«Создание внегруппового пространства в ДОУ как ресурс для развития дошкольников и самореализации педагогов»
проект

Одним из факторов, влияющих на качество образования является создание в дошкольной организации образовательного пространства. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, оно должно стимулировать детскую активность, инициативу и самостоятельность, создавать условия для активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как спроектировать развитие своего учреждения, где содержание среды, в которой находится ребенок, будет насыщенным и вариативным и позволит развивать ребенка в самых разных направлениях? Понимая всю важность этой проблемы, проанализировав возможности пространства ДОУ, просторные и широкие коридоры, которые соответствуют современным требованиям, мы посчитали актуальным создание внегруппового пространства. Под «внегрупповым пространством» мы понимает специально созданные образовательные площадки, представленные вне групп ДОУ, которые включают в себя определенное оборудование, игры, развивающие пособия согласно выбранной области познания, побуждающие детей к развитию и активному общению и взаимодействию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_vnegruppovogo_prostranstva_v_dou.docx342.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Сибирячок»  города  Лесосибирска»

«Создание внегруппового пространства в ДОУ как ресурс для развития дошкольников и самореализации педагогов»

               C:\Users\User\Desktop\Конкурсы, фестивали\Лучших практик родитель просв\фото к статье на конкурс\крепкая семья сильная россии.jpg

Петрова Ольга Васильевна,

Старший воспитатель

Высшей квалификационной категории

г. Лесоссибирск, 2022г.

Одним из факторов, влияющих на качество образования является создание в дошкольной организации образовательного пространства. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, оно должно стимулировать детскую активность, инициативу и самостоятельность, создавать условия для активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Как спроектировать развитие своего учреждения, где содержание среды, в которой находится ребенок, будет насыщенным и вариативным и позволит развивать ребенка в самых разных направлениях?

Понимая всю важность этой проблемы, проанализировав возможности пространства ДОУ, просторные и широкие коридоры, которые соответствуют современным требованиям, мы посчитали актуальным создание внегруппового пространства.

Под «внегрупповым пространством» мы понимает специально созданные образовательные площадки, представленные вне групп ДОУ, которые включают в себя определенное оборудование, игры, развивающие пособия согласно выбранной области познания, побуждающие детей к развитию и активному общению и взаимодействию.

Цель: создание модели внегруппового пространства, направленной на обновление содержания образовательного процесса, способствующего повышению качества дошкольного образования

Пути реализации:

  • максимальное использование возможности здания МБДОУ для расширения образовательного пространства дошкольников;
  • обеспечение внегруппового пространства соответствующим оборудованием, пособиями, предметами;
  • для развития коммуникативных навыков детей, любознательности, познавательной мотивации, творческой активности и реализации собственных планов и замыслов, включать (мастер-классы; квесты; детско-детские, детско-взрослые проекты; творческие мастерские, выставки-презентации и т.д.);
  • поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в поиске и освоении новых педагогических идей во внегрупповом пространстве;
  • обеспечение сотрудничества педагогов с родителями (законными представителями) для создания комфортной, насыщенной внегрупповой среды МБДОУ и выработка общих подходов к ее освоению детьми;
  • расширение сферы взаимодействия детского сада с социальными партнерами (библиотека, музей), с целью обогащения внегруппового пространства и повышения качества образовательного процесса

Современная образовательная среда решает задачи не только обучения ребенка, но и профессионального развития педагога.

Для создания внегрупповых площадок необходимо было создать творческие малые группы (ТМГ) по направлениям, обеспечить методическое сопровождение педагогов. Сделать так, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса. В каждой группе по направлениям из числа педагогов определялся ответственный, обладающих умением анализировать, обобщать, проектировать, распределять обязанности внутри группы.

Основная задача ТМГ - это обеспечение качества образования, отработка и внедрение новых форм работы, технологий во внегрупповом пространстве, профессиональное общение, обмен опытом, выработка единых требований, критериев к оценке результатов образовательной деятельности.

Наделение членов творческих малых групп функциями по определенному направлению деятельности, дает возможность каждому участнику группы попробовать свои силы в качестве организатора и исполнителя, и посмотреть на происходящее с разных позиций.

Руководители ТМГ:

- совместно со страшим воспитателем разрабатывают проект по созданию и внедрению внегрупповых пространств по направлениям;

- предлагают варианты активного участия каждого в работе группы;

- осуществляют деятельность по плану;

- анализируют предложения и вносят их на обсуждение ТМГ;

- обсуждают проведение совместных мероприятий во внегрупповом пространстве;

- апробируют педагогические идеи членов ТМГ;

- обобщают и систематизируют материалы;

- оказывают консультативную и методическую помощь педагогам по вопросам организации деятельности во внегрупповом пространстве;

- помогают в обработке и редактировании методических разработок; 

- формируют в методическом кабинете подборку материалов по итогам проведенных мероприятий;

- подводят итоги, представляют отчеты ТМГ о проделанной работе.

Результатом работы является:

- умение работать в команде;

- брать на себя ответственность, инициативу;

- творчески подходить к образовательному процессу;

- способность к рефлексии;

- мотивация в повышении соей профессиональной компетенции;

- продемонстрировать свои педагогические находки и достижения;

- накопление  методического и практического материала;

- качественное обновление воспитательно-образовательного процесса.

При создании образовательных площадок во  внегрупповом пространстве, мы сделали акцент именно на детство. Именно в детстве дети открывают для себя что-то новое, неизвестное, порой непонятное, но очень интересное. Каждый день приносит много эмоций, новых ощущений, знаний, это свобода выбора деятельности, общения, взаимодействия.

С педагогической точки зрения, детство рассматривалось в трудах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Е.А. Дегтярева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова. По мнению представителей данного подхода, детство представляет собой воспитательное и образовательное пространство, в которое погружены дети.

Ключевая установка стандарта - это поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, через создание условий с целью развития каждого ребенка.

Обсуждая на этапе планирования, мы посчитали, чтобы детство было поистине разнообразным и насыщенным мы выделили следующие образовательные пространства.

Невозможно представить детство без сюрпризов, любимых игрушек и игр, поэтому пространство «Счастливое детство» - направленно на создание благоприятной доброжелательной атмосферы в группе сверстников, положительного эмоционального фона, через: народные игры; игры-забавы; игры на преодоление негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения, релаксацию; развитие эмпатии у детей и другие. Здесь можно пускать мыльные пузыри, с помощью карусели совершить путешествие в мир разнообразных игр, загадок, запустить солнечного зайчика, поиграть с заводными игрушками, посоревноваться с ними, найти домик для каждой игрушки, в волшебный мешочек для друзей и близких оставить добрые пожелания.

Дошкольный возраст это время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, приобщение ребенка к миру человеческих ценностей, благоприятный период  для развития основ нравственности, духовности, общих основ культуры. Поэтому в пространстве «Культурное детство», «Талантливое детство» - особое значение придаем развитию познавательного интереса дошкольников к изучению родного города, его истории, достопримечательностей; уважение к своей семье, малой родине, толерантное отношение к народам других национальностей; приобщение к традициям, культуре, народным промыслам.

Пространство включает в себя – стену, оформленную в стиле четырех времен года с животным и растительным миром Красноярского края; на противоположной стороне стена оформлена с элементами города, на которой расположена магнитная карта Сибири, «Стена творчества» с досками разной по структуре поверхности (маркерно-магнитная, грифельная, из оргстекла); библиотечка «Почемучка» (включающая энциклопедии, познавательную литературу, которая служит для переносных выставок художественной и познавательной литературы с библиотеки им. Горького); пуфики для хранения материалов для творчества, дидактических игр, пособий.

Современный дошкольник постоянно находиться в потоках разнообразной информации, стремиться путем исследований, экспериментов проверить все то, что узнал из детских передач, книг, мультфильмов. Инициативность дошкольника связана с любознательностью, изобретательностью, пытливостью, поэтому в образовательном пространстве «Любознательное детство» - можно решать простейшие математические задачи, головоломки, ребусы, играть в шахматы и шашки, заниматься конструктивно-модельной деятельностью, порассуждать почему шашки и лего-конструктор держится на стене? Данное пространство способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей, формируют абстрактное мышление и логику, совершенствуют внимание, память и речь.

«Предприимчивое детство» - эта пространство выбрано неслучайно, так как позволяет внедрить раннюю профориентацию в образовательный процесс более доступным и понятным для детей способом. Играя, в непринужденной обстановке самостоятельно, либо с родителями или педагогом, ребенок попадает в разнообразный мир профессий. Данная образовательная площадка была разработана таким образом, чтобы у детей могла развиваться предприимчивость, т.е. деловая активность, инициативность, способность к начинанию и осуществлению дела, приносящего успех.

На данной площадке дети знакомятся с разнообразием профессий предприятий родного города, познают азы финансовой грамотности. Через «погружение» в практические ситуации: профориентационные минутки «В мире профессий»; «профессиональные мини-пробы», дети включаются в профессиональную деятельность и пробуют себя в роли: экскурсовода, аниматора, художника – оформителя и дизайнера; разработка рекламы, презентация профессии, продукта деятельности.

Форм работы: тематические занятия; квест-игры; дидактические игры и задания, игровые упражнения; познавательная практическая деятельность; общение (развивающие ситуации, рассказы, игровой тренинг, создание проблемных игровых ситуаций и т.д.); выставки, турниры, соревнования.

Нами было определено, что проектирование внегруппового пространства мы будем осуществлять с соблюдением определенных требований:

1. Все материалы, оборудование, осуществляющие основное содержание образовательного пространства должны быть изготовлены качественно, эстетично, многофункционально.

2. Каждое образовательное пространство должно является открытым, свободным, находиться в доступном и интерактивном состоянии и предлагать ребёнку разные возможности для разворачивания своей активности.

3. Соблюдение правил (поведения, взаимодействия, безопасности и т. д.) выработанные совместно с детьми.

4. Все пространства являются взаимосвязанными и взаимопроникающими.

5. Образовательное пространство обусловлено активностью и самих воспитанников, которые под руководством педагогов будут насыщать развивающую среду новыми элементами.

6. В каждой внегрупповой площадке, обязательно наличие выставочного пространства (полок, магнитных досок) для размещения продуктов детской деятельности.

7. Внегрупповое пространство должно способствовать активным коммуникациям и общению между разными группами: воспитанников, педагогов и родителей.

Основные принципы организации образовательной деятельности во внегрупповом пространстве:

  • доступность изучаемого материала;
  • системность, последовательность проведения занятий;
  • проблемно-ситуативный характер заданий;
  • вариативно-деференцированное содержание заданий;
  • предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы;
  • партнерская деятельность взрослого и детей;
  • работа фронтально, в группах, парах, индивидуально.

Возможности использования внегруппового пространства:

1. По плану работы творческих групп.  Созданы творческие группы, которые закреплены за образовательными площадками по направлениям, состав утвержден на педагогическом совете. Каждая площадка разрабатывает свой план работы, в который включают деятельность, с детьми, педагогами, родителями (конкурсы, выставки, турниры, развлечения, викторины).

2. Чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режиме каждой из возрастных групп. Внегрупповое пространство не статично, а напротив динамично и ситуативно: воспитатели могут модифицировать в зависимости от той темы, которая актуальна на данный момент.

4. Использование образовательных пространств при проведении праздников, которые носят не только развлекательный характер, но познавательный (мастер-классы, выставки, конкурсы).

4. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в условиях внегруппового пространства.

5. Внегрупповое пространство предполагает активное взаимодействие с семьями воспитанников (по плану творческих групп, по собственному усмотрению исходя из интересов детей).

 Оповещение о предстоящем мероприятиях родителям (законным представителям)

в форме:

- письма-приглашения, афиши;

- пригласительных билетов;

- рекламы или информационного письма: кто приглашает, куда, когда и где произойдет;

- родительские чаты.

6. Привлечение социальных партнеров к проведению совместных мероприятий, использование ресурсов.

Такая образом созданные образовательные пространства позволяют дошкольникам переключиться с деятельности в групповом пространстве на активность в коридорах учреждения, выбрать интересные для себя занятия, чередовать их, педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.  Родителям позволяет вместе с детьми увлекательно и познавательно провести время.

Поэтому внегрупповое пространство можно назвать местом активного взаимодействия, оно получилось ярким и функциональным.

В перспективе:

  1. Разработка методических рекомендаций  по использованию внегрупповых пространств (для педагогов, родителей законных представителей).
  2. Построение новой педагогической формы образовательного процесса в соответствии с образовательной программой.
  3. Разработать критерии для определения эффективности деятельности во внегрупповом пространстве.

п/п

Мероприятия

(задача)

Предполагаемый

результат

Срок

реализации

Ответственные

1.

Обучающий семинар: «Моделирование образовательного пространства как условие самореализации ребенка».

- повышение профессионального уровня педагогов в вопросах организации образовательного пространства.

2021- 2022г.

старший воспитатель,

воспитатели

2.

Изучение научно-методической литературы, интернет сайтов, организации образовательного пространства холлов ДОУ.

- самообразование, обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности.

2021-2022г.

старший воспитатель,

воспитатели

3.

Создание творческих групп по направлениям, для разработки дизайна и организации деятельности в образовательных пространствах ДОУ.

- разработка проектов по созданию и реализации образовательных пространств холлов ДОУ по направлениям:

«Счастливое детство»; «Культурное детство»; «Талантливое детство»; «Любознательное детство»; «Предприимчивое детство».

2021г.-2023г.

старший воспитатель,

воспитатели

4.

Информирование родителей (законных представителей) о создании образовательных пространств в холлах ДОУ, через родительские собрания, чаты, наглядную агитацию.

-информированность родителей о проектировании образовательного пространства;

- привлечение родителей (законных представителей) по созданию образовательных пространств.

2022г.

старший воспитатель,

воспитатели

5.

Установление контактов с организациями и социальными партнерами.

- разработка планов сотрудничества, установление основных направлений деятельности во внегрупповом пространстве.

2022г.

старший воспитатель 

6.

Определение объемов расходов на реализацию проекта.

- корректировка сметы.

2022г.-2023г.

заведующий

7.

Материальное поощрение и стимулирование, сотрудников, участвующих в проекте.

- мотивирование педагогов.

2022г.-2026г.

заведующий

8.

Изготовление, приобретение атрибутов, пособий, дидактических игр для организации деятельности в образовательных пространствах.

- организация дизайнерских работ;

- оформление образовательных пространств по направлениям;

- оснащение образовательных пространств.

2021г.-2023г.

заведующий, старший воспитатель,

воспитатели

9.

Апробирование модели организации образовательного пространства в режиме дня МБДОУ.

- внедрение в практику новых подходов по организации образовательного процесса с дошкольниками с использованием внегруппового пространства;

- повышения качества образовательного процесса.

2022-2023г.

старший воспитатель,

воспитатели

10.

Проведение мониторинговых мероприятий (анкетирование педагогов, родителей, представление продуктов проекта).

- анализ деятельности, перспектив развития.

2023г.-2024г.

старший воспитатель,

воспитатели

11.

Обобщение опыта работы по организации образовательного пространства.

- популяризация опыта перед педагогическим сообществом.

2023г.-2024г.

старший воспитатель,

воспитатели

Ожидаемые результаты:

ДОУ:

- создание развивающего внегруппового образовательного пространства направленного на повышение качества образовательного процесса;

- оснащение образовательных пространств в соответствии со спецификой деятельности;

- обобщение и популяризация управленческого опыта по данной теме в педагогическом сообществе;

- создание положительного имиджа дошкольного учреждения, повышение его конкурентоспособности.

Воспитанников:

- удовлетворение потребностей и интересов детей в разных видах детской деятельности;

- свободный выбор игр, материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

- развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Педагогов:

- внедрение педагогиками в практику новых подходов к планированию и использованию внегрупповго пространства, способствующих всестороннему развитию дошкольников;

- выдвижение инициатив, творческого подхода педагогов по созданию внегрупповой развивающей среды;

- накопление методического и практического материала по организации деятельности в образовательных пространствах.

Родителей:

- 50% включенность родителей в различные формы совместной деятельности (оснащение внегрупповых пространств, акции, конкурсы и т.д.), занимают позицию партнеров, экспертов, консультантов;

- 80% удовлетворены качеством образования воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Создание образовательной среды для реализации задач художественно – эстетического развития дошкольников в ДОО»

Данная презентация раскрывает особенности созданной в МАДОУ системы работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создание усл...

Создание комнаты психологической разгрузки в ДОУ для полноценного развития дошкольника «Волшебная страна»

Цель создания сенсорной комнаты: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей...

Создание анимационных фильмов как один из приёмов речевого развития дошкольников.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ре...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства  группы детского сада по физическому развитию дошкольников»....

Статья на тему: Создание эмоционально-развивающей среды – приоритетное направление социально – коммуникативного развития дошкольников

эмоционально-развивающую среда как направление социально – коммуникативного развития ребенка раннего возраста....