План самообразования педагога по теме: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Адаменко Юлия Афанасьевна

Все дети любят играть, но не у всех, получается, делать это самостоятельно, да ещё с любой игрушкой. А конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет дошкольникам самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в разных видах деятельности, в режиме игры. Конструирование не только любимое и увлекательное занятие для детей, но и весьма полезное, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе конструирования идёт работа над развитием воображения, творчества. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В процессе конструирования дети учатся работать по показу, по образцу, по предложенным инструкциям, у них формируются умения договариваться, сотрудничать друг с другом, работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

План самообразования педагога по теме:

«Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»

Материал подготовила воспитатель:

Адаменко Юлия

Афанасьевна

г. Покачи, 2023 год

Актуальность темы

Все дети любят играть, но не у всех, получается, делать это самостоятельно, да ещё с любой игрушкой. А конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет дошкольникам самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в разных видах деятельности, в режиме игры. Конструирование не только любимое и увлекательное занятие для детей, но и весьма полезное, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе конструирования идёт работа над развитием воображения, творчества. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В процессе конструирования дети учатся работать по показу, по образцу, по предложенным инструкциям, у них формируются умения договариваться, сотрудничать друг с другом, работать в коллективе.

Дети выполняют задания, где требуется мыслительная деятельность, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности

Цель: Формировать у детей интерес к конструктивной деятельности, развивать технические и конструктивные навыки и умения, используя практический материал.

 Задачи: 

-повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;

 -создать благоприятную развивающую предметно – пространственную среду для формирования интереса и развития конструктивных навыков и умений у детей;

 -расширить представление детей о деталях конструктора (кубик, кирпичик, пластина, конус);

-дать представление о вариантах расположения строительных форм на плоскости;

-познакомить с величиной (большой – маленький) и формой предметов;

 -научить детей различать основные цвета (красный, желтый, зеленый);

 -учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) для обыгрывания;

 -способствовать приобщению детей к умению слушать, отвечать на вопросы, строить по показу, по образцу, по картинке, по желанию;

-приобщать родителей к формированию у детей конструктивных навыков и умений в разнообразных видах деятельности.

Перспективный план  по теме самообразования

«Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Создание предметно- развивающей среде

Распространение педагогического опыта

Октябрь – ноябрь

1.Беседа по теме: «Что можно построить из кубиков?»

2.Чтение стихов, загадок про кубики, деревянный и пластмассовый строительный набор,

3.СРИ «Постройка домика для зайчика, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

- Консультация для родителей:

«Что такое конструирование»

Изучение учебно –методической литературы:

- Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

-Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.Издательство:Мозаика-Синтез, 2008 г.

- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

-Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

-Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //Управление дошкольным

образовательным учреждением. 2004, №4.

Декабрь

1.Знакомство детей с конструктором из дерева

«Гараж и дорожка для грузовика»

- аккуратно складывать детали;

- рассказывать, из каких деталей будут делать постройку;

- использовать постройку в игре.

2. ««Обведи контур»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками,

3. Д/и «Выкладывание ёлочек из треугольников» Цель: Учить правильно приставлять треугольники, чтоб получилась фигура - ёлочка. Обучение цвету – зеленый и геометрической фигуре – треугольник.

4. Чтение стихов, загадок про кубики

Рекомендации родителям: «Конструируем вместе с детьми»

Подбор д/ игр по конструктивной деятельности для детей.

Консультация для педагогов «Конструирование в детском саду».

Январь- февраль

1.Знакомство детей с LEGO Дупло

2.Д/и «Цветные детали», «Собери модель по памяти». Цель: Развитие сенсорики.

3Д/и «Найди деталь, как у меня»;

«Построй с закрытыми глазами»;

«Найди такую же постройку, как на карточке»;

«Разложи по цвету»;

.

1.Консультация: «Как и где  хранить Лего в доме».

2. Памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»

Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий

ЛЭПБУК «LEGO- конструирование» выступление на педсовете

Март

1.«Городок для кукол» Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

2.«У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Консультации для родителей: «Конструктор: как играть, что выбрать?»»

Изготовить альбом «Кубики для всех»

Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий

Размещение материалов в сети Интернет

Апрель- май

1.«Домик по образцу без показа» Цель: Совершенствовать основные приемы конструирования: прикладывание, накладывание, перекрытие. Напольный строительный материал

2. «Разноцветные постройки» Цель: Учить использовать разные строительные детали для различных построек Настольный строительный материал

3. Заключительная диагностика детей.

Цель: Определение уровня сформированности интереса к конструктивной деятельности. Выявление знаний и умений по конструированию.

4. Свободное конструирование Цель: Закреплять навыки конструирования, полученные в течение года. Побуждать к коллективному творчеству. Из разных строительных материалов.

Подведение итогов работы на родительском собрании:

«Успехи наших детей»

Фотовыставка: «Что нам стоит дом построить» -

Изготовление альбома для фотовыставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования 2019-2020 г.г. Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста».

Конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет ребёнку самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в ра...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

Доклад:«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»...

Отчет по теме самообразования "Использование театрализованной игры в развитии речи и коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста"

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое и коммуникативное развитие ребенка.Ребенок, используя выразительные средства и интонации , соответствующие характеру героев и их поступков, с...

Программа по самообразованию воспитателя 1 младшей группы «Теремок» МКДОУ детский сад №9 «Солнышко» на 2023-2024 учебный год. Тема: Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста

Цель: содействие развитию у детей раннего возраста способностей к познанию посредством овладения конструированием.Задачи:Создание благоприятных условий для развития у детей раннего возраста перво...