Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста по ФОП ДО
учебно-методический материал

Олейникова Венера Белековна

Карты развития ребёнка

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Нормативная карта возрастного развития дошкольников»

(Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов)

(Л.Д.Калачёва, Л.Н.Прохорова «Система мониторнига в ДОУ» ч.1, стр. 129)

Основаниями разработки «Нормативной карты развития» являются следующие положения:

- карта должна быть безусловно полезной, так как учитывая  занятость воспитателя, она должна соответствовать содержанию деятельности воспитателя, быть предельно компактной и не требовать от него действий, выходящих за рамки обычной компетенции;

- карта должна отражать, в доступном воспитателю языке,  существенные черты основных этапов развития ребенка, чтобы воспитатель  смог оперативно использовать  систему нормативов развития в своей практике;  она должна войти в сознание воспитателя и служить удобной целостной меркой развития ребенка, соответствие  которой (или отклонение от нее) направляли бы педагогическую работу;

- карта должна непосредственно выходить на проектирование образовательного процесса, так как настроена на используемые в детском саду традиционные виды детской деятельности (культурные практики);

- карта должна помогать воспитателю «схватывать» ребенка в его существенных чертах, не теряя его как живое целое, т.к. основным инструментом практического педагога является не «линейка», а «глазомер»;

- карта может быть использована в любых образовательных программах.

Назначение нормативной карты развития- дать в руки воспитателя простой и удобный инструмент, позволяющий определять индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами и при необходимости (в случае обнаружения отставания детей в той или иной сфере развития или «забегания вперед» большой части группы) изменять тактику организации текущего образовательного процесса (подтягивать дефицитарные сферы или усложнять содержание, учитывая достигнутый уровень развития).

В основу нормативной карты развития положены два момента.

     Первый момент – учет интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно: интеллектуальных и мотивационных характеристик деятельности. Выделяются крайние нормативные точки – 3года и 6-7 лет (соответствующие началу и концу возрастного диапазона) и точка качественного сдвига в психическом складе ребенка, когда можно сказать, что он уже не такой,  как в 3 года, но еще не такой, как в 6-7 лет. Опираясь на многочисленные научные исследования развития детей, этот сдвиг относится к промежутку между 4-5 годами.

   Таким образом, в диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых должна служить самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании индивидуально-группового продвижения детей в развитии. Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста можно представить в виде трех ступеней (уровней).

Основные направления развития интеллектуальной и мотивационной составляющих деятельности ребенка

Ступени

Интеллектуальные характеристики

(наличие замысла деятельности)

Мотивационные характеристики

(мотивация деятельности)

1 ступень

(3 года)

ситуативная связанность наличным предметным полем

процессуальная мотивация деятельности

2 ступень

(4-5 лет)

появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки

частичное сохранение процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления в достижению определенного результата);

3 ступень

(6-7 лет)

четко оформленный замысел (цель), воплощающийся (реализующийся) в продукте (результате),

мотивация достижения определенного результата.

Второй момент – учёт возрастающей активности, инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

Основанием выделения сфер инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности. Учитывались основные сферы инициативы ребенка, которые обеспечивают, с одной стороны, развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста), а с другой стороны, эмоциональное благополучие, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурных практик, которые традиционно отведены обществом для дошкольника.

   К этим сферам инициативы были отнесены:

  1. творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  2. инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодоление «сопротивлению» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  3. коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается эмпатия, коммуникативная функция речи);
  4. познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую последовательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные причинно-следственные и родо-видовые отношения).

Характер инициативы в каждой сфере раскладывается, в соответствии с качественными сдвигами в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности, на три качественных уровня, типичных для того или иного возрастного диапазона.

С учетом этих двух моментов (интеллектуально-мотивационных характеристик деятельности и сфер инициативы) авторами представлен общий «каркас» нормативной карты развития, ее схема-матрица.

Схема-матрица нормативной карты развития

Сферы инициативы–характерсамореализации

в разных видах

культурной

практики

Интеллектуально-мотивационные

характеристики деятельности

Направления

развития

1-й уровень

(типично

в 3-4 года)

2-й уровень

(типично

в 4-5 лет)

3-й уровень

(типично

в 6-7 лет)

1. Творческая инициатива

(в сюжетной игре)

Воображение – образное мышление

2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(в продуктивной деяте6льности)

Произвольность, планирующая функция речи

3.Коммуникативная инициатива

(в совместной игровой и продуктивной деятельности)

Эмпатия,

коммуникативная функция речи

4. Позитивная инициатива- любознательность

(в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности)

Пространственно- временные,

причинно-следственные и родо-видовые отношения

Все формы инициатив могут проявляться в разных видах детской деятельности, например, творческая инициатива может проявляться как в игровой, так и в продуктивной,  в познавательно-исследовательской деятельности. Однако, каждый вид деятельности (в соответствии с его культурным смыслом) по преимуществу способствует развитию и проявлению определенной формы инициативы и позволяет с наибольшей отчетливостью увидеть её в ребенке. В связи с этим каждую сферу инициативы целесообразно оценивать (наблюдать) через конкретный вид деятельности:

- творческую инициативу - через сюжетную игру;

- целеполагание и волевое усилие – через продуктивную деятельность;

- коммуникативную инициативу – через совместную игровую и продуктивную деятельность;

- познавательнуюинициативу – через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

НОРМАТИВНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Просматривая нормативную карту по столбцам, мы получаем «образ» дошкольника, типичный для определенного возрастного диапазона; просматривая карту по строкам, мы видим путь, который должен пройти ребенок (этапы качественных сдвигов) в определенной сфере инициативы.

Таблица 1.

Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой

1-й уровень (типичнов 3-4 года)

2-й уровень(типичнов 4-5 лет)

3-й уровень(типичнов 6-7 лет)

Активно развертывает несколько связных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно производит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Ключевые признаки:в рамках наличной предметно- игровой обстановки активноразвертывает несколько связных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы – заместители в условном игровом значении.

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому ( от одной роли к другой), не заботясь о их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел так же имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками – персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

      Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью

1-й уровень (типичнов 3-4 года)

2-й уровень(типичнов 4-5 лет)

3-й уровень(типичнов 6-7 лет)

Обнаруживает стремление включаться в процесс деятельности  («Хочу лепить, рисовать,

строить») без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т.д.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос «Что делаешь?» отвечает, обозначая процесс («Рисую»); называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно конкретная цель не формируется).

Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

Обнаруживает конкретное намерение- цель («Хочу нарисовать домик.., построить домик.., слепить домик»); работает над ограниченным материалом, его трансформациями; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться в зависимости от того, что получается).

Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).

Имеет конкретное намерение- цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат; стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной

1-й уровень (типичнов 3-4 года)

2-й уровень(типичнов 4-5 лет)

3-й уровень(типичнов 6-7 лет)

Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; так же выступает как активный наблюдатель – пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.

Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри…»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого.

Намеренно привлекаетопределенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать…»);направляет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение –побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори…», «Ты делай…»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичные или дополняющие игровые материалы, роли, не вступая в конфликт со сверстником.

Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение- побуждение («Давай играть, делать…»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

Инициирует и организует действия двух – трех сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели. Спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть.., рисовать…»); использует простой договор («Я буду.., а вы будете…»),не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремиться не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.

   Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремиться к взаимопониманию и поддерживанию слаженного взаимодействия.

Познавательная инициатива–любознательность: наблюдение за познавательно – исследовательской и продуктивной деятельностью

1-й уровень (типичнов 3-4 года)

2-й уровень(типичнов 4-5 лет)

3-й уровень(типичнов 6-7 лет)

Замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает- собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия; поглощен процессом.

Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.

Предвосхищает или сопровождает вопросами  практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что- то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта(«Если сделать так...или так…»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.

Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что…); стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции);проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что- то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдение (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Используя приведенные выше ключевые признакикачественных сдвигов в разных сферах инициативы, можно составить матрицу нормативной карты развития.

