Консультация для педагогов "Развитие самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста"
консультация
Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_samokontrolya_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие самоконтроля у детей
старшего дошкольного возраста»
Выполнила
воспитатель
Масловская И.Ю.
Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.
Основными особенностями саморегуляции являются:
1. Осознанность действий – для чего, зачем надо выполнять это задание.
2. Активное включение в деятельность. С.Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.
3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.
4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.
По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9 – 10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет.
Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.
Чтобы помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, мы используем основной вид деятельности – игру. Правила игры – основной метод развития саморегуляции. Развитие саморегуляции в игре проходит по определённым этапам.
1 этап. Игры с запрещающими правилами действия.
2 этап. Игры с запрещающими правилами общения.
3 этап. Игры, сочетающие оба типа: запрещающими правилами и действия и общения.
4 этап. Детям самим предлагаем ввести новые правила.
Для формирования саморегуляции в группе необходимо создавать условие, использовать разные методы, проводить эту работу во всех режимных моментах.
Важным фактором формирования саморегуляции является принятие и выполнение ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и самим собой. С этой целью в группе введены определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и усвоить нормы и правила поведения в группе.
Таким ритуалом в группе является подготовка к занятиям. Приходя в детский сад, дети видят на доске фотографии и узнают, какие сегодня у них будут занятия, какие кружки, и что нужно им подготовить к занятиям.
Другим ритуалом является введение временного лимита на выполнение задания, на подготовку к занятию, сбору на прогулку. Иногда песочные часы делают то, что не удаётся воспитателю с помощью указаний, приказов или просьб.
Педагогической поддержкой развития способностей старших дошкольников к саморегуляции является: культивирование эмоционально насыщенной атмосферы внимательного, доброжелательного отношения к ребёнку в процессе его воспитания; овладение педагогами навыками построения игры; создание разнообразной предметной среды в группе.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому.
Чтобы понять, как именно происходит формирование эмоций у личности, необходимо вначале рассмотреть вопрос о том, что же такое эмоции человека и, в частности, ребенка.
По мере развития ребенка его поведение становится произвольным, то есть обладает способностью подчинять свои поступки целям, которые сознательно ставит перед собой. Поставив цель, следует позаботиться о том, чтобы она была эмоционально принята и приобрела для ребенка внутренний смысл. Справедливость сказанного о важности эмоционального принятия задач, поставленных взрослыми, подтверждают трудности, с которыми сталкиваются воспитатели. Основные трудности связаны вовсе не с невозможностью довести до сознания дошкольника, что следует делать и чего не следует. Главная трудность не в том, что не всегда удается добиться, чтобы эти «хорошо», «нужно», «плохо», «не нужно» приобрели для них соответствующий личностный смысл.
Таким образом, именно эмоции становятся той основой, с помощью которой ребенок ставит перед собой цели, принимает решения и выполняет какое-либо дело.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, ребенка нужно научить контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять характер. Сделать это возможно при помощи следующих игр, которые могут использоваться в режимных моментах, на физкультминутках.
С целью развития эмоциональной саморегуляции могут использоваться также игры-драматизации, игры-перевоплощения, игры-инсценировки, обязательно с участием взрослых, в которых дети самостоятельно учились управлять своими эмоциями.
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по оздоравливанию детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста. Ни шагу назад!Ни шагу на месте!А только вперед!И только все вместе!Физкультурно-оздоровительную деятельность ...
Использование дидактической игры как средства развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В статье рассмартивается вопрос необходимости коррекционно-развивающей работы по развитию навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Предлагается опыт работы по разви...
Использование игр с палочками Кюизенера для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Достаточно эффективным оказывается использование пособия "Палочки Кюиенера "в индивидуально-коррекционной работе с детьми с ЗПР для развития навыков саморегуляции и самоконтроля....
Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия
В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...
Памятка для родителей «Формирование произвольной саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста»
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками....
Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст признается в психологической и педагогической науке одним из ключевых этапов формирования личности. В этот период у детей складываются системы мотивов с их иерархией, а такж...