Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста
статья по теме

Шигина Галина Михайловна

 

     Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, постепенно  вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pevchechkih_navykov_doshkolnikov.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

     Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность. Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познаватель-ные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

     Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, постепенно  вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

     Ребенок - дошкольник  –  это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь. Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Дыхательные упражнения по развитию голоса я начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. В основе моих занятий лежат идеи детского музыкального воспитания Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.

 Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки. Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся. А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли). Также детям нравится упражнение “Пружинки”: по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги). Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются. Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В.В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

“Улыбка” (улыбнуться).

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

          Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”.

          Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за        тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи. В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Могу “раздать” всем разноцветные воздушные шарики и мы начинаем их надувать.

Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого использую в работе различные образы, например:

играет ветер с листвой;

звучат пчела, жук, комар;

спустился воздух из колеса машины;

сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую осенние листочки (на ниточках), снежинки (из салфеток), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом или бабочки (на ниточках) “танцуют” вальс. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха (повторяют строчку на одном дыхании), когда повторяется одно слово, затем два и так далее. Например:

Слушай…

Слушай шорох…

Слушай шорох чащи… и т.д.

Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, “Егорки”, которая произносится на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке,
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Обязательно провожу с детьми предварительную беседу, объясняя, что нельзя продолжать “считать Егорок” с усилием, когда объем воздуха иссяк.

Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:

почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

снять усталость и утомление;

развивать интонационный и фонематический слух;

формировать правильное звукообразование.

Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:

человеческому голосу (крик, смех, плач),

голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),

“голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)

Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.). Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствие в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е.Попляновой и другие песни-игры.

Большое внимание в работе с детьми уделяю распеваниям. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на специальных упражнениях, играх, попевках.

Перед началом пения я тихо напеваю, как бы настраивая детей: “Песенку начнем петь” (на одном звуке) либо использую более торжественный организационный момент (для детей старшего возраста):

 “Внимание! Внимание! Чудеса!

   Внимание! Внимание! Тишина!
  К нам идет, к нам идет музыка!”.

Развитию диапазона способствуют небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз следует транспонировать (“Баю-баю”, “Лю-лю-лю” и т.п.). Распевания с заданием пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении развивают звуковысотный слух детей. Например, “Пожарные” (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз. Побежали вверх, побежали вниз). В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: “Мыши шуршат в шалаше” или “Барашеньки-крутороженьки”, а также попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду”.

     Применяю попевки на одном звуке, на двух соседних звуках, с пропеванием звуков терции, кварты, квинты и т.д. Хочу отметить, что при выборе попевок учитываю изучаемый в данный момент песенный репертуар и планирую упражнения, способствующие преодолению “трудных” мест в песне. Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха.

      Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Очень нравятся детям игры “Теремок”, “Домик-крошечка”, “Чудо-лесенка”, “Музыкальная поляна”, “Чудо-дерево”, “Солнышко”.

Часто использую в работе наглядное пособие “Музыкальная кисточка”. Работа с карточками и схемами способствует формированию навыков правильного звукообразования, различных видов звуковедения, развитию звуковысотного слуха, дикции и артикуляции, а также совершенствуется умение сочетать интонирование звуков с работой руками.

Песенное творчество. Моя задача – научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовысотный слух. Для этого использую вопросно-ответную форму, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст.

     Малыши с огромным удовольствием подражают пению птиц, ауканью в лесу, придумывают мелодии на простейшие слова. Вопросно-ответную форму чаще использую в начале занятия. Любим с детьми “играть в прятки”. Пропеваю имя ребенка и задаю вопрос: “Ты где?”. Ребенок отвечает: “Я здесь!” или “Я пою!”. Может применить более развернутую форму ответа, типа: “Эй, эй! Я пою!”, “Я здесь! Я пою!”, “Посмотрите на меня! Я пою!”.

Сочинение мелодии на заданный текст – наиболее сложный вид песенного творчества. Тем не менее, детям нравится подниматься с куклой, матрешкой или любимой зверюшкой по лесенке и заходить в домик со словами: “По ступенькам вверх иду, в дом чудесный захожу” или спрашиваю у детей: “Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?”, а ребенок импровизирует песню Колобка.

Знакомство с песней и ее разучивание. Показ и разучивание песни провожу нетрадиционно. Считаю, что для возникновения интереса к новой песне, необходимо сделать ее показ и разучивание игровым. Например, “превращенные” в Зайцев, Лошадок или Птичек дети порезвятся, ложатся или садятся на ковер отдохнуть и слушают новую песню. Или приходим на полянку к Гномику, в гости к Петрушке, присаживаемся и знакомимся с песней. А может к нам на занятие пожаловать в гости Зайчик, Мишка, Собачка, Кошка и т.д., и “исполнить” свою песню.

     В традиционной методике обучения детей пению, разучивание песни происходит сидя на стульях перед педагогом. После прослушивания песни, беседы о ее содержании и характере, дети разучивают песню. Таким образом, идет прямое обучение. Я провожу разучивание песни, в основном, в кругу, стоя или сидя. Считаю использование круга естественным и, главное, продуктивным для игрового обучения. Сидя в кругу, каждый ребенок ощущает свою значимость, чувствует поддержку других детей и педагога. Наиболее любимыми детьми приемами разучивания песен являются следующие. Например, дети стоят в кругу, я в центре круга с мячом в руках. Пропеваю фразу и бросаю мяч одному из детей. Ребенок с мячом повторяет за мной либо продолжает - пропевает следующую фразу (в зависимости от задания) и возвращает мне мяч. Так продолжается до конца песни. Другой вариант (стоя или сидя в кругу) – пение “цепочкой”. Преимущество данных вариантов в том, что проверяется уровень индивидуального певческого развития ребенка. Так же, прием пения “цепочкой” способствует формированию правильного дыхания у детей. Замечу, что в данных случаях разучивание проводится без музыкального сопровождения, что способствует развитию ладотонального слуха у детей.

Еще один вариант – пение по фразам (первую фразу пою я, вторую – дети, третью – я, четвертую - дети и т.д.). Варианты игрового показа и разучивания песен разнообразные, это зависит от возраста детей и от содержания песни. Возможно использование музыкальных инструментов, образных движений, театрализации. При разучивании песни обращаю внимание на одновременный вдох, работаю над фразировкой, пропеванием гласных, дикцией, строем и ансамблем, смысловыми кульминациями в песне, выразительностью исполнения.

     Для развития детского певческого голоса с помощью диагностики выявляю голосовые и певческие возможности детей. Причиной фальшивого пения детей является недостаточная координация слуха и голоса. Для работы с такими детьми использую индивидуальную форму работы, а также на групповых занятиях эффективным является прием игрового разучивания песен, когда нечисто интонирующих детей превращаю в “Рыбок” (они поют про себя, без звука, артикулируя слова) и “Птичек” (поют вслух). Также важно таких детей рассаживать между чисто интонирующими детьми и ближе к музыкальному инструменту.

     В процессе разучивания каждой песни решаю нравственные, патриотические и эстетические задачи. Поэтому тщательно подхожу к подбору песенного репертуара. Также учитываю возрастные особенности детей, их певческие возможности, а содержание репертуара должно соответствовать интересам моих воспитанников.

     Чтобы дети быстрее усвоили текст песни, использую метод моделирования. С помощью картинок, отражающих основной смысл куплетов песни, выкладываю схему, по которой дети быстро запоминают слова. Для определения характера песни использую карточки, на которых изображено лицо ребенка или клоуна (веселое, грустное) или нарисованные веселые или грустные “Нотки”, “Два брата” (мажор, минор). Для моделирования формы (строения) песни, использую схематичные карточки геометрических фигур или музыкально-дидактическую игру “Сложи песенку”.

     Известно, что успех работы с детьми зависит от профессионализма педагога, поэтому считаю, что педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного и индивидуального подхода к детям при формировании их певческих навыков, развитии творческих и музыкальных способностей.Индивидуальный подход в обучении пению осуществляю уже с первых встреч после летнего отдыха. Занятия начинаются с музыкального приветствия. После вокального диалога со всеми детьми, здороваюсь отдельно с мальчиками или девочками, а дальше индивидуально с отдельными детьми.

     В работе над сольными номерами, при подборе репертуара, кроме уровня музыкального развития, обязательно учитываю индивидуальность ребенка, особенности характера, темперамента. Эти критерии также являются главными при распределении ролей в музыкальных спектаклях.

     Работая над формированием певческих навыков, всегда помню об охране детского голоса и слуха. Заботясь о развитии здорового голосового аппарата, оберегаю от распространенной эстрадной манеры пения и форсированного звучания, требующих определенных навыков, которых в силу возрастных особенностей дошкольников, пока еще нет. Также считаю, что одним из обязательных условий гармоничного развития детей является формирование у каждого ребенка установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Поэтому постоянно использую здоровьесберегающие компоненты в обучении и воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих умений детей дошкольного возраста через использование музыкально - речевых игр и упражнений

Задачи:1.       Совершенствовать     певческий     голос     и     вокально-слуховую   координацию.2...

Опыт работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Презентация "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста"

«Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций» (А.Катинене)....

Самообразование "РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Самообразование "РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Педагогический творческий долгосрочный проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей  дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражне...

Индивидуальный план самообразования музыкальног руководителя Каурцевой Н. Н. на 2021- 2026 учебный год «Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения современных и традиционных технологий»

Пояснительная запискаСовременное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, с...