Мастер-класс "Дидактические игры в познавательном развитии"
учебно-методический материал

Петрук Ирина Викторовна

Содержится мастер-класс, презентация к нему и текст к презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

ПЛАН:

  1. Приветствие «Круг радости»;
  2. Теоретическая часть (презентация);
  3. Практическая часть (с детьми):  А. Д/игра «Животные леса» (средняя группа);

                                                                   Б. Д/игра «Познавательное платье» (средняя группа);

                                                                   В. Д/игра «Поезд профессий» (старшая группа);

                                                                   Г. Д/игра «Дорожное лото с загадками» (старшая группа);

4. Практическая часть (с педагогами) – изготовление игр;

5. Рефлексия «Солнышко».

1.     Приветствие

- Доброе утро, коллеги! Нам очень приятно видеть вас сегодня у нас на мастер-классе, тема которого – «Дидактические игры в познавательном развитии».

- Прежде чем мы начнём наш мастер-класс мы предлагаем поиграть в игру «Круг радости с секретом». На полу расположены разноцветные круги, я прошу вас встать около любого из них. Возьмите каждый по кругу, переверните его и вы увидите секрет – вы поймёте, как вам необходимо поприветствовать соседа справа: если улыбка – вы улыбнётесь соседу, если ладошка – пожмёте ему руку, ну а если сердечко – обнимете. Делать это будем по очереди.

2.      Теоретическая часть

- Молодцы! Ну, а сейчас присядьте и мы начнём наш мастер-класс. Начнём мы его с теоретической части, в которой расскажем о том, что такое дидактические игры, какие они бывают и их роль в познавательном развитии.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

3.       Практическая часть (с детьми) 

- С теоретическим материалом вы познакомились, теперь перейдём к практической части нашего мастер-класса - сейчас мы продемонстрируем вам четыре дидактические игры, которые мы применяем в работе.

       - Первая игра называется «Животные леса» рассчитана на детей 5-7 лет. Цели данной игры развивать зрительное восприятия детей, внимание, память, логическое и наглядно-образное мышление, приёмы зрительного наложения; учить находить заданные силуэты, отгадывать загадки, давать полный ответ и уметь объяснить почему (для детей старшего дошкольного возраста); закреплять знания детей о животных леса.

Инвентарь - проектор, экран, ноутбук.

Ход игры – педагог предлагает детям отгадать загадки о животных леса, с которыми они ранее познакомились. На экране представлены несколько вариантов ответа, детям необходимо выбрать правильный. Когда ребята называют ответ -неправильные иллюстрации перечёркиваются, а  на нужную иллюстрацию указывается стрелка.  

Для детей старшего дошкольного возраста игру можно усложнить, уточняя, как называется жилище животных, как зовут детёнышей, чем питаются, хищник это животное или травоядное и т.д.

Приглашаются дети и проходит игра

       - Следующая игра называется «Познавательное платье». Она предназначена для детей средней группы. Цели данной игры следующие: закреплять умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, а также цвета, количественный счёт до 5; учить, из предложенных геометрических фигур, выкладывать фигуру человека и дополнять её разными деталями; развивать внимание и память, логическое мышление, сообразительность, творческое воображение.

Для этой игры понадобиться: магнитная доска, детали (круг, 3 треугольника, 2 прямоугольника, 2 квадрата), пуговицы разных цветов (синий, красный, зелёный)

по 5шт., 2 бантика, карточки с изображением цифр до 5 разных цветов.

В ходе игры воспитатель показывает детям геометрические фигуры и предлагает детям назвать их. Одна из фигур КРУГ, на которой нарисовано лицо девочки. Его первым прикрепляют к магнитной доске. Затем детям из оставшихся фигур нужно выложить фигуру девочки (туловище - БОЛЬШОЙ ТРЕУГОЛЬНИК), ноги (2 ПРЯМОУГОЛЬНИКА), руки (2  МАЛЕНЬКИХ ТРЕУГОЛЬНИКА)).

Воспитатель предлагает украсить девочку: дети прикрепляют бантики к голове девочки.

Теперь воспитатель показывает два квадрата и спрашивает у детей как их можно применить. Дети высказывают версии (карманы).

Затем воспитатель показывает детям кружки (пуговицы) и спрашивает у детей, на что они похожи. После чего ребёнок вытягивает любую карточку и должен выложить на платье то количество пуговиц и тем цветом пуговицы, которые нарисованы на карточке. (Например: ребёнок берёт карточку с изображением на ней цифры 5 синего цвета, значит, он соответственно должен прикрепить к платью 5 пуговиц синего цвета и т.д.)

Числа и цвета можно менять.

Педагог проводит игру

 

Я       - Цели игры «Поезд профессий»: закреплять названия профессий и действия, которые совершаются ими; учить классифицировать предметы по функциональному назначению; развивать логическое мышление, внимание, память; воспитывать уважение к профессиям человека. Данную игру можно использовать в работе с детьми разного возраста, как с детьми второй младшей группы, так и с детьми подготовительной к школе группы всё больше и больше её усложняя.

          Инвентарь – паровозы, которыми управляют люди различных профессий, вагоны, их также может быть любое количество, карточки с изображением предметов, относящихся к той или иной профессии.

          Правила игры – педагог предлагает детям отправить в путешествие людей разных профессий, которые расположились в паровозах. Для этого в вагоны им предлагается разместить предметы, относящиеся к их профессии. Далее каждый ребёнок должен назвать, кто он по профессии, объяснить для чего нужна эта профессия, а также как используются предметы, относящиеся к их профессии. Я покажу вам пример этой игры с детьми старшей группы.

Заходят дети

В: - Ребята, сегодня я предлагаю отправиться вам в путешествие на поезде, выберите тот поезд, который вам нравиться больше всего (выбирают). Человека какой профессии выбрал ты? (…) Для чего нужны люди данной профессии? (…) А кто у тебя? (…) Что делает человек этой профессии? (…) и т.д. На столике лежат изображения предметов относящихся к той или иной профессии, вы должны выбрать предметы вашей профессии и расположить их в вагоны, а потом рассказать для чего они нужны.

(дети выполняют задание, а потом рассказывают назначение предметов. Если затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы)

- Следующая игра называется «Дорожное лото с загадками», эта дидактическая игра по правилам дорожного движения и будет полезна воспитателям старшей и подготовительной к школе группам.

Цель игры – развивать и укреплять у детей знание о дорожных знаках; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к правилам дорожного движения, знакам.

Игровой материал – карточки с загадками и игровые поля с изображением знаков и других элементов, относящихся к ПДД – в моей игре их 4, но можно добавить или убрать.

Ход игры – педагог читает детям загадки, играющие должны разгадать, и назвать ответ вслух, если именно на их игровом поле есть изображение ответа. При правильном ответе карточка становиться на игровое поле. Игра считается законченной, если у участников игры игровое поле будет заполнено карточками полностью, а выигрывает тот, у кого игровое поле заполнится первым.

Сейчас, я продемонстрирую её вам с детьми старшей группы.

(Педагог читает загадки, пока все игровые поля не будут заполнены карточками)

  1. Практическая часть (с педагогами)

- Итак, мы продемонстрировали вам несколько игр, которые мы применяем в своей работе, а сейчас мы предлагаем вам сделать дидактическую игру своими руками. Поделитесь на 2 команды. На столах есть всё необходимое для изготовления игры, внимательно посмотрите материал и используя его изготовьте игру, придумайте ей название, напишите цели и правила игры.

  1. Рефлексия «Солнышко»

- Вы все большие молоды! На этом наш мастер-класс окончен, надеемся что вам всем понравилось и вы почерпнули сегодня для себя что-нибудь новое и полезное. В завершении мы предлагаем вам украсить наше солнышко лучиками. Если вам понравился семинар, то украшайте солнышко лучиками жёлтого цвета, если было не всё понятно – то лучиками оранжевого цвета, ну а если не понравилось – то лучиками красного цвета.

 



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Мастер-класс «Дидактические игры в познавательном развитии»

Слайд 2   начало презентации

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»                                                                        

                                                                                                             В.А.Сухомлинский

        Слайд 3

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в Федеральных государственных образовательных стандартах  дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

        Содержание данной области «…направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов и их интеллектуального развития через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»  

          Слайд 4

  Эффективным средством развития познавательной активности детей выступают дидактические игры.

           Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

           Она даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

           Слайд 5

Так как дидактическая игра одновременно преследует три цели:

       - воспитательную;

       - учебную;

       - игровую.

       Значит, является  

       - и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;

       - и формой обучения дошкольников;

       - и самостоятельной игровой деятельностью;

          - и средством всестороннего воспитания ребёнка.

          Слайд 6

     Дидактические игры в познавательном развитии можно разделить на игры:

      - по содержанию дидактического материала;

      - по характеру игровых действий.

          Слайд 7

     По содержанию дидактического материала игры можно разделить на:

      - игры с предметами или игрушками;

      - настольно-печатные игры;

      - словесные игры.

           Слайд 8

      Игры с предметами и игрушками – это игры с дидактической игрушкой, мозаикой, шнуровкой.

      Такие игры:

      - знакомят детей с цветом, величиной, формой предмета;

      - учат сравнению, классификации, описанию предметов;

      - развивают мелкую моторику;

      - расширяют словарный запас;

      - способствуют познанию окружающего мира.

           Слайд 9

ПРИМЕР ИГР – 1 картинки

          Слайд 10

       Настольно-печатные игры выполняют следующие функции:

      - развивают логическое мышление, наблюдательность, память;

      - учат видеть в целом предмете его части и части, которые создают целый предмет;

      - способствуют укреплению внимания;

      Слайд 11

      Настольно печатные игры можно разделить на:

      - парные картинки, картинка

      - лото, картинка

          Слайд 12

      - разрезные картинки и складные кубики, картинка

      - домино, картинка

          Слайд 13

      Словесные игры: функции

       - углубляют знания о предметах и явлениях;

        - развивают логическое мышление, внимание, сообразительность, быстроту реакции;

       - способствуют расширению словарного запаса и развитию связной речи.

       ПРИМЕРЫ ИГР (6 СТРОК)

           Слайд 14

       По характеру игровых действий дидактические игры делятся на:

       - игры – путешествия, которые развивают внимание, наблюдательность, речь, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха;

       - игры – загадки – их используют для проверки знаний, умений, находчивости. Они формируют умение рассуждать, делать выводы, развивают способность к анализу, обобщению.

       - игры – поручения – в основе лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения.

           Слайд 15

       - игры – предложения – эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами;

        - игры – беседы – в основе лежит общение педагога с детьми и детей между собой. Такие игры предъявляют требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

           Слайд 16

       Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов:

       - дидактическая задача – основной элемент дидактической игры;

       - содержание – это окружающая действительность;

       - игровые правила – основа игры;

       - игровые действия  - это самое интересное и увлекательное для детей в игре;

       - результат – подведение итогов игры.

           Слайд 17

       Дидактические игры в познавательном развитии содержат в себе большие потенциальные возможности. Они:

       - активизируют познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение);

       - воспитывают интерес и внимательность;

       - развивают все виды способностей;

       - вводят детей в жизненные ситуации;

       - учат их действовать по правилам, развивают любознательность;

       - закрепляют знания, умения.

           Слайд 18

  Таким образом,  дидактические игры выступают прекрасным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. В них дети отражают окружающую действительность, проявляют свои знания, делятся ими со сверстниками. 2 картинки

  Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.

  Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности дошкольников.

           Слайд 19

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Самоанализ Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).

Возраст: старшая группаТема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

Интерактивная дидактическая игра по познавательному развитию для детей 4-7 лет "Дидактические игры"

Участие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — одно из новых и актуальных направлений в отечественной дошкол...

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».

Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка.  Учимся играть вместе с ребенком»....