Нормативная карта развития

Таблица 2

Сферы инициативы

1-й уровень

(типично в 3-4года)

2-й уровень

(типично в 4-5 лет)

3-й уровень

(типично в 6-7 лет)

1.Творческая   инициатива

В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связных по смыслу игровых действий (роль в действии);

вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении

Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры;

принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками)

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность, использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где, происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном- история, предметном- макет, сюжетный- рисунок)

2.Инициатива

как целеполагание и волевое усилие

Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней

Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»)

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат; стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца

3.Коммуникативная инициатива

Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри…»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого

Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение- побуждение («Давай играть, делать…»);поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера

В развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремиться к взаимопониманию и поддерживанию слаженного взаимодействия

4. Познавательная инициатива –любознательность

Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия  

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата

Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо)

Как работать с нормативной картой развития

Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей (что не противоречит индивидуализации), карта развития задана как индивидуально-групповая. Авторы исходили из того, что воспитателю удобнее видеть сразу всю картину группы по каждой сфере инициативы (это позволяет избежать дополнительной работы по сведению оценок отдельных детей в общегрупповую картинку).

Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на четыре бланка – по сферам инициативы (см. Приложение). В описании уровня вынесены лишь ключевые признаки (для уточнения воспитатель может обратиться к полному описанию, данному в нормативной карте, таблица 1).

Карта заполняется воспитателем три раза в год: первый раз -  по прошествии первого месяца учебного года; второй раз – в середине года (в январе); третий раз - в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы. Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.

Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности(время – пространство оценивания – самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнёрской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним).

Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.

Заполняя карту, воспитатель  против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

  • «обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным,  характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
  • «изредка» (данный уровень – качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
  • «нет»(данный уровень – качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Эти маркировки используются с учётом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.

Из трех описаний следует выбрать то, что характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило,  ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка «обычно». Метка «обычно» ставится только в одном столбце, но она обязательно должна быть.

В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет метки «изредка» и «нет». Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка:

- дважды,

- один раз,

- или обойтись без одной из них.

Главное, чтобы все столбцы были отмечены.

 Важно уяснить, что оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень- качество), а не частота проявления по сравнению с другими сферами инициативы. Например, маркировка «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок в моменты, когда он занят свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным, наиболее частым занятием по сравнению, например, с продуктивной деятельностью.

 Конфигурация маркировки против фамилии ребенка в заполненной карте может выглядеть примерно так:

  • нет – обычно – изредка;
  • изредка – обычно – изредка;
  • нет – обычно – нет;
  • обычно – изредка – нет;
  • нет – изредка – обычно и т.п.

Если при заполнении карты воспитатель испытывает искушение поставить отметку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или поставить отметки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не ставя совсем отметку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него не возник определенный образ и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности.

В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка в данной сфере инициативы и картина всей группы по отношению к общепринятым возрастным нормативам.

Заполнив карту, воспитатель ориентируется, прежде всего, на отметку «обычно». Линия этой отметки (проведенная по всей группе) означает наличный уровень развития отдельных детей и всей группы.

Если эта линия попадает в соответствующий возрасту группы нормативный возрастной диапазон, значит, дела обстоят благополучно, и воспитатель может продолжать использовать выбранную тактику организации образовательного процесса.

Если основная часть детей по отметке «обычно» оказывается в предшествующем нормативном возрастном диапазоне (по одной или нескольким сферам инициативы), воспитателю следует пересмотреть тактику организации образовательного процесса.

Подбирая более адекватную тактику, воспитателю следует обратить внимание на два существенных условия, изъяны,  которые  могут тормозить продвижение детей:

  1. характер и мера собственного участия взрослого в совместной деятельности с детьми, в процессе которой он демонстрирует образцы данного вида культурной практики:
  2. предметное наполнение среды, создающее стимул и опору для обращения детей к данному виду культурной практики.

По результатам заполнения карты развития воспитатель может также легко определить отдельных детей, нуждающихся в особой индивидуальной работе с ними (не дотягивающих до норматива развития по одной или нескольким сферам развития). Определив по карте в общем виде сферу отставания для такого ребенка, воспитатель должен обратиться к специалистам (психологу, логопеду, дефектологу), которые на основе специальных диагностических процедур могут выявить точные причины отставания ребенку и помогут составить программу индивидуальной работы с ним.

В целом, использование нормативной карты развития позволяет воспитателю гибко проектировать образовательный процесс, интенсифицируя, расширяя или усложняя содержание культурной практики детей, которая соотносится с той или иной сферой инициативы.

Поводом для такого проектирования является первоначальный срез и срез в середине года. Итоговый срез в конце года свидетельствует о степени эффективности образовательного процесса и может служить для воспитателя поучительным примером для рефлексии (взгляда на свою работу в течение года и фиксации удачных и неудовлетворительных моментов в ней, не давших должного результата).

Преимущество данной нормативной карты развития, по сравнению с имеющимися (предлагающимися практикам), в следующем:

- карта позволяет наглядно определить место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития – во всём возрастном диапазоне (увидеть отставание и опережение);

- выделяет основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным диагностическим процедурам);

- позволяет непосредственно выходить на проектирование образовательного процесса (так как настроена на используемые в детском саду традиционные виды детской культурной практики, а не на отдельные искусственные упражнения);

- может быть использована для любых программ (в частности, для сравнения развития детей в параллельных группах, где используются разные программы).

Для лучшего понимания, как работать с картой приведем пример конкретного её заполнения (таблица 3).

Пример конкретного заполнения карты развития

Таблица № 3

Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

1-й уровень

Поглощен процессом;

конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней

(типично в 3-4года)

2-й уровень

Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»)

(типично в 4-5 лет)

3-й уровень

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат; стремиться достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит до конца

(типично в 6-7 лет)

1.Антон Б.

нет

обычно

нет

2.Дима К.

изредка

обычно

нет

3.Коля К.

обычно

изредка

нет

4.Настя К.

нет

обычно

изредка

5.Оля М.

изредка

обычно

изредка

6.Катя М.

обычно

изредка

нет

7.Ваня М.

обычно

изредка

нет

8. Арина П.

изредка

изредка

обычно

9. Инна П.

обычно

изредка

нет

10.Карина П.

обычно

изредка

изредка

11.Наташа С.

нет

изредка

обычно

12.Саша Т.

обычно

изредка

нет

13.Вадик Т.

обычно

нет

нет

Рассмотрим пример конкретного заполнения карты развития.

Оценивались дети средней группы детского сада, в возрасте от 4 лет 4месяцев до 5 лет 3 месяцев; оценка проводилась в середине учебного года (январь).

        Каким образом воспитатель может проинтерпретировать представленную здесь индивидуально-групповую картину развития по такой сфере инициативы, как целеполагание и волевое усилие?

        По маркировкам «обычно» почти половина группы демонстрирует благополучное положение, попадая или в соответствующей возрасту нормативный диапазон (второй уровень – второй столбец), или даже обнаруживая характеристики более высокого уровня (два ребенка – самые старшие дети – на третьем уровне). При этом последовательность маркировок «нет – обычно – нет» свидетельствует об очень стабильной позиции ребенка на данном уровне, последовательность «нет – обычно – изредка» свидетельствует о том, что ребенок уже начал осваивать более высокий уровень.

       Дети, у которых маркировка «обычно» стоит в первом столбце, а во втором следует маркировка «изредка», не должны вызывать беспокойства, они уже на пути к следующему уровню, им нужно лишь расширить данную сферу практики.

        Тревогу в данной ситуации должен вызывать лишь последний в списке ребенок, с маркировкой «обычно – нет – нет». Такая последовательность обозначает, что он прочно застрял на предшествующем уровне и нуждается в особом внимании (если его отметки и в других сферах инициативы таковы, воспитателю необходимо обратиться за помощью к специалистам).

Карта психологического фона развития

(Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов)

Назначение данной карты – помочь воспитателю контролировать психологический фон развития ребенка. В ее основу положены, прежде всего, представления Э. Эриксона, согласно которым в дошкольном возрасте, помимо формирования у ребенка инициативности, происходит процесс своего рода «подтверждения» тех субъективных психологических образований, которые формировались на предыдущих этапах онтогенеза: базисного доверия (открытости) к миру и к себе и самостоятельности. Это «подтверждение» (или неподтверждение) указанных образований определяется тем, насколько успешно и самостоятельно ребенок справляется с кругом тех бытовых, социальных и личностных задач,которые составляют функциональный фон его жизнедеятельности.

        Предлагаемая карта содержит перечень основных позиций, позволяющих воспитателю систематически удерживать в поле внимания этот процесс. К числу таких позиций мы отнесли:

- решение бытовых задач (самообслуживание);

- осуществление контактов со взрослыми;

- осуществление контактов со сверстниками;

- поддержание положительного отношения  к себе.

        Указанные стороны жизнедеятельности ребенка отвечают важнейшим человеческим потребностям – в физическом комфорте, безопасности, сопричастности к жизни группы, душевной близости, уважении и самоуважении. В случае, если какие-то из названных задач остаются нерешенными, это создает предпосылкинеудовлетворенности и, возможно, невротизации ребенка, что нарушает нормальный ход его жизнедеятельности и развития. Поэтому контроль над этими процессами может рассматриваться как осуществление психопрофилактической функции.

        Ниже приведены показатели, позволяющие оценить, насколько успешно та или иная задача решается самим ребенком.

Таблица 4

Основные позиции

Основные показатели успешности

Демонстрирует растущую независимость в решении бытовых задач

-Ведет себя свободно и уверенно в бытовых ситуациях (ест то, что нравится, и сколько захочет; пользуется туалетом по потребности; отдыхает, если устал; осуществляет личную гигиену; следит за удобством обуви и одежды и т.д.).

-Стремится самостоятельно решать свои бытовые задачи, обращается за помощью только в случае реальной необходимости

Контактирует со взрослыми

-Не затрудняется обращаться с вопросами и просьбами.

-Делится впечатлениями и эмоциями.

Контактирует со сверстниками

-Легко вступает в контакты.

-Имеет близких друзей.

Положительно относится к себе

-Демонстрирует свои достижения.

-Защищает себя и свои права.

      Карта психологического фона развития оформлена в виде матрицы, где вертикаль задает совокупность позиций и показателей, а горизонталь – фамилии и имена детей.

Таблица 5

Составляющие психол. фона

Растущая независимость

в бытовом плане

Контакты

со взрослыми

Контакты

со сверстниками

Положительное отношение к себе

Показатели благополучия

Список детей

Уверенно справляется с бытовыми задачами

Стремится к самооб-

служиванию

Легко обращается за помощью

Делится впечатлениями и эмоциями

Легко вступает в контакты

Имеет близких

друзей

Демонстрирует свои достижения

Защищает себя и свои права

1.

2.

3.

Данная карта заполняется одновременно с нормативной картой развития. Основой оценки служит наблюдение за ребенком во всех сферах его жизнедеятельности.

      Заполняя карту, воспитатель ставит против фамилии каждого ребенка отметки во всех колонках, используя два вида маркировки: «да» и «нет».

       Специфика сбора материала по данной карте состоит в том, что простого наблюдения может оказаться недостаточно для уверенного заполнения матрицы. Например, чтобы убедиться, что ребенок «ест то, что нравится, и сколько захочет» или «пользуется туалетом по потребности», надо будет навести справки у родителей или доверительно поговорить с ребенком. А, скажем, заполнение пунктов по поводу контактов ребенка со взрослыми (то есть прежде всего с воспитателем) потребует от воспитателя решимости, не обольщаясь на свой счет, постараться выяснить, е случается ли так, что ребенок, даже при явной потребности в помощи, предпочитает «не беспокоить» взрослого.

По результатам заполнения карты воспитатель может видеть, какие трудности имеются у тех или иных детей группы, и наметить линию их косвенной или прямой поддержки, ведущей как к скорейшему преодолению самих трудностей (прежде всего за счет изменения внешних, средовых условий), так и к постепенному формированию у детей способности самостоятельно решать соответствующие проблемы (разумеется, с учетом их возрастных возможностей).

         Заполнение карты должно быть особенно вдумчивым, если ребенок демонстрирует симптомы психологического дискомфорта, такие как апатия, раздражительность, агрессивность, плаксивость и др. В подобных случаях полезно обращаться за помощью к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осущ...

Консультация для родителей детского сада "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"...

Технология психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста

В данном материале дано подробное описание современного подхода к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен педагогам-психологам, учителям-дефекто...

КАТАЛОГ МЕТОДИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека содержит указания на актуальные методики диагностики основных сфер личности детей дошкольного возраста....

Диагностика педагогического процесса детей дошкольного возраста.

Диагностика педагогического процесса детей дошкольного возраста. ...

Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиче...

"Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста 4-5 лет в соответствии ФГОС ДО"

Педагогическую диагностику провожу по пособию, автор Верещагина Наталья Валентиновна. С целью оптимизации образовательного процесса с группой детей дошкольного возраста (с 4 до 5 лет). Это достигается...