Главные вкладки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» для детей с 4 до 5 лет
рабочая программа
Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста, что и создает актуальность внедрения данной программы.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее важный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи воспитанников - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 415.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию речи «Говорушки»
для детей с 4 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Адаменко Юлия Афанасьевна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Покачи, 2024
Актуальность
Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста, что и создает актуальность внедрения данной программы.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее важный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи воспитанников - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У воспитанников среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь воспитанников за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у воспитанников наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4- 5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.
Задачи:
- осваивание ребенком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий; 4.развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:
- принцип развивающего обучения;
- принцип сочетания научности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип.
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов,
местоимений, прилагательных, числительных.
Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Содержательный раздел
Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: образные игры – имитации,, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.
Тематический план работы кружка
№ | Тема | К-во занятий | Месяц |
1. | «Здравствуй, осень!» | 1 | сентябрь |
2. | «Зайчик в гостях у детей» | 1 | сентябрь |
3. | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | 1 | сентябрь |
4. | «Я - человек» | 1 | сентябрь |
5. | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | 1 | октябрь |
6. | Формирование навыков диалогической речи. | 1 | октябрь |
7. | «Дары осени» | 1 | октябрь |
8. | «Нас приручил человек» | 1 | октябрь |
9. | «Моя малая Родина» | 1 | ноябрь |
10. | Рассказывание по картине | 1 | ноябрь |
11. | «Вежливые слова» | 1 | ноябрь |
12. | Разучивание стихотворения | 1 | ноябрь |
13. | Описание предметов по их признакам | 1 | декабрь |
14. | Описание и сравнение игрушек (кукол) | 1 | декабрь |
15. | Пересказ сказки | 2 | декабрь |
17. | «Моя любимая игрушка» | 1 | январь |
18. | «Как зайчонок нашѐл маму» | 1 | январь |
19. | Описание предметов по картинкам | 1 | февраль |
20. | «В мире профессий» | 1 | февраль |
21. | Описание предметных картинок | 1 | февраль |
22. | «День защитников Отечества» | 1 | февраль |
23. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | 1 | март |
24. | Пересказ сказки | 1 | март |
25. | «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» | 1 | март |
26. | «Уроки Мойдодыра» | 1 | март |
27. | Описание предметов и игрушек | 1 | апрель |
28. | Составление рассказа | 1 | апрель |
29. | Закрепление обобщающих понятий | 1 | апрель |
30. | «В мире транспорта» | 1 | апрель |
31. | «День Победы!» | 1 | Май |
32. | «Семья» | 1 | Май |
33. | «В гостях у Мухи – Цокотухи» | 1 | Май |
34. | «Литературный калейдоскоп» | 1 | Май |
Календарно-тематический план
№ | Тема | Цель | Средства реализации | ||||
1. | «Здравствуй, осень!» | Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. | Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку» | ||||
2. | «Зайчик в гостях у детей» | Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. | Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка. | ||||
3. | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. | Картина «Кошка с котятами», картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток. | ||||
4. | «Я - человек» | Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. | Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек». | ||||
5. | Пересказ сказки. | Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей. | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, Жираф. | ||||
6. | Формирование навыков диалогической речи. | Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. | Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла. | ||||
7. | «Дары осени» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки. | ||||
8. | «Нас приручил человек» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детѐнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) | Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка» | ||||
9. | «Моя малая Родина» | Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своѐм городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. | Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра: «Замри» | ||||
10. | Рассказывание по картине | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имѐн существительных в родительном падеже. | Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока». | ||||
11. | «Вежливые слова» | Продолжать развивать диалогическую речь. | Драматизация сказки «Добрый мышонок»,. | ||||
12. | Разучивание стихотворения | Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково» | ||||
13. | Описание предметов по их признакам | Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). | Игрушки: мяч, матрѐшка, барабан, машина, кукла, корова, утѐнок, султанчики. | ||||
14. | Описание и сравнение игрушек (кукол) | Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. | Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная игра «Куклы». | ||||
15. 16. | Пересказ сказки | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка» |
17. | «Моя любимая игрушка» | Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. | Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа. |
18. | «Как зайчонок нашёл маму» | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты». |
