Тематический контроль на тему "Познавательное развитие в ДОУ"
материал

Вайтиева Александра Вячеславовна

Тематический контроль на тему "Познавательное развитие в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Приложение  

                                                              к Приказу № ____от______2024 г.

План тематического контроля

Тема: «Познавательное развитие в ДОУ».

Основание для контроля: выполнение задач годового плана на 2024 – 2025 учебный год.

Сроки: с 10.02.2025 г. по 20.02.2025 г.

Цель: анализ состояния работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО.

Задачи:

  1. Оценить профессиональные умения педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста
  2. Проанализировать условия развивающей предметно-пространственной среды, способствующей познавательному развитию детей.
  3. Оценить планирование работы педагогов по познавательному развитию детей.
  4. Анализ форм взаимодействия педагогов и родителей по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста

Группы на контроле: все возрастные группы

Методы контроля:

- анализ документации педагогов

- посещение занятий;

- анализ РППС;

- анализ работы с родителями

Содержание тематического контроля 

Методики проведения 

Рабочие материалы

Оценка профессиональных умений воспитателя по познавательному развитию детей дошкольного возраста

  • Оценить умение воспитателей применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми;
  • оценить уровень владения воспитателями методами и приемами познавательного развития детей дошкольного возраста;
  • оценить владение педагогов методиками и приемами по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • оценить владение педагогов методиками и приемами по развитию интереса у дошкольников к окружающему миру и природе
  • Анализ проведения занятий педагогом; 
  • изучение уровня  профессионального мастерства педагогов;
  • самоанализ педагогов; 
  • анализ РППС, компетентность педагогов при ее создании
  • карта контроля по теме «Состояние работы педагогов по организации РППС в группах»;
  • лист оценки профессиональной деятельности воспитателя;
  • карта самоанализа по теме «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»;
  • карта самоанализа по экологическому воспитанию для воспитателя

Оценка создания условий для познавательного развития детей дошкольного возраста

  • Оценить умение воспитателя создать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с возрастом и уровнем развития детей, программными задачами;
  • оценить укомплектованность группы программными, диагностическими, дидактическими материалам, наглядно-демонстрационными по познавательному развитию детей возрастных групп; 
  • оценить оснащение групповых комнат, методического кабинета и детского сада в целом в рамках познавательного развития дошкольников 
  • Посещение групп; 
  • анализ РППС по образовательной области «Познавательное развитие»;
  • анализ содержания центров активности в возрастных группах
  • карта контроля центров активности в РППС групп дошкольного возраста;
  • карта оценки РППС по требованиям ФГОС и ФОП ДО;
  • карта анализа создания развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельно;
  • карта оперативного контроля «Условия РППС по РЭМП у детей в группах старшего возраста»

Оценка планирования работы педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста

  • Оценить эффективность системы планирования работы с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию; 
  • оценить планирование работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста во всех формах организации образовательного процесса
  • Проверка планов с точки зрения планирования занятий по познавательному развитию детей дошкольного возраста, индивидуальной работы с детьми по отдельным разделам образовательной области;
  • анализ планирования работы в центрах активности; 
  • анализ планирования работы по познавательному развитию дошкольников в процессе разных видов деятельности в режиме дня; 
  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы с детьми;

Оценка форм взаимодействия с родителями по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста

  • Оценить эффективность взаимодействия педагогов с родителями по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста;
  • проверить наличие наглядной и справочной информации для родителей по познавательному развитию детей дошкольного возраста
  • Анализ наглядной информации для родителей в группе;
  • опрос или анкетирование родителей;
  • анализ планов образовательной работы с точки зрения планирования взаимодействия с семьями
  • карта контроля взаимодействия педагогов с родителями

Карта самоанализа «Профессиональное мастерство педагогов по образовательной области "Познавательное развитие"»

Уважаемый педагог!

Оцените, пожалуйста, уровень Вашего профессионального мастерства по образовательной области «Познавательное развитие».

При оценке используйте универсальные маркеры:

  • 5 баллов – отлично;
  • 4 балла – хорошо;
  • 3 балла – удовлетворительно;
  • 2 балла – неудовлетворительно;
  • 1 балл – крайне неудовлетворительно.

 Критерии оценки

Оценка

1. Оцените свои знания содержания раздела «Сенсорные эталоны и познавательные действия»

2. Поставьте оценку своим знаниям содержания раздела «Математические представления»

3. Определите уровень своих знаний содержания раздела «Окружающий мир»

4. Оцените свои знания содержания раздела «Природа»

5. Дайте оценку содержанию центра познавательного развития в Вашей группе

6. Оцените привлекательность центра познавательного развития в Вашей группе

7. Оцените достаточность материалов для организации опытов и экспериментов в группе

8. Оцените организацию проектной деятельности в Вашей группе

9. Дайте оценку своим знаниям о технологиях познавательного развития детей

10. Оцените уровень взаимодействия с родителями в целях познавательного развития детей

11. Оцените свою готовность поделиться опытом работы по познавательному развитию детей

Уровневый показатель:

  • высокий уровень – 45–60 баллов;
  • средний уровень – 25–44 балла;
  • низкий уровень – 12–24 балла.

Вывод:

Карта анализа групп по теме «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»

Группа: _____________
Дата: __________

Вопросы для самоанализа

Критерии

Да

Частично

Нет

1. Уголок природы: растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для труда в уголке присутствует

2. Содержание растений в группе

Количество растений в группе достаточное

Внешний вид растений ухоженный

Присутствуют инструменты для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива

Есть паспорт на каждое растение в группе

Все растения безопасны для детей

Растения расположены безопасно для детей и удобно для ухода за ними (растения не стоят на высоких полках, не висят в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

3. Моделирование. В группе присутствуют материалы для развития у детей моделирующей способности:

  • условные символы

  • календари наблюдений в природе

  • протоколы опытов

  • экологические дневники

  • книжки-самоделки

  • экологические цепочки, экосистемы

4. Наличие познавательной литературы

5. Наличие обучающих игр по экологии

6. Наличие наглядного материала:

  • наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов

  • картины, альбомы, загадки, энциклопедии

  • серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)

7. Наличие календаря природы, соответствие возрасту

Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность – облачность)

8. Наличие природного материала, коллекция семян и плодов (эстетика оформления)

9. Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

10. Наличие инструментов для экспериментальной деятельности:

  • набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов

  • набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов

Вывод

Карта контроля развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (наполнение по возрасту)

Дата проверки:

________

Группа:

______________

Проверку проводил:

________

Вопросы контроля

Критерии оценки

Выполняется

Частично выполняется

Есть замечания

Доступность среды для всех детей, удобное расположение материалов

_

Безопасность среды, закрепленность оборудования

_

Наличие маркеров среды (столы, стулья, стеллажи) в соответствии с возрастом детей

_

Наличие и использование интерактивного оборудования

_

Наличие места для расположения, хранения личных вещей, игрушек детей

_

Отсутствие комнатных растений на подоконниках

_

Наличие центра искусства

_

Наличие центра строительства

_

Наличие центра книги

_

Наличие центра сюжетно-ролевых и театрализованных игр

_

Наличие центра песка и воды

_

Наличие центра настольных игр:

  • по ФЭМП;
  • окружающему миру;
  • ОБЖ;
  • музыкальной деятельности;
  • социализации;
  • художественно-эстетическому развитию;
  • развитию речи, обучению грамоте

_

Наличие центра природы (рекомендации по подбору комнатных растений)

_

Наличие места для выставки детских работ, продуктов проектной деятельности, вернисажей

_

Наличие оборудованного уголка уединения

_

Полифункциональность среды

_

Трансформируемость пространства

_

Наличие и ведение тетради учета обновления РППС

_

Наличие паспорта группы

_

Внешний вид, единый стиль оформления группы, эстетика

_

Безопасные условия на прогулочном участке

_

Разнообразие игрового материала на прогулочном участке

_

Карта оценки функциональных модулей РППС

Дата

 __________

Группа

__________________

Критерии и оказатели

Самооценка

Оценка

1. Насыщенность – должна обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами

1.1. Модуль группы содержит от 5 до 7 разнообразных пространств активности детей в соответствии с возрастом детей и направлением развития, четко промаркированных и равно доступных

1.2.В среде присутствуют материалы, связанные с текущей темой/событием. После завершения события материалы перемещаются на стеллаж, появляются новые

1.3.В среде присутствуют средства ИКТ и материалы для работы с ними: аудиотеки, видеотеки, медиатеки познавательного и развивающего характера, требующие от детей активного действия с ними

2. Трансформируемость пространства детьми и педагогами – предполагает возможность изменения модуля в зависимости от образовательной ситуации

2.1. Предметы среды легкие и безопасные и могут быть перенесены ребенком – стол, стул, материал, модуль, коврик, ширма и др. Наличие возможности легкого преобразования среды ребенком: контейнер с атрибутами, платки и ширмы, стеллаж

2.2.Большое пространство должно быть разделено на сектора, чтобы не провоцировать детей на хаотичное передвижение: стеллажи, ширмы, столы

2.3.Наличие возможностей для ребенка выделить себе пространство для индивидуальной или парной работы –  маленькие коврики, отдельные столики, ширмы), чтобы создать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением

2.4.Наличие возможностей для педагога проводить разные виды деятельности с различным количеством детей. Наличие места, мебели, соответствующей росту детей

3. Полифункциональность

3.1.Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, ширм, природного материала, пособий, схем, таблиц

3.2. Наличие в среде полифункциональных, не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов: детали крупных напольных конструкторов, коробки, модули, палочки, веревочки, куски ткани, ящики с мелкими предметами

3.3.Наличие развивающих материалов, предполагающих несколько уровней сложности в работе с ними: пооперационные схемы построек или поделок различного уровня сложности, дополнительные предметы, позволяющие по-разному действовать с материалом – карты, коробочки с надписями, обеспечивающих зону ближайшего развития каждого ребенка

4. Вариативность – возможность выбора детьми материалов, видов активности

4.1.Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, место для загадочного предмета – полочка, коробка, «черный ящик»

4.2.Разнообразие материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и развивающих вариативное дошкольное образование; наличие материалов, обеспечивающих развитие каждого ребенка в зоне его ближайшего развития

5. Доступность – свободный доступ всех воспитанников материалами и помещениями ДОО

5.1. Материалы расположены на высоте детского роста, шкафчики и стеллажи открыты. У детей есть возможность легко подойти к любому материалу – нет преград, не заставлено пространство. Полнота и укомплектованность материала позволяют ребенку работать без обращения к взрослому, время доступности материала – не менее 1 часа в день

5.2. Материалы яркие, привлекательные для детей. Мелкие материалы сложены в контейнеры, которые по возможности прозрачны и открыты. Наличие подписей или картинок, поясняющих, что находится на книжной полке, в закрытом контейнере

6. Безопасность – обеспечение надежности и безопасности всех элементов модуля

6.1.Исправность и сохранность материалов и оборудования

6.2.Наличие правил для формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, представленных в доступной и понятной детям форме – плакаты, схемы с правилами поведения, алгоритмы работы

6.3.Отсутствие колющих, режущих, огнеопасных предметов в свободном доступе, наличие их для использования по запросу детей под присмотром воспитателя: шило, иголка, спицы, молоток, отвертка

Итог

Баллы:

  • соответствует полностью – 2 балла;
  • частично соответствует – 1 балла;
  • не соответствует – 0 балла.

Карта контроля развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (наполнение по возрасту)

Дата проверки:

________

Группа:

______________

Проверку проводил:

________

Вопросы контроля

Критерии оценки

Выполняется

Частично выполняется

Есть замечания

Доступность среды для всех детей, удобное расположение материалов

_

Безопасность среды, закрепленность оборудования

_

Наличие маркеров среды (столы, стулья, стеллажи) в соответствии с возрастом детей

_

Наличие и использование интерактивного оборудования

_

Наличие места для расположения, хранения личных вещей, игрушек детей

_

Отсутствие комнатных растений на подоконниках

_

Наличие центра искусства

_

Наличие центра строительства

_

Наличие центра книги

_

Наличие центра сюжетно-ролевых и театрализованных игр

_

Наличие центра песка и воды

_

Наличие центра настольных игр:

  • по ФЭМП;
  • окружающему миру;
  • ОБЖ;
  • музыкальной деятельности;
  • социализации;
  • художественно-эстетическому развитию;
  • развитию речи, обучению грамоте

_

Наличие центра природы (рекомендации по подбору комнатных растений)

_

Наличие места для выставки детских работ, продуктов проектной деятельности, вернисажей

_

Наличие оборудованного уголка уединения

_

Полифункциональность среды

_

Трансформируемость пространства

_

Наличие и ведение тетради учета обновления РППС

_

Наличие паспорта группы

_

Внешний вид, единый стиль оформления группы, эстетика

_

Безопасные условия на прогулочном участке

_

Разнообразие игрового материала на прогулочном участке

_

Карта анализа «Условия РППС по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Дата проверки: ___________

Возрастная группа: ___________________

Критерии оценивания: 

  • 3 балла – имеется в достаточном количестве; 
  • 2 балла – имеется, но не в достаточном количестве; 
  • 1 балл – отсутствует.

