Главные вкладки
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
методическая разработка
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды – это одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
План самообразования педагога по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников
в различных видах деятельности»
Материал подготовила воспитатель:
Адаменко Юлия
Афанасьевна
г. Покачи, 2021 год
Актуальность. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды – это одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития: повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- формировать знания, умения и навыки воспитанников.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников.
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию.
- Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах.
- Участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах.
- Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.
- Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию.
- Проведение открытого занятия.
- Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Изготовление экологического лэпбука.
- Участие в конкурсах.
- Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
План работы с детьми:
- Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- экологические спектакли
- Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- «Масленица»;
- «Пасха»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- «Всемирный день охраны окружающей среды».
- Проведение сезонных выставок поделок.
- Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет.
- Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
- «Значение воды в жизни людей»;
- «Зеленая аптека»;
- «Синичкин день»;
- «Покормим птиц зимой»;
- «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
- «Морские млекопитающие»;
- «Естественные водоемы Земли»;
- «Что такое заповедник»;
- «Путешествие по заповедникам»;
- «Мы друзья природы»;
- «Лес и наше здоровье»;
- «Поможем природе»;
- «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
- Проекты:
- «Огород на подоконнике»;
- «Цветущий участок»
- Экологические акции:
- «Птичья столовая».
- Чтение художественной литературы:
- В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
- С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
- Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
- В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
- Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
- Ю. Демянская «Дом Земли»;
- Н.Т. Бромлей «Охотник».
- Заучивание наизусть:
- Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
- В. Орлов «Общий дом»;
- П. Воронько «Журавль».
- Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
- Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями:
- Анкетирование родителей по экологии.
- Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
- Разработка и проведение консультаций для родителей:
- «Экология и мы»;
- «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
- «Игры экологического содержания»;
- «Ребенок и природа»;
- «Птичья столовая»;
- «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка»;
- «Чистая планета Земля».
- Памятки для родителей:
- «В каких продуктах «живут» витамины»;
- «Синичкин день»;
- «Экологическое воспитание»;
- «Берегите природу»;
- «Мы против мусора»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- «Зеленая весна»;
- «Всемирный день окружающей среды».
- Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок.
- Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая».
- Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах.
- Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям.
- Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
- Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка».
- Привлечение родителей к созданию альбомов:
- «Растения нашего края»;
- «Берегите природу»;
- «Дикие животные России».
- Экологические акции:
- «Птичья столовая».
- Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
- Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | 1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы. 2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | 1.Игровая деятельность. 2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей». 3. Чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича». | 1.Анкетирование родителей по экологии. 2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников. 3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея». |
Ноябрь | 1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию. 2.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы. | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты». 2.Заучивание: П. Воронько «Журавль». | 1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины». 2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая». 3.Памятка для родителей : «Синичкин день». |
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Декабрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой». 2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц». 3.Игровая деятельность. 4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса». | 1.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая». 2.Памятка: «Экологическое воспитание». 3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса». |
Январь | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | 1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам». 2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия». | 1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»; Памятка: «Мы против мусора». |
Февраль | 1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии. 2. Изучение нового материала по экологии. 3.Изготовление экологического лэпбука. | 1.Проведение народного праздника «Масленица». 2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие». 3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике». | 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание». 2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края». 3.Памятка: «Берегите природу». |
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Март | 1.Разработка конспекта открытого занятия. 2.Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». | 1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»; «Значение почвы и воды в жизни всего живого». 2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». | 1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка». 2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». 3.Памятка: «День птиц». |
Апрель | 1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий. 2.Проведение открытого занятия. | 1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: «День птиц»; «Пасха»; «День Земли»; «День посадки деревьев». 2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок». | 1.Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям. 2.Привлечение родителей к участию в экологической акции «Зеленая весна 2020». 3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев». |
Май | 1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики. 2.Родительское собрание: «Наши успехи!». | 1.Работа над проектом: «Цветущий участок». 2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе». | 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля». 2.Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России». |
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
ЛИТЕРАТУРА:
- Гельперштейн Л.Я. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013 г.
- Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008 г. «Учитель» Волгоград.
- Гризик Т.И. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003 г.
- Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006 г.
- Ильчук Н.П., Гербова В.В., Елисеева Л.Н., Бабурова Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997 г.
- Козлова С.А. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004 г
- Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
- Попова Т.И. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998 г.
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002 г.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...

План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание школьников»
План самообразования педагога по теме«Экологическое воспитание младших школьников»...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

план самообразования педагога по теме :"«Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
план по самообразованию...

План самообразования педагога по теме: «Экологический календарь как методический конструктор. Старшая группа».
Актуальность: календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только ...