19. | Описание предметов по картинкам | Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чѐтко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. | Картинки с изображением разных зайчат; три щѐтки: зубная, обувная, одѐжная. |
20. | «В мире профессий» | Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. | Ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда |
21. | Описание предметных картинок | Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. | Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щѐтки, клещи, посуда. |
22. | «День защитников Отечеств» | Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. | Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки». |
23. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. | Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детѐныша». Алгоритм для составления описательного рассказа. |
24. | Пересказ сказки | Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать | Андерсен Г. Х. «Гадкий утѐнок», |
монологическую речь, ориентируясь на картинный план. | картинный план, игрушка утѐнок. | ||
25. | «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» | Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. | Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша». |
26. | «Уроки Мойдодыра» | Совершенствовать диалогическую речь. | Чуковский К.И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка. |
27. | Описание предметов и игрушек | Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чѐткое и правильное произношение звука «л» (ль) | Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных. |
28. | Составление рассказа | Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. | Набор картинок, картинки –матрицы. |
29. | Закрепление обобщающих понятий | Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чѐткое и правильное произношение звука «р» (рь) | Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки- игрушки. |
30. | «В мире транспорта» | Совершенствовать навыки описательного рассказа. | Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор» |
31. | «День Победы!» | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». | Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
32. | «Семья» | Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и еѐ членах. | ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры: «Здравствуйте, ребята! », «Собери из частей целое»; клубок ниток. |
33. | «В гостях у Мухи – Цокотухи» | Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. | Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». |
Чуковский К.И. «Муха-Цокотуха». | |||
34. | «Литературный калейдоскоп» | Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. | Беседа о том, какие произведения знают дети. |
Организационный раздел
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия,
дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счѐт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно- пространственной среды.
Методическая литература
Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания. |
Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. | «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» | Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г. |
Ушакова О.С., Струнина Е.М. | «Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. | Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. |
Ушакова О.С., Струнина Е.М. | «Методика развития речи детей дошкольного возраста» | Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г. |
Аудио – видео пособия
Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д.
«Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА
«Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Мультимедийные презентации: «Семья - детский сад»
Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи. | Модели, сигнальные карточки. | Литература для детей |
1.Демонстрационные картинки: «Времена года» «Животные» «Птицы» «Сбор урожая на огороде» «Овощи» «Фрукты, ягоды» «Как устроен человек» Картинки с изображением различных родов войск. «Транспорт» «Правила безопасного поведения на дороге» Иллюстрации «День Победы» «Насекомые»
«Собака со щенятами», «Насекомые в лесу». Муляжи овощей и фруктов. |
| Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др. Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др. Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др. Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., |
Перечень произведений детской художественной литературы
№ п/п | Автор | Название |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Русская народная сказка Благинина Е. Данько В.Я. Маршак С.Я. Сельвинский И. Чуковский К.И. Белозеров Т. Чуковский К.И. Аким Я.Л. | «Пузырь, Соломинка и Лапоть» «Посидим в тишине» «Добрый мышонок» «Про все на свете» «Что правильно?» «Мойдодыр» «Праздник Победы» «Муха-Цокотуха» «Первое мая» - отрывок |
Игры по развитию речи
Игры дидактические | Игры сюжетно ролевые | Игры подвижные, игровые упражнения |
«Составь картинку» «Что у человека по два» «Вершки-корешки» «Из чего салат?» «Вершки-корешки» «Что из чего?» «У кого кто?» «Кто чем питается?» «Похож – не похож» «Скажи ласково» «Где спрятался звук «с» «Помоги Солнышку» «Ласковые слова» «Четвертый лишний» «Кем быть» «Кому нужны эти вещи?» «Расскажи о профессии военного» «Какая мама?» «Назови детѐныша» «Назовите предметы, которые понадобятся для умывания» «Умывайся правильно» «Связующая нить» «Собери из частей целое» | «Дочки – матери» «Овощной магазин» «Как зайчонок маму искал» «Шофѐры» | Физминутки: «Мы капусту рубим» «Зайцы скачут» «Солнышко» «Засолка капусты» «Едем, едем на машине» Подвижные игры: «Мышеловка» «Замри» «Куклы» «Солнечные зайчики» «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» «Что изменилось? » «Самолѐт» «Акула» «Ровным кругом» «Светофор» «Небо, море, земля, рельсы» «Горелки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет
Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...

Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» во 2 младшей группе
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» во 2 младшей группе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» во 2 младшей группе...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...