РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» для детей с 4 до 5 лет
рабочая программа

Адаменко Юлия Афанасьевна

Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста, что и создает актуальность внедрения данной программы.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее важный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи воспитанников - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya-programma-kruzhkai-po-razvitiyu-rechi.doc415.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по развитию речи «Говорушки»

для детей с 4 до 5 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Адаменко Юлия Афанасьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Покачи, 2024

Актуальность

Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста, что и создает актуальность внедрения данной программы.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее важный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи воспитанников - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У воспитанников среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь воспитанников за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у воспитанников наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Цель реализации программы развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4- 5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.

Задачи:

  1. осваивание ребенком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
  2. развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  3. развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий; 4.развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
  1. воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип сочетания научности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип.

Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов,

местоимений, прилагательных, числительных.

Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Содержательный раздел

Методы освоения содержания данной программы:

Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: образные игры – имитации,, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.


Тематический план работы кружка

Тема

К-во

занятий

Месяц

1.

«Здравствуй, осень!»

1

сентябрь

2.

«Зайчик в гостях у детей»

1

сентябрь

3.

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

1

сентябрь

4.

«Я - человек»

1

сентябрь

5.

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

1

октябрь

6.

Формирование навыков диалогической речи.

1

октябрь

7.

«Дары осени»

1

октябрь

8.

«Нас приручил человек»

1

октябрь

9.

«Моя малая Родина»

1

ноябрь

10.

Рассказывание по картине

1

ноябрь

11.

«Вежливые слова»

1

ноябрь

12.

Разучивание стихотворения

1

ноябрь

13.

Описание предметов по их признакам

1

декабрь

14.

Описание и сравнение игрушек (кукол)

1

декабрь

15.

Пересказ сказки

2

декабрь

17.

«Моя любимая игрушка»

1

январь

18.

«Как зайчонок нашѐл маму»

1

январь

19.

Описание предметов по картинкам

1

февраль

20.

«В мире профессий»

1

февраль

21.

Описание предметных картинок

1

февраль

22.

«День защитников Отечества»

1

февраль

23.

Составление описательного рассказа «Моя мама»

1

март

24.

Пересказ сказки

1

март

25.

«Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

1

март

26.

«Уроки Мойдодыра»

1

март

27.

Описание предметов и игрушек

1

апрель

28.

Составление рассказа

1

апрель

29.

Закрепление обобщающих понятий

1

апрель

30.

«В мире транспорта»

1

апрель

31.

«День Победы!»

1

Май

32.

«Семья»

1

Май

33.

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

1

Май

34.

«Литературный калейдоскоп»

1

Май

Календарно-тематический план

Тема

Цель

Средства реализации

1.

«Здравствуй, осень!»

Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей,

поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга.

Иллюстрации

«Осень»,

дидактическая игра

«Составь картинку»

2.

«Зайчик в гостях у детей»

Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения.

Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка,

медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка.

3.

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого

рассказа на основе личного опыта.

Картина «Кошка с

котятами», картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток.

4.

«Я - человек»

Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга.

Стихотворение

«Части тела», дидактическая игра

«Что у человека по два», загадки о частях тела человека,

дидактические карточки «Как

устроен человек».

5.

Пересказ сказки.

Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.

Русская народная сказка «Пузырь,

Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, Жираф.

6.

Формирование навыков диалогической

речи.

Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза,

корова, кукла.

7.

«Дары осени»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Картинки: «Сбор урожая на огороде»,

«Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.

8.

«Нас приручил человек»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы;

формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детѐнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.)

Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных;

дидактические игры:

«У кого кто?», «Кто чем питается?».

Подвижная игра

«Мышеловка»

9.

«Моя малая Родина»

Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своѐм городе, опираясь на вопросы педагога и

личные знания.

Дидактическая игра

«Похож - не похож», Подвижная игра:

«Замри»

10.

Рассказывание по картине

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имѐн существительных в родительном падеже.

Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами,

крольчиха с крольчатами,

картинка «сорока».

11.

«Вежливые

слова»

Продолжать развивать диалогическую речь.

Драматизация сказки

«Добрый мышонок»,.

12.

Разучивание стихотворения

Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение.

Стихотворение Е. Благининой

«Посидим в тишине», дидактическая игра

«Скажи ласково»

13.

Описание предметов по их признакам

Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия

(глаголов) и качества предметов (прилагательных).

Игрушки: мяч,

матрѐшка, барабан, машина, кукла,

корова, утѐнок, султанчики.

14.

Описание и сравнение игрушек (кукол)

Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными

предложениями.

Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная

игра «Куклы».

15.

16.

Пересказ сказки

Продолжать развивать умение вести диалог,

выразительно передавая разговор действующих лиц.

Драматизация сказки

«Заюшкина избушка»


17.

«Моя любимая игрушка»

Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия.

Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного

рассказа.

18.

«Как зайчонок нашёл маму»

Формировать умение составлять

коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Игрушка – зайчик (большой и

маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка

капусты».

19.

Описание предметов по картинкам

Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на

картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чѐтко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его.

Картинки с изображением разных зайчат; три щѐтки: зубная, обувная, одѐжная.

20.

«В мире профессий»

Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема

«Профессии»,

предметные картинки орудий труда

21.

Описание предметных картинок

Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его

признаки и действия.

Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик,

щѐтки, клещи, посуда.

22.

«День защитников Отечеств»

Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись

«Военные звуки».

23.

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Продолжать развивать связную

монологическую речь путем составления описательного рассказа.

