Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. | 731.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Теоретические основы психодиагностики . Психодиагностика (с греч. dia gnosis / диа - гнозис / - различительное познание) подразумевает распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желаемом направлении.
Факторы формирования лексики в онтогенезе - развитие познавательной деятельности. - развитие речевой деятельности. - развитие представлений ребенка об окружающем мире. - общение ребенка со взрослым.
Основные направления лексического развития детей дошкольного возраста. 1. количественное обогащение словаря. 2. качественное развитие словаря. 3. развитие структуры значения слова. 4. формирование семантических полей. 5. развитие словообразований.
Задачи для обследования лексии у детей с нарушением речи - выявление уровня речевого развития , на котором находится рбенок . - выявления особенностей лексической стороны речи. - определение путей и методов коррекционной работы
Основные нарушения речи у детей дошкольного возраста. Словарный запас ограничен Множественные вербальные замены Употребление слов в различных речевых ситуациях без учета контекста
Современная клинико-педагогическая классификация, разработанная в 20-30-е годы 20 века М.Е. Хватцевым , Ф.Ф . Рау , О.В. Правдиной, включает в себя описание следующих основных нарушений речи: - алалия - системное недоразвитие речи в следствии органического поражения речевой зоны коры головного мозга, так называемый центр Верники (речевой анализатор, отвечающий за понимание, переработку, сенсорное восприятие); бывает моторная (ребенок слышит, но не может сказать) и сенсорная (говорит, но речь другого человека не понимает); - дизартрия ( анартрия - тяжелая степень дизартрии) - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата; 80% дизартрии встречается у детей с ДЦП; - брадилалия - патологически замедленный темп речи (низкий порог возбуждения); - дислалия (фонетическое нарушение речи) - это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации (нервное питание) мышц речевого аппарата; бывает механическая (неправильный прикус, подъязычная связка) и функциональная (нарушение фонематического слуха). Данные нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков родной речи: искажение их произношения, замена одних звуков другими, смешение звуков либо их пропуск (как отмечает Р.И. Мартынова, при фонетическом нарушении речи у ребёнка отклонений психического развития не наблюдается); - дисфония - частичное нарушение голосообразовательных функций; бывает органическая (врожденная, травмы и т.д.) и функциональная (хронический ларингит, переходной возраст и т.д.); - заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата; механизмом заикания является возбуждение и торможение нервной системы; - ринолалия - нарушение звукопроизношения, тембра, голосообразования в следствии анатомо-физиологических дефектов строения речевого аппарата; бывает открытая (врожденная расщелина твердого нёба) и закрытая (скрытая врожденная расщелина твердого нёба; расщелина мягкого нёба); - тахилалия - патологически ускоренный темп речи (высокий порог возбуждения) и пр.
Ранняя постановка диагноза способствует своевременной коррекционной работе по восстановлению речевых функций ребёнка. Для этого необходимо знать этиологию (причины), механизмы, симптомы, виды нарушений речи. Поэтому, прежде всего, необходимо системное, всестороннее, комплексное изучение, обследование ребёнка, каким на сегодняшний момент является психолого-педагогическое обследование.
Основные принципы психодиагностической работы с дошкольниками. Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими ( экспресс- методиками ), удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка. Перед началом диагностического обследования с целью установления первоначального контакта с ребенком рекомендуется проводить так называемое диагностическое интервью, которое может касаться любой темы.
Диагностическое интервью. Обычно такое интервью отличается следующей структурой: 1. Введение — привлечение ребенка к сотрудничеству, «настройка». 2. Свободные, неуправляемые высказывания ребенка. 3. Общие вопросы типа « Как тебя зовут?», «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе?», «Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились , как ты играешь с детьми?» и т.п . 4. Подробное исследование. 5. Попытка ослабить напряжение и заключение с выражением признательности ребенку. Во время диагностического интервью обращаться к ребенку нужно только по имени.
Графические пробы. Ребенок должен, не отрывая карандаша от бумаги , воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: «цепочки», «заборчики». Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: в начале —по наглядному образцу, а затем — по речевой инструкции: « Рисуй и подсказывай себе: “Башня — крыша — башня — крыша”».
Оценка результатов 4 балла- в конце ряда замедление, отрыв карандаша от бумаги. 3 балла- при сохранности схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности микро- и макро графии. 2 балла- утрата топологической схемы в конце ряда.
Проведение звукового анализа слова. Задача — выявить у детей дошкольного возраста наличие умений проводить звуковой анализ слова. В эксперименте участвуют дошкольники 5—6 лет по 3—5 человек в каждой возрастной Заранее необходимо подготовить карточки (8 × 14 см) с изображением мака, дома, сыра, кита. Под каждым изображением должна быть схема звукового состава слова, состоящая из трех клеток, соответствующих числу звуков в слове. Кроме того, детям следует раздать наборы фишек, одинаковых по форме и цвету (белые или черные). Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. Перед ним кладут поочередно карточки, и он должен, назвав нарисованный предмет, установить порядок звуков в этом слове и обозначить их фишками. Называемые ребенком звуки и его действия с фишками следует тщательно фиксировать в протоколе.
Критерии оценок 3 балла- правильное произношение всех звуков в слове. 2 балла- допущена одна ошибка в синтезе слов. 1 балл- допущено две ошибки в синтезе слов.
При обследовании состояния речи можно использовать следующие методики Филичевой Т. Б. и Чирковой Г. В. « Назови правильно » Ребенку предлагается повторить следующие слова. С: сад, коляска, глобус. СЬ: василек, такси. З: замок, незнайка. ЗЬ: земляника, обезьяна. Ц: цапля, кольцо, индеец. Ш: шапка, ошейник, карандаш. Ж: жираф, жук, лыжи. Ч: чайник, печенье, мяч. Г: грядка, грелка, виноград. Х: хлеб, ткачиха, петух. Таким образом, выявляется правильность произношения различных звуков в начале, середине и конце слова.
Критерии оценок. 3 балла- правильное выполнение задания. 2 балла- ошибки при выполнении звука в словах со стечением согласных. 1 балл- ошибка при выделении звука в словах со стечением согласных в простых словах с местоположением звука с середине слова. 0 баллов- ошибки при выделении звука в начале и конца слова в простых словах.
«Повтори за мной». Игра направлена на проверку сформированности умения произносить слова различной слоговой структуры в предложениях. 1. Милиционер стоит на перекрестке. 2. Золотые рыбки плавают в аквариуме. 3. Фотограф фотографирует детей. 4. Часовщик чинит часы. 5. Мотоциклист едет на мотоцикле. Таким образом, удается понять, умеет ли ребенок воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.
« Кто как двигается » Игра направлена на выявление умения подбирать слова – действия к существительным. Ребенку предлагается ответить на вопросы. Рыба (плавает), птица (летает), Лошадь ( скачет), собака (бегает) и тд ….
Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности.
Список используемой литературы. 1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо , 2013 . 2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей с ОНР. - М.: Аркти , 2012. 3. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей: Пособие / С.Д. Забрамная , О.В. Боровик. – М.: Владос , 2013. 4. Р. С. Немов . Психология. Книга 3. Психодиагностика . Москва владос 2002. 5. Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога М.: Владос , 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...
Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»
Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...
Программа психолого – педагогического сопровождения для детей дошкольного возраста с нарушениями развития
программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...