"Мир семьи"
рабочая программа

Бондаренко Ольга Степановна

Цель: Способствовать укреплению и развитию сотрудничества ДОУ и семьи в решении проблемы воспитания ребенка, как к одной из приоритетных задач гражданского воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  

«Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка»

671624,Республика Бурятия, п.Усть-Баргузин, Ул.Дзержинского 6,тел/факс(30131)92-2-73,

Эл.адрес d.s.elochka11@mail.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка»

______________ Ганиева Т.Р.

«____» ________ 20____ г

ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МИР СЕМЬИ»

НО 2024-2029 г

Залог семейного счастья в доброте,

откровенности, отзывчивости... 
 Эмиль Золя

     Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания стало общим делом семьи и Детского сада, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения. Для организации эффективной работы с родителями в детском саду, нами разработана программа: «Мир семьи». Программа рассчитана на 5 лет. В ней отражены следующие направления: изучение семей дошкольников, работа с родителями, работа с приемными семьями, индивидуальная работа с родителями. Работа по каждому из направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, традициями детского сада и группы, своеобразием состава дошкольников и их родителей. Только в союзе с родителями можно добиться успехов в обучении и воспитании. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важнейшая задача педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Раздел 1. Пояснительная записка

        Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Раньше к дому и семье относились с большим уважением, семьи на Руси были многодетные и дружные, жили весело, уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями, говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Родной дом, родные люди, родная семья. Кто может быть дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова “отчий дом”, “семья” входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги, отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

         Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму, и папу.

        В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

        Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

 Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир: мир семьи.

       Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых.

         В.В. Путин, на одном из своих выступлений сказал о главной задаче, стоящей перед педагогами, это воспитание в детях личности и гражданина. Кроме того, в настоящее время в обществе существуют проблемы обесценивания статуса семьи, как таковой, и снижения интереса родителей к жизни детей в дошкольном учреждении. Учитывая вышесказанное, педагогический коллектив  решил внести свою лепту в решение этих проблем – привлечь родительскую общественность к проектной работе ДОУ, в частности, к  разработанному нами проекту «Мир семьи».

 

Участники проекта:  родители воспитанников ДОУ, воспитатели, специалисты, воспитанники.

Цель проекта: способствовать укреплению и развитию сотрудничества ДОУ и семьи в решении проблемы воспитания ребенка, как к одной из приоритетных задач гражданского воспитания.                      

    Задачи:

  1. Утверждение семейных ценностей и традиций, здорового образа   жизни.
  2. Просвещение родительской общественности по правовым вопросам, касающихся отношений родителей и детей.
  3. Популяризация  достижений в области семейного творчества, развитие и распространение  новых форм  организации семейного досуга.
  4. Выявление и   обмен  позитивным опытом семейного воспитания.

Ожидаемые практические результаты:

  • содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;
  • создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий;
  • формирование   способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
  • развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
  • психологическое  благополучие ребёнка в семье;
  • оптимизация   отношений между детьми  и родителями.

         

         Клуб «Мир семьи» осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

-  пропаганда положительного семейного воспитания;

-  развитие новых форм общественно - семейного взаимодействия;

-  повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;

- оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции;

           Семейный клуб создается как консультативный орган, объединяющий усилия педагогических, социальных, медицинских работников, родителей с целью активизации сотрудничества между образовательным учреждением и семьями воспитанников и обучающихся для создания благоприятных условий развития детей.

Основные функции Клуба.

  1. Информационно – образовательная  

          (повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей);

  1. Организационно - коммуникативная

(позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком);

  1. социально-терапевтическая  

(поддержка в трудных жизненных ситуациях)

Содержание работы клуба.

  1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
  2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
  • сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
  • достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;
  • принять и реализовать лично- ориентированную позицию в воспитании детей;
  • сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

      3.  Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

      4.  Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

      5.  Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.

       6.  Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

       7.  Возглавляет Клуб педагог,  избираемый на общем собрании членов Клуба.

 

       Такая организация работы клуба позволяет учитывать актуальные потребности родителей и их интересы. Тематика заседаний клуба не всегда планируется заранее. Она часто определяется результатами последнего заседания. С целью изучения образовательных интересов и запросов родителей в начале учебного года разрабатывается примерная тематика заседаний клуба по следующим блокам:

«Социально-правовой»,

«Социально-медицинский»,

«Педагогический»,

«Психологический»,

«Досуговый».

 

  ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЛУБА.

