Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме
Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nastoyashchee_vremya_pedagogi_stolknulis_s_takoy_problemoy.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выполнила: воспитатель МБДОУ
«Солнышко»Лямина О.О.
2018
Л.С. Выготский считал, что:
- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;
- развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.
Изменение представления общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации).
Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).
Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:
1) научно-методический совет ДОУ;
2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;
3) педагогический коллектив инклюзивной группы;
4) родительский комитет.
Инклюзивное образование строится на принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
- услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в
- контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может
- быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации особенных детей. Некоторые из них, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Особенные дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.
На базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» был создан консультативный центр «Росток». Цель его создание обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей.
Основными задачами консультативного пункта являются:
- Сопровождение семейного дошкольного образования детей от 1 до 7 лет, содействие их социализации.
- Оказание консультативной, методической, диагностической, коррекционной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
- Формирование социального опыта детей в процессе взаимодействия и общения с семьей.
- Своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью квалифицированной коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
При выявлении детей с ОВЗ используется комплексный подход.
1. Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения).
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов).
3. Охрана и укрепление здоровья детей.
Наш детский сад посещает небольшое количество детей с ОВЗ, имеющие только особые образовательные потребности. Используется полный вариант иклюзии, то есть посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно. Работа начинается, с того, что изучается семья. К сожалению, наши специалисты встречаются с такой проблемой как нежелание родителей видеть, что с их ребенком что-то не так. Часто очень не просто достичь оптимального взаимодействия с семьей. Работа начинается с анкетирования, индивидуальных бесед и консультации. То есть в начале проходит социальная адаптация родителей.
На следующем этапе проводится диагностика ребенка, каждый специалист (логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, воспитатели) обращает внимание на свою область. Проводится наблюдение за воспитанником в группе. Так же большой вклад вносят младшие педагоги, так как есть дети, которым нужна помощь в самообслуживании.
На основании полученных результатов выбирается программа, соответствующая образовательным и социальным потребностям ребенка.
Основные методы, которые используем в своей работе:
- Исследовательский.
- Проблемное изложение.
- Объяснительно – иллюстративный.
- Частично поисковый.
- Репродуктивный.
Наиболее эффективным методом улучшения психоэмоционального состояния является коррекционно – развивающая сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. Благодаря таким занятиям наблюдалось улучшение эмоционального состояния ребенка, уменьшение тревожности, развитие самосознания.
Таким образом, в России инклюзивное образование носит экспериментальный характер, по – этому имеет ряд недостатков. В основной это касается небольших городов и районных центров, которые не имеют материально – техническое оснащение в учреждениях, многие педагоги не обладают знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии, нехватка специалистов.
С одной стороны, инклюзивное образование является более развитой и эффективное системой образования и не только с особыми детьми, но и со здоровыми. Дошкольные учреждения дают основу формирования личности, учат взаимодействовать друг с другом, решать образовательные проблемы. Но с другой стороны без должного финансирования и поддержки со стороны государства невозможно выполнить поставленные задачи инклюзивного образования.
Литература.
- Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 – 170 с.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 143 с. : табл. - (Библиотека программы "От рождения до школы"
- Любавина, Н. В. Инклюзивное и интегрированное обучение для детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности [Текст] / Н. В. Любавина // Социологические исследования. - 2013. - № 9. - С. 64-69.
- Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду [Текст] / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 51-52.
- Архипова, Е. Ф. Программа "От рождения до школы" о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации ФГОС ДО в систему работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / Е. Ф. Архипова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 3. - С. 9-10.
- Афиногенова, Е. Особенный детский сад [Текст] / Е. Афиногенова // Культура здоровой жизни. - 2012. - № 2. - С. 28-29.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани...
Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения...
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ...
«Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограни...