Семинар - практикум для воспитателей по теме «Использование пословиц и поговорок в связной речи».
материал по теме

Савенко Елена Александровна

При знакомстве детей с пословицами особое место уделяется пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_poslovits_i_pogovorok_v_svyaznoy_rechi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар  - практикум для воспитателей по теме: «Использование пословиц и поговорок в связной речи».

   В богатейшей сокровищнице русского устного народного творчества значительное место занимают пословицы и близкие по художественному строю и образности поговорки. Эти жанры пользовались большой популярностью в древности, а в наши дни хоть и являются актуальными, такой популярностью как раньше уже не пользуются. Но как точно и справедливо подтверждено народом, без пословиц не проживешь. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.

При знакомстве детей с пословицами особое место уделяется пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в речи.

    В детском саду одной из важнейших задач воспитания является речевое развитие детей, обучение их родному языку, речевому общению на специальных занятиях. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая и литературная речь взрослого. Для совершенствования речевых форм и их содержания следует научить ребенка понимать и любить русское народное творчество, поэзию.

   Пословицы характеризуются емкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций. Но только в речи они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей связной речи, творческому рассказыванию.

   Работа над пословицами не ограничивается только занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Они обогащают нашу речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность.

Цели занятий по пословицам:

  • Обучение составлению коротких творческих рассказов по пословицам с использованием графических схем.
  • Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц.
  • Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.
  • Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.

Практическая часть для воспитателей:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

   Подбирать  к словам антонимы.

Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле, о правде и… (Лжи).

О труде и … (Лени).

О войне и … (Мире).

О счастье и… (Горе).

О родителях и … (Детях).

О знании, уме и … (Глупости).

О совести, чести и … (Бесчестии).

Объяснение значения  пословиц по графическим рисункам

   Вы уже знаете много разных пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них.

   Берутся карты с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословицах (прямой смысл), называют ее и объясняют переносный смысл.

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Объясни значение этой пословицы.
  • Яблоко от яблони недалеко падает. Как ты её понимаешь?
  • Человек без друзей, что дерево без корней. Как можно сказать по- другому?
  • Каждый кулик свое болото хвалит. Про кого так говорят?
  • Любишь кататься, люби и саночки возить. В каком случае так говорят?
  • Двое пашут, а семеро руками машут. Что это значит?

Игра на развитие словообразования

Подумайте для кого подойдут эти пословицы? (на образование имен существительных от глаголов)

  • Если человек шалит (шалун, шалунья).
  • Дерется (драчун, драчунья).
  • Мастерит (мастер, мастерица).
  • Работает (работник, работница).
  • Трудится (труженик, труженица).
  • Ворчит (ворчун, ворчунья).
  • Озорничает (озорник, озорница).
  • Трусит (трус, трусиха).
  • Ленится (лентяй, лентяйка).

Шпаргалка для воспитателей (раздаточный материал)

Нравственное качество

Пословица

Бескорыстие  

Добро не лихо, ходит тихо

Братство

Народная дружба и братство дороже всякого богатства

Взаимопомощь

Кто скоро помог, тот дважды помог

Взаимовыручка

Всякая помощь хороша вовремя

Вера

Вера и гору с места сдвинет

Верность

Верный друг дороже денег

Гордость

Не гордись званьем, а гордись знаньем

Дружба

Нет друга – так ищи, а нашел – береги

Доброта

Доброе дело, что дождь в засуху

Единство

Один за всех, и все за одного

Жертвенность

От добра добра не ищут

Красота души

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

Ответственность

То от беды себя спасает, кто за другого отвечает

Умение прощать

Всякая ссора красна примиреньем

Конкурс «Озорные буквы»

Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

  1. Мы сами с ушами (усами) ш – с.
  2. Больше дела, меньше снов (слов) н – л.
  3. Не тесто красит человека, а человек тесто (место) т – м.
  4. Марина любит ласку, чистку, смазку (машина) р – ш.
  5. На ловца и дверь бежит (зверь) д –з.
  6. Корова на дворе – молоко на столбе (столе), лишняя б.
  7. Лось до добра не доведет (ложь) с – ж.
  8. Не речь кормит, а труд (печь) р- п.
  9. Лес рубят, кепки летят (щепки) к – щ.
  10.  Двое пишут – семеро руками машут (пашут) и – а.
  11.  Не зная броду, не суйся в моду (воду) м – в.
  12.  Своя нога не тянет (ноша) г – ш.
  13.  Летом тень год кормит (день) т – д.
  14.  Машу маслом не испортишь (кашу) м – к.
  15. Нашла коза на камень (коса) з – с.
  16.  Голода не бойся и по пояс мойся (холода) г – х.
  17.  У лжи ногти коротки (ноги), лишняя т.
  18.  Полк в овечьей шкуре (волк) п- в.
  19.  Забота не волк –  в лес не убежит (работа) з – р.
  20.  Ни кола, ни вора (двора), не хватает д.

Конкурс «Такие старые слова»

Задание. Выбрать из двух вариантов толкования слова один  верный.

  • Отопки – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
  • Книгочей – любитель чтения или библиотекарь?
  • Вертун – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
  • Катанки – санки или валенки?
  • Каракуль – ценный мех или непонятная запись?
  • Сирый – волк или сирота?
  • Хмарь – темнота, пелена тумана или преступник?
  • Тараторка – тот, кто много говорит или сорока?
  • Карла – ворона или человек маленького роста?
  • Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно?

Конкурс «В гостях у сказки»

Задание. Отгадать название сказки.

  1. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал. (Колобок.)
  2. Группа террористов похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю – старой женщине. Кто был главарем этой банды и как называется сказка? (Баба Яга. Гуси-лебеди.)
  3. Несмотря на то, что Баба Яга, как любая женщина, скрывает, сколько ей лет, стало известно, что ее возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100.)
  4. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся.)

Конкурс «Заморочки»

Задание. Узнать во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки.

  • Потерялся в небольшом количестве хвойных вечно зеленых деревьев. (В трех соснах заблудился.)
  • Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства. (Знает кошка, чье мясо съела.)
  • Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждет возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слезных желез маленького грызуна. «Отольются кошке мышкины слезки.)
  • Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган обоняния. (Комар носа не подточит.)
  • Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
  • В нижних конечностях истины нет. (В ногах правды нет.)
  • Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла.)
  • Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. (Голь на выдумку хитра.)
  • Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. (Кто старое помянет – тому глаз вон.)
  • Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. (Врет и глазом не моргнет.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для воспитателей " Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи"

Семинар-практикум "Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи"  Цель работы логочаса: формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка. ...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ».

Семинар-практикум  для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ»Цель: повысить уровень компетентности педагогов в вопросах ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...

Семинар - практикум для воспитателей по теме Использование театрализованных игр в работе с детьми

Цель: расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.Задачи:систематизиро...

Семинар-практикум для педагогов ДОО Тема: «Мнемотехника-один из способов формирования связной речи у детей с ОНР»

Цель: • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных обра...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Использование нейропсихологических приемов для развития речи»

Цель:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов...