Программа кружка «РАЗВИВАЛОЧКА» Средняя группа (4-5 лет)
методическая разработка

Абдульманова Жулдыз Сагитовна

Современное общество живет в потоке информации, новых научных разработках, современных технологий.

Дошкольникам XXI века необходимо иметь первоначальные знания по математике, информатике, экономике. Дошкольный возраст наиболее продуктивный для развития окружающего мира. У детей формируются познавательные процессы: как непроизвольное внимание, предметное восприятие, логическое мышление, активная речь.

Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления, воображения, памяти и связной речи.

Занятия построены в игровой форме с использованием дидактических и развивающих игр и современных педагогических технологий. Именно играя, ребенок получает удовольствие и радость, проявляет свои умения, навыки, творческую самостоятельность. Играя с предметами на основе блоков Дьенеша, осваивает геометрические формы способы обследования внешних свойств предмета; подбирает и группирует предметы по признакам, находит сходство и различие; с палочками Кюзинера и счетными палочками осваивает  понятие  число,  числовой  ряд.  В  процессе  игры  с  кубиками

 Никитина дети тренируют  навыки счета, учатся ориентироваться в  пространстве и во времени,   конструктивные способности, развивают  внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь. В играх с дидактическим материалом дети овладевают арифметическими действиями; выявляют равенство и неравенство групп предметов, дети осваивают способы воссоздания фигур из элементов; преобразовывают их и видоизменяют.

В программе детям предлагаются графические задания, которые способствуют закреплению полученных знаний, развивают графическую деятельность ребенка.

Решая задачи нестандартным способом, дети находят свои пути, проявляют самостоятельную творческую находчивость. Игры с правилами помогают ребенку сосредоточиться, и выполнять задания по правилам. Играя, ребенок развивается, приобретает новые знания, умения, которые послужат дальнейшим успехам в жизни ребенка.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и воспроизведения; увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии взрослый может использовать дифференцированно, учитывая психофизические особенности и индивидуальные возможности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_razvivalochka.doc521.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Программа кружка «РАЗВИВАЛОЧКА»

Средняя группа (4-5 лет)

Срок реализации – 1 год

Составитель: Абдульманова Жулдыз Сагитовна

Покачи – 2024 год


Оглавление

І. Пояснительная записка        ......3

  1. Актуальность программы        3
  2. Цель и задачи программы        5
  3. Итоговые знания, навыки и умения детей (к концу года)        7

II. Тематический план программы.        9

Список литературы        17


І. Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

Современное общество живет в потоке информации, новых научных разработках, современных технологий.

Дошкольникам XXI века необходимо иметь первоначальные знания по математике, информатике, экономике. Дошкольный возраст наиболее продуктивный для развития окружающего мира. У детей формируются познавательные процессы: как непроизвольное внимание, предметное восприятие, логическое мышление, активная речь.

Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления, воображения, памяти и связной речи.

Занятия построены в игровой форме с использованием дидактических и развивающих игр и современных педагогических технологий. Именно играя, ребенок получает удовольствие и радость, проявляет свои умения, навыки, творческую самостоятельность. Играя с предметами на основе блоков Дьенеша, осваивает геометрические формы способы обследования внешних свойств предмета; подбирает и группирует предметы по признакам, находит сходство и различие; с палочками Кюзинера и счетными палочками осваивает  понятие  число,  числовой  ряд.  В  процессе  игры  с  кубиками

 Никитина дети тренируют        навыки счета, учатся ориентироваться в  пространстве и во времени,        конструктивные способности, развивают  внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь. В играх с дидактическим материалом дети овладевают арифметическими действиями; выявляют равенство и неравенство групп предметов, дети осваивают способы воссоздания фигур из элементов; преобразовывают их и видоизменяют.

В программе детям предлагаются графические задания, которые способствуют закреплению полученных знаний, развивают графическую деятельность ребенка.

Решая задачи нестандартным способом, дети находят свои пути, проявляют самостоятельную творческую находчивость. Игры с правилами помогают ребенку сосредоточиться, и выполнять задания по правилам. Играя, ребенок развивается, приобретает новые знания, умения, которые послужат дальнейшим успехам в жизни ребенка.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и воспроизведения; увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии взрослый может использовать дифференцированно, учитывая психофизические особенности и индивидуальные возможности ребенка.

Выбор направления программы объясняется следующими факторами:

  • Дидактический развивающий игровой материал доступен детям, интересен и способствует развитию мыслительной деятельности, формирует математические представления и знания, способствует развитию воображения, творчества.
  • Занятия проводятся в знакомой обстановке. Каждый ребенок выполняет задания на своем постоянном месте.
  • Для проведения занятий не требуется больших помещений.
  • Вариативность заданий и упражнений довольно высока.
  • Используются графические задания, способствующие закреплению полученных знаний, но и информируют родителей о теме занятий.

Программа «Развивалочка» предполагает использование следующих игровых технологий:

 Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей

  1. Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
  2. Технологии З. Дьенеша и Д. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в решении развивающих задач.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кьюизенера, кубики Никитина.
  6. Применение здоровье сберегающих технологий.
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Программа реализуется на платной основе.

  1. Цель и задачи программы

 Цель программы: развитие интеллектуальных, математических и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми Б.П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.

 Задачи:

  1. Формирование логико-математического мышления дошкольников.
  2. Формирование мыслительных операций        (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
  3. Формирование конструктивного мышления дошкольников 4-5 лет.
  4. Развитие мышления, фантазии, воображения.
  5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, обосновывать свои суждения.
  6. Формировать умение планировать свои действия,        осуществлять решение с указанными правилами.
  7. Формировать интерес к предмету; устанавливать отношения        со сверстниками.
  8. Знакомство с цифрами.

Категория дошкольников:

Занятия посещают воспитанники – 4-5лет. Количество детей в группе – 8

Форма проведения:

Занятие. Проводится с подгруппой.

Организационные основы

Срок реализации

Кол-во часов

в

неделю

Время одного занятия

Режим занятий

Кол-во детей

Кол-во часов в год

Теория на

занятии

Практика на занятии

1 год

1

30 мин

1 раз в неделю

20

31

15 мин

15-20

мин

Структура занятий:

Вводная часть 3-5мин. Основная 15-20 мин.

Заключительная 2-3 мин.

Примерное построение занятия:

  1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник. Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал)

Мы рядышком стоим

Друг на дружку поглядим. Улыбнемся, подмигнем

За руки друг друга возьмем Дружно скажем:- 1,2,3 Занятие начни.

  1. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель        –        игровое        освоение        основных        математических        представлений        и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

  1. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель        –        поощрение,        психологическая        поддержка        детей,        их        творческой инициативы.

Снова рядышком стоим

Друг на дружку поглядим.

Улыбнемся, подмигнем

И домой пойдем.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

  • Систематичности и последовательности.
  • Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
  • Наглядности        –        постоянное        использование        в        играх        и        упражнениях наглядного материала.
  • Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
  • Практичности        –        комплекс        различных        приемов:        игровой,        прием соревновательности, сотворчества.

 Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Правила поведения.

  • говорить негромко (не кричать);

- просить о помощи

  • ходить спокойно (не бегать);
  • помнить для чего мы собрались;
  • смело показывать свои способности;
  • заботиться друг о друге (не обижать);
  • помогать друг другу (не смеяться);
  • внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
  • уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Предметно-пространственная среда.

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие демонстрационного и раздаточного материалов. Наличие на каждого ребенка развивающих игр (блоков Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина).

  1. Итоговые знания, навыки и умения детей (к концу года) Формой проведения итогов реализации программы являются:

  • Открытые занятия для родителей.
  • Экспресс диагностика.
  1. «Сложи узор».
  2. Назови цифры.
  3. Отсчитывание на слух.
  4. «Что лишне».

Ожидаемые результаты:

  • уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек, кубиков, блоков;
  • обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
  • умеют сравнивать;
  • знают числа, цифры в пределах 10, умеют изображать графически;
  • умеют словесно описывать фигуру;
  • имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
  • классифицируют предметы по двум свойствам;
  • сформированы пространственные понятия;
  • умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
  • активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
  • придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

II. Тематический план программы.

Тема

Цель

Октябрь

1

«В гостях у медведя»

Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (большие - маленькие)

  • Игры: Блоки Дьенеша
  • Дидактические упражнения: выложи дорожку из геометрических фигур.
  • Дидактические упражнения: каждой фигуре свое место.

Конструктивные навыки.

  • Делаем из геометрической мозаики: медведь.

Счетные навыки

  • Посчитай и выложи столько же

Формирование волевых усилий.

  • Топни-хлопни.

Развитие логического мышления

  • Что лишнее.
  • Разгадывание загадок.
  • Продолжи последовательность.

2

«В гостях у мышки»

Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (толстые - тонкие)

  • Игры: Блоки Дьенеша
  • Дидактические упражнения: выложи дорожку из геометрических фигур.
  • Дидактические упражнения: каждой фигуре свое место.
  • Счетные навыки
  • Посчитай и выложи столько же
  • Формирование волевых усилий.
  • Карлики и великаны
  • Развитие логического мышления
  • Что лишнее.
  • Разгадывание загадок.
  • Продолжи последовательность.
  • Картинка сломалась.

