Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Шокина Юлия Юрьевна

   «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках образовательной области «Речевое развитие».

     Программа  «От звука к букве» составлена на основе авторской  программы   Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .

  Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 5-6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных  источников (игры, общения, обучения и т. д.);

- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.   Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_govorushki.docx384.58 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Desktop\зам по ахч\На сайт 2019\Платные услуги 2020год\скан титульники 2020год\4.jpg

Содержание.

Наименование раздела

Страница

1.ЦЕЛЕВОЙ

  1. 1.1 Пояснительная записка.

1-5

  1. 1.2 Цели и задачи Программы.

6

  1. 1.3Принципы и подходы Программы.

7

  1. 1.4 Возрастные и психофизиологические  особенности детей
  2. 5 – 6 лет

8

  1. 1.5Целевые ориентиры.

8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

2.1 Характеристика речевого развития детей 5-6 лет

9-10

2.2 Программа на учебный год

11-17

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

3.1.Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.

18

 3.2 Взаимодействие с семьями воспитанников.

18-19

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1.Пояснительная записка.

«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках образовательной области «Речевое развитие».

     Программа  «От звука к букве» составлена на основе авторской  программы   Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .

  Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 5-6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных  источников (игры, общения, обучения и т. д.);

- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

    В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно - исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.

   Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

   Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.

      Реализация Программы в. УМК предусматривает комплексный подход к речевому    развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические и — на их основе — развитие связной речи.

     Программа (ее теоретическая часть) опирается на федеральный закон «Об образовании РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.

Актуальность программы.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребенка, в частности, речевого развития. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

    Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.   Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

 ПРОБЛЕМА - увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Поэтому не случайно принятым ФГОС ДО были определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В них обозначено не «Умение читать», а складывание у него «Предпосылок грамотности». Речь ребенка должна быть четкой, выразительной, грамотной и понятной, с правильным произношением.

Особенности Программы.

В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.

Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

формирование графических навыков.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение/
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1 полугодие - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2 полугодие - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

-развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

-развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

-формирование графических навыков

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б.Эльконин).

Способы и формы работы с детьми.

-  Дидактические игры.

- Фонематические упражнения

- Работа с текстами

- Письмо.

- Рисование.

                             Основные применяемые технологии

 -Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова.

- Здоровьесберегающие технологии.

 - Личностно-ориентированное обучение.

 - Технология проектного обучения.

Режим занятий

Программа составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2010г. Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на  детей 5-6 летнего возраста, составлена из расчёта 2 часа в  неделю продолжительностью не более 25 (72 часа в год)

1.2 Цели и задачи Программы

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы.

– Развитие потребности активно мыслить.

– Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).

– Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.

– Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.

– Развитие логических форм мышления

 – Формирование предпосылок учебной деятельности.

 – Формирование инициативности, самостоятельности.

 – Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения.

 – Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).

– Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование)

 – Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму

 – Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской)

Основные задачи этого этапа обучения.

1. Развитие звуко-буквенного анализа.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Формирование первоначальных навыков чтения.

 4. Подготовка руки ребенка к письму. Предмет изучения — звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

1.3.Принципы

При разработке Программы использовались следующие принципы:

— принцип развивающего и воспитывающего образования;

— сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

— принцип активности и самостоятельности;

— принцип полноты, необходимости и достаточности;

— принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;

— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

— принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.,

— принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.

Принципы:

— создания условий для самостоятельной деятельности детей;

— взаимодействия с семьей по реализации Программы;

— обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;

— поддержки индивидуальности и инициативы детей;

— создания условий для принятия детьми решений;

— развития умения работать в группе сверстников;

— построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;

— личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

— реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;

— возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;

— построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;

— признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;

— формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Все это позволяет обеспечить:

— равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;

— преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;

— развитие познавательной деятельности;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре, занятиях);

 — формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;

— формирование предпосылок учебной деятельности;

— вариативность и разнообразие методических приемов, организационных  форм;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

— комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС);

—повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:

1. Сохранение традиций, когда педагог:

– ведет и направляет детей к освоению содержания Программы;

– оказывает комплексное воздействие на речевое развитие ребенка;

– при отборе содержания использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные подходы к формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей 2–7 лет;

– имеет план работы с подробным описанием учебно-воспитательных мероприятий, задающих траекторию личностного и познавательного развития, который реализуется через предметность содержания занятия, его структуру (актуализацию знаний, через систему учебно-игровых заданий, иллюстрации, самоконтроль и самооценку выполненной работы);

 – имеет диагностику, с помощью которой проверяются достижения ребенка в области речевого развития.