Дидактические и словесные игры:

«Скажи ласково»,

«Какая мама?»,

«Назови детѐныша». Алгоритм для составления описательного

рассказа.

24.

Пересказ сказки

Продолжать побуждать детей к

пересказыванию сказки; развивать

Андерсен Г. Х.

«Гадкий утѐнок»,


монологическую речь, ориентируясь на

картинный план.

картинный план,

игрушка утѐнок.

25.

«Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях.

Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете»,

Сельвинский И. «Что правильно?».

Пословица: «Щи да каша – пища наша».

26.

«Уроки Мойдодыра»

Совершенствовать диалогическую речь.

Чуковский К.И.

«Мойдодыр», дидактическая игра

«Умывайся правильно», подвижная игра

«Ровным кругом». Игрушка кошка.

27.

Описание предметов и игрушек

Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки;

формировать чѐткое и правильное произношение звука «л» (ль)

Игрушки, в названии которых есть звук

«л», картинки с изображением домашних и диких животных.

28.

Составление

рассказа

Формировать умение создавать картину и

рассказывать о ее содержании.

Набор картинок,

картинки –матрицы.

29.

Закрепление обобщающих понятий

Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чѐткое и правильное произношение звука «р» (рь)

Картина с изображением тигра, персонажи сказки

«Теремок», фишки- игрушки.

30.

«В мире транспорта»

Совершенствовать навыки описательного рассказа.

Картинки

«Транспорт» или

игрушки, сигнальные карточки «Светофор»

31.

«День Победы!»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».

Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т.

«Праздник Победы».

32.

«Семья»

Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и еѐ членах.

ИКТ: презентация

«Семья - детский сад», дидактические игры:

«Здравствуйте, ребята! », «Собери из частей целое»; клубок ниток.

33.

«В гостях у Мухи

– Цокотухи»

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.

Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка

«Насекомые в лесу».


Чуковский К.И.

«Муха-Цокотуха».

34.

«Литературный калейдоскоп»

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи,

сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

Беседа о том, какие

произведения знают дети.

Организационный раздел

Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия,

дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счѐт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно- пространственной среды.

Методическая литература

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год

издания.

Логинова В.И.,

Бабаева Т.И. и др.

«Детство: Программа развития и

воспитания детей в детском саду»

Санкт – Петербург,

«Акцидент», 1997 г.

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

«Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические

рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.

Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

«Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Москва, ООО

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г.

Аудио – видео пособия

Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д.

«Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА

«Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».

 Мультимедийные презентации:  «Семья - детский сад»        

Наглядный материал

Картины, картинки, силуэтные

фигурки, муляжи.

Модели, сигнальные

карточки.

Литература для детей

1.Демонстрационные картинки:

«Времена года»

«Животные»

«Птицы»

«Сбор урожая на огороде»

«Овощи»

«Фрукты, ягоды»

«Как устроен человек»

Картинки с изображением различных родов войск.

«Транспорт»

«Правила безопасного поведения на дороге»

Иллюстрации «День Победы»

«Насекомые»

  1. Картины: «Кошка с котятами»,

«Собака со щенятами», «Насекомые в лесу».

Муляжи овощей и фруктов.

  1. Алгоритм для составления описательного рассказа.
  2. Картинки – матрицы для составления рассказов.
  3. Светофоры.

Русские народные сказки:

«Теремок», «Гуси – лебеди»,

«Жихарка», «Зимовье зверей»,

«Лисичка со скалочкой» и др. Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др.

Рассказы: Зощенко М.,

Чарушин Е., Толстой Л. и др. Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В.,

Перечень произведений детской художественной литературы

№ п/п

Автор

Название

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Русская народная сказка Благинина Е.

Данько В.Я. Маршак С.Я.

Сельвинский И. Чуковский К.И. Белозеров Т.

Чуковский К.И. Аким Я.Л.

«Пузырь, Соломинка и Лапоть»

«Посидим в тишине»

«Добрый мышонок»

«Про все на свете»

«Что правильно?»

«Мойдодыр»

«Праздник Победы»

«Муха-Цокотуха»

«Первое мая» - отрывок

Игры по развитию речи

Игры дидактические

Игры сюжетно ролевые

Игры подвижные, игровые

упражнения

«Составь картинку»

«Что у человека по два»

«Вершки-корешки»

«Из чего салат?»

«Вершки-корешки»

«Что из чего?»

«У кого кто?»

«Кто чем питается?»

«Похож – не похож»

«Скажи ласково»

«Где спрятался звук «с»

«Помоги Солнышку»

«Ласковые слова»

«Четвертый лишний»

«Кем быть»

«Кому нужны эти вещи?»

«Расскажи о профессии военного»

«Какая мама?»

«Назови детѐныша»

«Назовите предметы, которые понадобятся для умывания»

«Умывайся правильно»

«Связующая нить»

«Собери из частей целое»

«Дочки – матери»

«Овощной магазин»

«Как зайчонок маму искал»

«Шофѐры»

Физминутки:

«Мы капусту рубим»

«Зайцы скачут»

«Солнышко»

«Засолка капусты»

«Едем, едем на машине» Подвижные игры: «Мышеловка»

«Замри»

«Куклы»

«Солнечные зайчики»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

«Что изменилось? »

«Самолѐт»

«Акула»

«Ровным кругом»

«Светофор»

«Небо, море, земля, рельсы»

«Горелки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет

Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...

Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.

 «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» во 2 младшей группе

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» во 2 младшей группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» во 2 младшей группе...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»

Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...