3

«В гости к зайчику»

Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (толстые- тонкие, большие-маленькие)

  • Игры: Блоки Дьенеша
  • Дидактические упражнения: выложи дорожку из геометрических фигур.
  • Дидактические упражнения: каждой фигуре свое место.
  • Сосчитай и сравни.
  • Формирование волевых усилий. Карлики и великаны
  • Конструктивные навыки.
  • Делаем из геометрической мозаики: медведь.

Счетные навыки 

  • Посчитай и выложи столько же
  • Развитие логического мышления
  • Что лишнее.
  • Разгадывание загадок.
  • Продолжи последовательность.
  • Картинка сломалась.

4

«Запасливый ежик»

Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (длинные-

короткие)

  • Игры: Палочки Кюизенера.
  • Дидактические упражнения: выложи дорожку, забор, лесенку.
  • Сосчитай и сравни.
  • Формирование волевых усилий.
  • Превращалки
  • Конструктивные навыки.
  • Делаем из палочек - ежа
  • Развитие логического мышления
  • Разгадывание загадок.
  • Продолжи последовательность.
  • Картинка сломалась.
  • Найди пару.

Ноябрь

5

«Белочка- затейница»

Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (форма)

  • Игры: Палочки Кьюизенера.
  • Дидактические упражнения: выложи дорожку, забор, лесенку.
  • Сосчитай и сравни.
  • Формирование волевых усилий.
  • Превращалки
  • Конструктивные навыки.
  • Делаем из палочек – ежа
  • Счетные навыки
  • Посчитай и выложи столько же
  • Развитие логического мышления
  • Разгадывание загадок.
  • Продолжи последовательность.
  • Картинка сломалась.
  • Найди пару.

6

«В гости к елочке»

Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков (цвет)

  • Игры блоки Дьюнеша
  • Раздели фигуры по цвету.

Формирование волевых усилий. Снегурочка Конструктивные навыки. Дидактические упражнения: Кубики Никитина

«Сложи большую и маленькую елочку».

Счетные навыки

Посчитай и сравни.

Развитие логического мышления

Разгадывание загадок.

Найди пару.

7

«Цифра 1»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. Хлопни. Найди картинки.

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: блоки Дьенеша

«Сложи елочку».

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • Найди пару.

8

«В гости к цифре 1»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Формирование        волевых        усилий. «Снежинка,        сугроб, сосулька»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения : кубики Никитина

«Сложи орех».

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • Что лишнее

Декабрь

9

«Цифра 2»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. Хлопни. Найди картинки.

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: с палочками Кьюизенера

«Сложи пирамидки большую и маленькую».

  • Выложи цифру.
  • Как получилась число 2 (1 длинная – 2 коротких)

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • Найди пару.

10

«В гости к цифре 2»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Формирование        волевых        усилий.        

«Снежинка, сугроб, сосулька»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубики Никитин

«Сложи вертушки ».

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • Продолжи последовательность (по 2)

11

«Цифра 3»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. Хлопни. Костер

Конструктивные навыки.

  • Дидактическое упр. с Блоками Дьенеша

«Снеговик»

  • Дидактические упражнения: с палочками Кюизенера
  • Выложи цифру.
  • Как получилась число 3 (1 длинная – 3коротких)

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.

Найди пару.

12

«В гости к цифре 3»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком. Формирование волевых усилий. «Костер» Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубики Никитина

«Сложи змейку».

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • Что лишнее.

Январь

13

«Цифра 4»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. Хлопни. «Вьюга, мороз, снег»

Конструктивные навыки.

  • Дидактическое упражнение с Блоками Дьенеша

«Гусеницы» (выкладывать по заданному признаку.

  • Дидактические упражнения: с палочками Кьюизенера
  • Выложи цифру.
  • Как получилась число 4

Развитие логического мышления

  • «Найди 9»
  • Что лишнее

14

«В гости к цифре 4»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Хлопни», «Сосулька- солнце»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения : кубики Никитина

«Сложи сердце».

Развитие логического мышления

  • Что лишнее.
  • Продолжи последовательность.

15

«Цифра 5»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. Хлопни. «Посмотри и сделай»

Конструктивные навыки.

  • Дидактическое упр. с блоками Дьенеша
  • Дидактические упражнения: с палочками Кюизенера
  • Выложи цифру.
  • Как получилась число 5

Развитие логического мышления

  • «Найди 9»

Что лишнее

Февраль

16

«В гости к цифре 5»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Считалка», «Хлопни- топни-покружись»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения : кубики Никитина

Развитие логического мышления

  • Что лишнее.
  • Продолжи последовательность

17

«Цифра 6»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. Хлопни. «Вьюга, мороз, снег»

Конструктивные навыки.

