Проект "Разноцветная неделя"
проект (младшая группа)

Проект "Разноцветная неделя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raznotsvetnaya_nedelya.docx103.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

Маслянинского района Новосибирской области

Секция: конференция воспитанников ДОУ

Разноцветная неделя

Вид работы: познавательно-игровой проект

Руководитель:  Кошкина Мария Валерьевна

педагог-психолог

р.п. Маслянино

2022 г.

1.Введение.

Актуальность.  Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, а потом и в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте.

Проблема:  Наблюдения показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в рисунке, неточности в лепке.

1.1 Цели и задачи проекта.

Цель: Развитие представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе совместной деятельности.

Задачи:

1.Закреплять представление о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина;

2.Способствовать формированию исследовательских действий у детей второй младшей группы;

4. Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей

сенсорных способностей.

Предполагаемый  результат:

Для педагогов

-Устанавливают с родителями доверительные и партнёрские отношения;

-Организуют совместную творческую деятельность с родителями;

Для детей

-Знают  и соотносят с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый) и узнают оттенки (голубой, розовый);

-Различают  и знают геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

-Идентифицируют предметы по сенсорным свойствам (цвет, форма, величина, ширина).

- Расширение словарного запаса ребенка;

Для родителей

-Повышают педагогическую культуру;

-Повышают уровень удовлетворённости процессом развития ребёнка в детском саду в рамках личностно ориентированного подхода;

-Создают интерес к совместной творческой деятельности.

2. Основная часть.

Проект краткосрочный: 1 неделя

Участники проекта: воспитатели 2 младшей группы «А», педагог-психолог, родители.

Тип проекта: Познавательно-игровой проект

Сроки

Деятельность педагога-психолога

Форма работы с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Информационно-аналитический (подготовительный)

10.02.22-14.02.22

1.Определение темы, проблемы, актуальности.

2.Постановка цели, определение задач.

3.Анализ материала по теме в группе.

4.Изучение литературы по теме.

5.Подбор наглядно-дидактических пособий,

6. Разработка стендовой информации

7.Оформление уголка для родителей.

1.Диагностика выявления уровня сенсорного развития у детей.

2.Наблюдение.

1.Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

(приложение №6)

2.Буклет сенсорные игры для малышей дома (приложение №7)

2.Творческий (основной)

17.01.2022Понедельник

Красный цвет

Тема «Яблочко»

Разработка конспекта к занятию, изготовление дидактического материала к игре «Собери яблочки в корзину», нарезка красных ленточек для подвижной игры, подборка картинок красного цвета, заготовка материала к аппликации «Яблоко», фотоотчет по занятию.

Беседа «Красный цвет»

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «За малиной в сад пойдем» 

Подвижная игра «Красная ленточка», «Собери яблочки  в корзину»

Аппликация «Яблоко»

Сутеев «Яблоко»

(приложение № 1)

Домашнее задание: Нарисовать дома фрукт или овощ красного цвета.

18.01.2022Вторник

Желтый цвет

Тема «Курочка и цыплята»

Разработка конспекта к занятию, изготовление дидактического материала к игре «Накорми цыплят», подборка художественной литературы, заготовка материала к аппликации «Цыплята гуляют», фотоотчет по занятию.

 Упражнения на развитие речевого дыхания: «Одуванчик»

Игра «Накорми цыплят», «Найди одинаковое»

Заучивание четверостишья  «Солнечный зайчик».

Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова

 Аппликация «Цыплятки гуляют»

(приложение №2)

Домашнее задание: Раскрасить или оформить в виде аппликации цыплёнка.

19.01.2022Среда

Зеленый цвет 

Тема «Гусеница»

Разработка конспекта к занятию, подборка материал для игра «Назови все предметы зеленого цвета», подборка художественной литературы, заготовка пластилина для лепки, фотоотчет по занятию.

Отгадывание «зеленых» загадок

Игры:  « Назови все предметы зелёного цвета»; «Собери гусеницу» Чтение художественной литературы: М. Янушкевич «Зелёная травка, зелёный листок (приложение №3) 

Домашнее задание: Принести поделку с использованием зелёного цвета.

20.01.2022Четверг

Синий цвет

Тема «Волшебники»

Разработка конспекта к занятию, изготовление волшебной шляпы, палочки, волшебного мешка,  подборка художественной литературы

, фотоотчет.

Подвижная игра: «Ручеёк», «Самолеты»

В. Сутеев «Петух и краски», «Мышонок и карандаш.

(приложение №4)

Домашнее

задание: Нарисовать дома васильки или колокольчики.

3.Заключительный (подведение итогов)

21.01.2022Пятница

Подготовка материала к экспериментальной деятельности, изготовление фетровой книжки «Мир сенсорики»

Экспериментирование с водой «Загадочный рисунок» (приложение №5)

Презентация книжки «Мир сенсорики» (приложение №8)


3.Заключение.

     В ходе реализации проекта дети научились различать цвета, сопоставлять их с предметами, находить предметы заданного цвета в окружающем мире. Экспериментальная деятельность способствовала развитию познавательного интереса у детей.

 Данный проект значительно расширил словарный запас, способствовал развитию памяти, мышления и воображения у детей.

  Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания. Поставленные  задачи были  успешно реализованы. 

4.Список литературы.

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998.-240 с

2. Венгер Л.А . Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера .- М.: Просвещение, 1988.-144

3. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формирование цвета, восприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч. методическое пособие конспект – 48 с.

4.Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года).

Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.-64 с.

5.Давай поиграем./ Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей «Красный цвет. Яблочко».

Тема: Красный цвет. Яблочко.

Цель:  Сенсорное развитие.

Задачи:

-Развитие интереса к игровой и двигательной деятельности.

-Развитие интереса к изобразительной деятельности, закреплять знание о красном  цвете, форме, величине.

-Стимулирование речевой активности.

-Развитие мелкой моторики.

1.Ход занятия.

Приветствие.

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

2.Знакомство с Ежиком

Педагог-психолог: - Ребятки, к нам сегодня в гости пришёл ежик. Давайте с вами внимательно рассмотрим ежика. (Дети внимательно рассматривают ежика). Ежик  живёт в домике красного цвета, в саду, где на деревьях спеют красные яблочки, а в траве зреют красные ягодки.

Педагог-психолог: - Ребята, а вы знаете какие-нибудь фрукты и овощи красного цвета? (Ответы детей) А давайте посмотрим их  с  вами еще и на картинках. (Педагог-психолог рассматривает вместе с детьми картинки: перец, помидор, клубника, смородина, малина, вишня, гранат, редиска)

Педагог-психолог:  -  Я предлагаю отправиться вместе с ежиком во фруктовый сад и посмотреть, какой же фрукт у нас там созрел.

(Детям дают ленточки красного цвета и под музыку они выполняют движения) Звучит музыка.

Педагог-психолог подводит детей после музыки к дорожкам (одна широкая, другая узкая)

Педагог-психолог: - Чтобы добраться до фруктового сада нужно пройти по широкому мостику. Кто знает, где широкий мостик? (Детям предлагается выбрать узкую или широкую дорожку)

Педагог-психолог:  Вот мы и пришли во фруктовый сад. Какой фрукт у нас созрел на дереве? Какого  он цвета? А какой он формы? (Ответы детей) 3.Игра «Собери яблочки»

Перед детьми дерево, на котором весят яблочки (большие и  маленькие), а так же две корзинки (маленькая и большая). Им необходимо маленькие яблочки собрать в маленькую корзинку, а большие в большую.

4.Игра «Собери шарики»

Педагог-психолог: - Ребята, рассыпались все яблочки у ежика, давайте поможем ему их собрать?  (Дети отвечают)

Детям предлагается поиграть с шариком. На полу раскладываются пластмассовые шарики двух цветов: жёлтого и красного, расставляются две коробки таких же цветов. Детям необходимо собрать красные шарики и положить их в красную коробку. Педагог показывает ребятам принцип раскладывания шариков

Педагог-психолог: - Молодцы ребята! А теперь я предлагаю вам на память ежику сделать яблочки из бумаги.

5. Аппликация «Яблочки для ежика»

Для каждого ребенка на столе лежит рисунок яблони и кусочек красной бумаги. Дети  рассаживаются за столы, скатывают красную бумагу в шарики, а затем с помощью клея клеят на яблоню.

6. Рефлексия.

Детям предлагается выбрать.  Если понравилось ему путешествие- то взять большое яблоко, если нет - то маленькое. Уточнить выбор детей.

Конспект занятия по  сенсорному развитию детей «Желтый цвет.  Курочка и цыплятки».

Тема: Желтый  цвет. Курочка и цыплятки.

Цель:  Сенсорное развитие.

Задачи:

-Развитие интереса к игровой и двигательной деятельности.

-Развитие интереса к изобразительной деятельности, закреплять знания о желтом  цвете, форме, величине.

-Стимулирование речевой акт.

-Развитие мелкой моторики.

1.Ход занятия.

Приветствие.

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

 «Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

2. Введение в тему.

Педагог-психолог: - Ребята, кто это? (дети рассматривают картинку петуха) - А это? (показ картинки курицы) - А кто же это? (педагог показывает детям картинку цыпленка и объясняет, что это их детеныш)

-Ребятки, сегодня и вы сможете превратиться в цыплят!

Педагог зачитывает строчки сказки

-Жила была курочка - пестрые крылышки.

Снесла курочка яичко, да не одно, а много.

Принялась она за дело, все яички высиживать села,

Дни и ночи напролет редко ест и редко воду пьет.

Скоро вылупились у наседки из скорлупки пушистые детки.

Посмотрите –ка на них!

Дети надевают эмблемы цыплят.

Ребятки, а как курочка с цыплятами разговаривает? (Ответы детей) Курочка – ко-ко-ко, а цыплята отвечают пи-пи-пи.

-Цыплята, какого цвета? Какие перышки у курочки? Как ее зовут? Курочка заботится о своих цыплятах - водит гулять, ищет для них зернышки, жуков, червяков, от лисы бережет.

-Сейчас мы с вами потанцуем.

3. «Танец цыплят»

Исполняется песня и танец «Вышла курочка гулять» (сл. Волгина Т., муз Филипенко А.). Цыплята идут за курочкой, повторяют движения.

4. Игра «Накорми цыпленка» 

Педагог-психолог: - Желтые цыплята во дворе играли и под солнцем желтым зернышки искали.

На большом панно приклеены цыплята из фетра, детям необходимо возле каждого цыпленка закрутить крышечку желтого цвета.

5. Аппликация «Цыплятки гуляют»

Ребенок берет цыпленка, вырезанного из желтой цветной бумаги. Намазывает клеем и приклеивает на ватман. Когда все дети приклеят цыплят, педагог-психолог раздает им желтые полоски разной длины (лучики солнца) Дети намазывают клеем полоски и приклеивают к ватману по кругу, изображая солнце. После проделанной работы рассматривают аппликацию.

6. Рефлексия. 

На столе перед детьми лежат цыплята: весёлый и грустный. Ребенку предлагается выбрать. Если занятие понравилось -  взять веселого цыпленка, если  не понравилось – взять грустного цыпленка. Педагог уточняет выбор детей.

Экспериментирование с водой «Загадочный рисунок»

В любом возрасте дети очень любознательны и всегда проявляю интерес к новому и неизведанному. Цель каждого взрослого развивать познавательный интерес, стремление к получению знаний, и в этом нам помогают опыты и эксперименты. Дети младшего дошкольного возраста очень любят игры с водой и могут часами проводить время за любимым дело.

Цель: Сенсорное развитие.

Задачи:

-Закрепить свойства воды (жидкая, прозрачная, горячая-холодная, размывает цвета) 

-Закрепить свойства салфетки (мягкая, намокает в воде, рвется) 

-Развитие воображения.

Материал: Салфетки, фломастеры, вода, цветные тазики (желтый, зеленый, синий, красный)

Описание работы:

На одном листе салфетки (в центре) нарисован цветной объект. На втором  листе салфетки контур этого объекта черным фломастером. Педагог приглашает ребенка и предлагает ему поиграть в игру и отгадать, кто же спрятался на картинке и какого цвета.

Ребенок должен отпустить салфетку с выбранным рисунком в соответствующий тазик с водой данного цвета.

Если цвет объекта совпал с выбором цвета тазика, то на салфетке проявиться рисунок этого же цвета (например, на салфетке помидор, ребенок выбирает тазик красного цвета и отпускает в него салфетку с объектом. На салфетке проявляется помидор красного цвета. Ребенок сделал правильный выбор).

 После обращаем внимание на то, что стало с салфеткой, с водой?

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Нам необходимо знать ваше мнение по вопросу "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада". Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

4. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

5. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

6. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного

развития вашего ребенка?

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Буклет сенсорные игры для малышей дома

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…).

Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. И чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее происходит сенсорное развитие ребенка. Ведь чем тоньше у ребенка восприятие, например, звуков или цветов, тем полнее он может насладиться красотой музыкального или художественного произведения. И кто знает, возможно, в будущем он создаст собственный шедевр…

Больше всего на свете  дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. 
И сегодня я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. 

Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях

sensornoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-15_2.jpg

2022г

Игры с крупами

Здесь важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Нужно следить, чтобы в ходе игр ребенок ничего не брал в рот, поэтому лучше использовать более крупные крупы, например фасоль.

«Найди игрушку»

В глубокую емкость насыпаем фасоль, запускаем в нее руки и изображаем, как будто мы месим тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А если в конце игры ребенок откопает «клад» (маленькую игрушку, шарик, кубик и т. п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того как ребенок найдет то, что было спрятано, спросите его, что он нашел, какого это цвета, какой формы, на что похоже и т. п.

Вариант игры: смешайте небольшое количество фасоли и гороха, возьмите пару маленьких фигурок животных и предложите их покормить. Например, свинка будет кушать фасоль, а собака — горох. При этом сообщите ребенку, что горох — это маленькие косточки для собачки, а фасоль — это желуди, только кто-то их смешал, а звери очень хотят кушать. Предложите ребенку помочь животным и разложить им по тарелочкам еду.

«Рисуем на манке»

На темный лист картона или пластика тонким слоем насыпаем манную крупу, а затем показываем ребенку, какие картинки можно создавать, проводя пальчиком по крупе.

Игры с макаронами

«Бусы для мамы»

Большое разнообразие видов макарон позволят придумать много интересных игр с ними. Например, рожки, короткие трубочки можно нанизывая на нитку и делать бусы. А если цветные макароны, можно попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета или нанизывать поочередно макароны двух цветов.

«Собери палочки»

Рассыпьте перед малышом длинные макароны. Попросите его собрать их и опустить в узкое отверстие — дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке.  Это упражнение развивает мелкую моторику, что положительно влияет развитие речи и мышления ребенка.

Игры с одноразовой посудой

«Начинающий архитектор»

Из небьющейся посуды на столе можно построить великолепные башни, дворцы и крепости.

Игры с картонными коробками

«Кухонный футбол»

В плоской коробке, например из-под пиццы, можно организовать настоящее футбольное поле. Ворота будут в уголках коробки или между установленными по краям солонкой и перечницей. Кладем на поле сухую горошину, выдаем футболисту или футболистке трубочку для коктейля.  Теперь нужно дуть через трубочку на горошину, чтобы загнать ее в ворота. И весело, и для здоровья полезно!

«Разложи яички в свои домики»

К этой игре нужно подготовиться. Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом. Малыш раскладывает яички в домики в соответствии с их цветом. По возможности ребенок называет цвет яичек и цвет домиков.

Игры с тестом

Можно сделать соленое тесто (мука и соль 1:1, вода, немного растительного масла) — пусть ребенок лепит в свое удовольствие, а есть такое соленое тесто он не будет. Всем известна техника создания фигурок из соленого теста, запеченные фигурки можно разукрашивать, делать из них подвески, магнитики (стоит только приклеить на фигурку магнитной ленты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"

Иногда написание отчета о проведении  тематической  недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели  «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...