Семинар - практикум для воспитателей по теме «Использование пословиц и поговорок в связной речи».
материал по теме
При знакомстве детей с пословицами особое место уделяется пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_poslovits_i_pogovorok_v_svyaznoy_rechi.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для воспитателей по теме: «Использование пословиц и поговорок в связной речи».
В богатейшей сокровищнице русского устного народного творчества значительное место занимают пословицы и близкие по художественному строю и образности поговорки. Эти жанры пользовались большой популярностью в древности, а в наши дни хоть и являются актуальными, такой популярностью как раньше уже не пользуются. Но как точно и справедливо подтверждено народом, без пословиц не проживешь. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
При знакомстве детей с пословицами особое место уделяется пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в речи.
В детском саду одной из важнейших задач воспитания является речевое развитие детей, обучение их родному языку, речевому общению на специальных занятиях. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая и литературная речь взрослого. Для совершенствования речевых форм и их содержания следует научить ребенка понимать и любить русское народное творчество, поэзию.
Пословицы характеризуются емкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций. Но только в речи они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей связной речи, творческому рассказыванию.
Работа над пословицами не ограничивается только занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Они обогащают нашу речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность.
Цели занятий по пословицам:
- Обучение составлению коротких творческих рассказов по пословицам с использованием графических схем.
- Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц.
- Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.
- Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.
Практическая часть для воспитателей:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Подбирать к словам антонимы.
Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле, о правде и… (Лжи).
О труде и … (Лени).
О войне и … (Мире).
О счастье и… (Горе).
О родителях и … (Детях).
О знании, уме и … (Глупости).
О совести, чести и … (Бесчестии).
Объяснение значения пословиц по графическим рисункам
Вы уже знаете много разных пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них.
Берутся карты с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословицах (прямой смысл), называют ее и объясняют переносный смысл.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Объясни значение этой пословицы.
- Яблоко от яблони недалеко падает. Как ты её понимаешь?
- Человек без друзей, что дерево без корней. Как можно сказать по- другому?
- Каждый кулик свое болото хвалит. Про кого так говорят?
- Любишь кататься, люби и саночки возить. В каком случае так говорят?
- Двое пашут, а семеро руками машут. Что это значит?
Игра на развитие словообразования
Подумайте для кого подойдут эти пословицы? (на образование имен существительных от глаголов)
- Если человек шалит (шалун, шалунья).
- Дерется (драчун, драчунья).
- Мастерит (мастер, мастерица).
- Работает (работник, работница).
- Трудится (труженик, труженица).
- Ворчит (ворчун, ворчунья).
- Озорничает (озорник, озорница).
- Трусит (трус, трусиха).
- Ленится (лентяй, лентяйка).
Шпаргалка для воспитателей (раздаточный материал)
Нравственное качество | Пословица |
Бескорыстие | Добро не лихо, ходит тихо |
Братство | Народная дружба и братство дороже всякого богатства |
Взаимопомощь | Кто скоро помог, тот дважды помог |
Взаимовыручка | Всякая помощь хороша вовремя |
Вера | Вера и гору с места сдвинет |
Верность | Верный друг дороже денег |
Гордость | Не гордись званьем, а гордись знаньем |
Дружба | Нет друга – так ищи, а нашел – береги |
Доброта | Доброе дело, что дождь в засуху |
Единство | Один за всех, и все за одного |
Жертвенность | От добра добра не ищут |
Красота души | Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож |
Ответственность | То от беды себя спасает, кто за другого отвечает |
Умение прощать | Всякая ссора красна примиреньем |
Конкурс «Озорные буквы»
Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.
- Мы сами с ушами (усами) ш – с.
- Больше дела, меньше снов (слов) н – л.
- Не тесто красит человека, а человек тесто (место) т – м.
- Марина любит ласку, чистку, смазку (машина) р – ш.
- На ловца и дверь бежит (зверь) д –з.
- Корова на дворе – молоко на столбе (столе), лишняя б.
- Лось до добра не доведет (ложь) с – ж.
- Не речь кормит, а труд (печь) р- п.
- Лес рубят, кепки летят (щепки) к – щ.
- Двое пишут – семеро руками машут (пашут) и – а.
- Не зная броду, не суйся в моду (воду) м – в.
- Своя нога не тянет (ноша) г – ш.
- Летом тень год кормит (день) т – д.
- Машу маслом не испортишь (кашу) м – к.
- Нашла коза на камень (коса) з – с.
- Голода не бойся и по пояс мойся (холода) г – х.
- У лжи ногти коротки (ноги), лишняя т.
- Полк в овечьей шкуре (волк) п- в.
- Забота не волк – в лес не убежит (работа) з – р.
- Ни кола, ни вора (двора), не хватает д.
Конкурс «Такие старые слова»
Задание. Выбрать из двух вариантов толкования слова один верный.
- Отопки – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
- Книгочей – любитель чтения или библиотекарь?
- Вертун – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
- Катанки – санки или валенки?
- Каракуль – ценный мех или непонятная запись?
- Сирый – волк или сирота?
- Хмарь – темнота, пелена тумана или преступник?
- Тараторка – тот, кто много говорит или сорока?
- Карла – ворона или человек маленького роста?
- Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно?
Конкурс «В гостях у сказки»
Задание. Отгадать название сказки.
- Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал. (Колобок.)
- Группа террористов похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю – старой женщине. Кто был главарем этой банды и как называется сказка? (Баба Яга. Гуси-лебеди.)
- Несмотря на то, что Баба Яга, как любая женщина, скрывает, сколько ей лет, стало известно, что ее возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100.)
- У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся.)
Конкурс «Заморочки»
Задание. Узнать во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки.
- Потерялся в небольшом количестве хвойных вечно зеленых деревьев. (В трех соснах заблудился.)
- Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства. (Знает кошка, чье мясо съела.)
- Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждет возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слезных желез маленького грызуна. «Отольются кошке мышкины слезки.)
- Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган обоняния. (Комар носа не подточит.)
- Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
- В нижних конечностях истины нет. (В ногах правды нет.)
- Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла.)
- Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. (Голь на выдумку хитра.)
- Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. (Кто старое помянет – тому глаз вон.)
- Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. (Врет и глазом не моргнет.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для воспитателей " Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи"
Семинар-практикум "Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи" Цель работы логочаса: формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка. ...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ».
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ»Цель: повысить уровень компетентности педагогов в вопросах ...
Семинар-практикум для воспитателей на тему:"Использование развивающей среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича в младшей группе"
Использование развивающей среды "Фиолетовый лес"В.В.Воскобовича в младшей группе...
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"
Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...
Семинар - практикум для воспитателей по теме Использование театрализованных игр в работе с детьми
Цель: расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.Задачи:систематизиро...
Семинар-практикум для педагогов ДОО Тема: «Мнемотехника-один из способов формирования связной речи у детей с ОНР»
Цель: • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных обра...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Использование нейропсихологических приемов для развития речи»
Цель:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов...