Консультация "Приобщение к труду по возрастам"
презентация к уроку (средняя группа)
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_trudu._semenenko_n.v.docx | 34.35 КБ |
prezentatsiya_priobshchenie_k_trudu.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119» Советского района город Воронеж
ПРИОБЩЕНИЕ К ТРУДУ ПО ВОЗРАСТАМ
воспитатель – Семененко Н.В.
Воронеж 2023 г.
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». В. А. Сухомлинский |
Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду?
Стратегическая цель трудового воспитания - формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:
- Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
- Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Мотивы детского труда могут быть разными:
- похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
- самоутверждение в среде сверстников;
- желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
- внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.
Основные виды детского труда:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд.
Содержание Федеральной общеобразовательной программы
в сфере трудового воспитания
Для детей младшего возраста от 3 до 4 лет:
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых;
- Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность и положительную самооценку;
- Развивать интерес к труду взрослых в семье и в детском саду, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда.
Содержание:
Формируем первоначальные представления о том, что предметы делают люди. Знакомим детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребенку. Создаем игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из разных материалов. Моделируем ситуации для активизации желания детей включиться в выполнение простейших действий бытового труда.
Формируем первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в группе детского сада. Поощряем желание детей соблюдать порядок в режимных моментах. Используем приемы одобрения и поощрения ребенка.
Поддерживаем стремление ребенка самостоятельно выполнять отдельные действия по самообслуживанию.
Педагог создает условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания, упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и правильном выполнении действий.
Организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества действий по самообслуживанию.
Для детей среднего возраста от 4 до 5 лет:
Задачи:
- Формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
- Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
- Вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
- Развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включиться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье.
Содержание:
Знакомим с содержанием хозяйственно-бытового труда взрослых организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых работающих в ДОО и дома.
Поддерживаем желание ребенка рассказать о профессии мамы и папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.
Расширяем представления детей о предметах, ка результате труда взрослых, о многообразии предметного мира.
Рассказываем о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд.
Создаем условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в режимных моментах группы, поощряем желание детей проявлять самостоятельность и инициативность. Одобряем действия детей, направленные на оказание взаимопомощи ( помочь доделать поделку, помочь одеться, помочь убрать со стола….)
В процессе самообслуживания обращаем внимание детей на необходимость бережного обращения к вещам: аккуратно складываем одежду, возвращаем игрушки на место.
В процессе самообслуживания напоминаем о важности соблюдения очередности действий в трудовом процессе для достижения качественного результата.
Для детей старшего возраста от 5 до 6 лет:
Задачи:
- Формировать представления детей о профессиях и трудовых процессах;
- Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
- Развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
- Знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
Содержание:
Обогащаем представления детей о труде взрослых, знакомим с разными видами производственного и обслуживающего труда. Создаем образовательные ситуации по ознакомлению детей с различными профессиями.
Формируем представления детей о современной технике, в том числе и цифровой.
Создаем условия для знакомства с экономическими знаниями, рассказываем о назначении рекламы для распространения информации о товаре, организуем проблемные и игровые ситуации, развиваем умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг. Формируем уважение к труду родителей.
Продолжаем поощрять инициативность и самостоятельность в процессах самообслуживания.
Создаем проблемные и игровые ситуации для развития умения выполнять различные трудовые действия.
Создаем условия для коллективного выполнения детьми трудовых поручений, учить детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого результата.
от 6 до 7 лет:
Задачи:
-Развивать ценностное отношение к труду взрослых;
- Формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
- Формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов;
- Развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
- Поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;
- Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
Содержание:
Углубляем представления детей о труде взрослых, организуя встречи с представителями различных профессий., организуя экскурсии, организуя просмотры видеофильмов, мультфильмов. Организуя этические беседы, с целью обсуждения требований , предъявляемых к человеку определенной профессии.
Создаем игровые и проблемные ситуации для расширения представлений о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг.
Поощряем инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания.
Поддерживаем коллективное выполнение детьми трудовых поручений.
Как организовать трудовую деятельность дошкольников
Достижение целей трудового воспитания детей более эффективно, когда педагог задействует целый комплекс мер, включая элементы трудовой деятельности в повседневную жизнь группы.
Формы детского труда
В дошкольном образовательном учреждении можно применять следующие формы детского труда:
- Коллективные и индивидуальные поручения — задания, которые даются с учётом уровня развития ручных умений, а также возрастных и индивидуальных особенностей:
- малышей включают в активную деятельность с помощью несложных и конкретных поручений (расставить тарелки на столе, принести лопатку, собрать игрушки в коробку);
- детям постарше можно усложнить задачу и поручить стирку кукольных вещей, мытьё игрушек, подметание дорожек;
- детям старшего дошкольного возраста поручают самостоятельную уборку книжных стеллажей и полок с игрушками, простой ремонт книг, коробок для настольных игр. Поскольку навыки самостоятельной и совместной работы развиты ещё слабо, воспитатель терпеливо разъясняет способы выполнения задания, помогает детям распределить обязанности внутри группы, согласовать общие действия, убрать инвентарь и инструменты после выполнения работы, кроме того, приучает к уважительному и внимательному отношению друг к другу, старается сформировать основы коллективного труда.
- Ежедневные дежурства — обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива:
- Четырёхлетние дети постепенно включаются в выполнение работ, связанных с дежурством по столовой. Каждый стол накрывает один ребёнок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество выполненной работы, благодарит за проявленные трудолюбие и старательность. Со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.
- Старшие дошкольники систематически ухаживают за растениями в уголке природы.
Приёмы трудового воспитания
В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.
Наглядные приёмы
Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:
- наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;
- рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;
- демонстрация:
- выбора инвентаря или инструмента;
- способа организации рабочего места;
- последовательности выполнения операций, уборки.
Словесные приёмы
Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят:
- рассказ воспитателя, пояснения и советы;
- беседы:
- «Любимые игрушки»;
- «Наведём порядок в нашем доме»;
- «Пришли гости»;
- «Маленькое дело лучше большого безделья».
Чтение художественной литературы
В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй:
- Братья Гримм «Голый король», «Храбрый портной»;
- А. Лопатина «Золотая иголочка»;
- В. Маяковский «Кем быть»;
- С. Михалков «А что у вас?», «Все сам»;
- Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»;
- В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»;
- Я. Аким «Неумейка»;
- А. Барто «Девочка чумазая»;
- Л. Воронкова «Маша-растеряша».
Игровые приёмы
Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.
Практические приёмы
К ним относятся:
- совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;
- поэтапная самостоятельная работа детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим ». В. А. Сухомлинский
Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду? Стратегическая цель трудового воспитания формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями: - Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда. - Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Мотивы детского труда похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых; самоутверждение в среде сверстников; желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу; внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным .
Основные виды детского труда самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд.
Содержание Федеральной общеобразовательной программы в сфере трудового воспитания Для детей младшего возраста от 3 до 4 лет - Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых; Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность и положительную самооценку; Развивать интерес к труду взрослых в семье и в детском саду, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда.
Для детей среднего возраста от 4 до 5 лет - Формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; - Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; - Вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда; - Развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включиться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье.
Для детей старшего возраста от 5 до 6 лет - Формировать представления детей о профессиях и трудовых процессах; - Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда; - Развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе; - Знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
от 6 до 7 лет - Развивать ценностное отношение к труду взрослых; - Формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий; - Формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов; - Развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; - Поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; - Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
Формы организации труда детей Поручения (индивидуальные, коллективные) Дежурства (обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива). Коллективный труд (общий труд и совместный труд)
Приемы трудового воспитания Наглядные приемы; Словесные приемы; Игровые приемы; Практические приёмы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа
Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...
Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом. Занятие на тему "Знакомство с трудом животновода" старший возраст.
Занятие на тему: «Знакомство с трудом животновода»Цель: систематизировать знания детей о труде животноводов,о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.Активиза...
Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.
Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....
«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...
Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...
Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №2 Тема выпуска: "Я - помощник" Приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду. (Труд в природе и хозяйственно - бытовой труд)
Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах тр...
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Профессия, труд и продукт труда»
Занятие на тему "Профессия, труд и продукт труда" поможет расширить представление у детей старшего дошкольного возраста о содержании деятельности людей разных профессий. Дети познакомятся с ...