  • Принцип добровольности и открытости.
  • Принцип равенства.
  • Принцип общности.
  • Принцип уважения и понимания друг друга.
  • Принцип активности.
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
  • Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
  • Принцип стремления к здоровому образу жизни.

ПРАВА ЧЛЕНОВ КЛУБА

  • Быть членом клуба «Мир семьи».
  • Участвовать в планировании работы клуба.
  • Иметь и высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
  • Получать индивидуальную консультацию у специалистов, принимающих участие в заседаниях клуба.
  • Быть избранным в Совет клуба.
  • Вносить предложения по улучшению работы клуба.

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КЛУБА

  • Регулярно посещать заседания клуба.
  • Активно участвовать в заседаниях.
  • Быть тактичными и доброжелательными по отношению друг к другу.

Задачи по работе с детьми в рамках проекта:

  1. Научные
  • Помочь ребёнку изучить его родословную.
  • Моделирование связи поколений.
  • Дать представление о правах и обязанностях членов семьи.
  1. Мировоззренческие
  • Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
  • Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто и как заботится).
  • Пофантазировать о будущей семье и жизни.
  1. Духовно- нравственные
  • Обогатить кругозор детей о семье, как части общества.
  • Дать понятие об обязанностях.
  • Учить получать радость от узнавания нового.
  • Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд.
  • Показать связь поколений.
  • Привить уважение к своим предкам.
  1. Практические
  • Развивать воображение. 
  • Познакомить с национальными особенностями быта.
  • Разработать собственные модели семьи.
  • Составить семейное древо.
  • Провести праздник семьи.
  • Изготовить детские подарки членам семьи к различным праздникам.

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объёма тематики изучения и реализации;
  • подбор методической литературы, иллюстраций, фотографий, документов, нормативных актов;
  • создание  семейного  генеалогического древа, герба.

 2. Исследовательский:

  • изучение истории семьи;
  • ознакомление с особенностями национального характера,  костюмами, предметами быта;
  • ознакомление с правами ребёнка, правами и обязанностями родителей.

3. Продуктивный:

  • разработка собственных моделей семьи;
  • составление семейного древа, герба участниками проекта;
  • составление фотоальбомов;
  • составление сборников семейного творчества;
  • создание информационных листков педагогического, правового    содержания;
  • проведение собраний, консультаций и др. форм работы с родителями;
  • создание методического пособия для родителей.

4. Заключительный:

  • обобщение результатов работы;
  • создание альбома родословной своей семьи;
  • Создание презентаций семьи в электронном виде.

Защита проекта:

  • в виде открытой встречи с родителями и детьми;
  • в виде собеседования с детьми;
  • в виде праздника «Папа, мама, я – дружная семья»

Способы организации работы:

  • принцип добровольности участия родителей и детей;

Конкретные ожидаемые результаты.

   Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

  • имена дедушек, бабушек
  • прошлое своей семьи;
  • происхождение своей фамилии;
  • народные игры, колыбельные;
  • смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
  • пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, и т.д.);
  • приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
  • научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители

  • приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью;
  • будут уважительно относиться к своим предкам;
  • научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
  • знать свою родословную, минимум до третьего колена;
  • откуда произошли их фамилии;
  • будут знать историю своих реликвий;
  • сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
  • соберут копилку семейных реликвий.

Педагоги

  • расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
  • разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
  • пополнят словарный запас детей;
  • будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
  • создадут копилку народных и семейных праздников;
  • будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.

Работа с педагогами

 Задача в работе с педагогами:  организовать системную работу с родительской общественностью.

Формы работы, направленные на достижение цели проекта.

Формы работы. Мероприятия

1

Педсоветы:  «Роль семьи в воспитании детей», «Ребёнок в правовом поле семьи».

2

Семинары: «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания»,  «Методики коррекции внутрисемейных отношений (тренинги)».

3

Консультации: «Современные формы и методы работы с семьёй», «Из чего складываются внутрисемейные отношения», «Советы родителям: наказание или диалог?

4

Разработка бесед с родителями, с детьми.

5

Составление конспектов, занятий, бесед, праздников, развлечений, вечеров, посиделок и т.д.

6

Проведение Дня открытых дверей в ДОУ.

7

Проведение совместных мероприятий (интеллектуальных, спортивных, музыкальных):  походов, экскурсий, целевых прогулок, соревнований, КВНов, викторин, конкурсов и т.д.

8

Ярмарки совместного творчества (тематические). Организация выставок.

9

Составление картотеки пословиц и поговорок «Народная мудрость о семье».

План работы по родительскому клубу «Мир семьи»

Месяц

Содержание, цель

Участники

Сентябрь

1.Открытие клуба «Мир семьи», знакомство с программой. Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении родительского клуба «Мир семьи»

2.Наметить и утвердить план работы родительского клуба на год.

3.Беседа «Для чего нужно семья человеку?» Цель: раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях; формирование у учащихся нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания;   формирование у детей представления о семье как о людях, которые гордятся своей семьей, которые ценят друг друга.

4.Акция «Мамины ладошки»

Цель: создания положительного эмоционального фона в семье и детском саду, укрепления детско-родительских отношений, в отделении дошкольного образования.

5. «Здравствуй детский сад» Цель: знакомство с новыми игрушками, предметами группы; развитие навыка ориентирования в групповом пространстве; продолжать воспитывать аккуратное и бережное отношение к окружающим предметам; воспитывать доброжелательные, дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Воспитатели, родители

Октябрь

1.«Сначала было слово» (Речевое развитие + Социокультурные истоки).

Цель: познакомить родителей с основными показателями развития речи детей, предложить упражнения, способствующие развитию активного и пассивного словаря ребенка.

2.Дискуссия «Влияние общения на психологический климат в семье. Приемы конструктивного общения в семье».

Цель: изучить и описать особенности развития ребенка в семье.

3.Фотовыставка «Я и бабушка моя, неразлучные друзья»

Цель: формировать и расширять у детей представления о семье, дать понятия что семья – это самые родные и близкие люди.

4.Физкультурные мероприятия в группах с папами «Папа может, папа может»

Цель: создать у детей и родителей радостное настроение и чувство удовлетворения от совместного общения.

5 Тематическая акция «День защиты животных» Цель: формирование бережного отношения к домашним и диким животным , формировать активную жизненную позицию ;воспитывать ответственность за живое существо. 

Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель

Ноябрь

1.Тема занятия «Мой дом моя крепость». Цель: Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

2.Акция в рамках пропаганде семейных ценностей и традициях «Все начинается с семьи». Цель: привлечение внимания и сохранения семейных ценностей, пропаганде ответственного родительства.

3.Фотовыставка «Счастье в детях»  Цель: пропаганда счастливого и радостного образа детства, любви и доброго отношения к детям. 

4.Изготовление цветов ко Дню матери в России. Цель: воспитывать чувство гордости за своих мам, уважение к старшему поколению. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, волю, желание создать прекрасное своими руками, интерес к творчеству.

5. «Моя Родина» Музыкально-спортивное развлечение во второй группе Цель: создание теплой, радостной атмосферы, получение эстетического удовлетворения от исполнения танцев, песен, игр; расширить представление о государственных праздниках, прививать любовь к своему краю.

6.Акция во второй младшей группе «Доброе сердце» Цель: учить детей анализировать свои поступки и поступки людей; формировать представление детей о любви; развивать у детей стремление проявлять.

Воспитатели, родители, дети

Декабрь

1.Беседа «Семья – убежище души» Цель: формирование у учащихся отношения к семье, как базовой нравственной ценности в современном обществе, понимания важности роли семьи в жизни человека через усвоение понятий семейных ценностей на основе позитивного представления о построении внутрисемейных взаимоотношений.

2.Круглый стол «В здоровой  семье – здоровый ребенок» Цель: повысить уровень знаний родителей в области формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья детей.

3.Смотр-конкурс  с привлечением  родителей «Лучший зимний участок», «Символ года». Цель: конкурс способствует формированию имиджа ДОУ, сохранению традиций коллектива, направлен на активизацию коллективной творческой деятельности, развитие творческого потенциала педагогов по проектированию и эстетическому оформлению участков и групп детского сада на зимнюю тематику и к Новому году.

4.Проведение Новогодних утренников с привлечением родителей. Цель: создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям и их родителям. Активное участие детей в сказочном действии.

5. Акция «С каждого по зернышку» Цель: Воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели

Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель

Январь

1.Беседа «Семейные ценности (реликвии и традиции). Цель: Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких.

2.Создание книжки-малышки «Чудеса в эксперименте» Цель: Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

3.Тематический вечер «Семья и семейные традиции» Цель: Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

4.Развлечение семейная гостиная «Семья, что может быть дороже» Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека. 

Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель

Февраль

1.Занятие «Хождение за три века» Цель: Познакомить детей с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить, воспитывать в детях любознательность.

2.Мастер-класс во второй младшей группе «Семейные традиции – залог дружной семьи» Цель: гармонизация детско-родительских отношений, содействие в укреплении семейных взаимоотношений, знакомство детей и родителей с семейными традициями.

3.Мастер-класс в первой младшей группе «Ромашка символ семьи» Цель: Воспитывать  умение работать совместно со взрослыми. Учить доводить работу до конца, выстраивая композицию согластно со своим смыслом.

4.Мастер-класс в старшей группе «Дидактические игры по ФЭМП в группе и дома» Цель: Расширение и углубление знаний родителей о пользе дидактических игр в формировании математических представлений.

5.Фотовыставка фотографий «И мы когда то были маленькими» Цель: представление фотографий и историй о детстве родителей детьми. 

Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель

Март

1.Беседа «Самая многонациональная родословная» Цель: Формировать представления о семье и родственных отношениях.

2.Тематический вечер «Семья – маленькая страна» Цель: формировать понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей и становление личности ребенка.

3.Выставка альбомов  «И мы когда то были маленькими» Цель: формирование семейных традиций.

4.Звуковое письмо «Я люблю свою маму» Цель: воспитать внимание и чуткость отношения к мамам, бабушкам, сестрам и всем женщинам, способствовать творческой самореализации дошкольников.

5. Мини-проект в старшей группе «Лучший рецепт моей бабушки» Цель: формирование первичных ценностей и представлений о семье

6.Занятие с мамами в подготовительной группе «Мама может» Цель: воспитание уважительного отношения к маме. 

Воспитатели, родители, дети

Апрель

1.Дискуссия «Что такое семейное счастье?» Цель: формировать у воспитанников ответственное отношение к созданию семьи и воспитанию будущего поколения.

2.Мини-проект в старшей группе «Я горжусь профессией моих родителей». Цель: Восполнить знания детей о профессиях через знакомство детей с профессиями их родителей.

3.Мини-проект в младшей группе «Мир увлечений моей семьи» Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о семье, о семейных ценностях, увлечениях семьи. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

4.Поле чудес  с родителями подготовительной группы  «Друзья природы» Цель: закрепление и расширение знаний о родной природе.

5.Круглый стол в старшей группе «Использование семейных традиций в воспитании ребенка» Цель: Воспитание нравственной культуры через создание и соблюдение семейных традиций.

6.Конкурс с родителями «Игрушечные мастера» (изготовление игрушек для улицы) Цель: активизировать совместное творчество детей и родителей и содействовать укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи.

Воспитатели, родители, дети

Май

1.Конкурс сочинений  родителей на тему «Мой ребенок» Цель: укрепление семейных традиций в плане воспитания и развития своих детей; способствовать осознанию роли родителей в воспитании и становлении ребенка.

2.Угадай мелодию с родителями и детьми. Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. 

3.Изготовление открытки : «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны» Цель: Собрать и систематизировать материал о том, как жили наши предки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы.

4.Веселые старты с родителями в младшей группе Цель: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности.

5. «Зов джунглей»  во второй младшей группе с родителями Цель: Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя.

6. «Зарница с родителями» в старшей группе  Цель: Воспитывать патриотические чувства, стремление быть похожими на своих родителей и на защитников Родины

7. «Юные пожарные» в подготовительной группе с родителями Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.

8.Акция «Укрась планету» (интересные идеи клумб и цветов) Цель: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель

Июнь

1.Ярморка совместного творчества  Цель: вовлечение родителей в процесс развития художественных способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместного творчества

2.Закрытие клубы «Мир семьи» Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение.

(праздничный концерт, чаепитие)

Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель

Работа с родителями и детьми

      Воспитание уважения и добрых чувств к своим близким – дело не только узкосемейное, но и задача нравственного воспитания вообще. 
   Отдельной строкой стоит привлечение старшего поколения – бабушек и дедушек – в помощь молодым родителям. Старшее поколение, умудрённое жизненным опытом, любящее внуков иной, более нежной и трепетной любовью, может дать малышам очень много: помимо прямых знаний и ознакомлений с семейными традициями, -  покой, уверенность, защищённость, что благотворно влияет на детскую психику. А педагоги «раскрывают глаза» подопечным на бабушек и дедушек, как на людей, которые не только вырастили их родителей, но успели сделать много важного для человеческого общества, ими нужно гордиться.  

   Поистине – ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как внимание, которое уделяется своим близким и родным.

Формы работы с родителями  

Формы работы. Виды деятельности. Мероприятия.

1

Социологическое исследование.

2

Анкетирование.

3

Специально организованные занятия в регламентированное время, внесённые в учебный план.

4

Проектная работа. Осуществление проектов: «Моё имя», «Моя семья», «Мой ребёнок», «Откуда мы родом»,  «Мудрые советы заботливым родителям», «Вместе с мамой, вместе с папой – в мир здоровья и спорта».

5

Проведение «Месячника по работе с семьёй», «Дня семьи», «Дня матери», «Дня отца», «Дня девочек», «Дня мальчиков», «Дня пожилого человека», «Дня ветерана».

6

Тематические вечера: «Семья и  семейные традиции», «Воспитание без огорчений»,  «Семья – маленькая страна»,  «Семейные посиделки»,

«Воспитание ребенка в неполной семье»

7

Чтение художественной литературы.

8

Беседы

9

Экскурсии, целевые прогулки

10

Родительская встреча с родителями  детей, впервые переступивших порог детского сада «Трое в одной лодке» 

11

Подборка сочинений родителей на темы: «Мой ребёнок», «Ценности нашей семьи»

12

Создание генеалогического древа семьи, семейного герба.

13

Ярмарки семейного творчества: «Символ года», «Поделки из природного материала», «Очень умелые ручки нашей семьи».

14

Выставки рисунков детей: «Встречает лето вся планета» (рисунки на асфальте), «Дом, в котором я живу», Мамина улыбка», «Цветы победителям!» ( Ко Дню Победы).  

15

Фотоконкурсы и фотовыставки: «Фото из семейного альбома», «И мы были маленькими», «Как я провел лето»,  «Любимец семьи», «Любимые уголки Усть-Баргузина», «Загляните в семейный альбом»,  «Жизнь в детском саду», «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живём!».

16

Звуковое письмо: «Что такое семья?»  (высказывания ребёнка о себе, семье, о семейных традициях),  «Я люблю свою маму»

Создание фильма «Берегите своих детей»

17

Чествование родителей (участников мероприятий и т.д.) «Сердце, открытое людям».

18

Участие родителей в создании (улучшении) предметно-развивающей среды ДОУ.

19

Совместные субботники по благоустройству участков детского сада.

20

Совместные походы в музеи.

21

Выставка - просмотр литературы: «Школа для родителей», «Взрослым по секрету…».

22

Тематические встречи с родителями выпускных групп: «Семья и  семейные традиции», «Семья – маленькая страна».

23

Досуги: «Самая любимая бабушка моя», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здравствуй, лето красное!».

24

Выпуск газеты: «Крепкая семья» (о семье, об отдыхе и т.д., благодарности родителям за активное участие в жизни детского сада)

Примерные темы консультаций для родителей

1

«Права и обязанности родителей»

 (Конституция РФ, Закон об образовании и др. нормативные документы)

2

«Ребёнок имеет право…»

3

«Семейные традиции.  А какие они в Вашей семье?»

4

«Воспитание у детей уважения к взрослым»

5

«Отдых всей семьёй»

6

«Легко ли быть родителем?»

7

«Обеспечение безопасности детей»

8

«Как устроить сюрприз для члена семьи»

9

«Что значит быть отцом»

10

«Мы благодарны нашим родителям…»

11

«Здоровая семья – здоровый ребенок»

12

«Общаться с ребёнком. Как?»

13

«Как интересно провести досуг в кругу семьи»

Приложение №1

Положение

о Клубе «Мир семьи»

  1. Общие положения
  1. Данное Положение о Клубе «Мир семьи» (далее по тексту - Клуб) регулирует деятельность МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка» (далее – ДОУ) по взаимодействию с родителями в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим Положением.
  3. Участниками Клуба являются: родители воспитанников ДОУ, воспитатели и специалисты ДОУ.
  4. Основными принципами работы являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
  1. Цель Клуба:

Основной целью Клуба является выявление потребностей родителей в области воспитания и обучения своих детей, повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников, а также укрепление партнерских отношений между специалистами ДОУ  и семьями воспитанников.

  1. Основные задачи Клуба:
  1. Убедить родителей в том, что их взаимодействие со специалистами ДОУ является важнейшим условием всестороннего развития детей;
  2. Ознакомить родителей с разнообразными вопросами возрастной педагогики, детской психологии на конкретных примерах (дискуссии, игры, конкурсы и т.д.);
  3. Проинформировать о том, что семья на всех возрастных этапах развития ребенка нуждается в помощи специалистов;
  4. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
  5. Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы;
  6. Пропагандировать приобщение к здоровому образу жизни.
  7. Развить интеллектуальные способности детей и родителей (игры, викторины, занятия, лекции);
  8. Формировать основы гражданско-патриотического воспитания, как у детей, так и у их родителей.
  9. Поддерживать гласность в организации работы ДОУ с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
  10. Популяризовать деятельность ДОУ в социуме.
  1. Основные направления деятельности:
  • Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям в вопросах воспитания детей дошкольного возраста в организации гражданско-патриотического воспитания;
  • Пропаганда положительного опыта семейного воспитания в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Популяризация привычки к здоровому образу жизни.
  • Освещение деятельности ДОУ в социуме.
  1. Права и обязанности участников

5.1.Родители (законные представители) имеют право:

  • на получение квалифицированной   консультативной помощи по проблемам гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
  • на получение практической помощи в организации гражданско-патриотического воспитания дошкольников в домашних условиях.
  • на высказывание собственного мнения и обмен опытом семейного гражданско-патриотического воспитания детей.

5.2.   Специалисты ДОУ имеют право:

  • на изучение и  распространение положительного опыта семейного воспитания.
  • на внесение корректировок в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и потребностей родителей.

5.3.   ДОУ обязано:

  • организовать работу Клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующей ДОУ и учетом интересов и потребностей родителей.
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
  1. Организация работы Клуба
  • Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ.
  • Планирование работы основывается на результатах опроса родителей (законных представителей воспитанников).
  • Результаты работы Клуба и его эффективность обсуждаются на итоговом заседании.
  • Формы организации работы Клуба:  конкурсы, презентации, дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, праздники, семинары-практикумы и т.д.
  1. Организационная структура
  1. Членом Клуба может быть любой родитель воспитанника ДОУ, интересующийся вопросами гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
  2. Вся деятельность Клуба осуществляется на добровольных основах.
  3. Руководство Клубом  и контроль деятельности осуществляется руководителем ДОУ.
  4. Практическое руководство деятельностью Клуба осуществляется старшим воспитателем, имеющим богатый опыт взаимодействия с родителями и социумом.
  1. Условия работы Клуба
  1. Заседания Клуба по согласованию с родителями проводятся с периодичностью не чаще одного раза в месяц и по мере необходимости.
  2. Работа Клуба осуществляется в соответствии с данным Положением и согласно годовому плану ДОУ.
  3. Взаимодействие с семьями на занятиях Клуба строится с учетом родительских интересов и потребностей в информации о гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Критериями эффективности работы Клуба являются:

  • высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
  • использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
  • положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации »
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в  РФ
  •  «Декларация о правах ребенка»
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
  • «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
  1.  «Народное образование» №№ 2,6/2011.
  2. «Работа социального педагога в школе» №№ 2-4/2011;
  3. Ричардсон Р. Силы семейных уз. С. - П. , 2013.
  4. Верб Л. Я. Под одним кровом. П. , 2013.
  5. Курьянски Д. Как сохранить любовь. М. , 2013.
  6.  Психотерапия семейных отношений Под ред. Райгородского Д. Я. У., 2013.
  7.  Ретюнских Л. Т. «Школа Сократа». Философские игры десять лет спустя. М. , 2013.
  8. Зацепин В., Цимбалюк В. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М. ,2013.
  9. Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М., 2013.
  10.  Журналы    «Семья и школа» №№1,7,10/2008; 3,6/20011;
  11.  Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М. , 2013.
  12.  Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 2013.
  13.  Шейнов В. П. Скрытое управление человеком М. , 2013.
  14.  Сибли Л. Чувства разные нужны – чувства разные важны. М. , 2013.
  15.  Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 2012.
  16.  Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. , 2013.
  17.  Гласс Л. Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной.

М. , 2013.

  1.  Семейные ценности. Сайт //http://semcennosti.info/
  2.  Семейные ценности. Настоящее и прошлое: сценарий классного часа //http://festival.1september.ru/articles/530941/

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства:

предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца;

репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей;

социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией);

прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

Типы семьи и ее организации 

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.

В зависимости от форм брака:

моногамная семья — состоящая из двух партнёров

полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров

В зависимости от числа поколений в семье:

сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников

простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.

Также выделяются:

полная семья — семья с обоими супругами;

неполная — если отсутствует один из супругов.

Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.

Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов

Авторитарная семья — базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одного из партнёров.

Социальные функции семьи:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

д) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....