Программа по самообразованию воспитателя 1 младшей группы «Теремок» МКДОУ детский сад №9 «Солнышко» на 2023-2024 учебный год. Тема: Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Цель: содействие развитию у детей раннего возраста способностей к познанию посредством овладения конструированием.
Задачи:
- Создание благоприятных условий для развития у детей раннего возраста первоначальных навыков и умений по конструированию.
- Развивать конструктивное мышление.
- Развивать воображение и любознательность детей.
- Формирование умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора.
- Формировать мелкую моторику пальцев рук.
Актуальность.
Известно, что первые конструкторы для детей появились ещё вначале двадцатого века, и уже не одно поколение увлекается игрой с ними. А о пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская
ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка. Поэтому в этот период необходимо развивать конструктивные умения. В раннем возрасте у малышей начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. В педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. В конструировании сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпичик. Развивать познавательные и речевые умения – определять цвет, размер, форму предметов, путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.) у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, в процессе которой осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.д.), что важно для подготовки детей к обучению в школе.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
|
| |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. 2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 4. Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014. 5. О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста» |
| |||
Работа с детьми | Сентябрь | Диагностика детей по теме. | Подведение итогов диагностики. |
|
| |
Октябрь-май | Организация работы с детьми по теме Выставки работ детей в приёмной комнате |
|
| |||
Апрель | Оформление фотовыставки | «Моя постройка» |
|
| ||
| Май | Итоговая диагностика. | Подведение итогов диагностики. |
|
| |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования». | План совместной работы |
|
| |
Октябрь | Стенгазета | «Первые шаги в ЛЕГО» |
| |||
Ноябрь | Семинар-практикум | «Значение конструирования в развитии детей» |
|
| ||
Январь | Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности». Создание альбома |
«Мы играем в ЛЕГО» |
|
| ||
Февраль | Консультация «Волшебные» кирпичики». |
|
| |||
Март |
Индивидуальная работа
| Беседы: «Пальчиковая гимнастика на занятиях по конструированию». «Что должен знать и уметь ребёнок в процессе игры со строителем». |
| |||
Апрель
|
Выставка детских работ с участием родителей «Мы любим строить».
| Родительское собрание «Использование конструктивных игр в развитии речи»
|
| |||
Самореализация |
| |||||
Октябрь
| Составление плана работы с детьми по теме |
|
| |||
Октябрь-апрель | Оформление альбомов | «Маленькие строители»
|
| |||
Октябрь | Подготовка консультаций для родителей по теме |
|
| |||
Апрель | Памятка для родителей «Играем с конструктором дома» |
| ||||
Май | Диагностика детей по теме |
Итоги диагностики | ||||
| ||||||
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_23.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий
МКДОУ д/с №9 «Солнышко»
_____________М.Н. Опалева
Программа
по самообразованию
воспитателя 1 младшей группы «Теремок»
МКДОУ детский сад №9 «Солнышко»
на 2023-2024 учебный год.
Тема: Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста
Составила: воспитатель
Апаринова Е.Ф.
г. Чкаловск
2023 год
Цель: содействие развитию у детей раннего возраста способностей к познанию посредством овладения конструированием.
Задачи:
- Создание благоприятных условий для развития у детей раннего возраста первоначальных навыков и умений по конструированию.
- Развивать конструктивное мышление.
- Развивать воображение и любознательность детей.
- Формирование умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора.
- Формировать мелкую моторику пальцев рук.
Актуальность.
Известно, что первые конструкторы для детей появились ещё вначале двадцатого века, и уже не одно поколение увлекается игрой с ними. А о пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская
ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка. Поэтому в этот период необходимо развивать конструктивные умения. В раннем возрасте у малышей начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. В педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. В конструировании сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпичик. Развивать познавательные и речевые умения – определять цвет, размер, форму предметов, путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.) у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, в процессе которой осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.д.), что важно для подготовки детей к обучению в школе.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. 2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 4. Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014. 5. О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста» | ||
Работа с детьми | Сентябрь | Диагностика детей по теме. | Подведение итогов диагностики. | |
Октябрь-май | Организация работы с детьми по теме Выставки работ детей в приёмной комнате | |||
Апрель | Оформление фотовыставки | «Моя постройка» | ||
Май | Итоговая диагностика. | Подведение итогов диагностики. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования». | План совместной работы | |
Октябрь | Стенгазета | «Первые шаги в ЛЕГО» | ||
Ноябрь | Семинар-практикум | «Значение конструирования в развитии детей» | ||
Январь | Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности». Создание альбома | «Мы играем в ЛЕГО» | ||
Февраль | Консультация «Волшебные» кирпичики». | |||
Март | Индивидуальная работа | Беседы: «Пальчиковая гимнастика на занятиях по конструированию». «Что должен знать и уметь ребёнок в процессе игры со строителем». | ||
Апрель | Выставка детских работ с участием родителей «Мы любим строить». | Родительское собрание «Использование конструктивных игр в развитии речи» | ||
Самореализация | ||||
Октябрь | Составление плана работы с детьми по теме | |||
Октябрь-апрель | Оформление альбомов | «Маленькие строители» | ||
Октябрь | Подготовка консультаций для родителей по теме | |||
Апрель | Памятка для родителей «Играем с конструктором дома» | |||
Май | Диагностика детей по теме | Итоги диагностики | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование нравственных навыков и культуры поведения детей раннего возраста"
Аккутуальность темы, цели, задачи, формы реализации....
«Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста»
Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:...
Опыт работы по теме: " Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста в процессе взаимодействия взрослого с детьми"
Опыт работы....
Самообразование на 2018-2019 уч.год. Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора. МАДОУ ДС №15 «Югорка» Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна
Самообразование на 2018-2019 уч.год.Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.МАДОУ ДС №15 «Югорка»Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна...
План самообразования 2019-2020 г.г. Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста».
Конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет ребёнку самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в ра...
Тема: « РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ SOFT SKILLS У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО»
Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребёнку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой стр...