Педсовет «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
презентация
Повышeние тeоретического и прaктичeского уровня знаний пeдaгогов о развитии творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_pedsovetu_po_izo.pptx | 2.66 МБ |
pedsovet.docx | 33.82 КБ |
analiticheskaya_spravka.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повестка дня: 1.Выполнение решений предыдущего педсовета. 2.Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников» - ст. воспитатель 1 кв. категории Олейникова В.Б. 3.Анализ просмотров педагогической деятельности воспитателей (аналитическая справка) - ст. воспитатель 1 кв. категории Олейникова В.Б. 4. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей - воспитатель Иванова М.В.. 5. «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников» - воспитатель Бутытова А.Б. 6. Познавательно – деловая игра – «Творческий педагог-творческий ребенок. Художественно – эстетическое воспитание» - ст. воспитатель 1 кв. категории Олейникова В.Б. 8. Обсуждение и принятие проекта решения педсовета.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. Какова ключевая роль детского сада ?
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду?
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему : развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку . При этом необходимо вызвать у детей интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? Основные средства художественно-эстетического воспитания – Развивающая предметно-пространственная среда. - природа, труд, -общение, -искусство (литература, живопись, музыка), -игра и т.д.
Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания. ? Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно -образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества. • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения. • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. • Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой. • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала.
деловая игра «Творческий педагог-творческий ребенок». Первое задание «Мозговой штурм ».
Цветовой круг
Игра « Артлото »
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Педсовет №2.
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Цель: повышeние тeоретического и прaктичeского уровня знаний пeдaгогов о развитии творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию.
Задачи:
1. Совершенствовать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей, выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе. Закрепить знание задач по художественно-эстетическому развитию.
2. Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Познакомиться с инновационными формами художественно-эстетического развития дошкольников.
4. Создать творческую атмосферу в коллективе.
Повестка дня:
1.Выполнение решений предыдущего педсовета.
2.Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников» - старший воспитатель 1 кв. категории Олейникова В.Б.
3.Анализ просмотров педагогической деятельности воспитателей (аналитическая справка) - старший воспитатель 1 кв. категории Олейникова В.Б.
4. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей - воспитатель Иванова М.В..
5. «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников» - воспитатель Бутытова А.Б.
6. Познавательно – деловая игра – «Творческий педагог-творческий ребенок. Художественно – эстетическое воспитание» - старший воспитатель 1 кв. категории Олейникова В.Б.
8. Обсуждение и принятие проекта решения педсовета.
Упражнение «Продолжи фразу»
Старший воспитатель 1 кв. категории приветствует участников педсовета и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу мячик и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
- Выполнения решения педсовета №1.
- Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников».
Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду?
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку. Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).
Основные средства художественно-эстетического воспитания
– Развивающая предметно-пространственная среда.
- природа,
- труд,
- -общение,
- -искусство (литература, живопись, музыка),
- -игра и т.д.
Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации:
Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания.
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно - речевой, музыкальной).
Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия.
Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность. В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала
- Старший воспитатель 1 кв. категории Олейникова В.Б. зачитала аналитическую справку по результатам просмотров педагогической деятельности воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей.
Олейникова В.Б.:
Уважаемые коллеги, предлагаю вам вместе провести деловую игру «Творческий педагог-творческий ребенок».
Первое задание «Мозговой штурм».
Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.
- Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
- Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
- Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
- Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
- Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
- Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
- Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
- Назовите виды изобразительного искусства и жанры живописи (виды-Живопись, графика, скульптура, декоративно прикладное искусство, архитектура. Жанры- Пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись, марина, историческая живопись, анималистическая живопись, декоративная живопись и т.д.)
- Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
- Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
- Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
- Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)
Второе задание «Угадай-ка»
- Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
- Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
- Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
- Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
- Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
- Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
- Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (Скульптура.)
- Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)
Третье задание «Наблюдай-ка»
- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Животных? (маринист, анималист)
- Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.
-Назовите виды детской деятельности.
(игровая, коммуникативная, трудовая и т. п.)
- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению Лица человека? Военных действий? ( портретист, баталист)
- Любая деятельность содействует тому, что ребенок…
(развивается интеллект, социализируется, развитие эмоций, обогащение социального опыта и творческой инициативы и т. п.)
По-прежнему ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игровая деятельность. Игры детей разнообразны по своему содержанию и видам.
Четвертое задание. Педагогическое.
Задание: предложите на ваш взгляд эффективные варианты организации детской деятельности, способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста (дидактические упражнения, игры, знакомство с приемами и т.д.), обоснуйте свой ответ.
Время выполнения 1минута.
Команда получает 1 балл – за каждый правильный вариант.
Пятое задание Искусствоведение (слайд)
Игра «Артлото»
Нужно назвать великого русского художника
Слайд
Репродукция картины Серова «Девочка с персиками»
Слайд
Репродукция картины Васнецова «Аленушка»
Слайд
Репродукция картины Левитана «Золотая осень»
Слайд
Репродукция картины Васнецова «Богатыри»
Слайд
Репродукция картины Шишкина «Рожь»
Слайд
Репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом бору»
Слайд
Репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»
Слайд
Картины современных художников у нас нередко вызывают возглас: «Что это за мазня! И я так могу!» Мы не умеем видеть идею художника.
Порой творчество ребенка – это на первый взгляд хаотичные линии (это мы так видим взрослые), но ребенок вложил свою идею, а не технику. И он видит в своем рисунке, например прекрасный город или сказочный цветок. В этот момент ему важно показать, насколько ценна, первостепенная идея в его рисунке.
Седьмое задание: «Что лишнее?»
Нужно найти лишнее в представленных иллюстрациях и объяснить почему.
Первая команда:
- Хохлома (Городецкая роспись)
- Филимоново (Дымковская игрушка)
- Портрет (детский и групповой портрет)
- Материал дерево (глина)
- Картины И.И. Левитана (картина А.И. Куинджи «Березовая роща»)
- Теплая цветовая гамма (холодная гамма).
Вторая команда:
- Жостово (Хохлома)
- Дымка (Каргапольская игрушка)
- Натюрморт (пейзажная композиция)
- Материал металл (дерево)
- Картины А.К. Саврасова (картина В.Д. Поленова «Монастырь над рекой»)
- Холодная цветовая гамма (теплая гамма).
Восьмое задание. «Живые картины».
Команды получают репродукции картин. По очереди команды средствами пантомимы показывают их. Одна команда изображает, а другая – отгадывает. Затем команды меняются ролями.
III часть. Заключительная часть
И раз мы сегодня говорим о художественно – эстетической деятельности, то и притча сегодня тоже будет о деятельности
Двое мудрецов отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно, что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.
- Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх.
- А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду.
- Ну, а ты что делаешь? – спросили они третьего.
- Я строю храм Божий!
И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь, важно, как ты к этому относишься.
Я надеюсь, что наша игра была для вас познавательна.
Спасибо за участие!
Проект педагогического совета.
- Включать в работу по художественно-эстетическому развитию детей нетрадиционные подходы.
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.
Срок: постоянно
- Регулярно пополнять центры художественного творчества (альбомы по временам года, по народным промыслам и т.д.)
Ответственные: воспитатели.
- Продолжить проводить выставки детского творчества.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение учебного года
- Больше уделять внимание на индивидуальную работу и совместную работу воспитателя и детей по художественно – эстетическому развитию.
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.
Срок: в течение учебного года
- Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение учебного года.
Упражнение «Волшебная шкатулка»
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты Люби себя такой каего заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Вы станете для кого то подарком судьбы!
- Перед вами откроются все двери!
-Сегодня с тобой нежность, забота родных и везение!
- Люби себя такой, какая ты есть, - ты лучшая!
Уважаемый родитель! Известно, что изобразительное искусство - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей. Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству:
а) «да»,
б) «способности ребенка, по-моему, очень умеренные»,
в) «у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать» (нужное подчеркнуть, дополнить) ________________________________________________________________________
2. Какие материалы стремитесь приобретать ребенку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью: бумагу(белую, цветную, краски, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры, кисти (нужное подчеркнуть, дополнить) _______________________________________________________________________
3. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению (нужное подчеркнуть, дополнить).___________________
4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого, в основном, просит? _____________________
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним: а) предлагаете ребенку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты; б) переносите совместное рисование на другое время(день, неделю, более удобное для Вас; в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование (нужное подчеркнуть, дополнить)_________________________________.
6. Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребенка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др., укажите, пожалуйста. ________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам тематического контроля
«Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ»
В период с 14 ноября 2022 года по 15 декабря 2022 года в МБДОУ был осуществлен тематический контроль "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ".
Целью тематического контроля было, оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ
Проверку осуществлял: старший воспитатель 1 кв. категории Олейникова, члены методического совета, воспитатель Иванова М.В.
Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДО.
В ходе проверки подробно были проанализированы следующие вопросы:
1.Оценка создания условий.
2.Оценка уровня развития детей.
3.Оценка профессиональных умений воспитателя.
4.Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
5.Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.
Использовались следующие формы и методы контроля:
- опрос детей, анализ деятельности детей на занятиях, участие детей в конкурсах, выставках
- анализ просмотренных мероприятий, собеседование с педагогами
- анализ тематических выставок
- анализ планирования
- анализ предметно-развивающей среды
- взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)
В ходе контроля было отмечено следующее:
- Создание условий для Художественно – эстетического развития в ДОУ. Во всех возрастных группах недостаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому развитию детей. Для занятий по лепке есть пластилин, доски, стеки, салфетки. Достаточно материала для аппликации: цветная бумага, картон, бросовый материал, природный материал, ножницы. В каждой группе есть уголок по изодеятельности. В группах есть уголки для размещения детских работ. Не во всех группах соблюдается полифункциональность (видоизменяемость), не соблюдается вариативность (сменяемость материала). Недостаточно изделий народных промыслов. Не во всех группах есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений. Игры на развитие композиционных навыков, игры по декоративно-прикладному искусству. Всем группам сделать папку с лучшими детскими работами. Почти во всех группах отсутствуют фартучки и нарукавники.
- Анализ «НОД по Художественно – эстетическому развитию». Во всех возрастных группах созданы условия для проведения занятий по изобразительной деятельности. Есть план, наглядные пособия. Материал для проведения занятия и свободного использования расположен рационально, в старших группах организовано дежурство. Воспитатели знают задачи, стоящие в каждой возрастной группе, умело организовывают детей на занятие, использую разнообразные методы для активизации мышления, внимания. Соблюдают соотношение пройденного и нового материала.
На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется музыка и художественные произведения. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности. В конце занятий проводится анализ детских работ. При анализе планирования работы по изобразительной деятельности выявлено, что программное содержание занятий соответствует программе возрастной группе и уровню развития детей. Для проведения занятия созданы условия: выполняются санитарно-гигиенические требования, подготовлены наглядные пособия, игрушки, образцы. Для лучшего усвоения программного материала используются различные методы и приемы. У детей есть возможность проявить творческую инициативу, самостоятельность. На занятии педагоги умело корректируют виды нагрузки. В группах «Смешарики», «Одуванчик», «Солнышко», «Колокольчик» и «Сказка» интерес к занятиям сохраняется на протяжении всего времени. Педагоги в начале занятия, используют мотивацию в соответствии с возрастом, умеет организовать детей, создать соответствующий настрой.
Открытые НОД лепка прошли в группах «Сказка» - лепка «Белочки», «Смешарики» - декоративная лепка «Индюк» дымка, «Одуванчик» лепка «Большие и маленькие мячи», «Листочки» - лепка «Баранки»;
Открытые НОД аппликация прошли в группах «Колокольчик» - аппликация «Снеговик», «Солнышко» - аппликация «Зимний лес».
Всем воспитателям рекомендовано: продолжать изучать методику изобразительной деятельности, расширять у детей знания об основных видах изобразительного искусства, расширять представления о разнообразии о декоративно – прикладного искусства, осваивать основные приёмы лепки, приемы вырезания из бумаги симметричных предметов и т.д.
- «Наблюдения самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий». В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные виды художественной деятельности. Формы организации применяются в соответствии с видами деятельности: индивидуальная, групповая, совместная с воспитателями. В режиме дня в основном это время во второй половине дня. Место для проведения самостоятельной деятельности организуется специально. Деятельность проводится с подгруппой детей. Инициатива исходит как от детей, так и от педагогов. Разнообразием детские работы не отличаются. В основном действуют по образцу, предложенному воспитателем. Кроме этого в средней группе «Дюймовочка» проводится совместная деятельность «Сказки-добрые друзья», в старших и подготовительных группах педагогами дополнительного образования проводится совместная деятельность по рисованию.
Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления на прогулке, экскурсиях.
- «Обследования детей по художественно-эстетическому развитию». Общие показатели развития изобразительных навыков и умений соответствуют возрастным особенностям. Дети видят и могут дать объективную характеристику эстетических признаков окружающих предметов, обладают эмоциональной отзывчивостью. Проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, самостоятельно создают сказочные образы в рисунках, лепке.
Дети умеют в рисунке передать сюжетную композицию. Старшие дошкольник и владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свое творческие способности.
По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:
- организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;
- организация работы по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;
- наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.
Отдельные недочеты в работе рекомендованы для исправления:
- недостаточно оборудования в уголках по театрализованной деятельности;
- оборудовать в группах уголки народного декоративно-прикладного творчества;
- разнообразить используемые в работе методы и приемы по развитию творческих способностей.
Рекомендации: С целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
- Отметить хорошую организацию работы по реализации художественно-эстетического развития в средней группе «Дюймовочка», в старших группах «Колокольчик, «Смешарики», в подготовительной группе «Солнышко», «Звёздочка».
- Создать уголки декоративно-прикладного искусства в группах. (до 25.03.2023г.)
- Дополнить недостающим оборудованием уголки изо во всех возрастных группах, организовать просмотр уголков ИЗО во 2 младшей группе «Одуванчик», средней группе «Кораблик», 1 младшей группе «Листочки»
Ответственные методсовет
Срок 13.01.2023г.
19.12.2022г.
Старший воспитатель 1 кв. категории___________ Олейникова В.Б.
Ознакомлены:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности. Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...
Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
laquo;Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»Цель: повышение теоретического и прaктичeского уровня ...