"Мир семьи"
рабочая программа
Цель: Способствовать укреплению и развитию сотрудничества ДОУ и семьи в решении проблемы воспитания ребенка, как к одной из приоритетных задач гражданского воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы клуба для родителей | 76.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка»
671624,Республика Бурятия, п.Усть-Баргузин, Ул.Дзержинского 6,тел/факс(30131)92-2-73,
Эл.адрес d.s.elochka11@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка»
______________ Ганиева Т.Р.
«____» ________ 20____ г
ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«МИР СЕМЬИ»
НО 2024-2029 г
Залог семейного счастья в доброте,
откровенности, отзывчивости...
Эмиль Золя
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания стало общим делом семьи и Детского сада, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения. Для организации эффективной работы с родителями в детском саду, нами разработана программа: «Мир семьи». Программа рассчитана на 5 лет. В ней отражены следующие направления: изучение семей дошкольников, работа с родителями, работа с приемными семьями, индивидуальная работа с родителями. Работа по каждому из направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, традициями детского сада и группы, своеобразием состава дошкольников и их родителей. Только в союзе с родителями можно добиться успехов в обучении и воспитании. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важнейшая задача педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Раздел 1. Пояснительная записка
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Раньше к дому и семье относились с большим уважением, семьи на Руси были многодетные и дружные, жили весело, уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями, говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Родной дом, родные люди, родная семья. Кто может быть дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова “отчий дом”, “семья” входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги, отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму, и папу.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир: мир семьи.
Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых.
В.В. Путин, на одном из своих выступлений сказал о главной задаче, стоящей перед педагогами, это воспитание в детях личности и гражданина. Кроме того, в настоящее время в обществе существуют проблемы обесценивания статуса семьи, как таковой, и снижения интереса родителей к жизни детей в дошкольном учреждении. Учитывая вышесказанное, педагогический коллектив решил внести свою лепту в решение этих проблем – привлечь родительскую общественность к проектной работе ДОУ, в частности, к разработанному нами проекту «Мир семьи».
Участники проекта: родители воспитанников ДОУ, воспитатели, специалисты, воспитанники.
Цель проекта: способствовать укреплению и развитию сотрудничества ДОУ и семьи в решении проблемы воспитания ребенка, как к одной из приоритетных задач гражданского воспитания.
Задачи:
- Утверждение семейных ценностей и традиций, здорового образа жизни.
- Просвещение родительской общественности по правовым вопросам, касающихся отношений родителей и детей.
- Популяризация достижений в области семейного творчества, развитие и распространение новых форм организации семейного досуга.
- Выявление и обмен позитивным опытом семейного воспитания.
Ожидаемые практические результаты:
- содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;
- создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий;
- формирование способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
- развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
- психологическое благополучие ребёнка в семье;
- оптимизация отношений между детьми и родителями.
Клуб «Мир семьи» осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
- пропаганда положительного семейного воспитания;
- развитие новых форм общественно - семейного взаимодействия;
- повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;
- оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции;
Семейный клуб создается как консультативный орган, объединяющий усилия педагогических, социальных, медицинских работников, родителей с целью активизации сотрудничества между образовательным учреждением и семьями воспитанников и обучающихся для создания благоприятных условий развития детей.
Основные функции Клуба.
- Информационно – образовательная
(повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей);
- Организационно - коммуникативная
(позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком);
- социально-терапевтическая
(поддержка в трудных жизненных ситуациях)
Содержание работы клуба.
- Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
- Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
- сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
- достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;
- принять и реализовать лично- ориентированную позицию в воспитании детей;
- сформировать оптимальные детско-родительские отношения.
3. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.
4. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.
5. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.
6. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
7. Возглавляет Клуб педагог, избираемый на общем собрании членов Клуба.
Такая организация работы клуба позволяет учитывать актуальные потребности родителей и их интересы. Тематика заседаний клуба не всегда планируется заранее. Она часто определяется результатами последнего заседания. С целью изучения образовательных интересов и запросов родителей в начале учебного года разрабатывается примерная тематика заседаний клуба по следующим блокам:
«Социально-правовой»,
«Социально-медицинский»,
«Педагогический»,
«Психологический»,
«Досуговый».
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЛУБА.
- Принцип добровольности и открытости.
- Принцип равенства.
- Принцип общности.
- Принцип уважения и понимания друг друга.
- Принцип активности.
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
- Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
- Принцип стремления к здоровому образу жизни.
ПРАВА ЧЛЕНОВ КЛУБА
- Быть членом клуба «Мир семьи».
- Участвовать в планировании работы клуба.
- Иметь и высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
- Получать индивидуальную консультацию у специалистов, принимающих участие в заседаниях клуба.
- Быть избранным в Совет клуба.
- Вносить предложения по улучшению работы клуба.
ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КЛУБА
- Регулярно посещать заседания клуба.
- Активно участвовать в заседаниях.
- Быть тактичными и доброжелательными по отношению друг к другу.
Задачи по работе с детьми в рамках проекта:
- Научные
- Помочь ребёнку изучить его родословную.
- Моделирование связи поколений.
- Дать представление о правах и обязанностях членов семьи.
- Мировоззренческие
- Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
- Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто и как заботится).
- Пофантазировать о будущей семье и жизни.
- Духовно- нравственные
- Обогатить кругозор детей о семье, как части общества.
- Дать понятие об обязанностях.
- Учить получать радость от узнавания нового.
- Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд.
- Показать связь поколений.
- Привить уважение к своим предкам.
- Практические
- Развивать воображение.
- Познакомить с национальными особенностями быта.
- Разработать собственные модели семьи.
- Составить семейное древо.
- Провести праздник семьи.
- Изготовить детские подарки членам семьи к различным праздникам.
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объёма тематики изучения и реализации;
- подбор методической литературы, иллюстраций, фотографий, документов, нормативных актов;
- создание семейного генеалогического древа, герба.
2. Исследовательский:
- изучение истории семьи;
- ознакомление с особенностями национального характера, костюмами, предметами быта;
- ознакомление с правами ребёнка, правами и обязанностями родителей.
3. Продуктивный:
- разработка собственных моделей семьи;
- составление семейного древа, герба участниками проекта;
- составление фотоальбомов;
- составление сборников семейного творчества;
- создание информационных листков педагогического, правового содержания;
- проведение собраний, консультаций и др. форм работы с родителями;
- создание методического пособия для родителей.
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- создание альбома родословной своей семьи;
- Создание презентаций семьи в электронном виде.
Защита проекта:
- в виде открытой встречи с родителями и детьми;
- в виде собеседования с детьми;
- в виде праздника «Папа, мама, я – дружная семья»
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия родителей и детей;
Конкретные ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
- имена дедушек, бабушек
- прошлое своей семьи;
- происхождение своей фамилии;
- народные игры, колыбельные;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
- пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, и т.д.);
- приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители
- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью;
- будут уважительно относиться к своим предкам;
- научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
- знать свою родословную, минимум до третьего колена;
- откуда произошли их фамилии;
- будут знать историю своих реликвий;
- сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
- соберут копилку семейных реликвий.
Педагоги
- расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
- разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
- пополнят словарный запас детей;
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
- создадут копилку народных и семейных праздников;
- будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.
Работа с педагогами
Задача в работе с педагогами: организовать системную работу с родительской общественностью.
Формы работы, направленные на достижение цели проекта.
№ | Формы работы. Мероприятия |
1 | Педсоветы: «Роль семьи в воспитании детей», «Ребёнок в правовом поле семьи». |
2 | Семинары: «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания», «Методики коррекции внутрисемейных отношений (тренинги)». |
3 | Консультации: «Современные формы и методы работы с семьёй», «Из чего складываются внутрисемейные отношения», «Советы родителям: наказание или диалог? |
4 | Разработка бесед с родителями, с детьми. |
5 | Составление конспектов, занятий, бесед, праздников, развлечений, вечеров, посиделок и т.д. |
6 | Проведение Дня открытых дверей в ДОУ. |
7 | Проведение совместных мероприятий (интеллектуальных, спортивных, музыкальных): походов, экскурсий, целевых прогулок, соревнований, КВНов, викторин, конкурсов и т.д. |
8 | Ярмарки совместного творчества (тематические). Организация выставок. |
9 | Составление картотеки пословиц и поговорок «Народная мудрость о семье». |
План работы по родительскому клубу «Мир семьи»
Месяц | Содержание, цель | Участники |
Сентябрь | 1.Открытие клуба «Мир семьи», знакомство с программой. Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении родительского клуба «Мир семьи» 2.Наметить и утвердить план работы родительского клуба на год. 3.Беседа «Для чего нужно семья человеку?» Цель: раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях; формирование у учащихся нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания; формирование у детей представления о семье как о людях, которые гордятся своей семьей, которые ценят друг друга. 4.Акция «Мамины ладошки» Цель: создания положительного эмоционального фона в семье и детском саду, укрепления детско-родительских отношений, в отделении дошкольного образования. 5. «Здравствуй детский сад» Цель: знакомство с новыми игрушками, предметами группы; развитие навыка ориентирования в групповом пространстве; продолжать воспитывать аккуратное и бережное отношение к окружающим предметам; воспитывать доброжелательные, дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Воспитатели, родители |
Октябрь | 1.«Сначала было слово» (Речевое развитие + Социокультурные истоки). Цель: познакомить родителей с основными показателями развития речи детей, предложить упражнения, способствующие развитию активного и пассивного словаря ребенка. 2.Дискуссия «Влияние общения на психологический климат в семье. Приемы конструктивного общения в семье». Цель: изучить и описать особенности развития ребенка в семье. 3.Фотовыставка «Я и бабушка моя, неразлучные друзья» Цель: формировать и расширять у детей представления о семье, дать понятия что семья – это самые родные и близкие люди. 4.Физкультурные мероприятия в группах с папами «Папа может, папа может» Цель: создать у детей и родителей радостное настроение и чувство удовлетворения от совместного общения. 5 Тематическая акция «День защиты животных» Цель: формирование бережного отношения к домашним и диким животным , формировать активную жизненную позицию ;воспитывать ответственность за живое существо. | Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель |
Ноябрь | 1.Тема занятия «Мой дом моя крепость». Цель: Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье. 2.Акция в рамках пропаганде семейных ценностей и традициях «Все начинается с семьи». Цель: привлечение внимания и сохранения семейных ценностей, пропаганде ответственного родительства. 3.Фотовыставка «Счастье в детях» Цель: пропаганда счастливого и радостного образа детства, любви и доброго отношения к детям. 4.Изготовление цветов ко Дню матери в России. Цель: воспитывать чувство гордости за своих мам, уважение к старшему поколению. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, волю, желание создать прекрасное своими руками, интерес к творчеству. 5. «Моя Родина» Музыкально-спортивное развлечение во второй группе Цель: создание теплой, радостной атмосферы, получение эстетического удовлетворения от исполнения танцев, песен, игр; расширить представление о государственных праздниках, прививать любовь к своему краю. 6.Акция во второй младшей группе «Доброе сердце» Цель: учить детей анализировать свои поступки и поступки людей; формировать представление детей о любви; развивать у детей стремление проявлять. | Воспитатели, родители, дети |
Декабрь | 1.Беседа «Семья – убежище души» Цель: формирование у учащихся отношения к семье, как базовой нравственной ценности в современном обществе, понимания важности роли семьи в жизни человека через усвоение понятий семейных ценностей на основе позитивного представления о построении внутрисемейных взаимоотношений. 2.Круглый стол «В здоровой семье – здоровый ребенок» Цель: повысить уровень знаний родителей в области формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья детей. 3.Смотр-конкурс с привлечением родителей «Лучший зимний участок», «Символ года». Цель: конкурс способствует формированию имиджа ДОУ, сохранению традиций коллектива, направлен на активизацию коллективной творческой деятельности, развитие творческого потенциала педагогов по проектированию и эстетическому оформлению участков и групп детского сада на зимнюю тематику и к Новому году. 4.Проведение Новогодних утренников с привлечением родителей. Цель: создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям и их родителям. Активное участие детей в сказочном действии. 5. Акция «С каждого по зернышку» Цель: Воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели | Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель |
Январь | 1.Беседа «Семейные ценности (реликвии и традиции). Цель: Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких. 2.Создание книжки-малышки «Чудеса в эксперименте» Цель: Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге. 3.Тематический вечер «Семья и семейные традиции» Цель: Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью. 4.Развлечение семейная гостиная «Семья, что может быть дороже» Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека. | Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель |
Февраль | 1.Занятие «Хождение за три века» Цель: Познакомить детей с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить, воспитывать в детях любознательность. 2.Мастер-класс во второй младшей группе «Семейные традиции – залог дружной семьи» Цель: гармонизация детско-родительских отношений, содействие в укреплении семейных взаимоотношений, знакомство детей и родителей с семейными традициями. 3.Мастер-класс в первой младшей группе «Ромашка символ семьи» Цель: Воспитывать умение работать совместно со взрослыми. Учить доводить работу до конца, выстраивая композицию согластно со своим смыслом. 4.Мастер-класс в старшей группе «Дидактические игры по ФЭМП в группе и дома» Цель: Расширение и углубление знаний родителей о пользе дидактических игр в формировании математических представлений. 5.Фотовыставка фотографий «И мы когда то были маленькими» Цель: представление фотографий и историй о детстве родителей детьми. | Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель |
Март | 1.Беседа «Самая многонациональная родословная» Цель: Формировать представления о семье и родственных отношениях. 2.Тематический вечер «Семья – маленькая страна» Цель: формировать понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей и становление личности ребенка. 3.Выставка альбомов «И мы когда то были маленькими» Цель: формирование семейных традиций. 4.Звуковое письмо «Я люблю свою маму» Цель: воспитать внимание и чуткость отношения к мамам, бабушкам, сестрам и всем женщинам, способствовать творческой самореализации дошкольников. 5. Мини-проект в старшей группе «Лучший рецепт моей бабушки» Цель: формирование первичных ценностей и представлений о семье 6.Занятие с мамами в подготовительной группе «Мама может» Цель: воспитание уважительного отношения к маме. | Воспитатели, родители, дети |
Апрель | 1.Дискуссия «Что такое семейное счастье?» Цель: формировать у воспитанников ответственное отношение к созданию семьи и воспитанию будущего поколения. 2.Мини-проект в старшей группе «Я горжусь профессией моих родителей». Цель: Восполнить знания детей о профессиях через знакомство детей с профессиями их родителей. 3.Мини-проект в младшей группе «Мир увлечений моей семьи» Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о семье, о семейных ценностях, увлечениях семьи. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. 4.Поле чудес с родителями подготовительной группы «Друзья природы» Цель: закрепление и расширение знаний о родной природе. 5.Круглый стол в старшей группе «Использование семейных традиций в воспитании ребенка» Цель: Воспитание нравственной культуры через создание и соблюдение семейных традиций. 6.Конкурс с родителями «Игрушечные мастера» (изготовление игрушек для улицы) Цель: активизировать совместное творчество детей и родителей и содействовать укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи. | Воспитатели, родители, дети |
Май | 1.Конкурс сочинений родителей на тему «Мой ребенок» Цель: укрепление семейных традиций в плане воспитания и развития своих детей; способствовать осознанию роли родителей в воспитании и становлении ребенка. 2.Угадай мелодию с родителями и детьми. Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. 3.Изготовление открытки : «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны» Цель: Собрать и систематизировать материал о том, как жили наши предки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы. 4.Веселые старты с родителями в младшей группе Цель: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности. 5. «Зов джунглей» во второй младшей группе с родителями Цель: Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя. 6. «Зарница с родителями» в старшей группе Цель: Воспитывать патриотические чувства, стремление быть похожими на своих родителей и на защитников Родины. 7. «Юные пожарные» в подготовительной группе с родителями Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности. 8.Акция «Укрась планету» (интересные идеи клумб и цветов) Цель: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. | Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель |
Июнь | 1.Ярморка совместного творчества Цель: вовлечение родителей в процесс развития художественных способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместного творчества 2.Закрытие клубы «Мир семьи» Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение. (праздничный концерт, чаепитие) | Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель |
Работа с родителями и детьми
Воспитание уважения и добрых чувств к своим близким – дело не только узкосемейное, но и задача нравственного воспитания вообще.
Отдельной строкой стоит привлечение старшего поколения – бабушек и дедушек – в помощь молодым родителям. Старшее поколение, умудрённое жизненным опытом, любящее внуков иной, более нежной и трепетной любовью, может дать малышам очень много: помимо прямых знаний и ознакомлений с семейными традициями, - покой, уверенность, защищённость, что благотворно влияет на детскую психику. А педагоги «раскрывают глаза» подопечным на бабушек и дедушек, как на людей, которые не только вырастили их родителей, но успели сделать много важного для человеческого общества, ими нужно гордиться.
Поистине – ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как внимание, которое уделяется своим близким и родным.
Формы работы с родителями
№ | Формы работы. Виды деятельности. Мероприятия. |
1 | Социологическое исследование. |
2 | Анкетирование. |
3 | Специально организованные занятия в регламентированное время, внесённые в учебный план. |
4 | Проектная работа. Осуществление проектов: «Моё имя», «Моя семья», «Мой ребёнок», «Откуда мы родом», «Мудрые советы заботливым родителям», «Вместе с мамой, вместе с папой – в мир здоровья и спорта». |
5 | Проведение «Месячника по работе с семьёй», «Дня семьи», «Дня матери», «Дня отца», «Дня девочек», «Дня мальчиков», «Дня пожилого человека», «Дня ветерана». |
6 | Тематические вечера: «Семья и семейные традиции», «Воспитание без огорчений», «Семья – маленькая страна», «Семейные посиделки», «Воспитание ребенка в неполной семье» |
7 | Чтение художественной литературы. |
8 | Беседы |
9 | Экскурсии, целевые прогулки |
10 | Родительская встреча с родителями детей, впервые переступивших порог детского сада «Трое в одной лодке» |
11 | Подборка сочинений родителей на темы: «Мой ребёнок», «Ценности нашей семьи» |
12 | Создание генеалогического древа семьи, семейного герба. |
13 | Ярмарки семейного творчества: «Символ года», «Поделки из природного материала», «Очень умелые ручки нашей семьи». |
14 | Выставки рисунков детей: «Встречает лето вся планета» (рисунки на асфальте), «Дом, в котором я живу», Мамина улыбка», «Цветы победителям!» ( Ко Дню Победы). |
15 | Фотоконкурсы и фотовыставки: «Фото из семейного альбома», «И мы были маленькими», «Как я провел лето», «Любимец семьи», «Любимые уголки Усть-Баргузина», «Загляните в семейный альбом», «Жизнь в детском саду», «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живём!». |
16 | Звуковое письмо: «Что такое семья?» (высказывания ребёнка о себе, семье, о семейных традициях), «Я люблю свою маму» Создание фильма «Берегите своих детей» |
17 | Чествование родителей (участников мероприятий и т.д.) «Сердце, открытое людям». |
18 | Участие родителей в создании (улучшении) предметно-развивающей среды ДОУ. |
19 | Совместные субботники по благоустройству участков детского сада. |
20 | Совместные походы в музеи. |
21 | Выставка - просмотр литературы: «Школа для родителей», «Взрослым по секрету…». |
22 | Тематические встречи с родителями выпускных групп: «Семья и семейные традиции», «Семья – маленькая страна». |
23 | Досуги: «Самая любимая бабушка моя», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здравствуй, лето красное!». |
24 | Выпуск газеты: «Крепкая семья» (о семье, об отдыхе и т.д., благодарности родителям за активное участие в жизни детского сада) |
Примерные темы консультаций для родителей
1 | «Права и обязанности родителей» (Конституция РФ, Закон об образовании и др. нормативные документы) |
2 | «Ребёнок имеет право…» |
3 | «Семейные традиции. А какие они в Вашей семье?» |
4 | «Воспитание у детей уважения к взрослым» |
5 | «Отдых всей семьёй» |
6 | «Легко ли быть родителем?» |
7 | «Обеспечение безопасности детей» |
8 | «Как устроить сюрприз для члена семьи» |
9 | «Что значит быть отцом» |
10 | «Мы благодарны нашим родителям…» |
11 | «Здоровая семья – здоровый ребенок» |
12 | «Общаться с ребёнком. Как?» |
13 | «Как интересно провести досуг в кругу семьи» |
Приложение №1
Положение
о Клубе «Мир семьи»
- Общие положения
- Данное Положение о Клубе «Мир семьи» (далее по тексту - Клуб) регулирует деятельность МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка» (далее – ДОУ) по взаимодействию с родителями в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим Положением.
- Участниками Клуба являются: родители воспитанников ДОУ, воспитатели и специалисты ДОУ.
- Основными принципами работы являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
- Цель Клуба:
Основной целью Клуба является выявление потребностей родителей в области воспитания и обучения своих детей, повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников, а также укрепление партнерских отношений между специалистами ДОУ и семьями воспитанников.
- Основные задачи Клуба:
- Убедить родителей в том, что их взаимодействие со специалистами ДОУ является важнейшим условием всестороннего развития детей;
- Ознакомить родителей с разнообразными вопросами возрастной педагогики, детской психологии на конкретных примерах (дискуссии, игры, конкурсы и т.д.);
- Проинформировать о том, что семья на всех возрастных этапах развития ребенка нуждается в помощи специалистов;
- Повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
- Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы;
- Пропагандировать приобщение к здоровому образу жизни.
- Развить интеллектуальные способности детей и родителей (игры, викторины, занятия, лекции);
- Формировать основы гражданско-патриотического воспитания, как у детей, так и у их родителей.
- Поддерживать гласность в организации работы ДОУ с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Популяризовать деятельность ДОУ в социуме.
- Основные направления деятельности:
- Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям в вопросах воспитания детей дошкольного возраста в организации гражданско-патриотического воспитания;
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
- Популяризация привычки к здоровому образу жизни.
- Освещение деятельности ДОУ в социуме.
- Права и обязанности участников
5.1.Родители (законные представители) имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
- на получение практической помощи в организации гражданско-патриотического воспитания дошкольников в домашних условиях.
- на высказывание собственного мнения и обмен опытом семейного гражданско-патриотического воспитания детей.
5.2. Специалисты ДОУ имеют право:
- на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- на внесение корректировок в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и потребностей родителей.
5.3. ДОУ обязано:
- организовать работу Клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующей ДОУ и учетом интересов и потребностей родителей.
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
- Организация работы Клуба
- Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ.
- Планирование работы основывается на результатах опроса родителей (законных представителей воспитанников).
- Результаты работы Клуба и его эффективность обсуждаются на итоговом заседании.
- Формы организации работы Клуба: конкурсы, презентации, дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, праздники, семинары-практикумы и т.д.
- Организационная структура
- Членом Клуба может быть любой родитель воспитанника ДОУ, интересующийся вопросами гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
- Вся деятельность Клуба осуществляется на добровольных основах.
- Руководство Клубом и контроль деятельности осуществляется руководителем ДОУ.
- Практическое руководство деятельностью Клуба осуществляется старшим воспитателем, имеющим богатый опыт взаимодействия с родителями и социумом.
- Условия работы Клуба
- Заседания Клуба по согласованию с родителями проводятся с периодичностью не чаще одного раза в месяц и по мере необходимости.
- Работа Клуба осуществляется в соответствии с данным Положением и согласно годовому плану ДОУ.
- Взаимодействие с семьями на занятиях Клуба строится с учетом родительских интересов и потребностей в информации о гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Критериями эффективности работы Клуба являются:
- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации »
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
- «Декларация о правах ребенка»
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
- «Народное образование» №№ 2,6/2011.
- «Работа социального педагога в школе» №№ 2-4/2011;
- Ричардсон Р. Силы семейных уз. С. - П. , 2013.
- Верб Л. Я. Под одним кровом. П. , 2013.
- Курьянски Д. Как сохранить любовь. М. , 2013.
- Психотерапия семейных отношений Под ред. Райгородского Д. Я. У., 2013.
- Ретюнских Л. Т. «Школа Сократа». Философские игры десять лет спустя. М. , 2013.
- Зацепин В., Цимбалюк В. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М. ,2013.
- Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М., 2013.
- Журналы «Семья и школа» №№1,7,10/2008; 3,6/20011;
- Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М. , 2013.
- Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 2013.
- Шейнов В. П. Скрытое управление человеком М. , 2013.
- Сибли Л. Чувства разные нужны – чувства разные важны. М. , 2013.
- Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 2012.
- Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. , 2013.
- Гласс Л. Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной.
М. , 2013.
- Семейные ценности. Сайт //http://semcennosti.info/
- Семейные ценности. Настоящее и прошлое: сценарий классного часа //http://festival.1september.ru/articles/530941/
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»
Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
- Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
- Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
- Биологическая: состоит из родителей и детей.
С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства:
предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца;
репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей;
социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией);
прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.
Типы семьи и ее организации
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.
В зависимости от форм брака:
моногамная семья — состоящая из двух партнёров
полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров
В зависимости от числа поколений в семье:
сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников
простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.
Также выделяются:
полная семья — семья с обоими супругами;
неполная — если отсутствует один из супругов.
Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.
Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов
Авторитарная семья — базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одного из партнёров.
Социальные функции семьи:
а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
г) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;
д) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....