Программа по самообразованию воспитателя 1 младшей группы «Теремок» МКДОУ детский сад №9 «Солнышко» на 2023-2024 учебный год. Тема: Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Апаринова Елена Федоровна

Цель: содействие развитию у детей раннего возраста способностей к познанию посредством овладения конструированием.

Задачи:

  • Создание благоприятных условий для развития у детей раннего возраста первоначальных навыков и умений по конструированию.
  • Развивать конструктивное мышление.
  • Развивать воображение и любознательность детей.
  • Формирование умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора.
  • Формировать мелкую моторику пальцев рук.

 

 Актуальность.

Известно, что первые конструкторы для детей появились ещё вначале двадцатого века, и уже не одно поколение увлекается игрой с ними. А о пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская

ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка. Поэтому в этот период необходимо развивать конструктивные умения. В раннем возрасте у малышей начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. В педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. В конструировании сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания.

 В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпичик. Развивать познавательные и речевые умения – определять цвет, размер, форму предметов, путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.) у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, в процессе которой осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.д.), что важно для подготовки детей к обучению в школе.

 

 

 

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

 

 

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

4. Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014.

5. О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста»

 

 

 

Работа с детьми

Сентябрь

Диагностика детей по теме.

Подведение итогов диагностики.

 

 

Октябрь-май

Организация работы с детьми по теме

Выставки работ детей в приёмной комнате

 

 

 

Апрель

Оформление фотовыставки 

«Моя постройка»

 

 

 

Май

Итоговая диагностика.

Подведение итогов диагностики.

 

 

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования».

План совместной работы

 

 

Октябрь

Стенгазета

«Первые шаги в ЛЕГО»

 

 

Ноябрь

Семинар-практикум

«Значение конструирования в развитии детей»

 

 

Январь

Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности». 

Создание альбома

 

 

 

«Мы играем в ЛЕГО» 

 

 

Февраль

Консультация «Волшебные» кирпичики».

 

 

 

Март

 

Индивидуальная работа

 

Беседы: «Пальчиковая гимнастика на занятиях по конструированию».

«Что должен знать и уметь ребёнок в процессе игры со строителем».

 

 

Апрель

 

 

Выставка детских работ  с участием родителей «Мы любим строить».

 

Родительское собрание «Использование конструктивных игр в развитии  речи»

 

 

 

Самореализация

 

 

Октябрь

 

Составление плана работы с детьми по теме

 

 

 

Октябрь-апрель

Оформление альбомов

«Маленькие строители»

 

 

 

Октябрь

Подготовка консультаций для родителей по теме

 

 

 

Апрель

Памятка для родителей «Играем с конструктором дома»

 

 

Май

Диагностика детей по теме

 

Итоги диагностики

 
   

 

 
      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_23.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий

МКДОУ д/с №9 «Солнышко»

_____________М.Н. Опалева

Программа

по самообразованию

воспитателя 1 младшей  группы «Теремок»

МКДОУ детский сад №9 «Солнышко»

на 2023-2024 учебный год.

Тема: Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста

        

Составила: воспитатель

Апаринова Е.Ф.

г. Чкаловск

2023 год

Цель: содействие развитию у детей раннего возраста способностей к познанию посредством овладения конструированием.

Задачи:

  • Создание благоприятных условий для развития у детей раннего возраста первоначальных навыков и умений по конструированию.
  • Развивать конструктивное мышление.
  • Развивать воображение и любознательность детей.
  • Формирование умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора.
  • Формировать мелкую моторику пальцев рук.

 Актуальность.

Известно, что первые конструкторы для детей появились ещё вначале двадцатого века, и уже не одно поколение увлекается игрой с ними. А о пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская

ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка. Поэтому в этот период необходимо развивать конструктивные умения. В раннем возрасте у малышей начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. В педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. В конструировании сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания.

 В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпичик. Развивать познавательные и речевые умения – определять цвет, размер, форму предметов, путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.) у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, в процессе которой осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.д.), что важно для подготовки детей к обучению в школе.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

4. Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014.

5. О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста»

Работа с детьми

Сентябрь

Диагностика детей по теме.

Подведение итогов диагностики.

Октябрь-май

Организация работы с детьми по теме

Выставки работ детей в приёмной комнате

Апрель

Оформление фотовыставки  

«Моя постройка»

Май

Итоговая диагностика.

Подведение итогов диагностики.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования».

План совместной работы

Октябрь

Стенгазета

«Первые шаги в ЛЕГО»

Ноябрь

Семинар-практикум

«Значение конструирования в развитии детей»

Январь

Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности». 

Создание альбома

«Мы играем в ЛЕГО» 

Февраль

Консультация «Волшебные» кирпичики».

Март

Индивидуальная работа

Беседы: «Пальчиковая гимнастика на занятиях по конструированию». 

«Что должен знать и уметь ребёнок в процессе игры со строителем».

Апрель

Выставка детских работ  с участием родителей «Мы любим строить».

Родительское собрание «Использование конструктивных игр в развитии  речи»

Самореализация

Октябрь

Составление плана работы с детьми по теме

Октябрь-апрель

Оформление альбомов

«Маленькие строители»

Октябрь

Подготовка консультаций для родителей по теме

Апрель

Памятка для родителей «Играем с конструктором дома»

Май

Диагностика детей по теме

Итоги диагностики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста»

Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:...

Самообразование на 2018-2019 уч.год. Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора. МАДОУ ДС №15 «Югорка» Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна

Самообразование на 2018-2019 уч.год.Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.МАДОУ ДС №15 «Югорка»Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна...

План самообразования 2019-2020 г.г. Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста».

Конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет ребёнку самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в ра...

Тема: « РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ SOFT SKILLS У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО»

Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребёнку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой стр...