  вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух консультации нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Упражнение - тренинг «Волшебные комочки»

Цель: - снять напряжение,

- развивать мелкую моторику рук.

-А сейчас, я хочу попросить вас взять лист бумаги со стола обеими руками. Мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

(Читается стихотворение):

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок)

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола)

- А сейчас вы все вместе должны выложить из смятых комочков, картинку, рисунок, животное и т.д., которая выразит ваши положительные эмоции (солнце, цветок, речку, улыбку и др.).

-Спасибо большое

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

     Эти выводы не случайны.

Пальчиковая гимнастика- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – лучший способ развить моторику у малышей дошкольного возраста. Главное в этих играх следить за правильность выполнения заданий, характером движения – пальчики должны напрягаться и расслабляться, натягиваться. Руки ребенка должны получать максимальную нагрузку – только в этом случае тренировки дадут желаемый результат. Продолжительность пальчиковых игр напрямую зависит от возраста ребенка. Если малышу еще не исполнилось трех лет – примерно 5 минут.

Для ребенка 3-5 лет – около 10 минут, а до 7 лет – же 15 минут. Но главное, на что следует ориентироваться – это на состояние ребенка. Если он играет с удовольствием – все в порядке.

  А вот в том случае, если ребенок откровенно скучает или тем более капризничает, лучше провести несколько коротких занятий, чем одно продолжительное. Помните – игра должна оставаться только игрой, но ни в коем случае нельзя превращать ее в занятия. Ребенка дошкольного возраста можно только увлекать, чтобы не отбить желание заниматься на всю оставшуюся жизнь.

2.Игры-шнуровки

Игры-шнуровки давно уже пользуются особой любовью у детских психологов и воспитателей детей дошкольного возраста. Суть игры заключается в следующем – ребенок должен просовывать шнурочек в различные дырочки. Эти игры бывают самыми различными как по сюжету, так и по уровню сложности. Подобные игры развивают мелкую моторику не только за счет того, что ребенку приходится шнуровать, но и за счет тактильных ощущений – в большинстве игр используются различные материалы, с разной фактурой. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть игра-шнуровка.

3. Пальчиковые краски

Пальчиковые краски обожают все дети без исключения, как годовалые карапузы, так и те дети, которые уже готовятся к школе. Пальчиковые краски прекрасно развивают мелкую моторику. Кроме того, с их помощью не так уж сложно научить ребенка дошкольного возраста разбираться в цветах, располагать предметы по всему пространству листа.

4. Конструктор “Лего”

Детский конструктор по праву считается самой лучшей развивающей игрушкой для детей любого возраста. Игра с конструктором Лего помогает ребенку развить моторику рук, работу с цветом, воображение и научится логически мыслить, создавая тот или иной архитектурный шедевр.

5. Мелкие предметы

Использование ванночек с горохом, фасолью, макаронами, для тактильного ощущения и для развития мелкой моторики рук в игровой форме.

6. Игры с мозаикой

Мозаика является уникальным средством по развитию мелкой моторики рук и развитию речи, позволяет создавать ребятам сюжеты и обыгрывать их, развивает воображение, способствует усвоению сенсорных эталонов.

7.Игры с нетрадиционным материалом (прищепки, пуговички, бигуди)

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

 - формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

 - развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

 - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

 - развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

 Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

8.Самомассаж.

Направления работы:

-работа с детьми

-работа с педагогами

-работа с родителями

Работа с детьми:

-         Разучивание пальчиковых игр с проговариванием народных потешек;

-         Применение пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности, при чтении

художественной литературы;

-         Пальчиковые краски, лепка;

-         Игры с мелкими предметами.

-         Самомассаж

Работа с педагогами:

-         Консультирование;

-         Беседы;

 Семинары – практикумы;

 Мастер – классы

Работа с родителями:

Достижение высоких результатов развития мелкой моторики рук будет эффективным, только если воздействие будет всесторонним, поэтому очень важно проводить информационно - практическую работу с родителями:

- Проведение практикумов – семинаров по данному вопросу

- Раздача буклетов

- Проведение индивидуальных бесед

- Консультирование

Результативность опыта:

В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, речь детей стала более связной, последовательной, логичной, ребята стали быстро ориентироваться в речевой ситуации , научились ясно выражать свои мысли и желания; кисти и пальцы воспитанников приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность в движениях. Пальчиковые игры ребята охотно используют в свободной игровой деятельности.

Вывод

Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, аппликации, играм с мелкими предметами, пальчиковому рисованию. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"

Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современ...

Консультация для родителей на тему "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста"

Консультация для родителей детей младшего возраста детского сада...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их польза в развитии речи детей раннего возраста"

Пальчиковые  игры  -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые  игры сопровождаютс...

Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Данная статья будет полезна воспитателям, которые интересуются методами активизации речи у детей дошкольного возраста. В статье рассказывается о классификации пальчиковых игр, раскрывается их взаимосв...

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста».

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста.  В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Хорошим средством для стимулирования речи являются игр...