Материалы II краевой научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.) Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы
статья на тему

  Бродникова Любовь Владимировна

 

 

 

Материалы II краевой научно-практической конференции

(15-16 октября 2015 г.)

 

 

 

 

 

Развитие детской одаренности в современной

образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕНИСЕЙСК, 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Прозрачный мольберт как средство для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. АКУНЕНОК Т.С.               4

Развитие представлений о форме предметов средствами задач - головоломок в старшем дошкольном возрасте. АНОПКО О.Л.  6

Детско-взрослое взаимодействие – средство для развития творческого и интеллектуального развития дошкольника. БАРСУКОВА М.П.       12

Неспособных детей не бывает. БЕЗЪЯЗЫКОВА Н.Ю.                  19

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности. БРОДНИКОВА Л.В.   27

Формирование интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой. ДЕМЕНТЬЕВА Т.Л.                     32

Театрализованная игра как метод развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста. ДОРОФЕЕВА А.В.,

КЛЕПИКОВА Г.И.        36

Учебный курс «Проектирование» как способ формирования УУД.

ИВАНОВА Е. М., КОМАРОВА И. А.                 41

Организация муниципальных математических соревнований как средство повышения мотивации в обучении математике, развивающей детскую одаренность в современной школе. ИВЕ Н.В.         46

Из опыта работы с одарёнными детьми учебного объединения «Оригами» Центра детского творчества. КАЛАШНИКОВА А. А.      54

Приёмы работы с палочками Х.Кюизенера  как средством формирования количественных представлений у дошкольников.

КОКОВИНА Л.А.          57

Детско-юношеский туризм как развитие коммутативной одаренности ребенка. КОНЬКОВА О.В.        62

Использование цифровой фотографии в процессе изучения предмета  «Информатика и ИКТ». КОСТАРЕВА И.Г.                 65

Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания одаренного ребёнка. КУЗЬМИНА О.В.                  72

Проблемы и перспективы организации исследовательской деятельности при переходе в основную школу. МАКАРЕВИЧ О.Н.     76

Разнообразие форм работы с одарёнными детьми. МАЛЬЦЕВА Н.П.   82

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами логико – математических игр.

МАРЕНКОВА О.А.       87

Развитие детского творчества в процессе изобразительной деятельности. МАРТИН Т.А.  95

Материальные аспекты реализации программы «Одаренные дети» на занятиях технических объединений в средней школе.

МАЮРОВ С.Г.               98

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в области учебно-исследовательской деятельности в Северо-Енисейском районе. МАЮРОВА Л.В.              101

Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей в рамках учебного объединения «Театрик». МИГРАНОВА М.Б.               104

Система работы в общеобразовательном учреждении по формированию положительной мотивации учащихся к творческой, учебной,  исследовательской деятельности. НОСАЧ Е.А.         110

Познавательные (логические) УУД на уроках математики.

ОЦЕНКО А.А.                 114

Возможности творческой реконструкции для воспитания уважения к истории культуры своего Отечества. ПЕТРУШКО С.А., КОМАРОВА И.А.                     119

«Школа-музей» как средство для развития исследовательской одаренности учащихся. ПЛЮХАЕВА Н.В.            124

Приемы развития представлений о величине и способах ее измерения в старшем дошкольном возрасте. ПОПОВА А.О.                   132

Развитие творческих способностей дошкольников через занятия в кукольном театре. РУДАКОВСКАЯ Н.А.       142

Одаренные школьники – особые дети. САВЕЛЬЕВА Н.Е.         144

Театрализованная викторина как средство  формирования коммуникативной  компетентности студента. СЕЛИВАНОВА А.А.              149

Изучение приемов развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. СИДОРОВА И.Н.          151

«Школа юных исследователей» как форма развития интеллектуальной одарённости младших школьников. ТОМАШЕВСКАЯ О.А.                      156

Развитие способных и одаренных детей через создание благоприятных условий в дошкольном учреждении. УЛАНОВА Л.A.       161

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.

ХОХЛОВА М. Г., ЧЕРНАВЦЕВА И.Н.              167

Инновационные направления в развитии интеллектуального и творческого потенциала дошкольников. ЦЫПЛАЕВА О.А.                   178

Технологии выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей на территории приенисейских районов Красноярского края.

ЧАБАН Т.Л., КУРУШИНА Е.В., ДЕМИДОВА О.П.          182

Игры с блоками Дьенеша как средство логико-математического развития дошкольников (старший возраст). ЧИЖИКОВА Н.Б.

                        191

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бродникова Л.В.,

МДОУ Детский сад №19 «Василёк» г. Лесосибирск

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

В. А.Сухомлинский

Творчество является способностью творить, заложенной в ребенке с рождения, подтверждающей проявление его божественной сущности.

Фридрих Фребель

Формирование творческой личности (в соответствии с ФГОС), наиболее полное раскрытие творческих способностей, интереса к самостоятельной творческой деятельности у дошкольников – важнейшая задача педагогики на современном этапе.

С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая  предпосылка для будущей творческой деятельности.

Не стоит ждать, что ребенок сам по себе проявит свои творческие способности и будет с легкостью передавать свои впечатления, чувства и восприятия других образов. Для этого важно научить ребенка творчески пользоваться уже знакомыми изобразительными приемами и навыками, но и познакомить с новыми техниками изобразительного искусства. Настоящее творчество проявляется у ребенка тогда, когда он способен варьировать, добавлять новые элементы, сознательно экспериментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений. Поэтому чтобы повысить уровень творческого развития ребенка, развить его творческие способности, необходимо активно участвовать в становлении ребенка как самостоятельной, свободной, активной, способной личностью.

Для развития у детей интереса к творчеству, для проявления творческих способностей создаю следующие условия:

1.Активная деятельность взрослого. «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит» (Плутарх). В группе разработано тематическое планирование с поэтапным ознакомлением детей с комплексом изобразительных умений и  навыков «от простого к сложному». Под моим руководством воспитанники принимают активное участие в выставках,  конкурсах разного уровня.

Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», поэтому с родителями налажены хорошие, доверительные отношения. Поделки, игрушки, выполненные руками родителей совместно с детьми, демонстрируются на выставках и украшают группу. Такая совместная деятельность сплачивает коллектив.

2.Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное», поэтому очень важно создать предметно-развивающую среду, «окружить ребенка красотой». «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества «(В. А.Сухомлинский). Для этого в группе создана теплая, уютная эстетически привлекательная обстановка. Для свободной творческой деятельности в доступном для детей месте расположен уголок по изобразительной деятельности, здесь находятся карандаши, краски, пластилин, бумага различного формата, помещены предметы народно-прикладного искусства. Наряду с покупными изделиями (семеновские матрешки, хохломская посуда, богородские игрушки), есть и выполненные своими руками (дымковские игрушки, расписные доски). Для рассматривания сделаны альбомы по жанрам живописи «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет».

 

3.Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и поэтому на занятиях и в свободной изобразительной деятельности детей активно внедряются дидактические игры. В частности, для занятий по декоративному рисованию мною были изготовлены дидактические игры для ознакомления и закрепления детьми знаний  декоративных росписей: хохлома, городец, полхово-майданов и др

.

4.Эффективным средством в формировании творческих способностей детей является использование в непосредственно образовательной и в свободной деятельности нетрадиционных изобразительных техник. Практика показала, что нетрадиционные художественные техники (монотипия, кляксография, восковые мелки + акварель, рисование пальчиками, ладошкой и др.) являются средством усвоения детьми графики и живописи, закономерности композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Создав условия, ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – это не учитель - наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности. Отрадно то, что все усилия не проходят незаметно. Заметно повысился интерес к произведениям изобразительного и прикладного искусства, дети используют различные цвета и оттенки, разнообразные композиционные решения, свободнее владеют разными художественными навыками и приемами.

Вот несколько дидактических игр по изодеятельности, которые я использую в работе с детьми.

«Найди лишнее»

Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных (жанров ИЗО, видов изобразительных техник); развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал: три-четыре изделия (или карточки с изображением).

Правила игры: Выставляются четыре-пять изделий (карточек). Следует найти лишний предмет (карточку) и объяснить почему, к какому промыслу (жанру, виду) относится. За правильный ответ давать фишку, кто больше соберет, выиграет.

«Что изменилось»

Цель: Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, умение анализировать, уметь объяснять.

Материал: Предметы разных промыслов.

Правила игры: Ведущий ставит перед детьми пять предметов различных промыслов. Ребенок отворачивается, ведущий меняет местами, убирает, добавляет предмет. Задача игрока понять и объяснить, что изменилось.

«Художественный салон»

Цель: Учить устно описывать выбранную репродукцию, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: Репродукции разных жанров ИЗО.

Правила игры: Репродукции «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец», а остальные «покупатели». «Покупатели» выбирают репродукцию и точно описывают «продавцу».

«Соберите гусеничку»

Цель: учить детей различать теплые и холодные цвета.

Материал: Карточка с силуэтным изображением гусеницы. Кружочки, вырезанные из бумаги разного цвета: холодные тона - голубые, синие, фиолетовые; теплые тона – красные, желтые, оранжевые.

Правила игры: Дети делятся на две компании. У каждой компании гусеницы жаркой и холодной страны. Задача детей кто быстрее и правильно соберет гусениц, а также назовет все цвета кружков.

«Подбери краски»

Цель: развивать цветовидение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

Материал: репродукции картин, краски, палитру кисть, вода. Салфетка.

Правила игры: рассмотрев репродукцию, подобрать краски, которые использовал художник в своей картине.

«Найди пару»

Цель: закреплять представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, вызвать интерес к росписи.

Материал: карты с предметом и карточки с вариантом росписи.

Правила игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает одинаковое количество карт, маленькие перемешиваются в центре стола. Игроки подбирают пару элементам на своих карточках.

«Узнай элемент росписи»

Цель: Уточнить и закрепить представление об основных элементах росписи, учить вычленять отдельные элементы узора.

Материал: большие карты с предметом росписи и маленькие с элементами узора.

«Дорисуй»

Правила игры: получив большую карту и несколько маленьких, посмотрев их, выбирать те элементы, которые встречаются в узоре и выкладывают их в пустые окошки.

Цель: развивать фантазию, творческие способности.

Материал: листок с нарисованной геометрической фигурой, карандаш.

Правила игры: ребенок рисует изображение на основе круга, квадрата и т.д.

«На что похоже»

Цель: развивать у детей фантазию, творческую активность,

Материал: карточки, карандаши на каждого ребенка.

Правила игры: Ребенок получает карточку с частью рисунка. Задача дорисовать рисунок, применив фантазию и воображение.

«Волшебная ниточка»

Цель: развивать глазомер, зрительную память, развивать фантазию, образное мышление.

Материал: листы бархатной бумаги, куски шерстяной нитки.

Правила игры: нарисовать нитью на бархатной бумаге рисунок по образцу или по желанию ребенка.

 

 

Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. в соответствии с ФГОС.

2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»,  Издательство ТЦ Сфера, 2006 г.

3. Комарова Т.С., А.В.Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». Издательство «Педагогическое общество России», 2007 г.

4. Погодина С. «Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности» Жур. «Д.в.» 9-10, 2009 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_konferentsii.docx964.05 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы II краевой научно-практической конференции

(15-16 октября 2015 г.)

Развитие детской одаренности в современной

образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы

ЕНИСЕЙСК, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Прозрачный мольберт как средство для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. АКУНЕНОК Т.С.        4

Развитие представлений о форме предметов средствами задач - головоломок в старшем дошкольном возрасте. АНОПКО О.Л.        6

Детско-взрослое взаимодействие – средство для развития творческого и интеллектуального развития дошкольника. БАРСУКОВА М.П.        12

Неспособных детей не бывает. БЕЗЪЯЗЫКОВА Н.Ю.        19

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности. БРОДНИКОВА Л.В.        27

Формирование интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой. ДЕМЕНТЬЕВА Т.Л.        32

Театрализованная игра как метод развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста. ДОРОФЕЕВА А.В.,

КЛЕПИКОВА Г.И.        36

Учебный курс «Проектирование» как способ формирования УУД.

ИВАНОВА Е. М., КОМАРОВА И. А.        41

Организация муниципальных математических соревнований как средство повышения мотивации в обучении математике, развивающей детскую одаренность в современной школе. ИВЕ Н.В.        46

Из опыта работы с одарёнными детьми учебного объединения «Оригами» Центра детского творчества. КАЛАШНИКОВА А. А.        54

Приёмы работы с палочками Х.Кюизенера  как средством формирования количественных представлений у дошкольников.

КОКОВИНА Л.А.        57

Детско-юношеский туризм как развитие коммутативной одаренности ребенка. КОНЬКОВА О.В.        62

Использование цифровой фотографии в процессе изучения предмета  «Информатика и ИКТ». КОСТАРЕВА И.Г.        65

Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания одаренного ребёнка. КУЗЬМИНА О.В.        72

Проблемы и перспективы организации исследовательской деятельности при переходе в основную школу. МАКАРЕВИЧ О.Н.        76

Разнообразие форм работы с одарёнными детьми. МАЛЬЦЕВА Н.П.        82

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами логико – математических игр.

МАРЕНКОВА О.А.         87

Развитие детского творчества в процессе изобразительной деятельности. МАРТИН Т.А.        95

Материальные аспекты реализации программы «Одаренные дети» на занятиях технических объединений в средней школе.

МАЮРОВ С.Г.        98

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в области учебно-исследовательской деятельности в Северо-Енисейском районе. МАЮРОВА Л.В.        101

Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей в рамках учебного объединения «Театрик». МИГРАНОВА М.Б.        104

Система работы в общеобразовательном учреждении по формированию положительной мотивации учащихся к творческой, учебной,  исследовательской деятельности. НОСАЧ Е.А.        110

Познавательные (логические) УУД на уроках математики.

ОЦЕНКО А.А.        114

Возможности творческой реконструкции для воспитания уважения к истории культуры своего Отечества. ПЕТРУШКО С.А., КОМАРОВА И.А.        119

«Школа-музей» как средство для развития исследовательской одаренности учащихся. ПЛЮХАЕВА Н.В.        124

Приемы развития представлений о величине и способах ее измерения в старшем дошкольном возрасте. ПОПОВА А.О.        132

Развитие творческих способностей дошкольников через занятия в кукольном театре. РУДАКОВСКАЯ Н.А.        142

Одаренные школьники – особые дети. САВЕЛЬЕВА Н.Е.        144

Театрализованная викторина как средство  формирования коммуникативной  компетентности студента. СЕЛИВАНОВА А.А.        149

Изучение приемов развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. СИДОРОВА И.Н.        151

«Школа юных исследователей» как форма развития интеллектуальной одарённости младших школьников. ТОМАШЕВСКАЯ О.А.        156

Развитие способных и одаренных детей через создание благоприятных условий в дошкольном учреждении. УЛАНОВА Л.A.        161

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.

ХОХЛОВА М. Г., ЧЕРНАВЦЕВА И.Н.        167

Инновационные направления в развитии интеллектуального и творческого потенциала дошкольников. ЦЫПЛАЕВА О.А.        178

Технологии выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей на территории приенисейских районов Красноярского края.

ЧАБАН Т.Л., КУРУШИНА Е.В., ДЕМИДОВА О.П.        182

Игры с блоками Дьенеша как средство логико-математического развития дошкольников (старший возраст). ЧИЖИКОВА Н.Б.

        191

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бродникова Л.В.,

МДОУ Детский сад №19 «Василёк» г. Лесосибирск

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

В. А.Сухомлинский

Творчество является способностью творить, заложенной в ребенке с рождения, подтверждающей проявление его божественной сущности.

Фридрих Фребель

Формирование творческой личности (в соответствии с ФГОС), наиболее полное раскрытие творческих способностей, интереса к самостоятельной творческой деятельности у дошкольников – важнейшая задача педагогики на современном этапе.

С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая  предпосылка для будущей творческой деятельности.

Не стоит ждать, что ребенок сам по себе проявит свои творческие способности и будет с легкостью передавать свои впечатления, чувства и восприятия других образов. Для этого важно научить ребенка творчески пользоваться уже знакомыми изобразительными приемами и навыками, но и познакомить с новыми техниками изобразительного искусства. Настоящее творчество проявляется у ребенка тогда, когда он способен варьировать, добавлять новые элементы, сознательно экспериментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений. Поэтому чтобы повысить уровень творческого развития ребенка, развить его творческие способности, необходимо активно участвовать в становлении ребенка как самостоятельной, свободной, активной, способной личностью.

Для развития у детей интереса к творчеству, для проявления творческих способностей создаю следующие условия:

1.Активная деятельность взрослого. «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит» (Плутарх). В группе разработано тематическое планирование с поэтапным ознакомлением детей с комплексом изобразительных умений и  навыков «от простого к сложному». Под моим руководством воспитанники принимают активное участие в выставках,  конкурсах разного уровня.

Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», поэтому с родителями налажены хорошие, доверительные отношения. Поделки, игрушки, выполненные руками родителей совместно с детьми, демонстрируются на выставках и украшают группу. Такая совместная деятельность сплачивает коллектив.

2.Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное», поэтому очень важно создать предметно-развивающую среду, «окружить ребенка красотой». «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества «(В. А.Сухомлинский). Для этого в группе создана теплая, уютная эстетически привлекательная обстановка. Для свободной творческой деятельности в доступном для детей месте расположен уголок по изобразительной деятельности, здесь находятся карандаши, краски, пластилин, бумага различного формата, помещены предметы народно-прикладного искусства. Наряду с покупными изделиями (семеновские матрешки, хохломская посуда, богородские игрушки), есть и выполненные своими руками (дымковские игрушки, расписные доски). Для рассматривания сделаны альбомы по жанрам живописи «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет».

3.Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и поэтому на занятиях и в свободной изобразительной деятельности детей активно внедряются дидактические игры. В частности, для занятий по декоративному рисованию мною были изготовлены дидактические игры для ознакомления и закрепления детьми знаний  декоративных росписей: хохлома, городец, полхово-майданов и др

.

4.Эффективным средством в формировании творческих способностей детей является использование в непосредственно образовательной и в свободной деятельности нетрадиционных изобразительных техник. Практика показала, что нетрадиционные художественные техники (монотипия, кляксография, восковые мелки + акварель, рисование пальчиками, ладошкой и др.) являются средством усвоения детьми графики и живописи, закономерности композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Создав условия, ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – это не учитель - наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности. Отрадно то, что все усилия не проходят незаметно. Заметно повысился интерес к произведениям изобразительного и прикладного искусства, дети используют различные цвета и оттенки, разнообразные композиционные решения, свободнее владеют разными художественными навыками и приемами.

Вот несколько дидактических игр по изодеятельности, которые я использую в работе с детьми.

«Найди лишнее»

Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных (жанров ИЗО, видов изобразительных техник); развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал: три-четыре изделия (или карточки с изображением).

Правила игры: Выставляются четыре-пять изделий (карточек). Следует найти лишний предмет (карточку) и объяснить почему, к какому промыслу (жанру, виду) относится. За правильный ответ давать фишку, кто больше соберет, выиграет.

«Что изменилось»

Цель: Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, умение анализировать, уметь объяснять.

Материал: Предметы разных промыслов.

Правила игры: Ведущий ставит перед детьми пять предметов различных промыслов. Ребенок отворачивается, ведущий меняет местами, убирает, добавляет предмет. Задача игрока понять и объяснить, что изменилось.

«Художественный салон»

Цель: Учить устно описывать выбранную репродукцию, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: Репродукции разных жанров ИЗО.

Правила игры: Репродукции «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец», а остальные «покупатели». «Покупатели» выбирают репродукцию и точно описывают «продавцу».

«Соберите гусеничку»

Цель: учить детей различать теплые и холодные цвета.

Материал: Карточка с силуэтным изображением гусеницы. Кружочки, вырезанные из бумаги разного цвета: холодные тона - голубые, синие, фиолетовые; теплые тона – красные, желтые, оранжевые.

Правила игры: Дети делятся на две компании. У каждой компании гусеницы жаркой и холодной страны. Задача детей кто быстрее и правильно соберет гусениц, а также назовет все цвета кружков.

«Подбери краски»

Цель: развивать цветовидение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

Материал: репродукции картин, краски, палитру кисть, вода. Салфетка.

Правила игры: рассмотрев репродукцию, подобрать краски, которые использовал художник в своей картине.

«Найди пару»

Цель: закреплять представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, вызвать интерес к росписи.

Материал: карты с предметом и карточки с вариантом росписи.

Правила игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает одинаковое количество карт, маленькие перемешиваются в центре стола. Игроки подбирают пару элементам на своих карточках.

«Узнай элемент росписи»

Цель: Уточнить и закрепить представление об основных элементах росписи, учить вычленять отдельные элементы узора.

Материал: большие карты с предметом росписи и маленькие с элементами узора.

«Дорисуй»

Правила игры: получив большую карту и несколько маленьких, посмотрев их, выбирать те элементы, которые встречаются в узоре и выкладывают их в пустые окошки.

Цель: развивать фантазию, творческие способности.

Материал: листок с нарисованной геометрической фигурой, карандаш.

Правила игры: ребенок рисует изображение на основе круга, квадрата и т.д.

«На что похоже»

Цель: развивать у детей фантазию, творческую активность,

Материал: карточки, карандаши на каждого ребенка.

Правила игры: Ребенок получает карточку с частью рисунка. Задача дорисовать рисунок, применив фантазию и воображение.

«Волшебная ниточка»

Цель: развивать глазомер, зрительную память, развивать фантазию, образное мышление.

Материал: листы бархатной бумаги, куски шерстяной нитки.

Правила игры: нарисовать нитью на бархатной бумаге рисунок по образцу или по желанию ребенка.

Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. в соответствии с ФГОС.

2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»,  Издательство ТЦ Сфера, 2006 г.

3. Комарова Т.С., А.В.Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». Издательство «Педагогическое общество России», 2007 г.

4. Погодина С. «Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности» Жур. «Д.в.» 9-10, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...

Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск. Представление научно-методическо...