Консультация "Приобщение к труду по возрастам"
презентация к уроку (средняя группа)

Семененко Наталья Викторовна

«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №119» Советского района город Воронеж

ПРИОБЩЕНИЕ К ТРУДУ ПО ВОЗРАСТАМ

воспитатель – Семененко Н.В.

Воронеж 2023 г.


«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

В. А. Сухомлинский

Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду?

Стратегическая цель трудового воспитания - формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:

  1. Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
  2. Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.

Мотивы детского труда могут быть разными:

  • похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
  • самоутверждение в среде сверстников;
  • желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
  • внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.

Основные виды детского труда:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • ручной труд.

Содержание Федеральной общеобразовательной программы
в   сфере трудового воспитания

Для детей младшего возраста от 3 до 4 лет:

Задачи:

- Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых;

  • Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность и положительную самооценку;
  • Развивать интерес к труду взрослых  в семье и в детском саду, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда.

Содержание:        

Формируем первоначальные представления о том, что предметы делают люди. Знакомим детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребенку. Создаем игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из разных материалов. Моделируем ситуации для активизации желания детей включиться в выполнение простейших действий бытового труда.

Формируем первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в группе детского сада. Поощряем желание детей соблюдать порядок в режимных моментах. Используем приемы одобрения и поощрения ребенка.

Поддерживаем стремление ребенка самостоятельно выполнять отдельные действия по самообслуживанию.

Педагог создает условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания, упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и правильном выполнении действий.

Организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества действий по самообслуживанию.

Для детей среднего возраста от 4 до 5 лет:

Задачи:

- Формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;

- Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;

- Вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;

- Развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включиться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье.

Содержание:

Знакомим с содержанием хозяйственно-бытового труда взрослых организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых работающих в ДОО и дома.

Поддерживаем желание ребенка рассказать о профессии мамы и папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.

Расширяем представления детей о предметах, ка результате труда взрослых, о многообразии предметного мира.

Рассказываем о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд.

Создаем условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в режимных моментах группы, поощряем  желание детей проявлять самостоятельность и инициативность. Одобряем действия детей, направленные на оказание взаимопомощи (  помочь доделать поделку, помочь одеться, помочь убрать со стола….)

В процессе самообслуживания обращаем внимание детей на необходимость бережного обращения к вещам: аккуратно складываем одежду, возвращаем игрушки на место.

В процессе самообслуживания напоминаем о важности соблюдения очередности действий в трудовом процессе для достижения качественного результата.

Для детей старшего возраста от 5 до 6 лет:

Задачи:

- Формировать представления детей о профессиях и трудовых процессах;

- Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

- Развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;

- Знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

Содержание:

Обогащаем представления детей о труде взрослых, знакомим с разными видами производственного и обслуживающего труда. Создаем образовательные ситуации по ознакомлению детей с различными профессиями.

Формируем представления детей о современной технике, в том числе и цифровой.

Создаем условия для знакомства с экономическими знаниями, рассказываем о назначении рекламы для распространения информации  о товаре, организуем проблемные и игровые ситуации, развиваем умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг. Формируем уважение к труду родителей.

Продолжаем поощрять инициативность и самостоятельность в процессах самообслуживания.

Создаем проблемные и игровые ситуации для развития умения выполнять различные трудовые действия.

Создаем условия для коллективного выполнения детьми трудовых поручений, учить детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого результата.

от 6 до 7 лет:

Задачи:

-Развивать ценностное отношение к труду взрослых;

- Формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;

- Формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов;

- Развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;

- Поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;

- Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

Содержание:

Углубляем представления детей о труде взрослых, организуя встречи с представителями различных профессий.,  организуя экскурсии, организуя просмотры видеофильмов, мультфильмов. Организуя этические беседы, с целью обсуждения требований , предъявляемых  к человеку определенной профессии.

Создаем игровые и проблемные ситуации для расширения представлений о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг.

Поощряем инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания.

 Поддерживаем коллективное выполнение детьми трудовых поручений.

Как организовать трудовую деятельность дошкольников

Достижение целей трудового воспитания детей более эффективно, когда педагог задействует целый комплекс мер, включая элементы трудовой деятельности в повседневную жизнь группы.

Формы детского труда

В дошкольном образовательном учреждении можно применять следующие формы детского труда:

  • Коллективные и индивидуальные поручения — задания, которые даются с учётом уровня развития ручных умений, а также возрастных и индивидуальных особенностей:
  • малышей включают в активную деятельность с помощью несложных и конкретных поручений (расставить тарелки на столе, принести лопатку, собрать игрушки в коробку);
  • детям постарше можно усложнить задачу и поручить стирку кукольных вещей, мытьё игрушек, подметание дорожек;
  • детям старшего дошкольного возраста поручают самостоятельную уборку книжных стеллажей и полок с игрушками, простой ремонт книг, коробок для настольных игр. Поскольку навыки самостоятельной и совместной работы развиты ещё слабо, воспитатель терпеливо разъясняет способы выполнения задания, помогает детям распределить обязанности внутри группы, согласовать общие действия, убрать инвентарь и инструменты после выполнения работы, кроме того, приучает к уважительному и внимательному отношению друг к другу, старается сформировать основы коллективного труда.

  • Ежедневные дежурства — обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива:
  • Четырёхлетние дети постепенно включаются в выполнение работ, связанных с дежурством по столовой. Каждый стол накрывает один ребёнок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество выполненной работы, благодарит за проявленные трудолюбие и старательность. Со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.
  • Старшие дошкольники систематически ухаживают за растениями в уголке природы.

Приёмы трудового воспитания

В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.

Наглядные приёмы

Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:

  • наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;
  • рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;
  • демонстрация:
  • выбора инвентаря или инструмента;
  • способа организации рабочего места;
  • последовательности выполнения операций, уборки.

Словесные приёмы

Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят:

  • рассказ воспитателя, пояснения и советы;
  • беседы:
  • «Любимые игрушки»;
  • «Наведём порядок в нашем доме»;
  • «Пришли гости»;
  • «Маленькое дело лучше большого безделья».

Чтение художественной литературы

В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй:

  • Братья Гримм «Голый король», «Храбрый портной»;
  • А. Лопатина «Золотая иголочка»;
  • В. Маяковский «Кем быть»;
  • С. Михалков «А что у вас?», «Все сам»;
  • Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»;
  • В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»;
  • Я. Аким «Неумейка»;
  • А. Барто «Девочка чумазая»;
  • Л. Воронкова «Маша-растеряша».

Игровые приёмы

Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.

Практические приёмы

К ним относятся:

  • совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;
  • поэтапная самостоятельная работа детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приобщение к труду по возрастам Воспитатель: Семененко Н.В.

Слайд 2

«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим ». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду? Стратегическая цель трудового воспитания формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями: - Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда. - Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.

Слайд 4

Мотивы детского труда похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых; самоутверждение в среде сверстников; желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу; внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным .

Слайд 5

Основные виды детского труда самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд.

Слайд 6

Содержание Федеральной общеобразовательной программы в сфере трудового воспитания Для детей младшего возраста от 3 до 4 лет - Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых; Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность и положительную самооценку; Развивать интерес к труду взрослых в семье и в детском саду, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда.

Слайд 7

Для детей среднего возраста от 4 до 5 лет - Формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; - Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; - Вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда; - Развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включиться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье.

Слайд 8

Для детей старшего возраста от 5 до 6 лет - Формировать представления детей о профессиях и трудовых процессах; - Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда; - Развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе; - Знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

Слайд 9

от 6 до 7 лет - Развивать ценностное отношение к труду взрослых; - Формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий; - Формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов; - Развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; - Поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; - Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

Слайд 10

Формы организации труда детей Поручения (индивидуальные, коллективные) Дежурства (обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива). Коллективный труд (общий труд и совместный труд)

Слайд 11

Приемы трудового воспитания Наглядные приемы; Словесные приемы; Игровые приемы; Практические приёмы.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...

Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом. Занятие на тему "Знакомство с трудом животновода" старший возраст.

Занятие на тему: «Знакомство с трудом животновода»Цель: систематизировать знания детей о труде животноводов,о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.Активиза...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...

Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №2 Тема выпуска: "Я - помощник" Приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду. (Труд в природе и хозяйственно - бытовой труд)

   Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах тр...

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Профессия, труд и продукт труда»

Занятие на тему "Профессия, труд и продукт труда" поможет расширить представление у детей старшего дошкольного возраста о содержании деятельности людей разных профессий. Дети познакомятся с ...