  • Дидактическое упражнение с Блоками Дьенеша (жуки)
  • Дидактические упражнения: с палочками Кьюизенера
  • Выложи цифру.
  • Как получилась число 6

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • «Найди 9»

18

«В гости к цифре 6»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Считалка»

«Хлопни-топни-покружись»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубики Никитина

Развитие логического мышления

  • Что лишнее.
  • Продолжи последовательность

19

«Цифра 7»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. «Наоборот»

Конструктивные навыки.

  • Дидактическое упражнение с Блоками Дьенеша
  • Дидактические упражнения: с палочками Кьюизенера
  • Выложи цифру.
  • Как получилась число 6

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.

«Найди 9»

Март

20

«В гости к цифре 7»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Хлопни-топни- покружись»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубики Никитина

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Продолжи последовательность

21

«Цифра 8»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. «Наоборот»

Конструктивные навыки.

  • Дидактическое упр. с Блоками Дьенеша
  • Дидактические упражнения: с палочками Кьюизенера
  • Выложи цифру.
  • Как получилась число 6

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • «Найди 9»

22

«В гости к цифре 8»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Будь внимательным»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубики Никитина

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Продолжи последовательность

23

«В гости к цифрам»

Закрепление цифр.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Будь внимательным»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения с блоками Дьенеша

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Найди 9

Апрель

24

«Цифра 9»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. «Наоборот»

Конструктивные навыки.

  • Дидактическое упражнение с Блоками Дьенеша
  • Дидактические упражнения: с палочками Кьюизенера
  • Выложи цифру.

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • «Найди 9»

25

«В гости к цифре 9»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Будь внимательным»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубики Никитина

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Продолжи последовательность

26

«В гости к цифрам»

Закрепление цифр.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Будь внимательным»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения с кубиками Никитина

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Найди 9

27

«Цифра 10»

Знакомство с цифрой.

Работа с наборным полотном Обводим. Лепим.

Формирование волевых усилий. «Наоборот»

Конструктивные навыки.

  • Дидактическое упражнение с Блоками Дьенеша
  • Дидактические упражнения: с палочками Кьюизенера
  • Выложи цифру.

Развитие логического мышления

  • Разгадывание загадок.
  • «Найди 9»

Май

28

«В гости к цифре 10»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Будь внимательным»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубики Никитина

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Продолжи последовательность

29

«В гости к цифре 10»

Закрепление цифры.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Будь внимательным»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубики Никитина

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Продолжи последовательность

30

«В гости к цифрам»

Закрепление цифр.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Будь внимательным»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения: кубиками Никитина

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Найди 9

31

«В гости к цифрам»

Закрепление цифр.

Работа с наборным полотном. Графическое задание.

Работа с числовым домиком.

Формирование волевых усилий. «Будь внимательным»

Конструктивные навыки.

  • Дидактические упражнения с блоками Дьенеша

Развитие логического мышления

  • Что подходит.
  • Найди 9


Список литературы:

  1. Волина В.В. «Праздник числа. Занимательная математика для детей».
  2. Столяр А.А. «Давайте поиграем».
  3. Никитин В.П. «Развивающие игры».
  4. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
  5. Ушакова О.Р. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников».
  6. Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-7        лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения.

«Школа 2000»: Математика. – М.УМЦ «Школа 2000», 2007- 40 с.

  1. Шмаков С.А. «Игры – шутки, игры – минутки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка в средней группе "Юный математик"

Рабочая программа составлена на основе программы Е.В. Колесниковой. Ориентирована на использование  учебно-методического комплекса:1. "Формирование элементарных представлений в детском саду" прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Цель программы:   создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации  в процессе саморазвития путем формирования и совершенствов...

Рабочая программа кружка для средней группы "Умелые ручки".

Развитие мелкой моторики и творческого воображения очень важно для дальнейшего развития ребенка. Идея организации кружка была связана с тем, что мелкая моторика у детей развита недостаточно. А это отр...

программа кружка для средней группы по экспериментированию

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Рабочая программа кружка «Семицветик» средней группы «Почемучки»

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет мн...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПАЛИТРА» СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Цель:  Развитие  художественно-творческих способностей дошкольников, посредством нетрадиционных техник рисования.  Задачи:      1.Освоить выразительные возможно...

Программа кружка «РАЗВИВАЛОЧКА» Средняя группа (4-5 лет)

Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления, воображения, памяти и связной речи....