Программа кружка «РАЗВИВАЛОЧКА» Средняя группа (4-5 лет)
методическая разработка
Современное общество живет в потоке информации, новых научных разработках, современных технологий.
Дошкольникам XXI века необходимо иметь первоначальные знания по математике, информатике, экономике. Дошкольный возраст наиболее продуктивный для развития окружающего мира. У детей формируются познавательные процессы: как непроизвольное внимание, предметное восприятие, логическое мышление, активная речь.
Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления, воображения, памяти и связной речи.
Занятия построены в игровой форме с использованием дидактических и развивающих игр и современных педагогических технологий. Именно играя, ребенок получает удовольствие и радость, проявляет свои умения, навыки, творческую самостоятельность. Играя с предметами на основе блоков Дьенеша, осваивает геометрические формы способы обследования внешних свойств предмета; подбирает и группирует предметы по признакам, находит сходство и различие; с палочками Кюзинера и счетными палочками осваивает понятие число, числовой ряд. В процессе игры с кубиками
Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь. В играх с дидактическим материалом дети овладевают арифметическими действиями; выявляют равенство и неравенство групп предметов, дети осваивают способы воссоздания фигур из элементов; преобразовывают их и видоизменяют.
В программе детям предлагаются графические задания, которые способствуют закреплению полученных знаний, развивают графическую деятельность ребенка.
Решая задачи нестандартным способом, дети находят свои пути, проявляют самостоятельную творческую находчивость. Игры с правилами помогают ребенку сосредоточиться, и выполнять задания по правилам. Играя, ребенок развивается, приобретает новые знания, умения, которые послужат дальнейшим успехам в жизни ребенка.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и воспроизведения; увеличивается темп выполнения заданий.
Задания и упражнения на занятии взрослый может использовать дифференцированно, учитывая психофизические особенности и индивидуальные возможности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_razvivalochka.doc | 521.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Программа кружка «РАЗВИВАЛОЧКА»
Средняя группа (4-5 лет)
Срок реализации – 1 год
Составитель: Абдульманова Жулдыз Сагитовна
Покачи – 2024 год
Оглавление
І. Пояснительная записка ......3
- Актуальность программы 3
- Цель и задачи программы 5
- Итоговые знания, навыки и умения детей (к концу года) 7
II. Тематический план программы. 9
Список литературы 17
І. Пояснительная записка
- Актуальность программы
Современное общество живет в потоке информации, новых научных разработках, современных технологий.
Дошкольникам XXI века необходимо иметь первоначальные знания по математике, информатике, экономике. Дошкольный возраст наиболее продуктивный для развития окружающего мира. У детей формируются познавательные процессы: как непроизвольное внимание, предметное восприятие, логическое мышление, активная речь.
Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления, воображения, памяти и связной речи.
Занятия построены в игровой форме с использованием дидактических и развивающих игр и современных педагогических технологий. Именно играя, ребенок получает удовольствие и радость, проявляет свои умения, навыки, творческую самостоятельность. Играя с предметами на основе блоков Дьенеша, осваивает геометрические формы способы обследования внешних свойств предмета; подбирает и группирует предметы по признакам, находит сходство и различие; с палочками Кюзинера и счетными палочками осваивает понятие число, числовой ряд. В процессе игры с кубиками
Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь. В играх с дидактическим материалом дети овладевают арифметическими действиями; выявляют равенство и неравенство групп предметов, дети осваивают способы воссоздания фигур из элементов; преобразовывают их и видоизменяют.
В программе детям предлагаются графические задания, которые способствуют закреплению полученных знаний, развивают графическую деятельность ребенка.
Решая задачи нестандартным способом, дети находят свои пути, проявляют самостоятельную творческую находчивость. Игры с правилами помогают ребенку сосредоточиться, и выполнять задания по правилам. Играя, ребенок развивается, приобретает новые знания, умения, которые послужат дальнейшим успехам в жизни ребенка.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и воспроизведения; увеличивается темп выполнения заданий.
Задания и упражнения на занятии взрослый может использовать дифференцированно, учитывая психофизические особенности и индивидуальные возможности ребенка.
