Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Лямина Ольга Олеговна

Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

                                                          Выполнила: воспитатель МБДОУ

                                                                              «Солнышко»Лямина О.О.

2018

Л.С. Выготский считал, что:

- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;

- развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.

Изменение представления общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации).

Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:

1) научно-методический совет ДОУ;

2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

4) родительский комитет.

Инклюзивное образование строится на принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
  • услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в
  • контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может
  • быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации особенных детей. Некоторые из них, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Особенные дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

На базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» был создан консультативный центр «Росток». Цель его создание обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей.

Основными задачами консультативного пункта являются:

  • Сопровождение семейного дошкольного образования детей от 1 до 7 лет, содействие их социализации.
  • Оказание консультативной, методической, диагностической, коррекционной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
  • Формирование социального опыта детей в процессе взаимодействия и общения с семьей.
  • Своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью квалифицированной коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии.

При выявлении детей с ОВЗ используется комплексный подход.

1. Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения).

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов).

3. Охрана и укрепление здоровья детей.

Наш детский сад посещает небольшое количество детей с ОВЗ, имеющие только особые образовательные потребности. Используется полный вариант иклюзии, то есть посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно. Работа начинается, с того, что изучается семья. К сожалению, наши специалисты встречаются с такой проблемой как нежелание родителей видеть, что с их ребенком что-то не так. Часто очень не просто достичь оптимального взаимодействия с семьей. Работа начинается с анкетирования, индивидуальных бесед и консультации. То есть в начале проходит социальная адаптация родителей.

На следующем этапе проводится диагностика ребенка, каждый специалист (логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, воспитатели) обращает внимание на свою область. Проводится наблюдение за воспитанником в группе. Так же большой вклад вносят младшие педагоги, так как есть дети, которым нужна помощь в самообслуживании.

На основании полученных результатов выбирается программа, соответствующая образовательным и социальным потребностям ребенка.

Основные методы, которые используем в своей работе:

  1. Исследовательский.
  2. Проблемное изложение.
  3. Объяснительно – иллюстративный.
  4. Частично поисковый.
  5. Репродуктивный.

Наиболее эффективным методом улучшения психоэмоционального состояния является коррекционно – развивающая сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия.  Благодаря таким занятиям наблюдалось улучшение эмоционального состояния ребенка, уменьшение тревожности, развитие самосознания.

Таким образом, в России инклюзивное образование носит экспериментальный характер, по – этому имеет ряд недостатков. В основной это касается небольших городов и районных центров, которые не имеют материально – техническое оснащение в учреждениях, многие педагоги не обладают знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии, нехватка специалистов.

 С одной стороны, инклюзивное образование является более развитой и эффективное системой образования и не только с особыми детьми, но и со здоровыми. Дошкольные учреждения дают основу формирования личности, учат взаимодействовать друг с другом, решать образовательные проблемы. Но с другой стороны без должного финансирования и поддержки со стороны государства невозможно выполнить поставленные задачи инклюзивного образования.

Литература.

  1. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 – 170 с.
  2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 143 с. : табл. - (Библиотека программы "От рождения до школы"
  3. Любавина, Н. В. Инклюзивное и интегрированное обучение для детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности [Текст] / Н. В. Любавина // Социологические исследования. - 2013. - № 9. - С. 64-69.
  4. Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду [Текст] / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 51-52.
  5. Архипова, Е. Ф. Программа "От рождения до школы" о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации ФГОС ДО в систему работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / Е. Ф. Архипова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 3. - С. 9-10.
  6. Афиногенова, Е. Особенный детский сад [Текст] / Е. Афиногенова // Культура здоровой жизни. - 2012. - № 2. - С. 28-29.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка   привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани...

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения...

«Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограни...