План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание школьников»
методическая разработка
План самообразования педагога по теме«Экологи
ческое воспитание младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_po_ekologii.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС10»
План самообразования педагога по теме:
«Экологическое воспитание младших школьников»
Материал подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Катугина Мария Анатольевна
Троицк, 2021г.
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н.Н. Моисеев)
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.(Сухомлинский В.А.)
Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Она достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенными, обязательно нужно формировать экологического сознание. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует своё отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека
У детей младшего школьного возраста отношение к природе прежде всего выражается в познавательной сфере. Этому содействуют два момента. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большая часть учеников первых, да и вторых классов ещё увлечены самим процессом познания, что задаёт определённый способ поведения — им интересно узнать вообще что-то новое.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития школьников;
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
- Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для школьников.
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
- Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
9.Проведение досугов, экологических, народных праздников.
10.Изготовление экологического лэпбука.
11.Участие в конкурсах.
План работы с детьми:
- Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность (дидактические);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- экологические спектакли
- Классные часы, беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
- «Заповеди леса»,
- «Редкие растения и животные»,
- «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»,
- «Береги свою планету»,
- «По лесным тропинкам».
- «Значение воды в жизни людей»;
- «Зеленая аптека»;
- «Покормим птиц зимой»;
- «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
- «Мы друзья природы»;
- «Лес и наше здоровье»;
- «Поможем природе»;
- «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
- «Защитим лес от пожаров».
3.Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли».
4.Экологические игры.
5.Выставки фотографий «Как хорош наш замечательный город!», «Осенние пейзажи» и т.д.
6.Участие в предметных олимпиадах. Участие в городских и областных экологических мероприятиях, конкурсах, викторины.
7.Акция «Кормушка»
8.Проекты: «Огород на подоконнике», «Цветущий участок»
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование педагога на тему "Экологическое воспитание дошкольников"
Самообразование педагога старшей группы на тему "Экологическое воспитание дошкольников"...
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность...
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...
план самообразования педагога по теме :"«Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
план по самообразованию...
План самообразования педагога по теме: «Экологический календарь как методический конструктор. Старшая группа».
Актуальность: календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только ...