Выбор направления программы объясняется следующими факторами:
- Дидактический развивающий игровой материал доступен детям, интересен и способствует развитию мыслительной деятельности, формирует математические представления и знания, способствует развитию воображения, творчества.
- Занятия проводятся в знакомой обстановке. Каждый ребенок выполняет задания на своем постоянном месте.
- Для проведения занятий не требуется больших помещений.
- Вариативность заданий и упражнений довольно высока.
- Используются графические задания, способствующие закреплению полученных знаний, но и информируют родителей о теме занятий.
Программа «Развивалочка» предполагает использование следующих игровых технологий:
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей
- Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
- Технологии З. Дьенеша и Д. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
Характерные особенности программы:
- Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
- Комплексный подход, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в решении развивающих задач.
- Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
- Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кьюизенера, кубики Никитина.
- Применение здоровье сберегающих технологий.
- Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
- Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
- Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Программа реализуется на платной основе.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие интеллектуальных, математических и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми Б.П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.
Задачи:
- Формирование логико-математического мышления дошкольников.
- Формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
- Формирование конструктивного мышления дошкольников 4-5 лет.
- Развитие мышления, фантазии, воображения.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, обосновывать свои суждения.
- Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение с указанными правилами.
- Формировать интерес к предмету; устанавливать отношения со сверстниками.
- Знакомство с цифрами.
Категория дошкольников:
Занятия посещают воспитанники – 4-5лет. Количество детей в группе – 8
Форма проведения:
Занятие. Проводится с подгруппой.
Организационные основы
Срок реализации | Кол-во часов в неделю | Время одного занятия | Режим занятий | Кол-во детей | Кол-во часов в год | Теория на занятии | Практика на занятии |
1 год | 1 | 30 мин | 1 раз в неделю | 20 | 31 | 15 мин | 15-20 мин |
Структура занятий:
Вводная часть 3-5мин. Основная 15-20 мин.
Заключительная 2-3 мин.
Примерное построение занятия:
- Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник. Установление благожелательного эмоционального контакта.
Приветствие (ритуал)
Мы рядышком стоим
Друг на дружку поглядим. Улыбнемся, подмигнем
За руки друг друга возьмем Дружно скажем:- 1,2,3 Занятие начни.
Основная часть.
Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.
Цель – игровое освоение основных математических представлений и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)
- Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)
Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Снова рядышком стоим
Друг на дружку поглядим.
Улыбнемся, подмигнем
И домой пойдем.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
- Систематичности и последовательности.
- Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
- Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
- Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
- Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.
Правила поведения.
- говорить негромко (не кричать);
- просить о помощи
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы собрались;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
- уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Предметно-пространственная среда.
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие демонстрационного и раздаточного материалов. Наличие на каждого ребенка развивающих игр (блоков Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина).
Итоговые знания, навыки и умения детей (к концу года) Формой проведения итогов реализации программы являются:
- Открытые занятия для родителей.
- Экспресс диагностика.
- «Сложи узор».
- Назови цифры.
- Отсчитывание на слух.
- «Что лишне».
Ожидаемые результаты:
- уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек, кубиков, блоков;
- обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
- умеют сравнивать;
- знают числа, цифры в пределах 10, умеют изображать графически;
- умеют словесно описывать фигуру;
- имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
- классифицируют предметы по двум свойствам;
- сформированы пространственные понятия;
- умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
- активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
- придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.
II. Тематический план программы.
№ | Тема | Цель |
Октябрь | ||
1 | «В гостях у медведя» | Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (большие - маленькие)
Конструктивные навыки.
Счетные навыки
Формирование волевых усилий.
Развитие логического мышления
|
2 | «В гостях у мышки» | Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (толстые - тонкие)
|
3 | «В гости к зайчику» | Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (толстые- тонкие, большие-маленькие)
Счетные навыки
|
4 | «Запасливый ежик» | Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (длинные- короткие)
|
Ноябрь | ||
5 | «Белочка- затейница» | Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (форма)
|
6 | «В гости к елочке» | Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (цвет)
Формирование волевых усилий. Снегурочка Конструктивные навыки. Дидактические упражнения: Кубики Никитина «Сложи большую и маленькую елочку». Счетные навыки Посчитай и сравни. Развитие логического мышления Разгадывание загадок. Найди пару. |
7 | «Цифра 1» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. Хлопни. Найди картинки. Конструктивные навыки.
«Сложи елочку». Развитие логического мышления
|
8 | «В гости к цифре 1» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Формирование волевых усилий. «Снежинка, сугроб, сосулька» Конструктивные навыки.
«Сложи орех». Развитие логического мышления
|
Декабрь | ||
9 | «Цифра 2» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. Хлопни. Найди картинки. Конструктивные навыки.
«Сложи пирамидки большую и маленькую».
Развитие логического мышления
|
10 | «В гости к цифре 2» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Формирование волевых усилий. «Снежинка, сугроб, сосулька» Конструктивные навыки.
«Сложи вертушки ». Развитие логического мышления
|
11 | «Цифра 3» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. Хлопни. Костер Конструктивные навыки.
«Снеговик»
Развитие логического мышления
Найди пару. |
12 | «В гости к цифре 3» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Костер» Конструктивные навыки.
«Сложи змейку». Развитие логического мышления
|
Январь | ||
13 | «Цифра 4» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. Хлопни. «Вьюга, мороз, снег» Конструктивные навыки.
«Гусеницы» (выкладывать по заданному признаку.
Развитие логического мышления
|
14 | «В гости к цифре 4» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Хлопни», «Сосулька- солнце» Конструктивные навыки.
«Сложи сердце». Развитие логического мышления
|
15 | «Цифра 5» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. Хлопни. «Посмотри и сделай» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
Что лишнее |
Февраль | ||
16 | «В гости к цифре 5» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Считалка», «Хлопни- топни-покружись» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
17 | «Цифра 6» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. Хлопни. «Вьюга, мороз, снег» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
18 | «В гости к цифре 6» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Считалка» «Хлопни-топни-покружись» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
19 | «Цифра 7» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. «Наоборот» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
«Найди 9» |
Март | ||
20 | «В гости к цифре 7» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Хлопни-топни- покружись» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
21 | «Цифра 8» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. «Наоборот» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
22 | «В гости к цифре 8» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Будь внимательным» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
23 | «В гости к цифрам» | Закрепление цифр. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Будь внимательным» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
Апрель | ||
24 | «Цифра 9» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. «Наоборот» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
25 | «В гости к цифре 9» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Будь внимательным» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
26 | «В гости к цифрам» | Закрепление цифр. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Будь внимательным» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
27 | «Цифра 10» | Знакомство с цифрой. Работа с наборным полотном Обводим. Лепим. Формирование волевых усилий. «Наоборот» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
Май | ||
28 | «В гости к цифре 10» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Будь внимательным» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
29 | «В гости к цифре 10» | Закрепление цифры. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Будь внимательным» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
30 | «В гости к цифрам» | Закрепление цифр. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Будь внимательным» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
31 | «В гости к цифрам» | Закрепление цифр. Работа с наборным полотном. Графическое задание. Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Будь внимательным» Конструктивные навыки.
Развитие логического мышления
|
Список литературы:
- Волина В.В. «Праздник числа. Занимательная математика для детей».
- Столяр А.А. «Давайте поиграем».
- Никитин В.П. «Развивающие игры».
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
- Ушакова О.Р. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников».
- Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения.
«Школа 2000»: Математика. – М.УМЦ «Школа 2000», 2007- 40 с.
- Шмаков С.А. «Игры – шутки, игры – минутки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка в средней группе "Юный математик"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.В. Колесниковой. Ориентирована на использование учебно-методического комплекса:1. "Формирование элементарных представлений в детском саду" прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процессе саморазвития путем формирования и совершенствов...
Рабочая программа кружка для средней группы "Умелые ручки".
Развитие мелкой моторики и творческого воображения очень важно для дальнейшего развития ребенка. Идея организации кружка была связана с тем, что мелкая моторика у детей развита недостаточно. А это отр...
программа кружка для средней группы по экспериментированию
Актуальность программы заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...
Рабочая программа кружка «Семицветик» средней группы «Почемучки»
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет мн...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ПАЛИТРА» СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Цель: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников, посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи: 1.Освоить выразительные возможно...
Программа кружка «РАЗВИВАЛОЧКА» Средняя группа (4-5 лет)
Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления, воображения, памяти и связной речи....