2. Включение современных подходов к формированию аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста, которые предполагают:

– развивающую направленность через применение специально подобранных игровых задач, с целью усвоения программных задач;

– формирование основ словесно-логического мышления;

– развитие способности классифицировать, обобщать речевой материал (слова, звуки, предложения и т. д.);

 – ознакомление с моделированием (слоговой и звуковой структуры слова);

 – введение детей в мир слов, звуков;

– развитие самостоятельности мышления;

– формирование предпосылок учебной деятельности;

–развитие любознательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи, проблемы (адекватные возрасту);

– развитие интереса и способностей к чтению.

Возрастные и психофизиологические особенности детей 5 – 6 лет

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

   Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

    Хорошо в этом возрасте  играть с ребенком  в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

   В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем, соответственно, лучше он будет готов к школе.

1.4.Целевые ориентиры.

Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. Ребенок: – проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

– адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

– выражает свои мысли;

– проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;

– проявляет любознательность;

– интересуется причинно-следственными связями;

– обладает элементарными представлениями в области речевого развития;

 – способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;

– обладает элементарными представлениями из области «Речевое развитие».

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.Характеристика речевого развития детей 5–6 лет

      Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево — деревянный, стекло — стеклянный и т. д.).

      Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.).                Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.).

    Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.

      В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.

     В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный:
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

Программа на учебный год

1. Развитие фонематического слуха.

Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук».

• Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.

• Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.

 • Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.

 • Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование).

 • Формировать умения:

– различать на слух твердые и мягкие согласные;

– определять и изолированно произносить первый звук в слове;

– называть слова с заданным звуком.

• Ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове.

• Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

 • Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения. 2. Развитие графических навыков.

Продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии; заштриховывать различные предметы.

3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук). Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.

4.Развитие звуко-буквенного анализа

• Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

• Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

 • Закреплять умение делить слова на слоги.

• Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

 • Формировать умение: – различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные; – определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

• Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование).

• Познакомить с условным обозначением звуков: гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат (моделирование).

 • Формировать умение: – обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков; – писать слова с помощью графических изображений; – писать печатные буквы в клетке, используя образец; – соотносить звук и букву; – писать слова, предложения печатными буквами; – проводить звуковой (фонетический) анализ слова.

• Способствовать развитию фонематического восприятия.

• Формировать умение читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты. • Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

• Познакомить с термином «предложение».

• Формировать умение: – правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»; – составлять предложение из двух, трех, четырех слов; – записывать предложение условными обозначениями.

• Способствовать развитию графических навыков.

• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

№ п/п

Тема занятия. Методические приёмы.

Сентябрь

1.

Мониторинг. Тестирование

2.

Мониторинг. Тестирование

3.

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий.

4.

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках

5.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам

6.

Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

7.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках.

8.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках

Октябрь

  1. //

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловского.

Звуки «С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира

 Звуки «З-ЗЬ» («песенки большого комара и маленького комарика»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам

Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки

Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко

Ноябрь

Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений.

Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С. Михалкова.

Звук «Ч», моделирование, рисование предметов

Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотской

Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой.

Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.

Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус.

Декабрь

Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса.

Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.

Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.

Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка

Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов.

Январь

Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений.

Закрепление пройденного материала.

Звук «А» и буква А. Графическое изображение звука «А». Рисование матрешек, написание буквы А в клетке. Место звука и буквы в слове

Звук «О» и буква О. Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы О в клетке. Игра «Схема-слово».

Звук «У» и буква У. Графическое изображение звука «У». Рисование крючков, написание буквы У. Игра «Соедини правильно»

Звук «Ы» и буква Ы. Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».

Звук «Э» и буква Э. Написание буквы Э в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э .

Февраль

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

Звук «Л» и буква Л, написание буквы Л, чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л»

Звук «М» и буква М, написание буквы М, чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

Звук «Н» и буква Н, написание буквы Н, чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

Звук «Р» и буква Р, написание буквы Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги»

Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».

Буква Я, написание буквы Я, чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись

Буква Ю, написание буквы Ю. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись

Март

Буква Е, написание буквы Е, чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Буква Ё, написание буквы Ё. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

Звук «И» и буква И, написание буквы И. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

Звуки «Г—ГЬ», «К—КЬ», буквы Г—К. Написание букв Г—К. Чтение слогов.

Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения его графическая запись

Звуки «Д—ДЬ», «Т—ТЬ», буквы Д—Т. Написание букв Д—Т, чтение слогов, предложения. Написание букв Д—Т. Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

Звуки «В—ВЬ», «Ф—ФЬ». Буквы В—Ф. Написание букв В—Ф, чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

Звуки «З—ЗЬ», «С—СЬ». Буквы З—С. Написание букв З—С. Чтение слогов.

Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «допиши и прочитай», Фонетический разбор слов.

Апрель

Звуки «Х—ХЬ», буква Х, написание буквы Х, чтение слогов, слов, предложения.Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение»,

Звуки «Б—БЬ», «П—ПЬ». Буквы Б—П, написание букв Б—П, чтение слогов.

Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы ' рассыпались». Чтение предложений.

Звуки «Ж-Ш» и буквы Ж-Ш. Написание букв Ж-Ш. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов.

Звуки «Ч-Щ» и буквы Ч-Щ. Написание букв Ч-Щ, чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

Звук «Ц» и буква Ц. Написание буквы Ц. Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».

Звук «Й» и буква Й, написание буквы Й. Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема»

Буква Ь, написание буквы Ь. Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».

Буква Ъ, написание буквы Ъ, чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву»

Май

Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко»

Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом

Закрепление пройденного материала

Закрепление пройденного материала

Закрепление пройденного материала

Мониторинг. Тестирование

Мониторинг. Тестирование

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года ребенок:

– правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какиелибо звуки, необходимо обратиться к логопеду);

– различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие; – делит слова на слоги;

 – дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;

 – определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);

– произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;

– рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;

– выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.

– знает буквы русского алфавита;

– пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;

 – понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;

 – определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

– различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

 – пользуется графическим обозначением звуков (гласные

–красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные зеленый квадрат);

 – умеет записывать слова условными обозначениями, буквами;

– соотносит звук и букву;

– пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами.

– определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;

– проводит звуковой анализ слов;

– читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

– правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

– составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;

 – читает небольшие стихотворные тексты (2–4 строчки).

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для педагога:

1.Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2016 г.

2.Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2018г.

3. «Слова, слоги, звуки». Демонстрационный материал для детей 3–5 лет. М., 2008–2019.

4.«Звуки и буквы». Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. М.,  Изд. ЮВЕНТА,2018

5.«Звуки и буквы». Учебно – методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы». Е.В.Колесникова Изд. ЮВЕНТА, 2018.

6.Комплект методических пособий к программе «От звука к букве" Колесникова Е. В

7.Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет». Методическое пособие. М., 1995–2019. «От слова к звуку».

Для детей:

1.Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2018 г.

2.Е. В. Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2018 г.

3. .Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва:  Издательство «ЮВЕНТА», 2018 г.

4.«Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. М., 1995–2019.

«Учимся составлять слоговые схемы». Рабочая тетрадь для детей 3–5 лет. М., 2009–2019.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Основные направления  взаимодействия с родителями.

  • Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа «От звука к букве» (обучение чтению)»
  • Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей - эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий.
  • Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения.
  • Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение.
  • Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребёнка.

Перспективный план по взаимодействию с родителями

Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных установок.

Тема

Форма работы

Дата проведения

«Чего вы ждёте от дополнительного образования?»

Анкетирование

Октябрь

«Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.»

Выступление на родительском собрании

«Что такое готовность к школе»

Консультация

Ноябрь

«Познавательные игры в домашних условиях»

Оформление папки-передвижки

Декабрь

«Нужно ли заставлять детей заниматься»

Консультация

Январь

«Задачи семьи в подготовке ребёнка к обучению в школе»

Тематическая беседа

Февраль

«Приходите в гости»

День открытых дверей

Открытое ООД

Март

«Развитие самостоятельности и активности детей»

Консультация

Апрель

Наши результаты»: «Что мы делали расскажем…»

презентация

«Использование художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация

Май

Мониторинг

 результатов усвоения детьми программного материала кружка «Говорушки»

 (Обучение чтению).

п/п

Фамилия, имя ребенка

Различает звук, слог, слово

Определяет последовательность звуков в слове

Правильно определяет ударный слог в слове

Правильно составляет предложение

Умеет схематически изобразить предложение

Употребляет в речи синонимы, антонимы

Использует в речи сложные предложения

Читает слоги, слова, предложения

Общее количество баллов

1.

2.

3.

4.

Оценка дается по трехбальной системе.

Уровень развития ниже среднего – 1 балл – компоненты  не сформированы

Средний уровень развития - 2 балла –  компоненты не достаточно  сформированы

Уровень развития выше  среднего – 3 балла – все компоненты сформированы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА»

Образовательная программа по платной дополнительной образовательной услуге «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА» направлена на формирование логического мышления через развитие мыслительных операций: анализа, синт...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...

Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет.

Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «АБВГДейка+»

Тип программы: образовательная.Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Форма ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)

Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Мукосолька"

Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!Комочек из теста мягкий,На ощупь приятный и гладкий.Лежит у меня на ладошке,Слепить из него могу кошку,Слоненка слепить или мишку,Картинку,...