«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Алена Солодовникова

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

Известный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предмета. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию, речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники в подготовке руки ребенка к письму.

 В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?

 Чтобы ответить на вопрос, я обратилась к исследованиям известных педагогов Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

 Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я решила заняться ее изучением путем самообразования.

Цель работы:
Развитие основ речевой моторики по средством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

«Познавательное развитие»

- Поддерживать  и  развивать  интерес к обследованию  предметов  и действиям  с ними;

- Развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам.

- Развивать умение различать правую и левую руку.

«Соцально- коммуникативное развитие»

- Формировать умение принимать игровую задачу;

- Содействовать развитию игровой деятельности;

- Выполнять действия в определённой последовательности.

«Речевое развитие»

- Формировать умение общаться со взрослыми и со сверстниками;

- формировать умение правильно произносить звуки ;

- Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев;

- Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов. 

«Художественно – эстетическое развитие»

- Формировать  умение договаривать строки стихотворения;

- Побуждать к заучиванию  наизусть коротких стихотворных текстов; 

- Развивать продуктивную деятельность детей – аппликация, лепка.

«Физическое развитие»

- Развивать мелкую моторику, координацию движения руки;

- Формировать умение согласовывать движения с речью;

- Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Действительно, широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

Существует много занятий для развития мелкой моторики.

Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, игры с конструктором, игры с вкладышами, шнуровки, мозайка, пирамидка, рисование манкой на подносе  и многие другие занятия на развитие мелкой моторики.

Но одним из самых лучших средств  для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика- это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.

Кроме этого, пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться… и, как любая веселая и интересная игра –  создает добрые эмоциональные взаимоотношения с взрослыми.

Пальчиковые игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

           В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

           Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Правила пальчиковой игры:

Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев… можно постучать пальчиками, изображая «дождик» или клюющих курочек и т.д…

Чтобы увлечь малыша – произносим текст игры очень выразительно – повышая и понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова. И синхронно с текстом показываем движения. Когда малыш начнет сам хорошо выполнять игру – даем только словесные указания без показа. Поначалу движения выполняются медленно. Если у малыша не получается то или иное упражнение – можно взять его ручку и помочь ему сделать всё правильно.

В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется с начала учебного года. Ежедневно  мы играем с детьми в пальчиковые игры.

Не зря существует выражение, что наш ум находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши воспитанники были умными и способными, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики.

Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только ваше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.     

 Успехов вам, дорогие коллеги!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей.младшего дошкольного возр...

Статья на тему: «Игры с песком как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходим...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя перспективный план работы с участниками образовательного процесса, перечень пальчиковых игр бе...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...

Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Данная статья будет полезна воспитателям, которые интересуются методами активизации речи у детей дошкольного возраста. В статье рассказывается о классификации пальчиковых игр, раскрывается их взаимосв...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развит...