Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 5-6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_govorushki.docx | 384.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Наименование раздела | Страница |
1.ЦЕЛЕВОЙ | |
| 1-5 |
| 6 |
| 7 |
| 8 |
| 8 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. | |
2.1 Характеристика речевого развития детей 5-6 лет | 9-10 |
2.2 Программа на учебный год | 11-17 |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. | |
3.1.Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности. | 18 |
3.2 Взаимодействие с семьями воспитанников. | 18-19 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1.Пояснительная записка.
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 5-6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно - исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Реализация Программы в. УМК предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические и — на их основе — развитие связной речи.
Программа (ее теоретическая часть) опирается на федеральный закон «Об образовании РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.
Актуальность программы.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребенка, в частности, речевого развития. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
ПРОБЛЕМА - увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Поэтому не случайно принятым ФГОС ДО были определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В них обозначено не «Умение читать», а складывание у него «Предпосылок грамотности». Речь ребенка должна быть четкой, выразительной, грамотной и понятной, с правильным произношением.
Особенности Программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение/
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1 полугодие - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2 полугодие - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
-развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
-развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
-формирование графических навыков
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б.Эльконин).
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры.
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Письмо.
- Рисование.
Основные применяемые технологии
-Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированное обучение.
- Технология проектного обучения.
Режим занятий
Программа составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2010г. Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на детей 5-6 летнего возраста, составлена из расчёта 2 часа в неделю продолжительностью не более 25 (72 часа в год)
1.2 Цели и задачи Программы
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
– Развитие потребности активно мыслить.
– Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
– Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
– Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
– Развитие логических форм мышления
– Формирование предпосылок учебной деятельности.
– Формирование инициативности, самостоятельности.
– Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения.
– Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).
– Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование)
– Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму
– Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской)
Основные задачи этого этапа обучения.
1. Развитие звуко-буквенного анализа.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Формирование первоначальных навыков чтения.
4. Подготовка руки ребенка к письму. Предмет изучения — звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
1.3.Принципы
При разработке Программы использовались следующие принципы:
— принцип развивающего и воспитывающего образования;
— сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
— принцип активности и самостоятельности;
— принцип полноты, необходимости и достаточности;
— принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
— принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.,
— принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.
Принципы:
— создания условий для самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействия с семьей по реализации Программы;
— обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
— поддержки индивидуальности и инициативы детей;
— создания условий для принятия детьми решений;
— развития умения работать в группе сверстников;
— построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
— личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
— реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
— возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
— построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
— признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
— формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Все это позволяет обеспечить:
— равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
— преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
— развитие познавательной деятельности;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре, занятиях);
— формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
— формирование предпосылок учебной деятельности;
— вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
— комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС);
—повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:
1. Сохранение традиций, когда педагог:
– ведет и направляет детей к освоению содержания Программы;
– оказывает комплексное воздействие на речевое развитие ребенка;
– при отборе содержания использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные подходы к формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей 2–7 лет;
– имеет план работы с подробным описанием учебно-воспитательных мероприятий, задающих траекторию личностного и познавательного развития, который реализуется через предметность содержания занятия, его структуру (актуализацию знаний, через систему учебно-игровых заданий, иллюстрации, самоконтроль и самооценку выполненной работы);
– имеет диагностику, с помощью которой проверяются достижения ребенка в области речевого развития.
2. Включение современных подходов к формированию аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста, которые предполагают:
– развивающую направленность через применение специально подобранных игровых задач, с целью усвоения программных задач;
– формирование основ словесно-логического мышления;
– развитие способности классифицировать, обобщать речевой материал (слова, звуки, предложения и т. д.);
– ознакомление с моделированием (слоговой и звуковой структуры слова);
– введение детей в мир слов, звуков;
– развитие самостоятельности мышления;
– формирование предпосылок учебной деятельности;
–развитие любознательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи, проблемы (адекватные возрасту);
– развитие интереса и способностей к чтению.
Возрастные и психофизиологические особенности детей 5 – 6 лет
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем, соответственно, лучше он будет готов к школе.
1.4.Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. Ребенок: – проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
– адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
– выражает свои мысли;
– проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
– проявляет любознательность;
– интересуется причинно-следственными связями;
– обладает элементарными представлениями в области речевого развития;
– способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;
– обладает элементарными представлениями из области «Речевое развитие».
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.Характеристика речевого развития детей 5–6 лет
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево — деревянный, стекло — стеклянный и т. д.).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.).
Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы
- Подготовительный:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
- интонационное выделение заданного звука в слове
- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
- Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
- определение места звука / буквы в слове
- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
- Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
- гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
- чтение слогов с изученными звуками и буквами
- составление и чтение слов из знакомых букв
- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
- Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
- графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
- Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
- звуковой (фонетический) анализ слова
- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
- переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
- Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
- переход к чтению несложных текстов
- Повторение и закрепление пройденного материала.
Программа на учебный год
1. Развитие фонематического слуха.
• Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук».
• Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.
• Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
• Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.
• Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование).
• Формировать умения:
– различать на слух твердые и мягкие согласные;
– определять и изолированно произносить первый звук в слове;
– называть слова с заданным звуком.
• Ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове.
• Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
• Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения. 2. Развитие графических навыков.
Продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии; заштриховывать различные предметы.
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук). Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
4.Развитие звуко-буквенного анализа
• Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
• Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
• Закреплять умение делить слова на слоги.
• Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
• Формировать умение: – различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные; – определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
• Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование).
• Познакомить с условным обозначением звуков: гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат (моделирование).
• Формировать умение: – обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков; – писать слова с помощью графических изображений; – писать печатные буквы в клетке, используя образец; – соотносить звук и букву; – писать слова, предложения печатными буквами; – проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
• Способствовать развитию фонематического восприятия.
• Формировать умение читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты. • Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
• Познакомить с термином «предложение».
• Формировать умение: – правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»; – составлять предложение из двух, трех, четырех слов; – записывать предложение условными обозначениями.
• Способствовать развитию графических навыков.
• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
№ п/п | Тема занятия. Методические приёмы. |
Сентябрь | |
1. | Мониторинг. Тестирование |
2. | Мониторинг. Тестирование |
3. | Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий. |
4. | Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках |
5. | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам |
6. | Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо; рисование солнышка. |
7. | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках. |
8. | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках |
Октябрь | |
| Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках |
Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловского. | |
Звуки «С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира | |
Звуки «З-ЗЬ» («песенки большого комара и маленького комарика»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам | |
Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках | |
Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира. | |
Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки | |
Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко | |
Ноябрь | |
Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. | |
Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С. Михалкова. | |
Звук «Ч», моделирование, рисование предметов | |
Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки. | |
Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотской | |
Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой. | |
Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | |
Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус. | |
Декабрь | |
Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса. | |
Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира. | |
Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | |
Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой. | |
Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова. | |
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений. | |
Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка | |
Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов. | |
Январь | |
Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений. | |
Закрепление пройденного материала. | |
Звук «А» и буква А. Графическое изображение звука «А». Рисование матрешек, написание буквы А в клетке. Место звука и буквы в слове | |
Звук «О» и буква О. Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы О в клетке. Игра «Схема-слово». | |
Звук «У» и буква У. Графическое изображение звука «У». Рисование крючков, написание буквы У. Игра «Соедини правильно» | |
Звук «Ы» и буква Ы. Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись». | |
Звук «Э» и буква Э. Написание буквы Э в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше». | |
Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э . | |
Февраль | |
Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы». | |
Звук «Л» и буква Л, написание буквы Л, чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л» | |
Звук «М» и буква М, написание буквы М, чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением. | |
Звук «Н» и буква Н, написание буквы Н, чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет». | |
Звук «Р» и буква Р, написание буквы Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги» | |
Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква». | |
Буква Я, написание буквы Я, чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись | |
Буква Ю, написание буквы Ю. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись | |
Март | |
Буква Е, написание буквы Е, чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись. | |
Буква Ё, написание буквы Ё. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко». | |
Звук «И» и буква И, написание буквы И. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». | |
Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения. | |
Звуки «Г—ГЬ», «К—КЬ», буквы Г—К. Написание букв Г—К. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения его графическая запись | |
Звуки «Д—ДЬ», «Т—ТЬ», буквы Д—Т. Написание букв Д—Т, чтение слогов, предложения. Написание букв Д—Т. Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся». | |
Звуки «В—ВЬ», «Ф—ФЬ». Буквы В—Ф. Написание букв В—Ф, чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов. | |
Звуки «З—ЗЬ», «С—СЬ». Буквы З—С. Написание букв З—С. Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «допиши и прочитай», Фонетический разбор слов. | |
Апрель | |
Звуки «Х—ХЬ», буква Х, написание буквы Х, чтение слогов, слов, предложения.Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение», | |
Звуки «Б—БЬ», «П—ПЬ». Буквы Б—П, написание букв Б—П, чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы ' рассыпались». Чтение предложений. | |
Звуки «Ж-Ш» и буквы Ж-Ш. Написание букв Ж-Ш. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов. | |
Звуки «Ч-Щ» и буквы Ч-Щ. Написание букв Ч-Щ, чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов. | |
Звук «Ц» и буква Ц. Написание буквы Ц. Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались». | |
Звук «Й» и буква Й, написание буквы Й. Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема» | |
Буква Ь, написание буквы Ь. Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово». | |
Буква Ъ, написание буквы Ъ, чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву» | |
Май | |
Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки» | |
Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко» | |
Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом | |
Закрепление пройденного материала | |
Закрепление пройденного материала | |
Закрепление пройденного материала | |
Мониторинг. Тестирование | |
Мониторинг. Тестирование |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года ребенок:
– правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какиелибо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
– различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие; – делит слова на слоги;
– дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
– определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
– произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
– рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;
– выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
– знает буквы русского алфавита;
– пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;
– понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
– определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
– различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
– пользуется графическим обозначением звуков (гласные
–красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные зеленый квадрат);
– умеет записывать слова условными обозначениями, буквами;
– соотносит звук и букву;
– пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами.
– определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
– проводит звуковой анализ слов;
– читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
– правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
– составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;
– читает небольшие стихотворные тексты (2–4 строчки).
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для педагога:
1.Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2016 г.
2.Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2018г.
3. «Слова, слоги, звуки». Демонстрационный материал для детей 3–5 лет. М., 2008–2019.
4.«Звуки и буквы». Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. М., Изд. ЮВЕНТА,2018
5.«Звуки и буквы». Учебно – методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы». Е.В.Колесникова Изд. ЮВЕНТА, 2018.
6.Комплект методических пособий к программе «От звука к букве" Колесникова Е. В
7.Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет». Методическое пособие. М., 1995–2019. «От слова к звуку».
Для детей:
1.Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2018 г.
2.Е. В. Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2018 г.
3. .Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2018 г.
4.«Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. М., 1995–2019.
«Учимся составлять слоговые схемы». Рабочая тетрадь для детей 3–5 лет. М., 2009–2019.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Основные направления взаимодействия с родителями.
- Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа «От звука к букве» (обучение чтению)»
- Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей - эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий.
- Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения.
- Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение.
- Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребёнка.
Перспективный план по взаимодействию с родителями
Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных установок.
Тема | Форма работы | Дата проведения |
«Чего вы ждёте от дополнительного образования?» | Анкетирование | Октябрь |
«Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.» | Выступление на родительском собрании | |
«Что такое готовность к школе» | Консультация | Ноябрь |
«Познавательные игры в домашних условиях» | Оформление папки-передвижки | Декабрь |
«Нужно ли заставлять детей заниматься» | Консультация | Январь |
«Задачи семьи в подготовке ребёнка к обучению в школе» | Тематическая беседа | Февраль |
«Приходите в гости» | День открытых дверей Открытое ООД | Март |
«Развитие самостоятельности и активности детей» | Консультация | Апрель |
Наши результаты»: «Что мы делали расскажем…» | презентация | |
«Использование художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников в семье» | Консультация | Май |
Мониторинг
результатов усвоения детьми программного материала кружка «Говорушки»
(Обучение чтению).
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Различает звук, слог, слово | Определяет последовательность звуков в слове | Правильно определяет ударный слог в слове | Правильно составляет предложение | Умеет схематически изобразить предложение | Употребляет в речи синонимы, антонимы | Использует в речи сложные предложения | Читает слоги, слова, предложения | Общее количество баллов |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. |
Оценка дается по трехбальной системе.
Уровень развития ниже среднего – 1 балл – компоненты не сформированы
Средний уровень развития - 2 балла – компоненты не достаточно сформированы
Уровень развития выше среднего – 3 балла – все компоненты сформированы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА»
Образовательная программа по платной дополнительной образовательной услуге «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА» направлена на формирование логического мышления через развитие мыслительных операций: анализа, синт...
рабочая программа по оказанию дополнительных образовательных услуг по развитию вокальных способностей у детей 4-7 лет
Кружковая программа по дополнительным услугам...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...
Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет.
Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «АБВГДейка+»
Тип программы: образовательная.Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Форма ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)
Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Мукосолька"
Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!Комочек из теста мягкий,На ощупь приятный и гладкий.Лежит у меня на ладошке,Слепить из него могу кошку,Слоненка слепить или мишку,Картинку,...