Наименование составляющих РППС

Критерии оценивания 

1

2

3

1. Наглядный демонстрационный материал

  • комплекты цифр

  • комплекты геометрических фигур разных размеров

  • плоскостные предметные картинки и игрушки для счета

  • картинки с временами года и частями суток

2. Раздаточный материал

  • комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета

  • комплекты цифр и картинок с предметами

  • мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.

  • счетные палочки

3. Дидактические игры математического характера

  • игры по направлению «Количество и счет»

  • игры по направлению «Величина»

  • игры по направлению «Форма»

  • игры по направлению «Ориентировка в пространстве»

  • игры по направлению «Время»

4. Развивающие и интеллектуальные игры

  • игры на составление целого из частей: домино, лото, кубики и др.

  • лабиринты, головоломки: танграм, квадраты Никитина и др.

  • игровые задания развивающего, проблемно-поискового характера: «Четвертый лишний», «Найди неточность» и др.

5. Наборное полотно или магнитная доска

6. Карточки раздаточные с полосками – на каждого ребенка, в зависимости от возраста

Вывод. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

  1. ________________________________________________________________________
  2. _____

Старший воспитатель

________

____________

Карта анализа планов воспитательно-образовательной работы всех возрастных групп по основным направлениям познавательного развития

Дата контроля: ___________
Цель:___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф. И. О. проверяющего: _________________________________

Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

1

2

3

4

1. Общие вопросы

1.1. Эстетика оформления

1.2. Соответствие тематическому плану

1.3. Соответствие темы занятия теме недели

2. Планирование занятий

2.1. Программное содержание: обучающая, воспитательная, развивающая задачи

2.2. Планирование занятий по РЭМП

2.3. Планирование занятий по ознакомлению с окр.миром

2.4. Планирование работы по ознакомлению с природой

2.5. Планирование работы по ознакомлению с сенсорными эталонами

3. Планирование воспитательно-образовательной работы вне занятий

3.1. Дидактические игры для реализации разделов познавательного развития

3.2. Интеллектуальные игры

3.3. Игры-экспериментирования

3.4. Сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры

3.5. Дидактические игры с решением задач пространственного ориентирования, счета и т. п.

3.6. Подбор игр на смекалку, сообразительность

3.7. Индивидуальная работа

4. Взаимодействие с родителями

4.1. Наличие информационного пространства

4.2. Наличие активных форм взаимодействия, мастер-классов, мастерских

Вывод. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

Старший воспитатель

________

_____________

Карта контроля взаимодействия педагогов с родителями

Дата проверки:

________

Группа:

______________

Ф.И.О. педагога:

___________

Проверку проводил:

__________________________________

Вопросы контроля

Критерии оценки

Выполняется

Частично выполняется

Есть замечания

Наличие системы работы в плане взаимодействия воспитателя с родителями

Разнообразие индивидуальных консультаций

Разнообразие стендовых консультаций в раздевальной

Привлечение родителей к участию в итоговых мероприятиях в рамках тематических недель

Отсутствие жалоб на работу воспитателя со стороны родителей

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль по теме: "Развитие связной монологической речи посредством наглядного моделирования в группах старшего дошкольного возраста"

Тематический контроль по теме: "Развитие связной монологической речи посредством  наглядного моделирования в группах старшего дошкольного возраста" (план, карты контроля, аналитическая справка об...

План тематического контроля по речевому развитию

План для проведения тематического контроля по речевому развитию в ДОУ...

Тематический контроль «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»

Тематический контроль«Познавательно – речевое развитие детей  дошкольного возраста»...

Справка по тематическому контролю: "Художественно-эстетическое развитие в ДОУ"

аналитическая справка по тематическому контролю: "Художественно-эстетическое развитие в ДОУ"...

План тематического контроля по речевому развитию дошкольников в ДОУ

В материале представлен план тематического контроля по речевому развитию дошкольников в ДОУ...

тематический контроль по физическому развитию

Тематический контроль в ДОУ по теме «Эффективность работы педагогов по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста»....

Справка по результатам тематического контроля по физическому развитию

В справке представлен анализ работы по физическому развитию детей в ДОУ....